СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

V Республиканская электронная научно- практическая конференция «Качество естественно- математического образования: проблемы, реалии, перспективы» 24-26 апреля 2019 года г. Донецк

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал на V Республиканскую электронную научно- 

практическую конференцию «Качество естественно- 

математического образования: проблемы, реалии, перспективы»  

24-26 апреля 2019 года  

г. Донецк 

Просмотр содержимого документа
«V Республиканская электронная научно- практическая конференция «Качество естественно- математического образования: проблемы, реалии, перспективы» 24-26 апреля 2019 года г. Донецк»

Совершенствование математического образования в условиях современного образовательного процесса

Скубченко Татьяна Николаевна учитель математики и вычислительной техники, заместитель директора по воспитательной работе

Ковалёва Наталья Анатольевна учитель математики



Развитие креативного и критического мышления учащихся на уроках математики

Аннотация

Совершенствование современного математического образования в системе общего среднего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании креативного и критического мышления человека.

Ключевые слова: развитие, креативный, мышление, критический, учитель, деятельность, процесс, знание, обучение, формирование.

Текст статьи

Актуальность статьи

Учитель математики должен в современном образовательном пространстве найти новые подходы в своей педагогической деятельности. Работая над внедрением новых стандартов, я задаю себе вопросы:

  • Каким образом отразить роль математики в познании мира человеком?

  • Какой вклад внесет школьный предмет математики в дальнейшую жизнь человека?

  • Как добиваться творческого, личностного и познавательного развития обучающихся?

Цель статьи

Кардинальные изменения настоящего, развитие науки, техники, информационных технологий требует от школы и учителя новой философии воспитания подрастающего поколения. Учащийся современной школы, который живет, учится, и работает в XXI веке, должен обладать такими качествами как:

  1. самостоятельно приобретать знания, которые необходимы для применения их на практике при решении нестандартных задач;

  2. критически мыслить, определять трудности и находить пути их решения;

  3. грамотно подходить к работе с информацией;

  4. быть коммуникабельным, уметь устанавливать контакт с представителями различных социальных групп;

  5. самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, культурного и нравственного воспитания.

Сформировать такие качества возможно только через развитие креативного и критического мышления, поскольку обучение, сориентированное на учащегося среднего уровня, усвоение и воспроизведение им знаний, умений и навыков не может удовлетворить современные потребности. Выход из такого рода ситуаций состоит в оптимизации образовательного процесса за счет грамотного выбора современных педагогических технологий, интерактивных методов, а также образовательных ресурсов. Личностное развитие креативного и критического мышления - это обучение, в котором личность учащегося находится в центре внимания учителя, психолога.

В учебном процессе современный учитель должен быть организатором самостоятельного развития креативного и критического мышления учащихся, выступать в роли компетентного помощника и консультанта. Опыт и профессиональные умения учителя должны быть направлены не только на контроль знаний и умений учащихся, но и на мониторинг их деятельности.

Изложение основного материала

Задачей современной школы является воспитание личности, обладающей не только знаниями, высокими моральными качествами, но и умеющей действовать адекватно в соответствующих ситуациях, применяя знания, беря на себя ответственность за свою деятельность.

На мой взгляд, учащийся современной школы должен обладать определенными качествами, и свою задачу я вижу в создании условий для формирования образованной, творческой личности гражданина, реализации его природных задатков и возможностей в образовательном процессе.

Под креативным способом мышления понимается умение принимать неординарные решения. Научившись этому, учащийся может приступить к решению задачи, не ожидая помощи учителя, составить алгоритм её решения и оценить полученный результат, то есть он нацеливает себя на самостоятельные рассуждения, разработку собственных идей и аргументацию своих решений. Формирование креативного стиля мышления непосредственно зависит от развития математических способностей. Для успешного развития этих способностей необходимы соответствующие задатки. Но и само по себе наличие математических задатков не решает вопроса о проявлении и развитии таких способностей. Даже при наличии математических способностей они могут развиваться дальше только лишь в процессе труда, обучения, а также при усвоении знаний, умений и навыков.

«Всеми возможными средствами нужно зажигать в детях горячее стремление к знаниям и обучению», - отмечал известный чешский педагог Я.А.Коменский. Работа учителя - постоянный поиск. Сегодня, в условиях лавины информации, которая сваливается на каждого ученика, от учителя требуется большое мастерство, чтобы поддержать устойчивый интерес своих воспитанников к обучению. Задача учителя, развивая критическое и креативное мышление, умственную активность учащегося, - предлагать ему задачи, которые соответствуют его индивидуальным склонностям, побуждать его к активному сотрудничеству, способствовать формированию основных групп компетенций.

Познавательная активность школьников заключается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути получения знаний, в приложении максимальных волевых усилий и энергии в умственной деятельности.

Опыт работы в школе показал, что для развития креативного и критического мышления недостаточно полагаться только на содержание предмета, каким бы интересным он ни был, такая активность - ситуационная, быстротечная, это активность наблюдателя. Поэтому и приходится из бесконечного множества технологий, методов и приемов, форм и средств обучения выбирать наиболее эффективные, единственно необходимые и личностно-ориентированные, те, которые сделают урок информационным, познавательным, интересным и действенным для моих учеников.

Движущей силой образовательных достижений является развитие креативного и критического мышления - это тот «детонатор», который превращает школьника из объекта деятельности учителя в субъекта учебного процесса. Развитие креативного и критического мышления - сложная задача, от ее решения зависит эффективность учебной деятельности учащихся. В педагогике и психологии разработаны общие пути по формированию креативного и критического мышления учащихся. Выяснено, что интерес вызывает как содержание учебного материала, так и организация развития креативного и критического мышления. Как утверждают психологи, активизация развития креативного и критического мышления способствует развитию познавательного интереса. Проведенные исследования, направленные на реализацию проблемы формирования развития креативного и критического мышления, показывают, что интерес на всех его этапах реализации характеризуется, по крайней мере, тремя моментами:

  1. наличием познавательной стороны этой эмоции;

  2. положительными эмоциями к учебной деятельности;

  3. наличием непосредственного мотива, который формирует свою деятельность.

Социальные преобразования в нашем обществе коренным образом изменили ориентацию в области образования. Новая образовательная философия определила главную стратегию педагогической деятельности: направление учебно-воспитательного процесса на реализацию программы воспитания, развития и социализации обучающихся, утверждение общечеловеческих ценностей, раскрытие потенциальных возможностей и способностей ребенка. Решение этих актуальных проблем возможно только на основе широкого внедрения новых педагогических технологий, направленных на развитие творческих сил, способностей и наклонностей личности. Интерактивный метод обучения позволяет учащимся решить сразу несколько задач, а главное - развивает коммуникативные навыки, что очень важно для молодежи, способствует установлению эмоциональных контактов между участниками процесса, учит работать в команде, прислушиваться и слышать мнение каждого. Уверена, эффективность интерактивных технологий зависит от умения учителя:

  1. давать задания ученикам для предварительной подготовки: прочитать, обдумать, выполнить самостоятельно подготовительные задачи;

  2. отбирать для урока такие интерактивные упражнения, которые позволили бы обучающимся подобрать «ключ» к усвоению темы;

  3. во время интерактивных упражнений давать ученикам время подумать над задачей, чтобы они восприняли ее всерьез, а не механически, или, «играя», выполнили ее;

  4. на одном занятии использовать одно - два интерактивных упражнений, а не их «калейдоскоп»;

  5. осуществлять спокойное, глубокое обсуждение по итогам интерактивного упражнения, акцентируя внимание и на другом материале темы;

  6. проводить быстрые опросы, самостоятельные работы из различных материалов темы, не связанных с интерактивными заданиями.

Основные методы, используемые мной на уроках:

  1. «Ажурная пила». Этот метод дает возможность учащимся обработать большой объем информации за короткое время, например, при изучении темы «Правила вычисления производных» (11 класс) делится на «домашние» группы с помощью разноцветных пронумерованных карточек. Каждая группа получает задание-информацию, которую должен усвоить:

  • «Красные» - записать общую формулу вычисления производной суммы, сформулировать теорему, доказать ее.

  • «Синие» - записать общую формулу вычисления производной разности, сформулировать теорему, доказать ее.

  • «Желтые» - записать общую формулу вычисления производной произведения, сформулировать теорему, доказать ее.

  • «Зеленые» - записать общую формулу вычисления производной частного, сформулировать теорему, доказать ее.

  • «Фиолетовые» - используя учебник и справочную литературу, подготовить интересную информацию о производных некоторых функций.

  1. «Мозговая атака» - эффективный метод коллективного обсуждения, поиск верного решения побуждает учащихся проявить инициативу и творчество. Например, при работе над темой «Роль математики в решении бытовых проблем» (Измерительные работы на местности (5 класс)) предлагаю группам обсуждение вопросов:

  • каким образом можно найти площадь школьного участка?

  • с помощью какого инструмента можно измерить длину участка на местности?

  • какой прибор используется при построении прямого угла на местности?

  1. «Микрофон» дает возможность быстро высказать утверждение, мнение или свою позицию. Например, работая над темой «Одночлены» (7 класс), составляем устное «досье» на числовые коэффициенты и буквенные выражения.

  2. «Поймай ошибку» - метод, который не оставляет равнодушным ни одного ученика, потому что дает возможность почувствовать себя учителем. Предлагаю серию формул или утверждений, среди которых есть и правильные, и неправильные. Задача группы - найти ошибки и предложить правильный вариант ((7 класс) "Формулы сокращенного умножения").

Среди активных методов обучения ведущая роль, на мой взгляд, относится учебной игре, которой есть место и на моих уроках, и во внеурочное время. И еще - использование интерактивных технологий снимает нервное напряжение, позволяет изменять формы деятельности, переключать внимание на ключевые вопросы.

Вывод

Современная стратегия педагогической деятельности: направление учебно-воспитательного процесса на раскрытие потенциальных возможностей и способностей ребенка, формирование духовного мира личности, утверждение общечеловеческих ценностей - требует от учителя широкого внедрения педагогических технологий, направленных на развитие творческих сил, таланта и наклонностей личности. Работая в школе 23 года, я поняла, что успешным будет урок только при условии удачного соотношения и сочетания традиционных и интерактивных методов преподавания математики. Следует отметить, что при организации интерактивного обучения моделируются жизненные ситуации, используются ролевые игры, ведется работа над проектами, исследованиями. Это эффективно способствует формированию навыков и умений, а главное - развивает критическое и креативное мышление учащихся, что очень важно для молодежи. Использование различных методов, приемов, педагогических технологий в учебном процессе, на мой взгляд, способствует развитию креативного и критического мышления учащихся, а также поощряет их к самообразованию и саморазвитию. Учитель же выступает в роли компетентного помощника и консультанта, конструирующего интересные, инновационные уроки.

Список литературы:

Статьи из журналов и сборников:

Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.

Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Изд-во» 2012.

Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Изд. 2-е. — СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. — 192 с.

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. «Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.

Интернет-документы:

Микалко Майкл "Игры для разума. Тренинг креативного мышления" СПб.: Питер, 2007 г. - 448 стр ISBN 978-5-91180-514-2. URL: https://www.rulit.me/books/igry-dlya-razuma-trening-kreativnogo-myshleniya-read-229150-1.html










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!