В помощь пишущему сочинение на ЕГЭ
Опорная схема сочинения
Несколько полезных советов
- Главное условие успеха в этой части ЕГЭ – чёткое знание требований к написанию сочинения.
- Необходимо скрупулезная работа с исходным текстом:
- нужно несколько раз внимательно перечитать текст;
- работая с текстом, отмечай предложения, в которых, по твоему мнению, содержатся проблема, авторская позиция, наиболее яркие конструкции для комментария к тексту;
- отметив эти предложения можно сделать соответствующие пометы на полях или выписать в черновик № предложений с пометами: авт. позиция, проблема, к комментарию и т. п.
3.Проработав текст, коротко запиши:
Тема текста: ……………………………………………
Проблема: …………………………………………………..
Авторская позиция: ……………………………………
Комментарий: …………………………………………….
Мои аргументы:
1. …………………………………………………………………..
2. …………………………………………………………………… .
Вывод:
4. Пиши работу таким образом, чтобы проверяющему его стало понятно, что ты знаком с требованиями к написанию сочинения, знаешь критерии проверки, т. е. соблюдай композицию сочинения:
1. Выявляем проблему.
2. Комментируем её, не забывая включить в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста.
3. Выявляем авторскую позицию.
4 Приводим не менее двух аргументов (один из жизненного опыта, другой – из литературы).
5. Делаем вывод.
5. Написав черновик, отложи его в сторону, отдохни, а потом несколько раз проверь написанное глазами стороннего наблюдателя: исправь все ошибки. Особое внимание обрати на членение текста на абзацы, речевое оформление.
Избегай повторов: автор иначе повествователь, рассказчик. Замена : он.
Если текст художественного стиля, не путай понятия АВТОР-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ, ГЕРОЙ.
5. Переписав сочинение в чистовик, ещё раз проверь его. Ошибки исправляй аккуратно: в немательно
и
Опорная схема сочинения
Формулируем проблему
Назывное предложение , в котором формулируем тему текста ( например, Честь… Человеческое достоинство…) Риторический вопрос, обращенный ко всем или к самому себе (Кто из нас не задумывался над тем, что включает в себя это понятие? Или : Всегда ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя, покоя близких людей промолчать, спрятаться?) Общая фраза, подводящая к формулировке проблемы именно этого текста (например, Очень многие размышляли над этими вопросам, не оставили они равнодушными и NN, который остро и полемично рассматривает проблему чести и бесчестия в ... )
Комментируем проблему
Попробуй ответить на вопросы:
- Насколько актуально то, о чём пишет автор?
- Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
- По возможности коснись истории вопроса
- Постарайся передать содержание текста, но помни, что пишешь не изложение, а сочинение, поэтому постарайся передать идеи автора своими словами; можешь использовать отдельные цитаты, но не увлекайся ими.
(сформулируй её одним или двумя словами
На мой взгляд, проблема ………………………………………………………)…………. актуальна (укажи, в какое время, в каких ситуациях). Автор по-своему (по-новому), (весьма оригинально, своеобразно), (очень аргументированно) раскрывает её. Чтобы помочь читателю разобраться в поднятых вопросах, ………………………………….. обращается к (воспоминаниях о…………………), эпизоду из…………, размышляет о ……, вступает в полемику с … и т. д.) Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. Его отношение к важному вопросу бытия ощущается во взволнованной, эмоциональной манере письма (приведи примеры) , в стремлении сделать читателя своим единомышленником. Рассуждая над (повтори проблему), NN пишет о ( укажи, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.). Передай содержание текста, но ни в коем случае не пересказывай, а комментируй то, как автор пытается подвести нас к пониманию своей главной мысли (к авторской позиции).
(назови автора)
(конкретизируй
Формулируем позицию автора
Точка зрения автора весьма определённа (однозначна), (убедительна), (оригинальна). Она, как мне кажется, наиболее чётко сформулирована им в предложении: «(Цитируй!)».
Если предложений несколько или трудно позицию автора с помощью цитирования, сформулируй позицию автора своими словами:
На мой взгляд, главный вывод, к которому хочет подвести нас автор всем ходом своих рассуждений ( своего повествования, рассказа, воспоминания – выбери нужное ), заключается в следующем:……………………………………………………………………….... .
ИЛИ : Мне довольно трудно выявить авторскую точку зрения, NN не даёт готовых решений поставленных вопросов. Он заставляет читателя самостоятельно сделать вывод, найти решение проблемы. И всё-таки, наблюдая за тем, как автор относится к своим героям, как взволнованно, эмоционально он пишет о том, что его волнует, я позволю себе предположить, что авторская позиция заключается в следующем:
…………………………………………………………………… .
(ещё раз, но другими словами сформулируй авторскую позицию).
(ещё раз, но другими словами сформулируй авторскую позицию).
Аргументация
- Вспомним формулировку требований к этой части сочинения:
- «Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента)».
Помни!!! Ты пишешь далее часть текста, которая является сочинением-рассуждением, которое строится по схеме:
То, о чём пишет NN, тот вывод, к которому он приходит в результате своих размышлений о …… ………………… ………………… близко и понятно мне, потому что каждому из нас в жизни приходилось сталкиваться с подобной ситуацией (приходилось задумываться над таким вопросом, встречать подобных людей, решать такие же задачи и т. д.). Повтори своими словами главную мысль автора текста – это будет тезис, который тебе надо доказать.
назови тему текста
ИЛИ :
Невозможно не согласиться с тем выводом, к которому приводит нас автор. Почему? Да потому, во-первых, что мне самому не раз приходилось (приведи пример из своего жизненного опыта) …. Во-вторых, я неоднократно слышал это от ……… В-третьих , в этом убеждает нас классическая литература – (приведи пример из книги; можно вспомнить художественный фильм, спектакль, газетную или журнальную статью, радио- или телепередачу и т. д ). Вспомним героя (героев) книги ……………… Его поступки (мысли, размышления) ещё раз убеждают нас в том, что……………..…………………………………….., подтверждая тем самым мысль (назови автора анализируемого текста).
Назови
назови его (их )
(ещё раз, но другими словами сформулируй авторскую позицию).
Если в тесте не было героев, он не являлся повествованием, ТО МОЖНО ТАК:
Невозможно не согласиться с тем выводом, к которому подводит читателя NN. Почему?
Да потому, что его мысли в какой –то мере совпадают с моими. Я, как и он, часто задумывался о ………………………………………….. . В связи с этим мне вспоминаются события, которые произошли со мной (с моим другом, отцом, знакомым). …………………………………….. .
Согласитесь, многому нас учит книга. Вспомним героя романа (повести, рассказа, статьи – не помнишь жанра, скажи: произведения ). Его поступки (размышления) ещё раз убеждают нас в том, что……………………….. , подтверждая тем самым мысль (назови автора анализируемого текста).
(повтори тему текста).
( Коротко расскажи об этом ).
(ещё раз, но другими словами сформулируй авторскую позицию).
ДЕЛАЕМ ВЫВОД
О многом заставил меня задуматься ………………..
Я понял, как важно ………………………………………. .
назови автора текста
(сформулируй своё видение проблемы)
Или так:
В заключен ие хочу подчеркнуть…
В заключен ие хотелось бы отметить…
В заключен ие хотелось бы ещё раз обратить внимание на…
Обобщая сказанное, можно сделать вывод…
Итак,…
Следовательно,…
Таким образом,…