СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В мире русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие "В мире русского языка" для 3 класса.

Просмотр содержимого документа
«В мире русского языка»

Внеклассное мероприятие по русскому языку

"В мире русского языка"  ( 3 класс)

Цель: обобщение и систематизация знаний по русскому языку. Задачи: 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка. 2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка. 3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса

Оборудование занятия: Презентация к турниру, словарные слова на доску, названия команд, кружочки для отметки своего настроения, ребусы в картинках, высказывания о знаниях и о русском языке.

Условия проведения: три команды по 5 человек.

  Команды: “Грамотеи”, «Руссоведы», «Знатоки». (Ученики заранее готовят названия команд для учащихся и девизы).        

    В течение игры команды за правильный получают баллы (у кого больше – победитель).

Ход мероприятия

Учитель:

- Главный гость нашей игры сегодня – его величество русский язык. Наш родной язык – русский. По мнению М.В. Ломоносова, нашему языку присуще «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского». А.С. Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими», знать свой язык обязан каждый человек!

- Давайте посмотрим, какими знатоками родного языка вы являетесь и как им владеете?

- Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком.

- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Он пройдет в форме урока- игры, состоящей из шести этапов.  Но мы должны выбрать 3 команды с каждого ряда. А выбирать вы будете сами (дети каждого ряда выбирают команду из 5 человек).

- В ходе игры я буду разъяснять условия каждого этапа. За каждый правильный ответ будут присуждаться баллы.

-Теперь я представлю команды. (Учитель называет команды, участники встают.)

-И ещё, ребята, давайте определим, с каким настроением вы пришли на мероприятие?  Определите свое внутреннее состояние, выбрав соответствующий рисунок. (Ребятам раздаются кружки из бумаги, на которых они отмечают своё настроение и показывают жюри)

(оформление на доске)

1. «Разминочный»

Вопросы задаются каждой команде по очереди.

За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.

1.Как называются звуки, состоящие только из голоса? (гласные)

2.Есть ли буква “фэ” в русском алфавите? (нет)

3.Что ставится перед союзом А? (запятая)

1.Как каплю превратить в цаплю? (поменять 1-ю букву)

2.Часть слова между корнем и окончанием (суффикс)

3.Назовите главные члены предложения (подлежащее и сказуемое)

1. Как проверить безударную гласную в корне слова?

2. Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

3. Сколько пар согласных по звонкости – глухости?                

2. Задание командам.

Определить, какой звук является общим для всех слов.

МЕТРО, МЯТЛИК, МЯСО, РЕМЕНЬ. [м']

СТОН, НОС, ПЛАН, ПОКЛОН. [н]

ПОХОД, ХАНДРА, ХУДОБА, ВЕРХУШКА. [х]

ЧУШЬ, ЧАСЫ, ПЕЧЬ, ЧЕРВЬ. [ч']

ЧАЩА, ПРИЩЕПКА, ЩЕЛЬ, КАЩЕЙ. [щ']

ВЕНИК, ПРИВЕТ, СВЯТОЙ, КОВЕР. [в']

ЭФИР, ФИНАЛ, ФЕРМА, ФЕДЯ. [ф']

ЛУК, ЛАВКА, ЛЫЖИ, СТОЛЫ. [л]

СИНИЙ, НЕВА, НЯНЯ, НЕРЕСТ. [н']

КАКТУС, КРАН, СУКНО, КРАЖА. [к]

За правильный ответ  - 1 балл.

3.  Задание командам

Слова, слова, слова,
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно.

Что такое ЛЕКСИКА?

          -  Это все слова, которые есть в русском языке. Толковый словарь Ожегова насчитывает более 85 тысяч слов, а «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля около 50 тысяч слов. По исследованиям учёных мы знаем и употребляем в речи всего только несколько тысяч слов. Как много слов ещё нам с вами предстоит узнать, запомнить и начать употреблять их в своей речи.

            -  Ребята, как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту, и ко времени. “Хромое слово – кривая речь” – гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или услышанное, чтобы речь была красивой и выразительной, надо знать толкование слов, выражений, постоянно расширять свой запас слов.

Очень часто сегодня слышишь из уст учеников слова, лишние в их речи. Это слова-паразиты. Посмотрите сценку по этому поводу.

4. Задание командам

Составь слова, обозначающие молочные продукты.

Кем-м+фил-л+р=

Мок-к+ло+коз-з=

См+ми+е+т-им+а+н+а=

Лас+лив+у-а-лу+ки=

Й+оги+ум-ми+рт=

Сам+р-а+яж-ен-мс+ка=

5. Задание командам

 Задание: 

  1. подобрать слова противоположные по смыслу;

  2. фразеологический зверинец; (называние слов, сравнивающие людей с животными)

  беспечный, как … (стрекоза)                           болтливый, как … (сорока)

вольный, как …(птица)                                     мудрый, как… (ворон)                                     

гримасничающий, как … (обезьяна)               зубастый, как…( крокодил)

пёстрый, как … (павлин)                                  толстощёкий, как … (хомяк)

косолапый, как … (медведь)                            желторотый, как … (цыплёнок)

быстрый, как … (олень, лань)                          прилипающий, как … (пиявка)

Учитель:

  • Как называются такие слова в русском языке?   (Зоонимы)

6. Задание командам. Если вы правильно вставите в скобки слог из двух букв, то прочтете два слова: первое будет заканчиваться на данный слог, а второе – начинаться.

ТРА (ВА) ЗА                         ВЕС (НА) РОД

ССО ( РА) КЕТА                  КО (ЗА) БОР

ДЕ (ЛО) КОТЬ                      ЗУ (БЫ) ЧОК

(физкультминутка)

7. Задание командам

Учитель:

  • Слово морфология образовано от греческого «морфе» - форма и… логия-

наука. Таким образом,  морфология – это раздел грамматики, изучающий слова, как части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, предлоги и т.д. Давайте все вместе вспомним части речи.

  1. Давно живу я в мире этом.

Даю названия предметам (существительное).

  1. Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю нашу речь,

Меня вам надо знать, беречь! (прилагательное)

  1. Что делать, что сделать

Учащимся школ?

На эти вопросы ответит …(глагол).

  1. В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает (предлог).

  • В русском языке есть на первый взгляд вроде одинаковые слова по звучанию и написанию, но если к ним внимательней присмотреться, они неодинаковые. Такие слова в русском языке называют омонимами. Это разные части речи. Вы должны подписать их в выделенных словах.

1команда:

1. Рой пчёл кружится над липой. Рой яму поглубже.

2. Вода перестала течь. В лодке открылась течь.

2 команда:

1. Мы стали работать лучше. Коньки сделаны из стали.

2. Кошка пила молоко. Пила хорошо наточена.

3.команда:

1. В доме топится печь. Мы будем пироги печь 

2. На полке лежит кусок мыла. Лена мыла посуду

8. Игра с болельщиками

Назови одним словом”.

Мудрый человек – мудрец.
Хвастливый человек – хвастун.
Ленивый человек – лентяй.
Весёлый человек – весельчак.

Доска для класса – классная.
Занятие в группе – групповое.
Вечер в субботу – субботний.
Поле для хоккея – хоккейное

9. Задание командам

Учитель:

- Без букв и грамматики не обходятся и математики!

Грамматическая арифметика

(по очереди каждой команде – по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Нота «до»+ зарытые в земле ценности = доклад

До + рожки у улитки = дорожки

До + участок земли, засаженный фруктовыми деревьями + а = досада

До + термин игры в шашки, шахматы = доход

С + мелкое место поперек реки = сброд

С + спрятанные ценности = склад

Чудеса – а + ный = чудесный

Часть – ушко – о +а = частушка

Кабан – ан + лук = каблук

10. Игра с болельщиками.

Игра «Потопаем – похлопаем».  Если вы согласны с высказыванием – похлопайте, если нет – потопайте ногами.

- Сначала приходит лето, а затем осень.

- Снег тает весной.

- Кота в сапогах придумал А.Пушкин.

- Утка крякает.

- На реках взламывается лед осенью.

- В алфавите 33 буквы.

- Учебный год в школе начинается летом.

- Все согласные звуки глухие.

- Если сегодня понедельник, то завтра будет вторник.

- Если дорога мокрая, то идет дождь.

Подведение итогов

-Русский язык очень богат; с помощью слов можно передать все: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». К. Паустовский.

Рефлексия.

Учитель:

  • Вот и закончился наш урок -игра русского языка. Хочется верить, что оно принесло вам что-то новое, неожиданное и радостное.

  • Понравилась ли вам игра?

  •  Какое у вас настроение?  Отметьте его на своих кружках с обратной стороны.

  • Спасибо за ваше старание. До новых встреч в удивительном мире русского языка!

  • Ребята, вы, молодцы!!! (подведение итогов, награждение победителей – медали «Знаток русского языка»)



Используемая литература

1. Классные часы 1 класс / сост. Васильева О.В. – Изд.2-е. переработанное. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 2007

2. Сборник творческих работ учителей начальных классов «Знать – любить – беречь» -  Глизерина Л.И.

3. Предметные Недели и праздники /авт.-сост. Аверьянова И.В. Лапшина Н.Н.- Волгоград: Учитель, 2008

4. Школа развития речи :Курс «Речь»: Методическое пособие. 2 класс/ Соколова Т.Н. – М: Росткнига. 2010









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!