СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В помощь пишущему сочинение на ЕГЭ. Опорная схема сочинения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Несколько полезных советов пишущему сочинение на ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«В помощь пишущему сочинение на ЕГЭ. Опорная схема сочинения»

В помощь пишущему сочинение на ЕГЭ Опорная схема сочинения

В помощь пишущему сочинение на ЕГЭ

Опорная схема сочинения

Несколько полезных советов Главное условие успеха в этой части ЕГЭ – чёткое знание требований к написанию сочинения. Необходимо скрупулезная работа с исходным текстом: нужно несколько раз внимательно перечитать текст; работая с текстом, отмечай предложения, в которых, по твоему мнению, содержатся проблема, авторская позиция, наиболее яркие конструкции для комментария к тексту; отметив эти предложения можно сделать соответствующие пометы на полях или выписать в черновик № предложений с пометами: авт. позиция, проблема, к комментарию и т. п.

Несколько полезных советов

  • Главное условие успеха в этой части ЕГЭ – чёткое знание требований к написанию сочинения.
  • Необходимо скрупулезная работа с исходным текстом:
  • нужно несколько раз внимательно перечитать текст;
  • работая с текстом, отмечай предложения, в которых, по твоему мнению, содержатся проблема, авторская позиция, наиболее яркие конструкции для комментария к тексту;
  • отметив эти предложения можно сделать соответствующие пометы на полях или выписать в черновик № предложений с пометами: авт. позиция, проблема, к комментарию и т. п.
3.Проработав текст, коротко запиши:  Тема текста: …………………………………………… Проблема: ………………………………………………….. Авторская позиция: …………………………………… Комментарий: ……………………………………………. Мои аргументы: 1. ………………………………………………………………….. 2. …………………………………………………………………… . Вывод:

3.Проработав текст, коротко запиши:

Тема текста: ……………………………………………

Проблема: …………………………………………………..

Авторская позиция: ……………………………………

Комментарий: …………………………………………….

Мои аргументы:

1. …………………………………………………………………..

2. …………………………………………………………………… .

Вывод:

4. Пиши работу таким образом, чтобы проверяющему его стало понятно, что ты знаком с требованиями к написанию сочинения, знаешь критерии проверки, т. е. соблюдай композицию сочинения:  1. Выявляем проблему.  2. Комментируем её, не забывая включить в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста.  3. Выявляем авторскую позицию.  4 Приводим не менее двух аргументов (один из жизненного опыта, другой – из литературы).  5. Делаем вывод.

4. Пиши работу таким образом, чтобы проверяющему его стало понятно, что ты знаком с требованиями к написанию сочинения, знаешь критерии проверки, т. е. соблюдай композицию сочинения:

1. Выявляем проблему.

2. Комментируем её, не забывая включить в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста.

3. Выявляем авторскую позицию.

4 Приводим не менее двух аргументов (один из жизненного опыта, другой – из литературы).

5. Делаем вывод.

5. Написав черновик, отложи его в сторону, отдохни, а потом несколько раз проверь написанное глазами стороннего наблюдателя: исправь все ошибки. Особое внимание обрати на членение текста на абзацы, речевое оформление.  Избегай повторов: автор иначе повествователь, рассказчик. Замена : он.  Если текст художественного стиля, не путай понятия АВТОР-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ, ГЕРОЙ. 5. Переписав сочинение в чистовик, ещё раз проверь его. Ошибки исправляй аккуратно: в немательно и

5. Написав черновик, отложи его в сторону, отдохни, а потом несколько раз проверь написанное глазами стороннего наблюдателя: исправь все ошибки. Особое внимание обрати на членение текста на абзацы, речевое оформление.

Избегай повторов: автор иначе повествователь, рассказчик. Замена : он.

Если текст художественного стиля, не путай понятия АВТОР-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ, ГЕРОЙ.

5. Переписав сочинение в чистовик, ещё раз проверь его. Ошибки исправляй аккуратно: в немательно

и

Опорная схема сочинения

Опорная схема сочинения

Формулируем проблему  Назывное предложение , в котором формулируем тему текста ( например, Честь… Человеческое достоинство…) Риторический вопрос, обращенный ко всем или к самому себе (Кто из нас не задумывался над тем, что включает в себя это понятие? Или : Всегда ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя, покоя близких людей промолчать, спрятаться?)  Общая фраза, подводящая к формулировке проблемы именно этого текста  (например, Очень многие размышляли над этими вопросам, не оставили они равнодушными и NN, который остро и полемично рассматривает проблему чести и бесчестия в ... )

Формулируем проблему

Назывное предложение , в котором формулируем тему текста ( например, Честь… Человеческое достоинство…) Риторический вопрос, обращенный ко всем или к самому себе (Кто из нас не задумывался над тем, что включает в себя это понятие? Или : Всегда ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя, покоя близких людей промолчать, спрятаться?) Общая фраза, подводящая к формулировке проблемы именно этого текста (например, Очень многие размышляли над этими вопросам, не оставили они равнодушными и NN, который остро и полемично рассматривает проблему чести и бесчестия в ... )

Комментируем проблему   Попробуй ответить на вопросы: Насколько актуально то, о чём пишет автор? Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой? По возможности коснись истории вопроса Постарайся передать содержание текста, но помни, что пишешь не изложение, а сочинение, поэтому постарайся передать идеи автора своими словами; можешь использовать отдельные цитаты, но не увлекайся ими.

Комментируем проблему

Попробуй ответить на вопросы:

  • Насколько актуально то, о чём пишет автор?
  • Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
  • По возможности коснись истории вопроса
  • Постарайся передать содержание текста, но помни, что пишешь не изложение, а сочинение, поэтому постарайся передать идеи автора своими словами; можешь использовать отдельные цитаты, но не увлекайся ими.

(сформулируй её одним или двумя словами

На мой взгляд, проблема ………………………………………………………)…………. актуальна (укажи, в какое время, в каких ситуациях). Автор по-своему (по-новому), (весьма оригинально, своеобразно), (очень аргументированно) раскрывает её. Чтобы помочь читателю разобраться в поднятых вопросах, ………………………………….. обращается к (воспоминаниях о…………………), эпизоду из…………, размышляет о ……, вступает в полемику с … и т. д.) Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. Его отношение к важному вопросу бытия ощущается во взволнованной, эмоциональной манере письма (приведи примеры) , в стремлении сделать читателя своим единомышленником. Рассуждая над (повтори проблему), NN пишет о ( укажи, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.). Передай содержание текста, но ни в коем случае не пересказывай, а комментируй то, как автор пытается подвести нас к пониманию своей главной мысли (к авторской позиции).

(назови автора)

(конкретизируй

Формулируем позицию автора

Точка зрения автора весьма определённа (однозначна), (убедительна), (оригинальна). Она, как мне кажется, наиболее чётко сформулирована им в предложении: «(Цитируй!)».

Если предложений несколько или трудно позицию автора с помощью цитирования, сформулируй позицию автора своими словами:

На мой взгляд, главный вывод, к которому хочет подвести нас автор всем ходом своих рассуждений ( своего повествования, рассказа, воспоминания выбери нужное ), заключается в следующем:……………………………………………………………………….... .

ИЛИ : Мне довольно трудно выявить авторскую точку зрения, NN не даёт готовых решений поставленных вопросов. Он заставляет читателя самостоятельно сделать вывод, найти решение проблемы. И всё-таки, наблюдая за тем, как автор относится к своим героям, как взволнованно, эмоционально он пишет о том, что его волнует, я позволю себе предположить, что авторская позиция заключается в следующем:

…………………………………………………………………… .

(ещё раз, но другими словами сформулируй авторскую позицию).

(ещё раз, но другими словами сформулируй авторскую позицию).

Аргументация    Вспомним формулировку требований к этой части сочинения: «Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента)».

Аргументация

  • Вспомним формулировку требований к этой части сочинения:
  • «Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента)».
 Помни!!! Ты пишешь далее часть текста, которая является сочинением-рассуждением, которое строится по схеме: Тезис. Аргументы Вывод

Помни!!! Ты пишешь далее часть текста, которая является сочинением-рассуждением, которое строится по схеме:

  • Тезис.
  • Аргументы
  • Вывод
 То, о чём пишет NN, тот вывод, к которому он приходит в результате своих размышлений о …… ………………… ………………… близко и понятно мне, потому что каждому из нас в жизни приходилось сталкиваться с подобной ситуацией (приходилось задумываться над таким вопросом, встречать подобных людей, решать такие же задачи и т. д.). Повтори своими словами главную мысль автора текста – это будет тезис, который тебе надо доказать. назови тему текста

То, о чём пишет NN, тот вывод, к которому он приходит в результате своих размышлений о …… ………………… ………………… близко и понятно мне, потому что каждому из нас в жизни приходилось сталкиваться с подобной ситуацией (приходилось задумываться над таким вопросом, встречать подобных людей, решать такие же задачи и т. д.). Повтори своими словами главную мысль автора текста – это будет тезис, который тебе надо доказать.

назови тему текста

ИЛИ :  Невозможно не согласиться с тем выводом, к которому приводит нас автор. Почему? Да потому, во-первых, что мне самому не раз приходилось (приведи пример из своего жизненного опыта) …. Во-вторых, я неоднократно слышал это от ……… В-третьих , в этом убеждает нас классическая литература – (приведи пример из книги; можно вспомнить художественный фильм, спектакль, газетную или журнальную статью, радио- или телепередачу и т. д ). Вспомним героя (героев) книги ……………… Его поступки (мысли, размышления) ещё раз убеждают нас в том, что……………..…………………………………….., подтверждая тем самым мысль (назови автора анализируемого текста). Назови назови его (их ) (ещё раз, но другими словами сформулируй авторскую позицию).

ИЛИ :

Невозможно не согласиться с тем выводом, к которому приводит нас автор. Почему? Да потому, во-первых, что мне самому не раз приходилось (приведи пример из своего жизненного опыта) …. Во-вторых, я неоднократно слышал это от ……… В-третьих , в этом убеждает нас классическая литература – (приведи пример из книги; можно вспомнить художественный фильм, спектакль, газетную или журнальную статью, радио- или телепередачу и т. д ). Вспомним героя (героев) книги ……………… Его поступки (мысли, размышления) ещё раз убеждают нас в том, что……………..…………………………………….., подтверждая тем самым мысль (назови автора анализируемого текста).

Назови

назови его (их )

(ещё раз, но другими словами сформулируй авторскую позицию).

 Если в тесте не было героев, он не являлся повествованием, ТО МОЖНО ТАК:  Невозможно не согласиться с тем выводом, к которому подводит читателя NN. Почему?  Да потому, что его мысли в какой –то мере совпадают с моими. Я, как и он, часто задумывался о ………………………………………….. . В связи с этим мне вспоминаются события, которые произошли со мной (с моим другом, отцом, знакомым). …………………………………….. .  Согласитесь, многому нас учит книга. Вспомним героя романа (повести, рассказа, статьи – не помнишь жанра, скажи: произведения ). Его поступки (размышления) ещё раз убеждают нас в том, что……………………….. , подтверждая тем самым мысль (назови автора анализируемого текста). (повтори тему текста). ( Коротко расскажи об этом ). (ещё раз, но другими словами сформулируй авторскую позицию).

Если в тесте не было героев, он не являлся повествованием, ТО МОЖНО ТАК:

Невозможно не согласиться с тем выводом, к которому подводит читателя NN. Почему?

Да потому, что его мысли в какой –то мере совпадают с моими. Я, как и он, часто задумывался о ………………………………………….. . В связи с этим мне вспоминаются события, которые произошли со мной (с моим другом, отцом, знакомым). …………………………………….. .

Согласитесь, многому нас учит книга. Вспомним героя романа (повести, рассказа, статьи – не помнишь жанра, скажи: произведения ). Его поступки (размышления) ещё раз убеждают нас в том, что……………………….. , подтверждая тем самым мысль (назови автора анализируемого текста).

(повтори тему текста).

( Коротко расскажи об этом ).

(ещё раз, но другими словами сформулируй авторскую позицию).

ДЕЛАЕМ ВЫВОД  О многом заставил меня задуматься ………………..  Я понял, как важно ………………………………………. . назови автора текста (сформулируй своё видение проблемы)

ДЕЛАЕМ ВЫВОД

О многом заставил меня задуматься ………………..

Я понял, как важно ………………………………………. .

назови автора текста

(сформулируй своё видение проблемы)

Или так:   В заключен ие хочу подчеркнуть… В заключен ие хотелось бы отметить… В заключен ие хотелось бы ещё раз обратить внимание на… Обобщая сказанное, можно сделать вывод… Итак,… Следовательно,… Таким образом,…

Или так:

В заключен ие хочу подчеркнуть…

В заключен ие хотелось бы отметить…

В заключен ие хотелось бы ещё раз обратить внимание на…

Обобщая сказанное, можно сделать вывод…

Итак,…

Следовательно,…

Таким образом,…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!