«В поисках капитана Гранта»
(просмотр фильма, снятого по роману Ж. Верна
"Дети капитана Гранта")
Звучание песни Ю. Кима «Капитан», эмоциональное слово учителя, выступление воспитанников – всё это создаёт особый настрой и пробуждает интерес.
А далее подростки дружно отправляются в поиски капитана Гранта (идёт демонстрация фильма «Дети капитана Гранта»), во время просмотра допустимо:
пояснять непонятное, обращать внимание детей на главные моменты;
подчеркивать существенные детали изображения, что без указания учителя может остаться незамеченным.
Цели: активизация познавательной деятельности воспитанников, привитие интереса к чтению зарубежной классики.
Задачи: развивать наблюдательность, умение видеть ассоциативные связи; отрабатывать навыки диалогового общения.
Оборудование: фильм «Дети капитана Гранта», аудиозапись (песня «Капитан» на слова Ю. Кима).
Подготовительная работа
Прочтение книги.
Ведение читательских (путевых) дневников.
Участие подростков в игре-викторине.
Подготовка сообщений, телеграмм.
План-конспект мероприятия
1.Звучит песня «Капитан» Ю. Кима
- Куда собрался, капитан? Куда ты, брат, собрался?
Погоды нету, капитан, нигде погоды нет.
- Там крик о помощи, милорд! Я слышал, крик раздался.
Милорд, я слышал этот крик, теперь за мной ответ.
- Ты что, не видишь, капитан, ты разве сам не видишь?
В такую бурю, капитан, не выплыть никому.
Да ты же вмиг пойдешь ко дну, как только в море выйдешь.
- Я слышал крик, милорд, мой долг откликнуться ему.
- А что команда, капитан, в дорогу, чай, не рвется?
Жена и дети, капитан, а им что предстоит?
- Со мной охотники, милорд, со мной лишь добровольцы.
А дом родной простит меня, мой дом меня простит.
- Но эта жертва, капитан, глупа и бесполезна.
Нас слишком мало, капитан, мы все наперечет.
А дел так много, капитан, трудов такая бездна.
Твое геройство, капитан, ослабит целый флот.
А будет жалко, капитан, коль ниточка порвется,
И грустно будет созерцать злорадство этих морд.
- Во всем ты прав, а я не прав, как в песенке поется.
Но не могу я не идти. Прости меня, милорд.
2.Учитель прочитывает телеграммы (телеграммы оформлены необычно: это и рисунки, и послания в бутылках, и SOS-сообщения)
– Мы отплываем на поиски капитана Гранта.
– Из Патагонии – в Шотландию: пока сведений никаких не имеем. Надеемся на удачу. Будем искать капитана по всему миру.
– SOS! Нам нужны лошади!
– SOS!!! Мы находимся в горах. Мы потеряли Роберта!
– Мы на северо-западном склоне Сьерра-Вентона, на реке Гуамини. Помогите! Мы окружены красными волками!
– У нас пополнение в составе! Ну и чудак этот Паганель! Что нам с ним делать?
– Не верьте Айртону!
– Рио-Колорадо разлилась, она затопила все! Мы ведем птичий образ жизни, запасы пищи закончились.
– У нас нет питьевой воды! Озеро Салинас и впадающие в него реки пересохли. В бурдюках все выпито! Источников поблизости никаких нет. Умираем от жажды!
3. Слово о писателе-фантасте Ж. Верне (краткое сообщение воспитанника)
4.Аннотация к книге «Дети капитана Гранта» (читает воспитанник)
5. Информация о фильме
Краткое содержание:
Корабль «Дункан» совершает кругосветное плавание в поисках капитана Гранта, потерпевшего крушение где-то в южном полушарии. Отважные путешественники пересекли Южную Америку, Австралию, достигли берегов Новой Зеландии, но их почти безнадёжные поиски оказались небезуспешными...
Режиссер: Владимир Вайншток
Сценарий: Олег Леонидов, Жюль Верн
Актеры: Николай Витовтов, Николай Черкасов, Иван Чувелев, Юрий Юрьев, Мария Стрелкова, Ольга Базанова, Давид Гутман, Михаил Романов, Н. Аделунг, Яков Сегель, Николай Мичурин
Монтаж: Татьяна Лихачева
Звук: Исаак Дунаевский
Художник: Владимир Баллюзек, Яков Ривош
Жанр: Отечественные, Приключения
Время: 83 мин.
Год выхода: 1936
6.Демонстрация фильма.
7. Беседа по вопросам:
Какой из эпизодов фильма наиболее запомнился? Почему?
Удачно ли, на ваш взгляд, поставлен фильм?
Достаточно ли посмотреть фильм, чтобы не заплутать в поисках капитана Гранта?
(Высказывание личных мнений о фильме.)
8.Задание
Желающим предлагается продолжить сочинение по заданному началу: “Если бы мне снова довелось отправиться в трудное и опасное путешествие, я пригласил бы с собой…”.
9. Заключительное слово учителя
Итак, путешествие закончено. Благородные цели экспедиции понятны. В пути приобретены богатые сведения по истории географических открытий, флоре и фауне разных континентов. Кроме того, вы сумели увидеть главные достоинства характеров героев и приобрели замечательных друзей: благородного лорда Гленервана и его жену леди Элен, отважного Джона Манглса и невозмутимого Мак Наббса, рассеянного Жака Паганеля и целеустремленного Гарри Гранта, доброго и преданного Талькава и прекрасных детей капитана Гранта – Роберта и Мери.
(Рефлексивный итог мероприятия - обсуждение вопроса о том, куда стоит еще отправиться в путешествие и что об этом прочитать?)