СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.»

Урок 92. В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. (Уч.- с.100-104, р.т. – с.82)

Цели: познакомить с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить анализиро­вать поступки героев, составлять сравнительное описание на ос­нове текста, делить текст на части, озаглавливать каждую часть; расширить знания о стрижах и лебедях; прививать любовь и бе­режное отношение к животным.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельно­сти, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ худо­жественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); лич­ностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).

Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, аудиоприложение к учебнику.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Проверка домашнего задания

(Пересказ рассказа Е. Чарушина «Кабан».)

III. Работа по теме урока

1. Чтение стихотворений

Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

А. Фет

Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.

И. Бунин

  • О каком времени года говорится в каждом стихотворении?

  • Как вы это узнали, по каким приметам?

  • Прочитайте на с. 100 учебника название произведения, которое мы будем сегодня читать. Как вы думаете, о чем оно. (Предположения учащихся.)

  • Сегодня мы познакомимся с рассказом, из которого узна­ем много о жизни стрижей. А написал его замечательны писатель Виктор Петрович Астафьев.


2. Знакомство с жизнью и творчеством В. П. Астафьева

(Сообщение о писателе делает учитель. См. материал к уроку.)

  1. Физкультминутка

  2. Продолжение работы по теме урока

Работа над рассказом «Стрижонок Скрип»

(Чтение рассказа на с. 100—109 учебника. Учитель использует аудиоприложение к учебнику.)

  • Ваши впечатления?

  • Объясните значение слов.

БЕСЦЕРЕМОННО — (беззастенчиво и развязно, выходя за гра­ницы вежливости).

ЗАПОЛОШНО — (суматошно, неспокойно, взбалмошно).

ЛЕПИТЬСЯ— (располагаться, прилепившись к чему-нибудь на­клонному).

ЯР — (крутой берег, обрыв).


Подберите синонимы к словам.

МЕРЦАЛА — (светилась).

СЕРЬЕЗНЫЙ — (вдумчивый, сосредоточенный, озабоченный, глубокомысленный).

УГРЕВШИСЬ - (согревшись).

ПОТУХЛО — (погасло, прекратилось).


Подберите антонимы к словам.

МЕРЦАЛА (темнела, мрачнела).

СТРОГИЙ - (ласковый).

ТРЕВОГА — (покой, спокойствие).

  • Как вы понимаете выражения: «у них серьезная и строгая мама», «становиться на крыло».

  • Стрижата остались одни. Как писателю удается показать, что стрижи очень дружный народ?

  • Почему Скрип оказался в руках ребят? Что он почувствовал в этот момент?

  • Как вы относитесь к поступку мальчиков? Если бы вы были на их месте, как бы поступили?

  • Отчего стрижата стали беспокоиться?

  • Почему, прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо? Для чего автор выбрал именно эти слова?

VI. Рефлексия

— Продолжите предложения.

  • Сегодня на уроке я узнал...

  • На этом уроке я похвалил бы себя за...

  • После урока мне захотелось...

  • Сегодня я сумел...

VII. Итог урока

  • С каким автором вы познакомились на уроке?

  • Что вы о нем узнали?

  • О ком этот рассказ? Чем он вам понравился?


Домашнее задание

С.100-104 выр.чтение

Материал для учителя

Краткий обзор биографии В.П. Астафьева

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 г. в селе Овсянка Красноярского края. Отца в 1930 г. раскулачили, потом умерла мать. Детство писателя было тяжелым, сиротским, даже школу не довелось окончить. В 1941 г. В.П. Астафьев поступил в школу фабрично-заводско­го обучения, а в 1942 г. ушел на войну; там получил два тяжелых ранения и был контужен. В госпитале он познакомился с медсестрой Марией Се­меновной Корякиной, ставшей его женой. В 1945 г., вместе демобили­зовавшись, супруги поехали на родину жены — в город Чусовой (Перм­ская область). Здесь В.П. Астафьев работал грузчиком, вахтером, учился к школе рабочей молодежи, стал членом литературного кружка при газете «Чусовской рабочий». В 1951 г. в этой газете был напечатан первый рас­сказ В.П. Астафьева «Гражданский человек». Первые его книги выходили в Перми (тогда г. Молотов) и Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1962 г. журнал «Новый мир» опубликовал рецензию на повесть областного пи­сателя В.П. Астафьева «Звездопад». В 1968 г. в столице появилась первая книга писателя — большой сборник рассказов «Синие сумерки». В 1976 г. вышла книга «Царь-рыба», объединяющая множество рассказов, порой похожих на притчи. Это «повествование в прозе» о том, как губительно вторжение цивилизации в жизнь енисейской глубинки (и для природы, и для человека), взбудоражило не только читателей. О В.П. Астафьеве заговорили ведущие критики, отнеся его к писателям-деревенщикам. Установилась тесная связь В.П. Астафьева с «Нашим современником» - журналом, охотно печатавшим «деревенскую прозу».

Все написанное В.П. Астафьевым не уложится и в 15 солидных томов. Была у В.П. Астафьева и тема, проходящая через все его творчество: война, увиденная глазами русского деревенского человека. В романе «Прокляты и убиты» (1994) быт учебного полка очень напоминает тюремный. Неоднозначность отношения к Великой Отечественной войне проявилась во многих его публицистических выступлениях.

Умер 29 ноября 2001 г. в родном селе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!