Урок. В.П.Астафьев. Краткие сведения.
Нравственная память в рассказе «Фотография, на которой меня нет»(2)
Инструкция
1. Запомни. Важно. Прочитай статью в учебнике на стр. 279 со 2-го абзаца до конца 280 стр. Запомни интересные факты жизни и деятельности писателя. Расскажи их кому-нибудь дома (3-5мин)
2. Прочитай статью ниже и заполни таблицу (можно печатно, можно в тетради, как удобно), 20-25 мин
вопрос | тезис |
1.Зачем человеку нужны друзья? | |
2.Почему книги В.Астафьва биографичные? | |
3.Какие лучшие качества воплощает автор в своих героях? | |
4.Каков жанр книги «Последний поклон» | |
«Человеку назначено природой иметь свой характер, который, конечно же, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, кому повезёт их иметь, ибо дружба, настоящая дружба, — награда человеку редкая и драгоценная, порой она бы-вает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отноше-ния куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах — с поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие, преданные друзья. У меня они, такие друзья, были на войне, есть и в нынешней жизни... Каждую свою книгу, да и каждую строку, и поступок свой просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность» , — этими словами писатель Виктор Астафьев открывал свою книгу, выпущенную для школьников издательством «Просвещение».
В книгу эту вошла повесть «Кража» и главы из повести «Последний поклон». Оба произведения в значительной степени автобиографичны. «Кража» — повесть о воспитанниках детского дома, о сложных, искалеченных жестокостью мальчишеских судьбах, о директоре детского дома Репнине, который пытался отстоять в душах подростков веру в добро. Астафьев тоже был детдомовцем, поэтому писал о том, что пережил сам. Автобиографична и повесть «Последний поклон». Жанр этого произведения характерен именно для творчества Астафьева — это повесть, состоящая из рассказов. Герои повести — Витя Потылицын, мальчик из таёжного сибирского села, бабушка Катерина Петровна — казалось бы, реальные, конкретные люди: сам писатель, его бабушка, взявшая внука на воспитание. Но в то же время это воспроизведённый через личные переживания одного человека рассказ о целом поколении людей, чьё детство выпало на трудные предвоенныегоды.
Мягкая, задушевная интонация героя-рассказчика высвечивает не столько суровую, часто жестокую действительность, сколько добрые поступки людей, которые окружали героя, их взаимное уважение, их трогательную заботу друг о друге. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является главой из книги «Последний поклон». (Ранее, в 6кл., Вы читали главу из книги «Конь с розовой гривой».
3. Практическая работа по ходу чтения рассказа. Заполняйте таблицу цитатами в тетради (Напишите тему и название таблицы обязательно)
Отражение предвоенного времени в рассказе |
Приметы времени | цитаты |
1.Средства передвижения | |
2. Средства связи | |
3.Интерьер деревенской избы | |
4.Одежда жителей и школьников | |
5. Народные средства лечения | |
6. Оснащение школы | |
7.Средства существования в деревне | |
8.Описание деревенских фотографий. | |
1) Почему В.П.Астафьев назвал деревенскую фотографию «своеобычной летописью народа, настенной его историей»? Письменно кратко ответьте на вопрос (5-8 предложений).
Домашнее задание
2) Рассмотрите общие школьные фотографии своих родителей или бабушек, дедушек. Какие наблюдения можно сделать? Проговорите их (постарайтесь 10 фраз). Попросите родственников (кто на снимке) рассказать о том снимке, школьных годах. Сравните свои наблюдения с их фактами и мнением.
Кратко запишите наблюдения: 10 простых или 5 сложных предложений. (Не забудьте указать вначале, чья фотография, какого года снимок, класс, потом остальное)