СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В мастерской художника слова. Крылов и его басни

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В мастерской художника слова. Крылов и его басни

Просмотр содержимого документа
«В мастерской художника слова. Крылов и его басни»

Итоговый урок по басням И.А.Крылова в 5 классе

«В мастерской художника слова. Крылов и его басни».

Цель: Расширить круг знаний о Крылове как о мастере слова;

продолжить формирование навыков работы с текстом.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.
Технология: технология «Обучение в сотрудничестве», метод проекта.
Форма урока: групповая, коллективная, индивидуальная.

Оборудование :

- иллюстрации к басням;

- «путеводители» с заданиями для работы в группах;

- кроссворд - презентация.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Эмоциональный настрой на восприятие : инсценировки басен Крылова ( работа в группах): 1группа- басня «Квартет», 2 группа – «Стрекоза и муравей», 3 группа- «Кот и повар».

II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Слово учителя: Стрекоза и Муравей, Волк, Ягненок, Кот …- басенные герои, иносказательные образы. А легко ли их создать? Что должен для этого знать создатель?

Ребята в группах обсуждают вопросы учителя, выдвигают версии (Писатель должен знать жизнь, прекрасно владеть словом).

Учитель акцентирует внимание в ответах учащихся на то, что слово - главное, что есть у писателя, его оружие.

III. Формулировка проблемы.

Учитель: Предлагаю вам, ребята, посмотреть, как работает слово у Крылова. А для этого отправимся в мастерскую баснописца, в мастерскую художника слова. Сегодня в ней три басни: «Волк и ягненок», «Волк и журавль», «Волк на псарне».

Художественное чтение басен ( групповая работа).

Учитель обращает внимание учащихся на то, что во всех баснях один из главных образов - Волк.

IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Вопрос: Какой человек скрывается за образом Волка? (Обсуждение в группах). Нам важно выяснить, как Крылов смог создать художественный образ, какие слова отбирал для создания портрета героя?

Создание мини - проектов.

У каждой группы свое задание , сформулированное в «путеводителе». Старший группы организует работу с учетом того, что члены группы не только должны принять участие в обсуждении, но и подготовить материал для тематического словаря (данная таблица заполняется членами каждой группы в процессе работы над проектами).

№ группы

Тематический словарь

Знаю слова- понятия

Внимателен к слову писателя

Пополняю свой лексикон

1 группа

«Волк и ягненок»




2 группа

«Волк и журавль»




3 группа

Волк на псарне»






V. Построение проекта .



1 путеводитель (1 группа):

Речь волка:

- Чем отличается речь Волка в данных баснях?

- Какие слова преобладают в речи Волка?

- Что в речи Волка выдает его волчью натуру?

- В каком бы тоне вы стали читать слова Волка?

2 путеводитель (2 группа):

Слова автора:

- Найдите глаголы, характеризующие поведение и поступки волка. Что общего между всеми этими глаголами?

- Какие ещё слова, кроме глаголов, передают авторское отношение к Волку?

- Понаблюдайте за речью Ягненка. Какие слова он употребляет? Как они звучат?

3 путеводитель (3 группа):

- Найдите в басне «Волк и ягненок» синоним к слову бегал. Как найденное слово характеризует Волка?

- Перечитайте сцену переполоха в басне «Волк на псарне». Найдите глаголы и докажите, что с помощью них характеризуется Волк.

- Найдите в басне «Волк и журавль» глаголы, характеризующие поведение и поступки Волк. Что общего между этими глаголами?

- Крылова называют мастером портретной живописи. Согласны вы с этим мнением? Если да, то приведите примеры из текста.

Работа над проектами , ребята делятся своими наблюдениями.

VI. Выводы. Итоги наблюдений.

Проблемный вопрос: Как работает И.А.Крылов над словом?

Варианты ответов:

- автор тщательно отбирает лексику;

- использует простые слова, но богатые лексическими оттенками;

- большую роль играют выразительные слова (экспрессивная лексика);

- автор подбирает нужные интонации.

От каждой группы выступает один ученик , дает словесный портрет Волка.

VII. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Стилистическая игра.

Учитель: Мы говорили о точности и выразительности языка великого баснописца, о богатстве лексических оттенков слова. Вот и определите, какое слово пропущено в цитатах из басни Крылова «Волк и Кот». Ввожу в ситуацию( краткое содержание начала басни).

« Волк рад бы в первые тут ___________ ворота (прыгнуть, шмыгнуть, юркнуть);

«Вот видит Волк мой на заборе Кота

И ______: «Васенька, мой друг…» (просит, молвит, молит);

«Сказал тут Васька Волку:

«Что вижу, кум: Ты всем в деревне ___________( насолил, навредил, надоел).

VIII. Домашняя работа (по выбору):

- Письменная литературная зарисовка. Её герои Волк и Заяц, и между ними царят мир и гармония;

- Кроссворд «Басни И.А.Крылова».

IX. Рефлексия.

- Расскажите, о чем мы узнали сегодня на уроке, побывав в мастерской великого русского баснописца И.А.Крылова? (Возможные варианты ответов: Внимание к басенному слову помогло нам правильно оценить поступки героев, правильно прочитать басню, научило быть внимательным к собственным высказываниям, проявить свои творческие способности).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!