Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 1 г. Демидова Смоленской области
Номинация
«Символ малой родины»
«В нём пламень сердца был огромен»
Подготовила:
Пимоненкова Елизавета,
учащаяся 8 класса.
Руководитель:
Осташко
Светлана Александровна,
учитель русского языка и
литературы.
2018
Хранить память, беречь память-
это наш нравственный долг
перед самими собой и перед потомками.
Память – наше богатство.
Д.С.Лихачёв.
1. Актуальность выбранной темы
Война…в этом слове боль и страдания, ужас в глазах матерей и плач ребенка. Война – это гнев, страх, смерть и горе. Война обрушилась на нашу страну всей тяжестью боли, слез, мучений. Нам нельзя забывать о тех, кто вносил вклад в общую Победу. Прошло 70 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Драматической страницей вошла в нашу историю эта война. Важно сохранить для потомков события Великой Победы, боль и страдания, которые принесли с собой. Наша страна ежегодно чествует ветеранов Великой Отечественной войны. Но о них говорят в совокупности, как о великой армии. А ведь эта сила и мощь складывались из отдельных личностей. И каждая отдельная история личности интересна и важна. Ведь вся сила народа в его прошлом.
А какое значение имеет наша Победа для молодых людей? Что мы знаем о тех военных годах? Я знаю о войне из учебников, из художественных фильмов. Тема моей работы «В нём пламень сердца был огромен» касается моего земляка и учащегося школы, в которой я учусь – ветерана Великой Отечественной войны В.В.Романенкова.
2. Цели и задачи:
-познакомиться с творчеством демидовского поэта, который учился в нашей -школе, прославившим свой родной край и внёсшим общий вклад в Победу;
-воспитывать патриотизм к своей «малой родине»;
-развивать исследовательские навыки;
- активизировать работу школьников по изучению родного края;
-познакомиться с материалами из школьного музея о жизненном, творческом и боевом пути В. В. Романенкова;
- раскрыть сущность и важность изучаемого вопроса;
- на примере жизни ветерана войны усилить патриотическое воспитание подрастающего поколения;
- составить сценарий внеклассного мероприятия по краеведению.
3. Вид проекта: творческий с элементами исследования.
4. Целевая аудитория: участники краеведческой конференции, одноклассники, родители, учителя школы и района, воспитатели ГПД, музейные работники, родственники поэта, библиотекари, общественность.
5. Принципы и подходы к формированию содержания проекта: систематизация и обобщение материала о войне, о творческом и жизненном пути, анализ семейных фото и документальных источников.
6. Планируемые результаты проекта: в результате работы над проектом, учащиеся приобрели навыки работы с текстом. Работа в группах, взаимодействие с взрослыми (библиотекарем, учителем, родителями, музейными работниками) способствуют формированию коммуникативной компетенции. Формирование информационной компетенции происходит на всех этапах работы над проектом: во время поиска и обработки информации, подготовки и защиты слайдовой презентации. Изучив автобиографические страницы поэта, узнали больше интересного о людях, которые мужественно сражались в годы Великой Отечественной войны, достойно трудились и прославили свой край. Собранный материал пополнил страничку газеты «Поречанка». Жители города Демидова узнали больше интересных фактов из жизни демидовского поэта: прикоснулись к его творчеству и фронтовым страницам его автобиографии.
7. Необходимое оборудование: персональный компьютер, принтер, бумага, доступ к ресурсам сети Интернет:
ru.wikipedia.org›Демидов (город)
mojgorod.ru›smolensk_obl/demidov/
Tochka-na-Karte.ru›Города и Страны›1519-Demidov.html
yandex.ru/images›демидов смоленская область, фото и материалы из семейного архива, находящегося в школьном и городском краеведческих музеях.
Содержание
Введение. Актуальность выбранной темы.
Страницы памяти.
Детство. Школьные годы.
Основная часть.
В годы военного лихолетья. «Мужество рождается в бою».
Страницы мирной жизни. О семье.
Моя работа – культработа.
В его стихах была боль и радость
Поэзия – самая величественная форма, в которую может облечься человеческая мысль.(А.Ламартин)
Заключение.
Певец уникального края.
Страницы памяти.
Нашей демидовской земле просто повезло,
у неё был свой голос - талантливый,
звонкий, умеющий оценить и отразить в поэтических строках всю красоту родного края.
Поэт родился в золотую пору бабьего лета 18 сентября 1922 года на Смоленщине в деревне Шведы Демидовского района. Это северо-западная сторона с красивейшими местами. Его отец – сельский учитель, был знаком с крестьянским трудом не понаслышке. В 1929 году Василия Петровича переводят в Заборьевскую школу, и семья Романенковых переезжает на новое место работы отца. Ещё до школы отец начал учить своего сына читать, писать, рисовать, научил считать. Первые книжки маленького Василия – букварь и задачник. Но главная его книга – природа. У неё мальчишка учится сравнивать, примечать, сопоставлять, анализировать:
Лишь выйду за ворота,
Спешу куда - нибудь вперед
Узнать, увидеть что- то.
Все заприметить «от» и «до»:
Где земляника рдеет,
Где птичье чье - нибудь гнездо,
Где щавель зеленеет.
Школьные годы.
В школьные годы Василий зачитывался произведениями мастеров русского слова И. Крылова, А. Кольцова, И. Никитина, Н. Гоголя, А. Фета и особенно А. С. Пушкина. Вскоре он почувствовал тягу к « перу и бумаге». Его первые стихи были опубликованы в центральной детской газете « Колхозные ребята». Выпустить нет сил из рук «Басни старика Крылова», - говорил Василий. Его первые стихи были опубликованы в центральной детской газете « Колхозные ребята». Стихи начал сочинять поэт ещё в детстве, но детские стихи – ближе к сорока годам.
В 1991 г. выходит его первая книга.
В. Романенков закончил 10 классов Демидовской средней школы № 1 в 1941 г. О начале войны каждый узнавал по-разному, но для всех это было потрясением.
В годы военного лихолетья.
Мороз и снег по всей России.
Глубокий вечер. Тишина.
Как будто набирая силы,
В окопы забралась война.
История человечества – это, к сожалению, история войн. И в двадцатом веке доля сия не миновала русского человека. Двадцать второго июня на нашу землю пришла самая страшная, самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества. О начале войны каждый узнавал по-разному, но для всех это было потрясением:
Утро двадцать второго июня…
Я вернулся вчера в отчий дом.
Что – то тихо на улице ныне.
И людей никого там кругом.
Выхожу после сна. День сверкает.
Далеко- далеко видать.
Поглядишь - красота- то какая!
На земле, в небесах - благодать!
Под небом России русский человек выполнял испокон веков свой долг. В 1942 году ушел на фронт рядовым. 19 - летний юноша держал связь с партизанами, был стрелком в резервном полку под Велижем, ползал по нейтральной полосе, будучи в химчасти, ему доводилось строить блиндажи, копать окопы. Из-под Велижа их перебросили подо Ржев, где рядовой Романенков получил первое осколочное ранение. Попал в Калинин и госпиталь, пробыл там около трёх месяцев. Затем был пулемётчиком под Белым, после попал в Тульскую область на переформирование, после чего пришлось повоевать на Брянском фронте за Мценском, где Василий был в батальонной разведке. Под Орлом Василию Васильевичу приходилось доставлять секретные пакеты для командования, так как он хорошо ориентировался на местности. Их резервную часть кидали с места на место. И однажды в боевой разведке напоролись на засаду. В результате - снова ранение. Второй госпиталь был уже в Сибири, в городе Боготол, что в Красноярском крае. После курса лечения комиссовали из армии и дали группу инвалидности. Он не оставался в окопах, не прятался за спины товарищей. Он воевал. Ордена Красной звезды и Отечественной войны 1-ой степени тому свидетельства. После 2-го ранения Василия Романенкова комиссовали. В 1944 г. он вернулся в г. Демидов. Как участник войны имеет награды:
Орден Красной Звезды;
Орден Отечественной войны первой степени;
Медаль "За победу над Германией";
Медаль Жукова.
Мирная жизнь.
Уже и я учитель в школе,
Пока я очень молодой.
Я ранен был на ратном поле,
Негоден стал для «строевой».
Нельзя забывать о тех, кто вносил вклад в общую Победу. Свою трудовую деятельность он начинает учителем в средней школе, которую когда-то окончил сам. Поступает на заочное отделение Смоленского педагогического института им. К.Маркса, где учится на географическом факультете. В 1944 году опять приехал в Демидов, работал в школе военруком, преподавателем физкультуры и географии, отработал 6,5 лет. Затем работа в редакциях Демидовской газеты «Путь Ильича», а с 1960 по 1962 гг. в Ершичской районной газете. Снова возвращение в Демидов, где Васильевич опять сотрудник районной газеты. Затем работал на радио, в редакции газеты, более 25 лет проработал директором Дома учителя. Одновременно все эти годы является членом райкома профсоюза и его президиума. Высшее образование получил заочно.
Поэт в дальнейшем будет вспоминать не ратный подвиг, а тишину перед боем:
Мороз и снег во всей России.
Глубокий вечер. Тишина.
Как будто набирая силы,
В окопы забралась война.
Ни выстрела – до горизонта.
Везде хозяин – колкий мрак.
На нашем на участке фронта-
Нет ни атак, ни контратак.
Демобилизованного военкомат направляет в школу преподавать военное дело и физкультуру. Постепенно стала налаживаться мирная жизнь. Василий Романенков заканчивает заочное отделение географического отделения Смоленского пединститута. Не смог расстаться с мечтой.
Работая сотрудником районной редакции, Василий Романенков встречался с художником Федором Шурпиным, поэтом Дмитрием Алешиным, брал интервью у многих других известных и знаменитых людей района и области. Более 30 лет возглавлял литературное объединение «Колос». Василий писал стихи для взрослых. О чем они? О пережитом в годы войны, о природе, о ребячьих делах и забавах, об истории родного края, о народных обычаях и приметах и о многом другом.
О семье.
Живу один почти три года.
Пройдет еще их боле.
И, хоть любая будь погода,
Моей не погашает боли.
Пустынно мне в моей квартире.
Домашних дел не очень много.
Вникаю, что творится в мире.
Я верую всем сердцем в Бога.
С женой, Валентиной Фёдоровной, вырастили и воспитали двоих сыновей. Как у Василия Васильевича, у Валентины Фёдоровны большой трудовой стаж. Последнее время, около 15 лет, она работала на Демидовской трикотажной фабрике, откуда и ушла на пенсию, а затем была признана инвалидом 2 – ой группы. Во время войны ей тоже пришлось хлебнуть горя. В тринадцатилетнем возрасте, в 1943 году, вместе с подростками, когда фронт на территории бывшего Слободского района, помогали солдатам убирать урожай и сено, которое носили сами солдаты. Живя в деревне Конанево, пришлось вместе с другими, в 14-15 лет, ходить в Рудню и на станцию Кукуево, в Калининскую область, откуда на своих плечах носили для колхоза семена зерновых и соль. А в 1946 году, после войны довелось поработать на реке Ельша помощниками на сплаве леса, где трудились в полную силу.
В стихах было его счастье и радость.
С 60 – х годов стихи В. Романенкова публиковались в районных, смоленских областях, некоторых центральных газетах, коллективных сборниках, альманахах.
В 1991 г. выходит его первая книга.
Член Союза писателей России. Писал стихи для детей и для взрослых. Они печатались в журналах "Крестьянка", "Дошкольное воспитание", в отрывном календаре-численнике для женщин, в районной и областных газетах "Рабочий путь", "Смена", "Вдохновение", "Товарищ" и центральных "Сельская жизнь", "Лесная промышленность". Многие годы стихотворения Василия Романенкова звучали по областному радио, и даже по телевидению.
Он - автор книг:
"Три буля";
"Дядя месяцы и я";
"Сто загадок для ребяток";
"Листая календарь народный";
"Край Поречский: жемчужины природы";
"Светлынь-земля";
"Есть ли край у неба";
"Страницы памяти".
На стихи Василия Романенкова были написаны песни "Хорошо ли на озере Сапшо", "Это ты", "На привале", "Сказочный город", "Цветущий лен", "На привале", "Кап медведя разбудил", "Зайчиха", "Три буля" и т.д.
В. Романенков признавался, что главное для него были не положительные отзывы в прессе о его творчестве, не награды и звания, а живой интерес к его стихам для взрослых, так и юных читателей. « Сердечные песни я в мир выпускаю как птиц», - пишет поэт. В стихах было его счастье и радость. Вот что писали о нем: « Стихи согреты теплом, глубоко эмоциональны. Они надолго врезаются в память. Не случайно, они легко перекладываются на музыку, становятся песнями. Темы для стихов он черпает из жизни, вокруг себя. А это величайший дар. Не просто смотреть, но и видеть. Не только слушать, но и суметь услышать. Вот мы с вами идем и смотрим: Солнышко светит, деревья растут, птицы поют. Ну и что? И все. А Василий Васильевич услышал и капель и, потому на бумагу легли стихотворные строки « Как медведя разбудил».
Поэзия как небо и как жизнь: нет края у неба, нет края у жизни, нет края у поэзии. Даёт же Бог человеку талант! Талант не просто видеть, но и уметь видеть, не просто слышать, но и уметь услышать. Каждое стихотворение В.В.Романенкова - это поэтическая палитра красок. Стихи демидовского автора живописны и музыкальны, их часто читают на детских утренниках, с большой сцены и на уроках в школах, на его стихи пишут песни смоленские композиторы и местные музыканты. В нашем городе и области, да и за пределами её, В.В.Романенкова знают как детского поэта, хотя он писал стихотворения для взрослых читателей.
Стихотворение «В памятном году»
Заключение.
Выбранная нами тема проекта не только актуальна, но и интересна и имеет практическую значимость. Работая над раскрытием вопросов, поставленных в ходе изучения темы, мы сделали вывод о том, что память остается жива и по сей день. Проект был представлен учащимся 5-7 классов и одноклассникам для ознакомления с жизнью и творчеством Романенкова Василия Васильевича. Был подготовлен рассказ о рядовом войны Романенкове. Учащиеся представили информацию проекта на краеведческой конференции в районной библиотеке и школьном музее, на областной краеведческой конференции (библиотека имени А.Т.Твардовского). Нашей демидовской земле повезло, у неё был свой голос – талантливый, звонкий, который в своих поэтических строках отразил и красоту нашего края, и труд земляков, который, действительно, с болью в сердце рассказал о тех, кто строил блиндажи, и рыл окопы в годы Великой Отечественной войны. Рядовой Романенков, Ветеран Великой Отечественной войны, написал много замечательных стихотворений, посвящённых теме войны.
Собранные материалы о нём направлены для публикации в местную газету нашего города «Поречанку». Демидовская земля свято чтит память о героях. Тема работы касается нашего земляка – ветерана Великой Отечественной войны. В своей работе мы использовали воспоминания о ветеране, рассматиривая публикации в районной газете «Поречанка», материалы, накопленные в школьной библиотеке и музее. Документы, которые хранятся в семейных архивах родственников.
В краеведческий проект вошла информация о человеке, который прославил свою малую родину трудовым и боевым подвигом. Собранные материалы вошли в альбом, который хранится в школьном музее. Воспоминания относятся к истории, описывают участие поэта в событиях. В. Романенкова знают все как детского поэта. Оказывается, не обошли стороной его и события Великой Отечественной войны. Он любил свою родину, посвятил множество стихотворений демидовской земле. Спасибо ему за то, что он так любил Россию:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле - печаль
И долговечней – царственное слово.
А.Ахматова
И, конечно, мы гордимся ещё и тем, что он - выпускник нашей школы.
Праздник Победы – это слёзы и радость, потери и память. Уходят ветераны Великой Отечественной. Но память о них мы должны сохранить на всю свою жизнь и передать будущему поколению. Василий Васильевич Романенков всегда будет примером для всех. Мы гордимся им! И, конечно, гордимся Великой Победой!
Дорогая цена.
Дорогая у жизни цена,
Что досталась великим наследством.
За нее заплатили сполна-
Кто слезами, кто кровью, кто детством.
Над моею землей тишина-
Не наслушаться, не наглядеться.
Будь ты проклята трижды война,
У отцов отнимавшая детство.
Та война - есть не наша вина,
Но куда нам от памяти деться?
И не раз дальним эхом она
Всколыхнет наших правнуков сердце.
Г. В. Язенькин