2. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока. | - Сегодня необычный урок чтения. Наш урок посвящен великой дате, великому сражению, которое произошло на Волгоградской земле в годы Великой войны. - Назовите это сражение. -Сколько продолжалась битва? - Когда началась Сталинградская битва? - Когда же закончилась Сталинградская битва? - И сегодняшний урок мы посвятим произведению о героях Сталинградской битвы. - Когда мы читаем произведения о войне, какие чувства мы испытываем? Как относимся к героям? - Где же находят отклик у нас в произведения о войне? И тема нашего урока звучит так: «Владимир Осипович Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников». | - Сталинградская битва. - 200 дней и ночей. - 17 июля 1942. - 2 февраля 1943 года. - в нашем сердце. |
3. Работа по теме урока. 1. Знакомство с биографией писателя. 2. Словарная работа. 3. Чтение рассказа. 4. Анализ рассказа. | Давайте послушаем сообщение об авторе произведения. - Мы познакомимся с рассказом Рейс Ласточка. - Как вы думаете, почему такое название? -Что означает слово рейс? - Причём же здесь ласточка? Бомбардировщики - это особые военные самолеты, основное предназначение которых состоит в поражении наземных, подземных, надводных и подводных целей с помощью бомб или ракет. Буксир-обширная категория судов, предназначенных для буксировки других судов и плавучих сооружений. Самоходка - боевая машина, представляющая собой артиллерийское орудие. Флотилия - формирование военных кораблей, которые могут быть частью большего военно-морского флота. Баркас - самоходное судно небольших размеров, предназначенное для различных перевозок в гаванях. Баржа - грузовое судно, обычно плоскодонное. Палуба - это перекрытия в корпусе судна, проходящие почти горизонтально. -Какие чувства он у вас вызвал? - О каком виде транспорте идет речь? - Что же такое «Ласточка»? -Почему бойцы баржи сказали, что название не подходит пароходу? - Как командир заступился за Ласточку? - Сколько человек было в команде Ласточки? - Что произошло, когда Ласточка потянула баржу? - Что произошло с баржей? - Что находилось на палубе? -Какая главная задача стояла перед бойцами? -Выполнили ли эту задачу? -В чем героический этот поступок? - Таких рейсов, было столько, что и не счесть. Героические рейсы. - Читая этот рассказ, хочется задать вопрос: Как поступил бы ты, если бы оказался на месте героев в военных событиях тех лет? - Какая была проблема в транспортировке груза, с которой сталкивались моряки? Какие черты характера героев вам особенно понравились? -Как вы понимаете эту фразу! (КОМАНДА "ЛАСТОЧКИ" ОКАЗАЛАСЬ СИЛЬНЕЕ ОГНЯ!) - А что же мы ответим на главный вопрос? Как бы вы поступили? -Война для нашего народа была Великой и Великой была Победа. А как вы знаете, именно благодаря победе в Сталинградской битве и произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне. Фашисты наконец-то стали отступать. - События и героев войны мы не забудем, и они останутся в нашем сердце. А мы с вами обязательно продолжим чтение произведений о войне. | Ответ ученика: Владимир Осипович Богомолов (03.07. 1926 — 30.12.2003) — русский советский писатель. Родился в крестьянской семье в деревне Кирилловка Московской области. В начале Великой Отечественной войны добровольцем пошел на фронт. Был воспитанником полка, может быть, его черты можно узнать в герое его первой повести «Иван». В 1941году получил первое офицерское звание. Был ранен, награжден. Прошел путь от рядового до командира взвода разведки, далее исполнял обязанности командира роты, был офицером разведки полка. Служил в армии до 1952 года. Успех и долгожданное признание Богомолову принесла повесть «Иван», которая была опубликована в журнале «Знамя» в 1958 году. Владимир Осипович также написал и опубликовал следующие рассказы о войне: «Первая любовь» (1958), «Сердца моего боль», Рейс «Ласточка». Долгое время Владимир Богомолов не писал произведения, но лишь в 1974 Богомолов опубликовал новое произведение — роман «В августе сорок четвертого...», по мотивам произведения снят фильм. Писатель ушел из жизни в 2003 году от болезни. - Передвижение транспортного средства по определённому маршруту. - О водном. - Пароходишко. - Шум от него такой, что уши затыкай, а скорость, как у черепахи. Старый, тихоходный. - Он таких барж, как наша, не одну перевез. Боевая команда. - Капитан Василий Иванович Крайнов, механик и его дочь Ирина. - закружили в воздухе фашистские бомбардировщики. - Загорелась палуба. - Ящики со снарядами. - Сохранить боеприпасы и доставить их на берег. - Да. - Бойцы Ласточки оказались сильнее огня, сохранили боеприпасы, которые были так важны для нашей армии. - Команда «Ласточки». - Сильнее врага. |