СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.О. Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В.О. Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.

Просмотр содержимого документа
«В.О. Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.»

В.О. Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.


Цель :

  • Пополнить знания об истории нашей Родины; расширить представления обучающихся о Сталинградской битве, формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.

Задачи проведения урока мужества:

  • воспитание у подрастающего поколения чувства любви к Родине, гордости за свою страну, уважительного отношения к государственным и общественным ценностям;

  • формирование у учащихся личностных качеств и свойств патриотов, защитников Отечества на основе национальных, культурно-исторических и воинских традиций;

  • формирование глубокого осознания учащимися гражданского и воинского долга перед своим Отечеством, воспитание готовности к службе в Вооруженных силах Российской Федерации;

  • сохранение памяти о воинской славе России, ее героях, содействие проявлению учащимися заинтересованности в изучении исторического наследия своей Родины;

  • побуждение учащихся к использованию в качестве примера для подражания в своей жизни дел и поступков героев былых времен;

  • популяризация интеллектуального, духовно-нравственного физического развития, необходимого для службы в рядах Вооруженных сил.


Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Приветствие.

Приветствие.

2. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня необычный урок чтения. Наш урок посвящен великой дате, великому сражению, которое произошло на Волгоградской земле в годы Великой войны.

- Назовите это сражение.

-Сколько продолжалась битва?

- Когда началась Сталинградская битва?

- Когда же закончилась Сталинградская битва?


- И сегодняшний урок мы посвятим произведению о героях Сталинградской битвы.

- Когда мы читаем произведения о войне, какие чувства мы испытываем? Как относимся к героям?

- Где же находят отклик у нас в произведения о войне?

И тема нашего урока звучит так: «Владимир Осипович Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников».




- Сталинградская битва.

- 200 дней и ночей.

- 17 июля 1942.

- 2 февраля 1943 года.






- в нашем сердце.

3. Работа по теме урока.

1. Знакомство с биографией писателя.






























2. Словарная работа.












3. Чтение рассказа.


4. Анализ рассказа.

Давайте послушаем сообщение об авторе произведения.



























- Мы познакомимся с рассказом Рейс Ласточка.

- Как вы думаете, почему такое название?

-Что означает слово рейс?


- Причём же здесь ласточка?


Бомбардировщики - это особые военные самолеты, основное предназначение которых состоит в поражении наземных, подземных, надводных и подводных целей с помощью бомб или ракет.

Буксир-обширная категория судов, предназначенных для буксировки других судов и плавучих сооружений.

Самоходка - боевая машина, представляющая собой артиллерийское орудие.

Флотилия - формирование военных кораблей, которые могут быть частью большего военно-морского флота.

Баркас - самоходное судно небольших размеров, предназначенное для различных перевозок в гаванях.

Баржа - грузовое судно, обычно плоскодонное.

Палуба - это перекрытия в корпусе судна, проходящие почти горизонтально.



-Какие чувства он у вас вызвал?

- О каком виде транспорте идет речь?

- Что же такое «Ласточка»?

-Почему бойцы баржи сказали, что название не подходит пароходу?



- Как командир заступился за Ласточку?


- Сколько человек было в команде Ласточки?


- Что произошло, когда Ласточка потянула баржу?


- Что произошло с баржей?

- Что находилось на палубе?

-Какая главная задача стояла перед бойцами?

-Выполнили ли эту задачу?

-В чем героический этот поступок?



- Таких рейсов, было столько, что и не счесть. Героические рейсы.

- Читая этот рассказ, хочется задать вопрос: Как поступил бы ты, если бы оказался на месте героев в военных событиях тех лет?

- Какая была проблема в транспортировке груза, с которой сталкивались моряки?

Какие черты характера героев вам особенно понравились?


-Как вы понимаете эту фразу! (КОМАНДА "ЛАСТОЧКИ" ОКАЗАЛАСЬ СИЛЬНЕЕ ОГНЯ!)

- А что же мы ответим на главный вопрос? Как бы вы поступили?

-Война для нашего народа была Великой и Великой была Победа. А как вы знаете, именно благодаря победе в Сталинградской битве и произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне. Фашисты наконец-то стали отступать.

- События и героев войны мы не забудем, и они останутся в нашем сердце. А мы с вами обязательно продолжим чтение произведений о войне.

Ответ ученика:

Владимир Осипович Богомолов (03.07. 1926 — 30.12.2003) — русский советский писатель. Родился в крестьянской семье в деревне Кирилловка Московской области. В начале Великой Отечественной войны добровольцем пошел на фронт. Был воспитанником полка, может быть, его черты можно узнать в герое его первой повести «Иван». В 1941году получил первое офицерское звание. Был ранен, награжден. Прошел путь от рядового до командира взвода разведки, далее исполнял обязанности командира роты, был офицером разведки полка. Служил в армии до 1952 года.

Успех и долгожданное признание Богомолову принесла повесть «Иван», которая была опубликована в журнале «Знамя» в 1958 году. Владимир Осипович также написал и опубликовал следующие рассказы о войне: «Первая любовь» (1958), «Сердца моего боль», Рейс «Ласточка».

Долгое время Владимир Богомолов не писал произведения, но лишь в 1974 Богомолов опубликовал новое произведение — роман «В августе сорок четвертого...», по мотивам произведения снят фильм. Писатель ушел из жизни в 2003 году от болезни.




- Передвижение транспортного средства по определённому маршруту.

















- О водном.

- Пароходишко.


- Шум от него такой, что уши затыкай, а скорость, как у черепахи. Старый, тихоходный.


- Он таких барж, как наша, не одну перевез. Боевая команда.

- Капитан Василий Иванович Крайнов, механик и его дочь Ирина.

- закружили в воздухе фашистские бомбардировщики.

- Загорелась палуба.

- Ящики со снарядами.

- Сохранить боеприпасы и доставить их на берег.

- Да.

- Бойцы Ласточки оказались сильнее огня, сохранили боеприпасы, которые были так важны для нашей армии.




- Команда «Ласточки».




- Сильнее врага.

4. Физминутка.



5. Самостоятельная работа.

1. Кто автор данного произведения?

2. Где происходит действие рассказа?

3. Как называется пароход?

4. Что должны были переправить на другой берег бойцы?

5. Скорость парохода, с названием какого животного, сравнили бойцы?

6. Сколько человек было на барже?

7. Кто совершил нападение на баржу с воздуха?

8. Как звали капитана баржи? (фамилия имя отчество)

9. Кто обстреливал с суши баржу?

10. Как автор называет такие рейсы, как рейс «Ласточки»?


6. Рефлексия.


7. Домашнее задание

Ю.Я. Яковлев. Прочитать рассказ – притчу «Семья Пешеходовых».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!