СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В помощь социальному педагогу. Порядок межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Порядок межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики жестокого обращения и насилия  в отношении несовершеннолетних.

1.Общие положения

1.1. Настоящий порядок межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики жестокого обращения и насилия  в отношении несовершеннолетних в Кемеровской области (далее – порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[1], Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»  и определяет функции участников межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних.

1.2. Целью межведомственного взаимодействия является профилактика жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних и оказание комплексной помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения.

1.3. Задачи межведомственного взаимодействия:

профилактика жестокого обращения в отношении несовершеннолетних;

ранее выявление случаев жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, их учет и своевременное оповещение субъектов межведомственного взаимодействия;

мотивирование родителя (законного представителя) или другого взрослого из ближайшего окружения несовершеннолетнего, обладающего ресурсом помощи, на защиту интересов ребенка и направление детей и родителей в организации и учреждения для получения комплексной помощи;

реализация  совместных действий учреждений субъектов системы профилактики по обеспечению безопасности несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения, и проведение индивидуальной профилактической работы с ними и их семьями;

обеспечение доступности информации об учреждениях и службах, оказывающих помощь в случае жестокого обращения с несовершеннолетними.

1.4. Субъекты межведомственного взаимодействия.

Участниками межведомственного взаимодействия по оказанию помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения, (далее – субъекты межведомственного взаимодействия) являются органы и учреждения, указанные в ст. 4 Федерального закона № 120-ФЗ.

Взаимодействие субъектов осуществляется путем обмена информацией, осуществления совместных профилактических мероприятий, участия в совещаниях и рабочих группах по проблемам профилактики жестокого обращения в отношении несовершеннолетних.

1.5.  Основные задачи руководителей и специалистов органов и учреждений системы профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

  • Проводить профилактические мероприятия по предупреждению и выявлению жестокого обращения с детьми;
  • Внимательно относиться к внешним признакам и проявлениям жестокого обращения с детьми;
  • Оперативно информировать правоохранительные органы, следственные органы  и управление опеки и попечительства о выявленных случаях жестокого обращения с детьми;
  • Проводить работу по реабилитации жертв насилия оказанию им необходимой помощи;

2.  Термины и определения:

Жестокое обращение с детьми - действие или бездействие родителей, законных представителей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. К таким действиям относится физическое, психическое, сексуальное насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основным потребностям ребенка). Проявления жестокости могут быть намеренными или импульсивными.

Наиболее типичные причины жестокости в семье:

  • традиции воспитания;
  • культ жестокости, пропагандируемый в обществе, приводит к тому, что родители, оказываясь в стрессовом состоянии, переживают взрыв ненависти к детям;
  • низкий уровень общественной и правовой культуры нашего общества. Ребенок в таком обществе выступает, как правило, не субъектом взаимодействия, а объектом взаимодействия.

Психологической сущностью жестокости составляют насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками человека, особенно ребенка, унижение его или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям.

Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Межведомственное взаимодействие – комплекс мер по осуществлению сотрудничества различных ведомств и относящихся к ним органов, организаций и учреждений для достижения единых целей по определенному направлению деятельности. Межведомственное взаимодействие включает такие формы сотрудничества, как информационный обмен, проведение совместных мероприятий, разработка единого порядка действий и др.

Насилие в семье – это любые насильственные действия физического, психологического, сексуального или экономического характера, совершенные лицом или лицами, которые связаны с жертвой семейными отношениями.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

 3. Виды и формы проявления жестокого обращения с детьми их влияние на ребенка

Все общие определения жестокого обращения с ребенком называют  таковыми в первую очередь причинение вреда физическому и психическому здоровью ребенка, угрозу его развитию или жизни. Синдром жестокого обращения с ребенком - это широкий спектр действий, наносящих вред ребенку, со стороны людей, которые должны опекать и заботиться о нем. Эти действия включают  в себя не только жестокое обращение, но и запущенность и пренебрежение потребностям и нуждам ребенка.

3.1. Физическое насилие - нанесение ребенку физических травм и телесных повреждений, применение жестоких физических наказаний,  действия со стороны родителей (законных представителей), других лиц, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или подвергается опасности.  Физическое насилие включает в себя также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, принуждение к приему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например снотворных, не прописанных врачом), а так же попытки утопления и удушения ребенка.

  • Форма проявления - нанесение физических травм, различных телесных повреждений, представляющих угрозу его жизни и здоровью (побои, истязания) с  использованием рукоприкладства или различных предметов (ремня, шлангов и тп.), которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие; привлечение ребенка к употреблению наркотиков, алкоголя, одурманивающих веществ (ПАВ); попытки удушения; умышленное утопление; убийство.
  • Внешние признаки и поведенческие факторы-царапины, синяки, ссадины, ожоги (разные по времени возникновения; в разных частях  тела (например, на спине и груди одновременно), непонятного происхождения; имеют особую форму предмета. Например: имеют форму пряжки ремня; травмы скелета или головы;  внутренние травмы в результате ударов по животу.

Выделяют подвиды физического насилия, одним из которых является насилие над младенцами. Это так называемый синдром ребенка, которого трясли - когда младенца начинают трясти с такой силой, что вольно или невольно наносят ему повреждения.

К физическому насилию относят синдром Мюнхаузена, который заключается в том, что человек, обязанный заботиться о ребенке выдумывает фиктивную болезнь или провоцирует заболевание, вследствие чего «ребенок подвергается неприятным и часто вредным медицинским вмешательствам».

3.2. Сексуальное насилие - вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков  в сексуальную активность, которую они не полностью  осознают, на которую они не могут дать   информированное согласие или которая нарушает социальные табу,  любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

  • Форма проявления - вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми, с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды; внутрисемейные и внесемейные формы насилия и все типы сексуальной активности (обнажение и ласкание, оральные, анальные и генитальные сексуальные контакты); детская порнография.
  • Внешние признаки и поведенческие факторы - жалобы на зуд, воспаление; боль  в области гениталий; может жаловаться на физическое здоровье, девочка может забеременеть; различные виды инфекций, сексуальное приставание к детям, подросткам, взрослым, эмоциональное расстройство; замкнутость, скрывает свой секрет из-за беспомощности и привыкания, а так же угроз со стороны обидчика.

3.3. Психологическое или эмоциональное насилие  - постоянное отвержение, унижение, превращение ребенка в «козла отпущения» людьми, которые должны беречь его и заботиться о нем. Дурное обращение с детьми,  умышленные и последовательные действия, направленные на оскорбление, унижение личности ребенка, его чести, достоинства и репутации.

  • Форма проявления - обвинения в адрес ребенка (брань, крики); принижение его успехов, унижение его достоинства; пренебрежение ребенком; длительное лишение любви и ласки, заботы со стороны родителей; угрозы, принуждение к одиночеству.
  • Внешние признаки и поведенческие факторы - задержка в физическом, речевом развитии, импульсивность, взрывчатость, сосание пальцев, раскачивание; угрозы или попытки суицида; потеря смысла, цели в жизни; ночные кошмары, нарушения сна, боязнь людей,  их гнева; депрессии, печаль, заторможенность; боязнь идти домой и т.д.

3.4.Пренебрежение потребностям ребенка, отсутствие заботы о нем - невнимание к основным нуждам ребенка, когда ребенка не обеспечивают пищей, одеждой, кровом, гигиеническими условиями. Пренебрежение включает ряд таких проявлений как пренебрежение потребностями в образовании, присмотре, медицинском уходе, физическом и эмоциональном здоровье. Пренебрежение медицинской помощью - несогласие на вакцинацию и иммунизацию -может оказаться очень опасным, особенно для детей с хроническими заболеваниями. 

  • Форма проявления - ребенок постоянно голодает, имеет неопрятный вид, брошенный без присмотра, проявляет агрессивность или раздражительность без явных причин; имеет  плохую  гигиену кожи; не ходит в школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно, имеет склонность к бродяжничеству.
  • Внешние признаки и поведенческие факторы - не растет, не набирает вес, теряет в весе, попрошайничает или крадет пищу, не имеет одежды по сезону, прогуливает школу, устает, апатичен, отклонения в поведении.

В реальной практике редко встречаются отдельные категории насилия, обычно дети переживают одновременно несколько его видов. Физическое насилие, как правило, содержит компонент эмоционального, сексуальное насилие часто сопровождается принуждением, физическим насилием и переживается ребенком как унижение. 

Органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания, органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением и медицинские организации, органы службы занятости, органы внутренних дел, отдельные из которых, выступающие в своих полномочиях не только как профилактические, но и контролирующие органы, призваны выявлять факты жестокого обращения с детьми со стороны родителей (законных представителей) и иных лиц.

Распознать признаки жестокого обращения с  ребенком можно по следующим показателям:

  • родители (законные представители) поздно обращаются за медицинской помощью, или индикатором обращения являются другие граждане;
  • наличие следов травм различной давности;
  • родители (законные представители) дают путанные или противоречивые объяснения случившемуся;
  • наличие обвинений к ребенку в нанесении самоповреждений;
  • отсутствие обеспокоенности за здоровье ребенка со стороны родителей (законных представителей), или навязчивое проявление псевдолюбви;
  • повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера;
  • резкое и заметное изменение в поведении ребенка;
  • жестокое обращение ребенка к слабым сверстникам или младшим по возрасту;

4. Факторы риска,  способствующие жестокому обращению с детьми

  • наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
  • безработица, постоянные финансовые трудности;
  • постоянные супружеские конфликты;
  • низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;
  • нежеланный ребенок;
  • умственные отклонения или физические недостатки ребенка;
  • «трудный ребенок».

5. Явные признаки насилия, которые требуют немедленного информирования полиции:

  • следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;
  • следы сексуального насилия;
  • запущенное состояние ребенка, наличие педикулеза, чесотки, дистрофии и т.д.;
  • антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных норм гигиены, отсутствие в доме спальных мест для детей, отсутствие постельного белья,  или его антисанитарное состояние, отсутствие одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным особенностям детей и необходимых для обеспечения ухода за ними;
  • систематическое пьянство родителей, семейно-бытовые конфликты в присутствии ребенка, сквернословие, оскорбляющее достоинство ребенка, лишение его сна. Ребенка выгоняют из дома.

 

         

 

Просмотр содержимого документа
«В помощь социальному педагогу. Порядок межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних.»

В помощь социальному педагогу.

Порядок межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних.


1.Общие положения

1.1. Настоящий порядок межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в Кемеровской области (далее – порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»1, Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и определяет функции участников межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних.

1.2. Целью межведомственного взаимодействия является профилактика жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних и оказание комплексной помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения.

1.3. Задачи межведомственного взаимодействия:

профилактика жестокого обращения в отношении несовершеннолетних;

ранее выявление случаев жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, их учет и своевременное оповещение субъектов межведомственного взаимодействия;

мотивирование родителя (законного представителя) или другого взрослого из ближайшего окружения несовершеннолетнего, обладающего ресурсом помощи, на защиту интересов ребенка и направление детей и родителей в организации и учреждения для получения комплексной помощи;

реализация совместных действий учреждений субъектов системы профилактики по обеспечению безопасности несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения, и проведение индивидуальной профилактической работы с ними и их семьями;

обеспечение доступности информации об учреждениях и службах, оказывающих помощь в случае жестокого обращения с несовершеннолетними.

1.4. Субъекты межведомственного взаимодействия.

Участниками межведомственного взаимодействия по оказанию помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения, (далее – субъекты межведомственного взаимодействия) являются органы и учреждения, указанные в ст. 4 Федерального закона № 120-ФЗ.

Взаимодействие субъектов осуществляется путем обмена информацией, осуществления совместных профилактических мероприятий, участия в совещаниях и рабочих группах по проблемам профилактики жестокого обращения в отношении несовершеннолетних.

1.5. Основные задачи руководителей и специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

  • Проводить профилактические мероприятия по предупреждению и выявлению жестокого обращения с детьми;

  • Внимательно относиться к внешним признакам и проявлениям жестокого обращения с детьми;

  • Оперативно информировать правоохранительные органы, следственные органы и управление опеки и попечительства о выявленных случаях жестокого обращения с детьми;

  • Проводить работу по реабилитации жертв насилия оказанию им необходимой помощи;


2. Термины и определения:


Жестокое обращение с детьми - действие или бездействие родителей, законных представителей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. К таким действиям относится физическое, психическое, сексуальное насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основным потребностям ребенка). Проявления жестокости могут быть намеренными или импульсивными.

Наиболее типичные причины жестокости в семье:

  • традиции воспитания;

  • культ жестокости, пропагандируемый в обществе, приводит к тому, что родители, оказываясь в стрессовом состоянии, переживают взрыв ненависти к детям;

  • низкий уровень общественной и правовой культуры нашего общества. Ребенок в таком обществе выступает, как правило, не субъектом взаимодействия, а объектом взаимодействия.

Психологической сущностью жестокости составляют насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками человека, особенно ребенка, унижение его или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям.

Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Межведомственное взаимодействие – комплекс мер по осуществлению сотрудничества различных ведомств и относящихся к ним органов, организаций и учреждений для достижения единых целей по определенному направлению деятельности. Межведомственное взаимодействие включает такие формы сотрудничества, как информационный обмен, проведение совместных мероприятий, разработка единого порядка действий и др.

Насилие в семье – это любые насильственные действия физического, психологического, сексуального или экономического характера, совершенные лицом или лицами, которые связаны с жертвой семейными отношениями.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.


3. Виды и формы проявления жестокого обращения с детьми их влияние на ребенка


Все общие определения жестокого обращения с ребенком называют таковыми в первую очередь причинение вреда физическому и психическому здоровью ребенка, угрозу его развитию или жизни. Синдром жестокого обращения с ребенком - это широкий спектр действий, наносящих вред ребенку, со стороны людей, которые должны опекать и заботиться о нем. Эти действия включают в себя не только жестокое обращение, но и запущенность и пренебрежение потребностям и нуждам ребенка.

3.1. Физическое насилие - нанесение ребенку физических травм и телесных повреждений, применение жестоких физических наказаний, действия со стороны родителей (законных представителей), других лиц, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или подвергается опасности. Физическое насилие включает в себя также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, принуждение к приему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например снотворных, не прописанных врачом), а так же попытки утопления и удушения ребенка.

  • Форма проявления - нанесение физических травм, различных телесных повреждений, представляющих угрозу его жизни и здоровью (побои, истязания) с использованием рукоприкладства или различных предметов (ремня, шлангов и тп.), которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие; привлечение ребенка к употреблению наркотиков, алкоголя, одурманивающих веществ (ПАВ); попытки удушения; умышленное утопление; убийство.

  • Внешние признаки и поведенческие факторы-царапины, синяки, ссадины, ожоги (разные по времени возникновения; в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно), непонятного происхождения; имеют особую форму предмета. Например: имеют форму пряжки ремня; травмы скелета или головы; внутренние травмы в результате ударов по животу.

Выделяют подвиды физического насилия, одним из которых является насилие над младенцами. Это так называемый синдром ребенка, которого трясли - когда младенца начинают трясти с такой силой, что вольно или невольно наносят ему повреждения.

К физическому насилию относят синдром Мюнхаузена, который заключается в том, что человек, обязанный заботиться о ребенке выдумывает фиктивную болезнь или провоцирует заболевание, вследствие чего «ребенок подвергается неприятным и часто вредным медицинским вмешательствам».

3.2. Сексуальное насилие - вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные табу, любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

  • Форма проявления - вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми, с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды; внутрисемейные и внесемейные формы насилия и все типы сексуальной активности (обнажение и ласкание, оральные, анальные и генитальные сексуальные контакты); детская порнография.

  • Внешние признаки и поведенческие факторы - жалобы на зуд, воспаление; боль в области гениталий; может жаловаться на физическое здоровье, девочка может забеременеть; различные виды инфекций, сексуальное приставание к детям, подросткам, взрослым, эмоциональное расстройство; замкнутость, скрывает свой секрет из-за беспомощности и привыкания, а так же угроз со стороны обидчика.

3.3. Психологическое или эмоциональное насилие - постоянное отвержение, унижение, превращение ребенка в «козла отпущения» людьми, которые должны беречь его и заботиться о нем. Дурное обращение с детьми, умышленные и последовательные действия, направленные на оскорбление, унижение личности ребенка, его чести, достоинства и репутации.

  • Форма проявления - обвинения в адрес ребенка (брань, крики); принижение его успехов, унижение его достоинства; пренебрежение ребенком; длительное лишение любви и ласки, заботы со стороны родителей; угрозы, принуждение к одиночеству.

  • Внешние признаки и поведенческие факторы - задержка в физическом, речевом развитии, импульсивность, взрывчатость, сосание пальцев, раскачивание; угрозы или попытки суицида; потеря смысла, цели в жизни; ночные кошмары, нарушения сна, боязнь людей, их гнева; депрессии, печаль, заторможенность; боязнь идти домой и т.д.

3.4.Пренебрежение потребностям ребенка, отсутствие заботы о нем - невнимание к основным нуждам ребенка, когда ребенка не обеспечивают пищей, одеждой, кровом, гигиеническими условиями. Пренебрежение включает ряд таких проявлений как пренебрежение потребностями в образовании, присмотре, медицинском уходе, физическом и эмоциональном здоровье. Пренебрежение медицинской помощью - несогласие на вакцинацию и иммунизацию -может оказаться очень опасным, особенно для детей с хроническими заболеваниями.

  • Форма проявления - ребенок постоянно голодает, имеет неопрятный вид, брошенный без присмотра, проявляет агрессивность или раздражительность без явных причин; имеет плохую гигиену кожи; не ходит в школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно, имеет склонность к бродяжничеству.

  • Внешние признаки и поведенческие факторы - не растет, не набирает вес, теряет в весе, попрошайничает или крадет пищу, не имеет одежды по сезону, прогуливает школу, устает, апатичен, отклонения в поведении.

В реальной практике редко встречаются отдельные категории насилия, обычно дети переживают одновременно несколько его видов. Физическое насилие, как правило, содержит компонент эмоционального, сексуальное насилие часто сопровождается принуждением, физическим насилием и переживается ребенком как унижение.

Органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания, органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением и медицинские организации, органы службы занятости, органы внутренних дел, отдельные из которых, выступающие в своих полномочиях не только как профилактические, но и контролирующие органы, призваны выявлять факты жестокого обращения с детьми со стороны родителей (законных представителей) и иных лиц.

Распознать признаки жестокого обращения с ребенком можно по следующим показателям:

  • родители (законные представители) поздно обращаются за медицинской помощью, или индикатором обращения являются другие граждане;

  • наличие следов травм различной давности;

  • родители (законные представители) дают путанные или противоречивые объяснения случившемуся;

  • наличие обвинений к ребенку в нанесении самоповреждений;

  • отсутствие обеспокоенности за здоровье ребенка со стороны родителей (законных представителей), или навязчивое проявление псевдолюбви;

  • повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера;

  • резкое и заметное изменение в поведении ребенка;

  • жестокое обращение ребенка к слабым сверстникам или младшим по возрасту;

4. Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми

  • наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

  • безработица, постоянные финансовые трудности;

  • постоянные супружеские конфликты;

  • низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;

  • нежеланный ребенок;

  • умственные отклонения или физические недостатки ребенка;

  • «трудный ребенок».

5. Явные признаки насилия, которые требуют немедленного информирования полиции:

  • следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;

  • следы сексуального насилия;

  • запущенное состояние ребенка, наличие педикулеза, чесотки, дистрофии и т.д.;

  • антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных норм гигиены, отсутствие в доме спальных мест для детей, отсутствие постельного белья, или его антисанитарное состояние, отсутствие одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным особенностям детей и необходимых для обеспечения ухода за ними;

  • систематическое пьянство родителей, семейно-бытовые конфликты в присутствии ребенка, сквернословие, оскорбляющее достоинство ребенка, лишение его сна. Ребенка выгоняют из дома.


6. Порядок межведомственного взаимодействия


Субъект системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних

Действия работников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

по профилактике жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в Кемеровской области


Сроки действий

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних



Руководители органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1.Закрепляют в ведомственных нормативных актах действия сотрудников при выявлении фактов насилия над детьми, жестокого обращения с детьми, персональную ответственность за эти действия или бездействия (уставы, положения учреждений (органов), приказы, постановления, должностные инструкции).

2. Направляют сообщение о выявленном факте насилия (жестокого обращения) по отношению к несовершеннолетнему:

  • в территориальный отдел МВД России на районном уровне, органы предварительного следствия, прокуратуру, органы опеки и попечительства (по месту жительства ребенка).

  • председателю комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (по месту жительства ребенка) для обеспечения координации за обеспечением прав ребенка.

3. В пределах своей компетенции оказывают помощь ребенку - жертве насилия или жестокого обращения.

4. Обеспечивают доступность информации о местах, куда можно обратиться за помощью в случае насилия над ребенком, жестокого обращения с ним.

5. Формируют общественное мнение по вопросам повышения ценности семьи в обществе, негативного отношения к насилию и жестокости в семье, воспитания культуры законопослушного поведения, здорового образа жизни.

6. Проводят мероприятия по формированию навыков безопасного поведения детей.



Постоянно





Незамедлительно











Постоянно







Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований Кемеровской области


При поступлении информации о выявленном факте жестокого обращения, насилия с ребенком обеспечивает:

  • координацию органов и учреждений системы профилактики по защите прав ребенка, для проведения комплексного социального патронажа условий проживания ребенка и принятия защитных мер реагирования (помещение ребенка в социально реабилитационный центр, либо в медицинское учреждение);

  • тщательное изучение причин и условий, способствующих совершению в отношении ребенка жестокого обращения;

  • принятие решения по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего, в том числе: о признании семьи, находящейся в социально опасном положении и постановке семьи на учет в органах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с разработкой индивидуальной программы реабилитации; о подготовке материалов на лишение (ограничение) родительских прав.



Незамедлительно





В рамках правового поля.

В соответствии с действующим законодательством и полномочиями членов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Органы внутренних дел


- В пределах своей компетенции принимают меры по защите ребенка, если его жизни и здоровью угрожает опасность.

- Проводят проверку по выявленному факту жестокого обращения, привлекают при необходимости специалистов субъектов межведомственного взаимодействия.

- Информируют органы опеки и попечительства о необходимости отобрания несовершеннолетнего из семьи, если его жизни и здоровью угрожает опасность.

- Информируют комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту проживания несовершеннолетнего о выявлении несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения.

- Принимают меры к родителям в соответствии с административным либо уголовным законодательством.

- Вносят предложения в порядке реализации ст. 21 ФЗ №120 об устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних.

- В соответствии с ведомственными правовыми актами осуществляют постановку на учет родителей (иных законных представителей), проводят с ними профилактическую работу, привлекая специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

- Организуют и проводят в рамках реализации межведомственного взаимодействия специализированные мероприятия, акции, операции, направленные на выявление насилия, жестокого обращения с детьми, особенно внутри семейного окружения.

Незамедлительно


Незамедлительно



Незамедлительно



В течение 3 суток



В рамках правового поля


По мере выявления


По факту выявления





Постоянно

Органы опеки и попечительства

Действия специалистов управления опеки и попечительства регламентируются Семейным Кодексом Российской Федерации

При получении информации о непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка не вызывающей сомнения возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью в силу самых разнообразных причин:

- незамедлительно информируют территориальный орган МВД России на районном уровне;

  • выходят на место для обследования социально -бытовых условий проживания ребенка (при необходимости - с участием сотрудников полиции), составить соответствующий акт;

  • выносят по результатам рассмотрения сообщения о наличии такой угрозы акт об отобрании ребенка (постановление, распоряжение, приказ);

  • исполняют данный акт немедленно (при необходимости - с участием сотрудников правоохранительных органов); предусмотренные законом;

  • обеспечивают временное устройство ребенка в учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

  • в течение семи дней после издания акта об отобрании ребенка обращаются с иском в суд о лишении родительских прав или ограничении в родительских правах.

  • направляют сообщение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;

  • готовят материалы в суд для возбуждения дела о лишении родительских прав.





Незамедлительно



В рамках правового поля





В соответствии с действующим законодательством и полномочиями







Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания


    • 1. В случае выявления признаков жестокого обращения с ребенком: - незамедлительно информируют территориальный орган МВД России на районном уровне; орган опеки и попечительства; комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

  • проводят комплексное обследование социально -бытовых условий проживания с привлечением специалистов системы профилактики и составить акт;

  • при необходимости, во взаимодействии со специалистами опеки и попечительства, сотрудниками полиции обеспечивают помещение ребенка в социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (МУ СРЦН);

  • обеспечивают оказание психологической помощи ребенку и его родственникам;

  • по решению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ставят семью на учет по категории «Семья, находящаяся в социально опасном положении» (СОП), для обеспечения контроля за ситуацией в семье и оказания ей социальной поддержки, в рамках индивидуальной программы реабилитации;

  • предоставляют в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав информацию по результатам проведения реабилитационных мероприятий с ребенком и законными представителями.

2. Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания:

  • обеспечивают доступность информации о местах, куда можно обратиться за помощью в случае насилия над ребенком, жестокого обращения с ним;

  • формируют общественное мнение по вопросам повышения ценности семьи в обществе, негативного отношения к насилию и жестокости в семье, воспитания культуры законопослушного поведения, здорового образа жизни;

  • проводят мероприятия по формированию навыков безопасного поведения детей.



Незамедлительно





В соответствии с действующим законодательством и полномочиями










Постоянно

Органы управления здравоохранением и медицинские организации

Специалисты медицинских учреждений в проводят медицинскую оценку состояния ребенка -жертвы жестокого обращения, зафиксировав данные в медицинском документе;

  • при необходимости обеспечивают госпитализацию ребенка, подвергшегося жестокому обращению; доложить руководителю медицинского учреждения о выявленном случае жестокого обращения;

  • оказывают содействие полиции, органам предварительного следствия в сборе информации по факту жестокого обращения с ребенком;

Копии сообщений остаются в документах по делопроизводству.

Незамедлительно





В соответствии с действующим законодательством и полномочиями



Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность

Действия сотрудников образовательных организаций в случае выявления признаков жестокого обращения с ребенком:


1. В Дошкольной образовательной организации.

Сотрудники дошкольного учреждения, воспитатели и медицинские работники при выявлении признаков жестокого обращения с ребенком во время ежедневных осмотров кожного покрова и при других обстоятельствах, незамедлительно информируют руководителя учреждения.

    • Руководитель учреждения - незамедлительно информирует территориальный орган МВД России на районном уровне; орган опеки и попечительства; комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Копии сообщений остаются в документах по делопроизводству.


2. В общеобразовательной организации.

В случае выявления признаков жестокого обращения с ребенком доложить руководителю учреждения.

Руководитель учреждения:

    • - незамедлительно информирует территориальный орган МВД России на районном уровне; орган опеки и попечительства; комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

  • по решению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимает меры по постановке несовершеннолетнего на внутришкольный контроль;

  • организует оказание психологической помощи ребенку и его родителям или иным законным представителям в рамках индивидуальной профилактической работы;

  • предоставляет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав информацию по результатам проведения профилактических мероприятий.


Руководители образовательных организаций

1. Обеспечивают доступность информации о местах, куда можно обратиться за помощью в случае насилия над ребенком, жестокого обращения с ним.

2. Формируют общественное мнение по вопросам повышения ценности семьи в обществе, негативного отношения к насилию и жестокости в семье, воспитания культуры законопослушного поведения, здорового образа жизни.

3. Проводят мероприятия по формированию навыков безопасного поведения детей.

4. Организуют работу по повышению правовой и педагогической грамотности родителей, законных представителей.





Незамедлительно














Незамедлительно




В соответствии с действующим законодательством и полномочиями









Постоянно





1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!