Внеклассное мероприятие по русскому языку
"В мире русского языка" ( 3 класс)
Цель: обобщение и систематизация знаний по русскому языку. Задачи: 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка. 2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка. 3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса
Оборудование занятия: Презентация к турниру, словарные слова на доску, названия команд, кружочки для отметки своего настроения, ребусы в картинках, высказывания о знаниях и о русском языке.
Условия проведения: три команды по 5 человек.
Команды: “Грамотеи”, «Руссоведы», «Знатоки». (Ученики заранее готовят названия команд для учащихся и девизы).
В течение игры команды за правильный получают баллы (у кого больше – победитель).
Ход мероприятия
Учитель:
- Главный гость нашей игры сегодня – его величество русский язык. Наш родной язык – русский. По мнению М.В. Ломоносова, нашему языку присуще «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского». А.С. Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими», знать свой язык обязан каждый человек!
- Давайте посмотрим, какими знатоками родного языка вы являетесь и как им владеете?
- Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком.
- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Он пройдет в форме урока- игры, состоящей из шести этапов. Но мы должны выбрать 3 команды с каждого ряда. А выбирать вы будете сами (дети каждого ряда выбирают команду из 5 человек).
- В ходе игры я буду разъяснять условия каждого этапа. За каждый правильный ответ будут присуждаться баллы.
-Теперь я представлю команды. (Учитель называет команды, участники встают.)
-И ещё, ребята, давайте определим, с каким настроением вы пришли на мероприятие? Определите свое внутреннее состояние, выбрав соответствующий рисунок. (Ребятам раздаются кружки из бумаги, на которых они отмечают своё настроение и показывают жюри)
(оформление на доске)
1. «Разминочный»
Вопросы задаются каждой команде по очереди.
За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.
1.Как называются звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
2.Есть ли буква “фэ” в русском алфавите? (нет)
3.Что ставится перед союзом А? (запятая)
1.Как каплю превратить в цаплю? (поменять 1-ю букву)
2.Часть слова между корнем и окончанием (суффикс)
3.Назовите главные члены предложения (подлежащее и сказуемое)
1. Как проверить безударную гласную в корне слова?
2. Сколько гласных звуков в русском языке? (6)
3. Сколько пар согласных по звонкости – глухости?
2. Задание командам.
Определить, какой звук является общим для всех слов.
МЕТРО, МЯТЛИК, МЯСО, РЕМЕНЬ. [м']
СТОН, НОС, ПЛАН, ПОКЛОН. [н]
ПОХОД, ХАНДРА, ХУДОБА, ВЕРХУШКА. [х]
ЧУШЬ, ЧАСЫ, ПЕЧЬ, ЧЕРВЬ. [ч']
ЧАЩА, ПРИЩЕПКА, ЩЕЛЬ, КАЩЕЙ. [щ']
ВЕНИК, ПРИВЕТ, СВЯТОЙ, КОВЕР. [в']
ЭФИР, ФИНАЛ, ФЕРМА, ФЕДЯ. [ф']
ЛУК, ЛАВКА, ЛЫЖИ, СТОЛЫ. [л]
СИНИЙ, НЕВА, НЯНЯ, НЕРЕСТ. [н']
КАКТУС, КРАН, СУКНО, КРАЖА. [к]
За правильный ответ - 1 балл.
3. Задание командам
Слова, слова, слова,
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно.
Что такое ЛЕКСИКА?
- Это все слова, которые есть в русском языке. Толковый словарь Ожегова насчитывает более 85 тысяч слов, а «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля около 50 тысяч слов. По исследованиям учёных мы знаем и употребляем в речи всего только несколько тысяч слов. Как много слов ещё нам с вами предстоит узнать, запомнить и начать употреблять их в своей речи.
- Ребята, как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту, и ко времени. “Хромое слово – кривая речь” – гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или услышанное, чтобы речь была красивой и выразительной, надо знать толкование слов, выражений, постоянно расширять свой запас слов.
Очень часто сегодня слышишь из уст учеников слова, лишние в их речи. Это слова-паразиты. Посмотрите сценку по этому поводу.
4. Задание командам
Составь слова, обозначающие молочные продукты.
Кем-м+фил-л+р=
Мок-к+ло+коз-з=
См+ми+е+т-им+а+н+а=
Лас+лив+у-а-лу+ки=
Й+оги+ум-ми+рт=
Сам+р-а+яж-ен-мс+ка=
5. Задание командам
Задание:
подобрать слова противоположные по смыслу;
фразеологический зверинец; (называние слов, сравнивающие людей с животными)
беспечный, как … (стрекоза) болтливый, как … (сорока)
вольный, как …(птица) мудрый, как… (ворон)
гримасничающий, как … (обезьяна) зубастый, как…( крокодил)
пёстрый, как … (павлин) толстощёкий, как … (хомяк)
косолапый, как … (медведь) желторотый, как … (цыплёнок)
быстрый, как … (олень, лань) прилипающий, как … (пиявка)
Учитель:
6. Задание командам. Если вы правильно вставите в скобки слог из двух букв, то прочтете два слова: первое будет заканчиваться на данный слог, а второе – начинаться.
ТРА (ВА) ЗА ВЕС (НА) РОД
ССО ( РА) КЕТА КО (ЗА) БОР
ДЕ (ЛО) КОТЬ ЗУ (БЫ) ЧОК
(физкультминутка)
7. Задание командам
Учитель:
наука. Таким образом, морфология – это раздел грамматики, изучающий слова, как части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, предлоги и т.д. Давайте все вместе вспомним части речи.
Давно живу я в мире этом.
Даю названия предметам (существительное).
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю нашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (прилагательное)
Что делать, что сделать
Учащимся школ?
На эти вопросы ответит …(глагол).
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает (предлог).
В русском языке есть на первый взгляд вроде одинаковые слова по звучанию и написанию, но если к ним внимательней присмотреться, они неодинаковые. Такие слова в русском языке называют омонимами. Это разные части речи. Вы должны подписать их в выделенных словах.
1команда:
1. Рой пчёл кружится над липой. Рой яму поглубже.
2. Вода перестала течь. В лодке открылась течь.
2 команда:
1. Мы стали работать лучше. Коньки сделаны из стали.
2. Кошка пила молоко. Пила хорошо наточена.
3.команда:
1. В доме топится печь. Мы будем пироги печь
2. На полке лежит кусок мыла. Лена мыла посуду
8. Игра с болельщиками
“Назови одним словом”.
Мудрый человек – мудрец.
Хвастливый человек – хвастун.
Ленивый человек – лентяй.
Весёлый человек – весельчак.
Доска для класса – классная.
Занятие в группе – групповое.
Вечер в субботу – субботний.
Поле для хоккея – хоккейное
9. Задание командам
Учитель:
- Без букв и грамматики не обходятся и математики!
Грамматическая арифметика
(по очереди каждой команде – по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Нота «до»+ зарытые в земле ценности = доклад
До + рожки у улитки = дорожки
До + участок земли, засаженный фруктовыми деревьями + а = досада
До + термин игры в шашки, шахматы = доход
С + мелкое место поперек реки = сброд
С + спрятанные ценности = склад
Чудеса – а + ный = чудесный
Часть – ушко – о +а = частушка
Кабан – ан + лук = каблук
10. Игра с болельщиками.
Игра «Потопаем – похлопаем». Если вы согласны с высказыванием – похлопайте, если нет – потопайте ногами.
- Сначала приходит лето, а затем осень.
- Снег тает весной.
- Кота в сапогах придумал А.Пушкин.
- Утка крякает.
- На реках взламывается лед осенью.
- В алфавите 33 буквы.
- Учебный год в школе начинается летом.
- Все согласные звуки глухие.
- Если сегодня понедельник, то завтра будет вторник.
- Если дорога мокрая, то идет дождь.
Подведение итогов
-Русский язык очень богат; с помощью слов можно передать все: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». К. Паустовский.
Рефлексия.
Учитель:
Вот и закончился наш урок -игра русского языка. Хочется верить, что оно принесло вам что-то новое, неожиданное и радостное.
Понравилась ли вам игра?
Какое у вас настроение? Отметьте его на своих кружках с обратной стороны.
Спасибо за ваше старание. До новых встреч в удивительном мире русского языка!
Ребята, вы, молодцы!!! (подведение итогов, награждение победителей – медали «Знаток русского языка»)
Используемая литература
1. Классные часы 1 класс / сост. Васильева О.В. – Изд.2-е. переработанное. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 2007
2. Сборник творческих работ учителей начальных классов «Знать – любить – беречь» - Глизерина Л.И.
3. Предметные Недели и праздники /авт.-сост. Аверьянова И.В. Лапшина Н.Н.- Волгоград: Учитель, 2008
4. Школа развития речи :Курс «Речь»: Методическое пособие. 2 класс/ Соколова Т.Н. – М: Росткнига. 2010