В помощь социальному педагогу. Порядок межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних.
Порядок межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних.
1.Общие положения
1.1. Настоящий порядок межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в Кемеровской области (далее – порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[1], Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и определяет функции участников межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних.
1.2. Целью межведомственного взаимодействия является профилактика жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних и оказание комплексной помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения.
1.3. Задачи межведомственного взаимодействия:
профилактика жестокого обращения в отношении несовершеннолетних;
ранее выявление случаев жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, их учет и своевременное оповещение субъектов межведомственного взаимодействия;
мотивирование родителя (законного представителя) или другого взрослого из ближайшего окружения несовершеннолетнего, обладающего ресурсом помощи, на защиту интересов ребенка и направление детей и родителей в организации и учреждения для получения комплексной помощи;
реализация совместных действий учреждений субъектов системы профилактики по обеспечению безопасности несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения, и проведение индивидуальной профилактической работы с ними и их семьями;
обеспечение доступности информации об учреждениях и службах, оказывающих помощь в случае жестокого обращения с несовершеннолетними.
1.4. Субъекты межведомственного взаимодействия.
Участниками межведомственного взаимодействия по оказанию помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения, (далее – субъекты межведомственного взаимодействия) являются органы и учреждения, указанные в ст. 4 Федерального закона № 120-ФЗ.
Взаимодействие субъектов осуществляется путем обмена информацией, осуществления совместных профилактических мероприятий, участия в совещаниях и рабочих группах по проблемам профилактики жестокого обращения в отношении несовершеннолетних.
1.5. Основные задачи руководителей и специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Проводить профилактические мероприятия по предупреждению и выявлению жестокого обращения с детьми;
Внимательно относиться к внешним признакам и проявлениям жестокого обращения с детьми;
Оперативно информировать правоохранительные органы, следственные органы и управление опеки и попечительства о выявленных случаях жестокого обращения с детьми;
Проводить работу по реабилитации жертв насилия оказанию им необходимой помощи;
2. Термины и определения:
Жестокое обращение с детьми - действие или бездействие родителей, законных представителей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. К таким действиям относится физическое, психическое, сексуальное насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основным потребностям ребенка). Проявления жестокости могут быть намеренными или импульсивными.
Наиболее типичные причины жестокости в семье:
традиции воспитания;
культ жестокости, пропагандируемый в обществе, приводит к тому, что родители, оказываясь в стрессовом состоянии, переживают взрыв ненависти к детям;
низкий уровень общественной и правовой культуры нашего общества. Ребенок в таком обществе выступает, как правило, не субъектом взаимодействия, а объектом взаимодействия.
Психологической сущностью жестокости составляют насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками человека, особенно ребенка, унижение его или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям.
Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Межведомственное взаимодействие – комплекс мер по осуществлению сотрудничества различных ведомств и относящихся к ним органов, организаций и учреждений для достижения единых целей по определенному направлению деятельности. Межведомственное взаимодействие включает такие формы сотрудничества, как информационный обмен, проведение совместных мероприятий, разработка единого порядка действий и др.
Насилие в семье – это любые насильственные действия физического, психологического, сексуального или экономического характера, совершенные лицом или лицами, которые связаны с жертвой семейными отношениями.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
3. Виды и формы проявления жестокого обращения с детьми их влияние на ребенка
Все общие определения жестокого обращения с ребенком называют таковыми в первую очередь причинение вреда физическому и психическому здоровью ребенка, угрозу его развитию или жизни. Синдром жестокого обращения с ребенком - это широкий спектр действий, наносящих вред ребенку, со стороны людей, которые должны опекать и заботиться о нем. Эти действия включают в себя не только жестокое обращение, но и запущенность и пренебрежение потребностям и нуждам ребенка.
3.1. Физическое насилие - нанесение ребенку физических травм и телесных повреждений, применение жестоких физических наказаний, действия со стороны родителей (законных представителей), других лиц, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или подвергается опасности. Физическое насилие включает в себя также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, принуждение к приему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например снотворных, не прописанных врачом), а так же попытки утопления и удушения ребенка.
Форма проявления - нанесение физических травм, различных телесных повреждений, представляющих угрозу его жизни и здоровью (побои, истязания) с использованием рукоприкладства или различных предметов (ремня, шлангов и тп.), которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие; привлечение ребенка к употреблению наркотиков, алкоголя, одурманивающих веществ (ПАВ); попытки удушения; умышленное утопление; убийство.
Внешние признаки и поведенческие факторы-царапины, синяки, ссадины, ожоги (разные по времени возникновения; в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно), непонятного происхождения; имеют особую форму предмета. Например: имеют форму пряжки ремня; травмы скелета или головы; внутренние травмы в результате ударов по животу.
Выделяют подвиды физического насилия, одним из которых является насилие над младенцами. Это так называемый синдром ребенка, которого трясли - когда младенца начинают трясти с такой силой, что вольно или невольно наносят ему повреждения.
К физическому насилию относят синдром Мюнхаузена, который заключается в том, что человек, обязанный заботиться о ребенке выдумывает фиктивную болезнь или провоцирует заболевание, вследствие чего «ребенок подвергается неприятным и часто вредным медицинским вмешательствам».
3.2.Сексуальное насилие - вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные табу, любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.
Форма проявления - вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми, с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды; внутрисемейные и внесемейные формы насилия и все типы сексуальной активности (обнажение и ласкание, оральные, анальные и генитальные сексуальные контакты); детская порнография.
Внешние признаки и поведенческие факторы - жалобы на зуд, воспаление; боль в области гениталий; может жаловаться на физическое здоровье, девочка может забеременеть; различные виды инфекций, сексуальное приставание к детям, подросткам, взрослым, эмоциональное расстройство; замкнутость, скрывает свой секрет из-за беспомощности и привыкания, а так же угроз со стороны обидчика.
3.3. Психологическое или эмоциональное насилие - постоянное отвержение, унижение, превращение ребенка в «козла отпущения» людьми, которые должны беречь его и заботиться о нем. Дурное обращение с детьми, умышленные и последовательные действия, направленныена оскорбление, унижение личности ребенка, его чести, достоинства и репутации.
Форма проявления - обвинения в адрес ребенка (брань, крики); принижение его успехов, унижение его достоинства; пренебрежение ребенком; длительное лишение любви и ласки, заботы со стороны родителей; угрозы, принуждение к одиночеству.
Внешние признаки и поведенческие факторы - задержка в физическом, речевом развитии, импульсивность, взрывчатость, сосание пальцев, раскачивание; угрозы или попытки суицида; потеря смысла, цели в жизни; ночные кошмары, нарушения сна, боязнь людей, их гнева; депрессии, печаль, заторможенность; боязнь идти домой и т.д.
3.4.Пренебрежение потребностям ребенка, отсутствие заботы о нем - невнимание к основным нуждам ребенка, когда ребенка не обеспечивают пищей, одеждой, кровом, гигиеническими условиями. Пренебрежение включает ряд таких проявлений как пренебрежение потребностями в образовании, присмотре, медицинском уходе, физическом и эмоциональном здоровье. Пренебрежение медицинской помощью - несогласие на вакцинацию и иммунизацию -может оказаться очень опасным, особенно для детей с хроническими заболеваниями.
Форма проявления - ребенок постоянно голодает, имеет неопрятный вид, брошенный без присмотра, проявляет агрессивность или раздражительность без явных причин; имеет плохую гигиену кожи; не ходит в школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно, имеет склонность к бродяжничеству.
Внешние признаки и поведенческие факторы - не растет, не набирает вес, теряет в весе, попрошайничает или крадет пищу, не имеет одежды по сезону, прогуливает школу, устает, апатичен, отклонения в поведении.
В реальной практике редко встречаются отдельные категории насилия, обычно дети переживают одновременно несколько его видов. Физическое насилие, как правило, содержит компонент эмоционального, сексуальное насилие часто сопровождается принуждением, физическим насилием и переживается ребенком как унижение.
Органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания, органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением и медицинские организации, органы службы занятости, органы внутренних дел, отдельные из которых, выступающие в своих полномочиях не только как профилактические, но и контролирующие органы, призваны выявлять факты жестокого обращения с детьми со стороны родителей (законных представителей) и иных лиц.
Распознать признаки жестокого обращения с ребенком можно по следующим показателям:
родители (законные представители) поздно обращаются за медицинской помощью, или индикатором обращения являются другие граждане;
наличие следов травм различной давности;
родители (законные представители) дают путанные или противоречивые объяснения случившемуся;
наличие обвинений к ребенку в нанесении самоповреждений;
отсутствие обеспокоенности за здоровье ребенка со стороны родителей (законных представителей), или навязчивое проявление псевдолюбви;
повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера;
резкое и заметное изменение в поведении ребенка;
жестокое обращение ребенка к слабым сверстникам или младшим по возрасту;
4. Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми
наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
безработица, постоянные финансовые трудности;
постоянные супружеские конфликты;
низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;
нежеланный ребенок;
умственные отклонения или физические недостатки ребенка;
«трудный ребенок».
5. Явные признаки насилия, которые требуют немедленного информирования полиции:
следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;
следы сексуального насилия;
запущенное состояние ребенка, наличие педикулеза, чесотки, дистрофии и т.д.;
антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных норм гигиены, отсутствие в доме спальных мест для детей, отсутствие постельного белья, или его антисанитарное состояние, отсутствие одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным особенностям детей и необходимых для обеспечения ухода за ними;
систематическое пьянство родителей, семейно-бытовые конфликты в присутствии ребенка, сквернословие, оскорбляющее достоинство ребенка, лишение его сна. Ребенка выгоняют из дома.
Просмотр содержимого документа
«В помощь социальному педагогу. Порядок межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних.»
В помощь социальному педагогу.
Порядок межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних.
1.Общие положения
1.1. Настоящий порядок межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в Кемеровской области (далее – порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»1, Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и определяет функции участников межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних.
1.2. Целью межведомственного взаимодействия является профилактика жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних и оказание комплексной помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения.
1.3. Задачи межведомственного взаимодействия:
профилактика жестокого обращения в отношении несовершеннолетних;
ранее выявление случаев жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, их учет и своевременное оповещение субъектов межведомственного взаимодействия;
мотивирование родителя (законного представителя) или другого взрослого из ближайшего окружения несовершеннолетнего, обладающего ресурсом помощи, на защиту интересов ребенка и направление детей и родителей в организации и учреждения для получения комплексной помощи;
реализация совместных действий учреждений субъектов системы профилактики по обеспечению безопасности несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения, и проведение индивидуальной профилактической работы с ними и их семьями;
обеспечение доступности информации об учреждениях и службах, оказывающих помощь в случае жестокого обращения с несовершеннолетними.
1.4. Субъекты межведомственного взаимодействия.
Участниками межведомственного взаимодействия по оказанию помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения, (далее – субъекты межведомственного взаимодействия) являются органы и учреждения, указанные в ст. 4 Федерального закона № 120-ФЗ.
Взаимодействие субъектов осуществляется путем обмена информацией, осуществления совместных профилактических мероприятий, участия в совещаниях и рабочих группах по проблемам профилактики жестокого обращения в отношении несовершеннолетних.
1.5. Основные задачи руководителей и специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Проводить профилактические мероприятия по предупреждению и выявлению жестокого обращения с детьми;
Внимательно относиться к внешним признакам и проявлениям жестокого обращения с детьми;
Оперативно информировать правоохранительные органы, следственные органы и управление опеки и попечительства о выявленных случаях жестокого обращения с детьми;
Проводить работу по реабилитации жертв насилия оказанию им необходимой помощи;
2. Термины и определения:
Жестокое обращение с детьми - действие или бездействие родителей, законных представителей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. К таким действиям относится физическое, психическое, сексуальное насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основным потребностям ребенка). Проявления жестокости могут быть намеренными или импульсивными.
Наиболее типичные причины жестокости в семье:
традиции воспитания;
культ жестокости, пропагандируемый в обществе, приводит к тому, что родители, оказываясь в стрессовом состоянии, переживают взрыв ненависти к детям;
низкий уровень общественной и правовой культуры нашего общества. Ребенок в таком обществе выступает, как правило, не субъектом взаимодействия, а объектом взаимодействия.
Психологической сущностью жестокости составляют насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками человека, особенно ребенка, унижение его или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям.
Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Межведомственное взаимодействие – комплекс мер по осуществлению сотрудничества различных ведомств и относящихся к ним органов, организаций и учреждений для достижения единых целей по определенному направлению деятельности. Межведомственное взаимодействие включает такие формы сотрудничества, как информационный обмен, проведение совместных мероприятий, разработка единого порядка действий и др.
Насилие в семье – это любые насильственные действия физического, психологического, сексуального или экономического характера, совершенные лицом или лицами, которые связаны с жертвой семейными отношениями.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью,сиротство,безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
3. Виды и формыпроявления жестокого обращения с детьми их влияние на ребенка
Все общие определения жестокого обращения с ребенком называют таковыми в первую очередь причинение вреда физическому и психическому здоровью ребенка, угрозу его развитию или жизни. Синдром жестокого обращения с ребенком - это широкий спектр действий, наносящих вред ребенку, со стороны людей, которые должны опекать и заботиться о нем. Эти действия включают в себя не только жестокое обращение, но и запущенность и пренебрежение потребностям и нуждам ребенка.
3.1. Физическое насилие - нанесение ребенку физических травм и телесных повреждений, применение жестоких физических наказаний, действия со стороны родителей (законных представителей), других лиц, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или подвергается опасности. Физическое насилие включает в себя также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, принуждение к приему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например снотворных, не прописанных врачом), а так же попытки утопления и удушения ребенка.
Форма проявления - нанесение физических травм, различных телесных повреждений, представляющих угрозу его жизни и здоровью (побои, истязания) с использованием рукоприкладства или различных предметов (ремня, шлангов и тп.), которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие; привлечение ребенка к употреблению наркотиков, алкоголя, одурманивающих веществ (ПАВ); попытки удушения; умышленное утопление; убийство.
Внешние признаки и поведенческие факторы-царапины, синяки, ссадины, ожоги (разные по времени возникновения; в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно), непонятного происхождения; имеют особую форму предмета. Например: имеют форму пряжки ремня; травмы скелета или головы; внутренние травмы в результате ударов по животу.
Выделяют подвиды физического насилия, одним из которых является насилие над младенцами. Это так называемый синдром ребенка, которого трясли - когда младенца начинают трясти с такой силой, что вольно или невольно наносят ему повреждения.
К физическому насилию относят синдром Мюнхаузена, который заключается в том, что человек, обязанный заботиться о ребенке выдумывает фиктивную болезнь или провоцирует заболевание, вследствие чего «ребенок подвергается неприятным и часто вредным медицинским вмешательствам».
3.2.Сексуальное насилие - вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные табу, любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.
Форма проявления - вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми, с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды; внутрисемейные и внесемейные формы насилия и все типы сексуальной активности (обнажение и ласкание, оральные, анальные и генитальные сексуальные контакты); детская порнография.
Внешние признаки и поведенческие факторы - жалобы на зуд, воспаление; боль в области гениталий; может жаловаться на физическое здоровье, девочка может забеременеть; различные виды инфекций, сексуальное приставание к детям, подросткам, взрослым, эмоциональное расстройство; замкнутость, скрывает свой секрет из-за беспомощности и привыкания, а так же угроз со стороны обидчика.
3.3. Психологическое или эмоциональное насилие - постоянное отвержение, унижение, превращение ребенка в «козла отпущения» людьми, которые должны беречь его и заботиться о нем. Дурное обращение с детьми, умышленные и последовательные действия, направленныена оскорбление, унижение личности ребенка, его чести, достоинства и репутации.
Форма проявления - обвинения в адрес ребенка (брань, крики); принижение его успехов, унижение его достоинства; пренебрежение ребенком; длительное лишение любви и ласки, заботы со стороны родителей; угрозы, принуждение к одиночеству.
Внешние признаки и поведенческие факторы - задержка в физическом, речевом развитии, импульсивность, взрывчатость, сосание пальцев, раскачивание; угрозы или попытки суицида; потеря смысла, цели в жизни; ночные кошмары, нарушения сна, боязнь людей, их гнева; депрессии, печаль, заторможенность; боязнь идти домой и т.д.
3.4.Пренебрежение потребностям ребенка, отсутствие заботы о нем - невнимание к основным нуждам ребенка, когда ребенка не обеспечивают пищей, одеждой, кровом, гигиеническими условиями. Пренебрежение включает ряд таких проявлений как пренебрежение потребностями в образовании, присмотре, медицинском уходе, физическом и эмоциональном здоровье. Пренебрежение медицинской помощью - несогласие на вакцинацию и иммунизацию -может оказаться очень опасным, особенно для детей с хроническими заболеваниями.
Форма проявления - ребенок постоянно голодает, имеет неопрятный вид, брошенный без присмотра, проявляет агрессивность или раздражительность без явных причин; имеет плохую гигиену кожи; не ходит в школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно, имеет склонность к бродяжничеству.
Внешние признаки и поведенческие факторы - не растет, не набирает вес, теряет в весе, попрошайничает или крадет пищу, не имеет одежды по сезону, прогуливает школу, устает, апатичен, отклонения в поведении.
В реальной практике редко встречаются отдельные категории насилия, обычно дети переживают одновременно несколько его видов. Физическое насилие, как правило, содержит компонент эмоционального, сексуальное насилие часто сопровождается принуждением, физическим насилием и переживается ребенком как унижение.
Органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания, органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением и медицинские организации, органы службы занятости, органы внутренних дел, отдельные из которых, выступающие в своих полномочиях не только как профилактические, но и контролирующие органы, призваны выявлять факты жестокого обращения с детьми со стороны родителей (законных представителей) и иных лиц.
Распознать признаки жестокого обращения с ребенком можно по следующим показателям:
родители (законные представители) поздно обращаются за медицинской помощью, или индикатором обращения являются другие граждане;
наличие следов травм различной давности;
родители (законные представители) дают путанные или противоречивые объяснения случившемуся;
наличие обвинений к ребенку в нанесении самоповреждений;
отсутствие обеспокоенности за здоровье ребенка со стороны родителей (законных представителей), или навязчивое проявление псевдолюбви;
повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера;
резкое и заметное изменение в поведении ребенка;
жестокое обращение ребенка к слабым сверстникам или младшим по возрасту;
4. Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми
наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
безработица, постоянные финансовые трудности;
постоянные супружеские конфликты;
низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;
нежеланный ребенок;
умственные отклонения или физические недостатки ребенка;
«трудный ребенок».
5. Явные признаки насилия, которые требуют немедленного информирования полиции:
следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;
следы сексуального насилия;
запущенное состояние ребенка, наличие педикулеза, чесотки, дистрофии и т.д.;
антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных норм гигиены, отсутствие в доме спальных мест для детей, отсутствие постельного белья, или его антисанитарное состояние, отсутствие одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным особенностям детей и необходимых для обеспечения ухода за ними;
систематическое пьянство родителей, семейно-бытовые конфликты в присутствии ребенка, сквернословие, оскорбляющее достоинство ребенка, лишение его сна. Ребенка выгоняют из дома.
6. Порядок межведомственного взаимодействия
Субъект системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних
Действия работников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
по профилактике жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в Кемеровской области
Сроки действий
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Руководители органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1.Закрепляют в ведомственных нормативных актах действия сотрудников при выявлении фактов насилия над детьми, жестокого обращения с детьми, персональную ответственность за эти действия или бездействия (уставы, положения учреждений (органов), приказы, постановления, должностные инструкции).
2. Направляют сообщение о выявленном факте насилия (жестокого обращения) по отношению к несовершеннолетнему:
в территориальный отдел МВД России на районном уровне, органы предварительного следствия, прокуратуру, органы опеки и попечительства (по месту жительства ребенка).
председателю комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (по месту жительства ребенка) для обеспечения координации за обеспечением прав ребенка.
3. В пределах своей компетенции оказывают помощь ребенку - жертве насилия или жестокого обращения.
4. Обеспечивают доступность информации о местах, куда можно обратиться за помощью в случае насилия над ребенком, жестокого обращения с ним.
5. Формируют общественное мнение по вопросам повышения ценности семьи в обществе, негативного отношения к насилию и жестокости в семье, воспитания культуры законопослушного поведения, здорового образа жизни.
6. Проводят мероприятия по формированию навыков безопасного поведения детей.
Постоянно
Незамедлительно
Постоянно
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований Кемеровской области
При поступлении информации о выявленном факте жестокого обращения, насилия с ребенком обеспечивает:
координацию органов и учреждений системы профилактики по защите прав ребенка, для проведения комплексного социального патронажа условий проживания ребенка и принятия защитных мер реагирования (помещение ребенка в социально реабилитационный центр, либо в медицинское учреждение);
тщательное изучение причин и условий, способствующих совершению в отношении ребенка жестокого обращения;
принятие решения по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего, в том числе: о признании семьи, находящейся в социально опасном положении и постановке семьи на учет в органах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с разработкой индивидуальной программы реабилитации; о подготовке материалов на лишение (ограничение) родительских прав.
Незамедлительно
В рамках правового поля.
В соответствии с действующим законодательством и полномочиями членов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
Органы внутренних дел
- В пределах своей компетенции принимают меры по защите ребенка, если его жизни и здоровью угрожает опасность.
- Проводят проверку по выявленному факту жестокого обращения, привлекают при необходимости специалистов субъектов межведомственного взаимодействия.
- Информируют органы опеки и попечительства о необходимости отобрания несовершеннолетнего из семьи, если его жизни и здоровью угрожает опасность.
- Информируют комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту проживания несовершеннолетнего о выявлении несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения.
- Принимают меры к родителям в соответствии с административным либо уголовным законодательством.
- Вносят предложения в порядке реализации ст. 21 ФЗ №120 об устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних.
- В соответствии с ведомственными правовыми актами осуществляют постановку на учет родителей (иных законных представителей), проводят с ними профилактическую работу, привлекая специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
- Организуют и проводят в рамках реализации межведомственного взаимодействия специализированные мероприятия, акции, операции, направленные на выявление насилия, жестокого обращения с детьми, особенно внутри семейного окружения.
Незамедлительно
Незамедлительно
Незамедлительно
В течение 3 суток
В рамках правового поля
По мере выявления
По факту выявления
Постоянно
Органы опеки и попечительства
Действия специалистов управления опеки и попечительства регламентируются Семейным Кодексом Российской Федерации
При получении информации о непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка не вызывающей сомнения возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью в силу самых разнообразных причин:
- незамедлительно информируют территориальный орган МВД России на районном уровне;
выходят на место для обследования социально -бытовых условий проживания ребенка (при необходимости - с участием сотрудников полиции), составить соответствующий акт;
выносят по результатам рассмотрения сообщения о наличии такой угрозы акт об отобрании ребенка (постановление, распоряжение, приказ);
исполняют данный акт немедленно (при необходимости - с участием сотрудников правоохранительных органов); предусмотренные законом;
обеспечивают временное устройство ребенка в учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
в течение семи дней после издания акта об отобрании ребенка обращаются с иском в суд о лишении родительских прав или ограничении в родительских правах.
направляют сообщение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;
готовят материалы в суд для возбуждения дела о лишении родительских прав.
Незамедлительно
В рамках правового поля
В соответствии с действующим законодательством и полномочиями
Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания
1. В случае выявления признаков жестокого обращения с ребенком: - незамедлительно информируют территориальный орган МВД России на районном уровне; орган опеки и попечительства; комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
проводят комплексное обследование социально -бытовых условий проживания с привлечением специалистов системы профилактики и составить акт;
при необходимости, во взаимодействии со специалистами опеки и попечительства, сотрудниками полиции обеспечивают помещение ребенка в социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (МУ СРЦН);
обеспечивают оказание психологической помощи ребенку и его родственникам;
по решению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ставят семью на учет по категории «Семья, находящаяся в социально опасном положении» (СОП), для обеспечения контроля за ситуацией в семье и оказания ей социальной поддержки, в рамках индивидуальной программы реабилитации;
предоставляют в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав информацию по результатам проведения реабилитационных мероприятий с ребенком и законными представителями.
2. Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания:
обеспечивают доступность информации о местах, куда можно обратиться за помощью в случае насилия над ребенком, жестокого обращения с ним;
формируют общественное мнение по вопросам повышения ценности семьи в обществе, негативного отношения к насилию и жестокости в семье, воспитания культуры законопослушного поведения, здорового образа жизни;
проводят мероприятия по формированию навыков безопасного поведения детей.
Незамедлительно
В соответствии с действующим законодательством и полномочиями
Постоянно
Органы управления здравоохранением и медицинские организации
Специалисты медицинских учреждений в проводят медицинскую оценку состояния ребенка -жертвы жестокого обращения, зафиксировав данные в медицинском документе;
при необходимости обеспечивают госпитализацию ребенка, подвергшегося жестокому обращению; доложить руководителю медицинского учреждения о выявленном случае жестокого обращения;
оказывают содействие полиции, органам предварительного следствия в сборе информации по факту жестокого обращения с ребенком;
Копии сообщений остаются в документах по делопроизводству.
Незамедлительно
В соответствии с действующим законодательством и полномочиями
Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность
Действия сотрудников образовательных организаций в случае выявления признаков жестокого обращения с ребенком:
1. В Дошкольной образовательной организации.
Сотрудники дошкольного учреждения, воспитатели и медицинские работники при выявлении признаков жестокого обращения с ребенком во время ежедневных осмотров кожного покрова и при других обстоятельствах, незамедлительно информируют руководителя учреждения.
Руководитель учреждения - незамедлительно информирует территориальный орган МВД России на районном уровне; орган опеки и попечительства; комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Копии сообщений остаются в документах по делопроизводству.
2. В общеобразовательной организации.
В случае выявления признаков жестокого обращения с ребенком доложить руководителю учреждения.
Руководитель учреждения:
- незамедлительно информирует территориальный орган МВД России на районном уровне; орган опеки и попечительства; комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
по решению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимает меры по постановке несовершеннолетнего на внутришкольный контроль;
организует оказание психологической помощи ребенку и его родителям или иным законным представителям в рамках индивидуальной профилактической работы;
предоставляет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав информацию по результатам проведения профилактических мероприятий.
Руководители образовательных организаций
1. Обеспечивают доступность информации о местах, куда можно обратиться за помощью в случае насилия над ребенком, жестокого обращения с ним.
2. Формируют общественное мнение по вопросам повышения ценности семьи в обществе, негативного отношения к насилию и жестокости в семье, воспитания культуры законопослушного поведения, здорового образа жизни.
3. Проводят мероприятия по формированию навыков безопасного поведения детей.
4. Организуют работу по повышению правовой и педагогической грамотности родителей, законных представителей.
Незамедлительно
Незамедлительно
В соответствии с действующим законодательством и полномочиями