В магазин за продуктами
Конспект индивидуального, интегрированного урока, для детей с умственной отсталостью, где происходит слияние учебного материала двух дисциплин: «Основы социального мира» и «Изобразительной деятельности».
Тип урока: повторение пройденного материала.
Целевая аудитория: младшие школьники.
Цель: актуализация знаний обучающихся по теме «Продукты», «Транспорт».
Задачи:
Коррекционно-образовательные: создать условия для упражнения в классификации продуктов питания, используя свои знания о сырье, из которого они изготовлены; актуализировать знания об инфраструктуре города и о правилах дорожного движения.
Коррекционно-развивающие: развивать мышление, использовать в речи обобщающие понятия; развивать восприятие цвета, формы, размера, мелкую и общую моторику
Коррекционно-воспитательные: воспитывать желание с заботой и вниманием относиться к своим близким и друзьям, стремиться к взаимовыручке.
Оборудование: видеообращение, карточки с изображением продуктов питания: йогурт, молоко, сыр, масло, кефир, творог, тесто, печенье, торт, бублик, батон, пирог, мясо, колбаса, сосиска, сардельки, плоскостные изображения корзин 3 шт. (красная, желтая, белая), кукла – заяц, интерактивная доска.
Ход урока.
Организационный момент.
(Звучит музыка из мультфильма « Трое из Простоквашино.»)
Педагог: мы сегодня поиграем в игру « В магазин за продуктами».
Магазин, в котором продают продукты как называется?
Ученик: продуктовый.
Основная часть.
( На экране компьютера герои мультфильма «Трое из Простоквашино»: кот Матроскин, пес Шарик, д. Федор).
Педагог: ты узнаешь этих героев? Они прислали видеообращение, давай послушаем.
(Кот Матроскин жалуется, что у них в деревне закрыли продуктовый магазин, и продукты купить негде). Как можно помочь нашим героям? Сходить в магазин, купить продукты и отвезти им.
Задание « Кому что по вкусу? Обучающемуся предлагаются три карточки с изображением продуктов:1.молочные, 2.мясные, 3.хлебо-булочные.
Педагог: что же больше всего на свете любит кот Матроскин?(молоко). Как ты думаешь, откуда берется молоко? (Молоко дает корова, коза)
А какие продукты изготавливают из молока? (Йогурт, кефир, ряженка, сметана, творог, мороженное, масло)
А как, одним словом можно назвать все перечисленные продукты? (Молочные)
Ты любишь молочные продукты? Давай назовем их ласково.
Дидактическая игра «Скажи ласково»:
Масло – маслице. Творог - творожок
Сыр – сырок. Молоко - молочко
Сметана – сметанка. Каша – кашка
Кефир – кефирчик. Ряженка – ряженочка
Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи».
Педагог: предлагаю еще одну интересную игру. Я бросаю тебе мяч и начинаю предложение, а ты его заканчиваешь, а затем повторяешь его полностью.
Кефир кислый, а йогурт … (сладкий)
Сыр твердый, а масло (мягкое)
Молоко жидкое, а сметана (густая)
Сыр отрезают, а ряженку (наливают)
Молоко пьют, а творог (кушают)
Сыр кладут на бутерброд, а сметану (в борщ, в творог)
Мороженное в тепле тает, а молоко (прокисает)
Сыр пористый, а творог (рассыпчатый)
Педагог: а что получится, если в кастрюлю налить молоко и добавить какой-нибудь крупы, а затем поставить нашу кастрюлю на плиту, не забывая все это помешивать. (Ответ ребенка)
Педагог: конечно же, вкусная и полезная – каша!
Пальчиковая гимнастика «Каша».
Каша вкусной была, | ( Облизываем широким языком верхнюю губу.) |
К нам в тарелочку пришла. | («Идут» пальчиками по столу.) |
Всех друзей угостим, | (В правой ладошке «мешают» указа тельным пальцем левой руки.) |
По тарелочке дадим. Птичке – невеличке, Зайцу и лисичке, Кошке и матрешке | (Загибают по одному пальчику на обеих руках. |
Всем дадим по ложке! | (Разжимают кулачки) |
Педагог: какие продукты предпочитает Шарик?(мясо). Отгадай загадку и узнаешь что любит д.Федор
Достают Его из печки,
Ждут ребята этой встречи.
Вкусный, с корочкой горячей!
Получился Он удачным -
Из печи достали в срок
Замечательный ... .(ПИРОГ)
А д.Федор любит сладкий пирог.
Педагог: отправляемся в магазин.
(Идут под музыку, на пути – дорога). Как правильно перейти дорогу?
Ученик: дорогу переходят через пешеходный переход на зеленый цвет светофора.
( Подходят к зданию, на нем вывеска «Продуктовый магазин», в магазине три полки с вывесками молочных, мясных и хлебо - булочных продуктов).
Продавец (кукла-заяц): мышка бежала, хвостиком махнула, и все продукты перемешала, помогите разложить продукты на свои полки.
(Карточки с изображением продуктов, обучающийся раскладывает на свои полки, и дает пояснения).
Продавец благодарит обучающегося и в знак благодарности предлагает взять продукты в подарок.
Педагог: продукты будем складывать в продуктовые корзины.
(Три корзины разного цвета: белая, красная и коричневая).
Педагог: сложи продукты в корзины. Какие бы продукты ты сложил в белую корзину, красную и коричневую корзины?
Ученик: в белую корзину положу молочные продукты – под цвет молока. Мясные – в красную, а пирог – в коричневую.
( Обучающийся выбирает и раскладывает картинки с изображением разных продуктов в продуктовые корзины).
Педагог: продукты приобрели, отправляемся в деревню «Простоквашино», пешком не доберешься, нужен транспорт и я предлагаю собрать машину самостоятельно.
Задание «Машина из геометрических фигур». Обучающийся получает образец машины из геометрических фигур, которую нужно собрать в увеличенном виде и назвать все фигуры.
Педагог: грузовая машина, которую мы собрали относится к наземному или воздушному транспорту? Почему ты так думаешь?
Ученик: грузовая машина – это наземный транспорт, так как она ездит по земле.
Педагог: я сажусь за руль (берет в руки руль) и мы отправляемся к нашим друзьям.
(На интерактивной доске изображены: кот Матроскин, пес Шарик, д. Федор, и корзины с продуктами).
Педагог: давай раздадим подарки нашим друзьям.
Задание «Подарки для друзей». На интерактивной доске обучающийся передвигает корзины: белую – коту Матроскину, красную – псу Шарику, коричневую – д. Федору.
Педагог: наши друзья благодарят тебя и дарят тебе сладкий подарок – конфеты, которые ему прислала мама.
Рефлексия.
Что тебе запомнилось? Что было интересного на уроке?
Как ты думаешь, мы поступили, как настоящие друзья?
Литература:
Груздова И.В., Кузнецова С.В., Котова Е.В., Романова Т.А., Настольная книга воспитателя и методиста детского сада.- Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2010. – 377с.
Широкова Г.А., Жадько Е.Г., Практикум для детского психолога. – Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2005. – 320с.
Таран В.Т., Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ. – Санкт-Петербург, издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 336с.
Дмитриева В.Г. 100 лучших пальчиковых игр. – Москва, издательство «Аст»,2018. – 47с.