СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.П.Астафьев. Фотография, на которой меня нет

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интрукция к уроку 

Просмотр содержимого документа
«В.П.Астафьев. Фотография, на которой меня нет»

Урок. В.П.Астафьев. Краткие сведения.

Нравственная память в рассказе «Фотография, на которой меня нет»(2)

Инструкция


1. Запомни. Важно. Прочитай статью в учебнике на стр. 279 со 2-го абзаца до конца 280 стр. Запомни интересные факты жизни и деятельности писателя. Расскажи их кому-нибудь дома (3-5мин)

2. Прочитай статью ниже и заполни таблицу (можно печатно, можно в тетради, как удобно), 20-25 мин

вопрос

тезис

1.Зачем человеку нужны друзья?


2.Почему книги В.Астафьва биографичные?


3.Какие лучшие качества воплощает автор в своих героях?


4.Каков жанр книги «Последний поклон»


«Человеку назначено природой иметь свой характер, который, конечно же, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, кому повезёт их иметь, ибо дружба, настоящая дружба, — награда человеку редкая и драгоценная, порой она бы-вает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отноше-ния куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах — с поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие, преданные друзья. У меня они, такие друзья, были на войне, есть и в нынешней жизни... Каждую свою книгу, да и каждую строку, и поступок свой просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность» , — этими словами писатель Виктор Астафьев открывал свою книгу, выпущенную для школьников издательством «Просвещение».

В книгу эту вошла повесть «Кража» и главы из повести «Последний поклон». Оба произведения в значительной степени автобиографичны. «Кража» — повесть о воспитанниках детского дома, о сложных, искалеченных жестокостью мальчишеских судьбах, о директоре детского дома Репнине, который пытался отстоять в душах подростков веру в добро. Астафьев тоже был детдомовцем, поэтому писал о том, что пережил сам. Автобиографична и повесть «Последний поклон». Жанр этого произведения характерен именно для творчества Астафьева — это повесть, состоящая из рассказов. Герои повести — Витя Потылицын, мальчик из таёжного сибирского села, бабушка Катерина Петровна — казалось бы, реальные, конкретные люди: сам писатель, его бабушка, взявшая внука на воспитание. Но в то же время это воспроизведённый через личные переживания одного человека рассказ о целом поколении людей, чьё детство выпало на трудные предвоенныегоды.

Мягкая, задушевная интонация героя-рассказчика высвечивает не столько суровую, часто жестокую действительность, сколько добрые поступки людей, которые окружали героя, их взаимное уважение, их трогательную заботу друг о друге. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является главой из книги «Последний поклон». (Ранее, в 6кл., Вы читали главу из книги «Конь с розовой гривой».

3. Практическая работа по ходу чтения рассказа. Заполняйте таблицу цитатами в тетради (Напишите тему и название таблицы обязательно)

Отражение предвоенного времени в рассказе

Приметы времени

цитаты

1.Средства передвижения


2. Средства связи


3.Интерьер деревенской избы


4.Одежда жителей и школьников


5. Народные средства лечения


6. Оснащение школы


7.Средства существования в деревне


8.Описание деревенских фотографий.


1) Почему В.П.Астафьев назвал деревенскую фотографию «своеобычной летописью народа, настенной его историей»? Письменно кратко ответьте на вопрос (5-8 предложений).

Домашнее задание

2) Рассмотрите общие школьные фотографии своих родителей или бабушек, дедушек. Какие наблюдения можно сделать? Проговорите их (постарайтесь 10 фраз). Попросите родственников (кто на снимке) рассказать о том снимке, школьных годах. Сравните свои наблюдения с их фактами и мнением.

Кратко запишите наблюдения: 10 простых или 5 сложных предложений. (Не забудьте указать вначале, чья фотография, какого года снимок, класс, потом остальное)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя