Анализ пробного ОГЭ по русскому языку в 9 Б классе
МБОУ «Пригорская СШ»
Дата проведения:
Ф.И.О. учителя: Аблогина Светлана Леонидовна
Количество учащихся в классе:15 человек
Кол-во учащихся в классе | Выполняли работу | Оценка за выполнение работы |
«2» 0 - 14 | «3» 15 - 22 | «4» 23 - 28 | «5» 29 - 33 | % качества | % успеваемости |
15 | 14 (Тихонова Велина не явилась на экзамен. Причина- болезнь) | 3 | 4 | 5 | 2 | 50% | 78,5% |
№ | Список обучающихся | Оценка | | | | | |
1 | Борисова Олеся | 5 | | | | | |
2 | Волкова Елизавета | 4 | | | | | |
3 | Левшова Ирина | 2 | | | | | |
4 | Кожевников Даниил | 2 | | | | | |
5 | Миглинский Роман | 2 | | | | | |
6 | Назаров Александр | 3 | | | | | |
7 | Новикова Александра | 3 | | | | | |
8 | Осадчая Дарья | 4 | | | | | |
9 | Павлишова Любовь | 4 | | | | | |
10 | Павлова София | 3 | | | | | |
11 | Федулов игорь | 3 | | | | | |
12 | Шеховцов Владимир | 4 | | | | | |
13 | Шибаев Владимир | 4 | | | | | |
14 | Щербакова Ольга | 5 | | | | | |
Анализ сжатого изложения
№ | Список обучающихся | Вариант КИМ | Критерии оценивания сжатого изложения |
ИК1 2 б. | ИК1 1 б. | ИК1 0 б. | ИК2 3 б. | ИК 2 2 б. | ИК2 1 б. | ИК2 0 б. | ИК3 2 б. | ИК3 1 б. | ИК3 0 б. | Всего баллов за задание из 7 баллов | |
1 | Борисова Олеся | 0045070 | | 1 | | | 2 | | | 2 | | | 5 | |
2 | Волкова Елизавета | 0045070 | 2 | | | 3 | | | | | 1 | | 6 | |
3 | Левшова Ирина | 0045070 | | | 0 | | | | 0 | | | 0 | 0 | |
4 | Кожевников Даниил | 0045070 | | | 0 | | | | 0 | | | 0 | 0 | |
5 | Миглинский Роман | 0045070 | | 1 | | | | 1 | | | | 0 | 2 | |
6 | Назаров Александр | 0045070 | | 1 | | | 2 | | | | 1 | | 4 | |
7 | Новикова Александра | 0045070 | 2 | | | 3 | | | | 2 | | | 7 | |
8 | Осадчая Дарья | 0045070 | 2 | | | | 2 | | | | 1 | | 5 | |
9 | Павлишова Любовь | 0045070 | 2 | | | | 2 | | | | 1 | | 5 | |
10 | Павлова София | 0045070 | 2 | | | | 2 | | | 2 | | | 6 | |
11 | Федулов игорь | 0045070 | 2 | | | | 2 | | | | 1 | | 5 | |
12 | Шеховцов Владимир | 0045070 | 2 | | | 3 | | | | | 1 | | 6 | |
13 | Шибаев Владимир | 0045070 | | 1 | | | 2 | | | 2 | | | 5 | |
14 | Щербакова Ольга | 0045070 | 2 | | | 3 | | | | 2 | | | 7 | |
Всего | 8 | 4 | 2 | 4 | 7 | 1 | 2 | 5 | 6 | 3 | |
% | 57 | 28,5 | 14 | 28,5 | 50 | 7 | 14 | 36 | 43 | 21,4 | |
Вывод:ИК1. Передать основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, смогли 8 учеников (57%); 4 ученика (28,5%) получили за данный критерий по 1 баллу, т. к. пропуск отдельных авторских мыслей вел их к ошибкам при передаче основной информации; 0 баллов получили 2 ученика (Кожевников Д, Левшова И., -14,2%), Кожевников Д.не приступил к заданию. ИК2. Максимальный балл за сжатие исходного текста получили 4 ученика (28,5 %); 2 балла – 7 учеников (50%); 1 балл – 1 ученик (7%); минимальный балл получили 2 (14%) ученика. Среди типичных ошибок по данному критерию можно отметить недостаточное владение критериями выделения главной и второстепенной информации текста. Затруднения у ребят при написании сжатого изложения были связаны с правильным применением приемов сжатия текста.
ИК3. По данному критерию 2 балла получили 5 учеников (36%); 6 (43%) - по 1 баллу из 2-х возможных; 0 баллов у 3 учеников (21,4%). В работах ребят нарушалась логика. Ошибки связаны с неумением использовать необходимые средства связи предложений в тексте при исключении фрагментов исходного текста. Одна из ошибок – нарушение абзацного членения текста.
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод: обучающиеся не всегда могут воспринять замысел автора, выделить основную и периферийную информацию. Необходимо отметить, что в работах использовались не все приемы сжатия исходного текста, а грамматический строй изложений отличается однообразием конструкций. На достаточном уровне с написанием изложения справились следующие ученики: Борисова О., Волкова Е., Павлишова Л., Щербакова О. Не справились Кожевников Д ( не приступал к написанию изложения), Левшова И.(менее 70 слов в работе). Выводы: необходимо еще раз обратиться к работе над сжатым изложением и тренировать практические умения обучающихся в работе над сжатым изложением.
Анализ тестовой части
№ | Список обучающихся | Вариант КИМ | | | | | | | | |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Всего Баллов из 13 баллов |
1 | Борисова Олеся | 0045070 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 |
2 | Волкова Елизавета | 0045070 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 3 |
3 | Левшова Ирина | 0045070 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | - | 2 |
4 | Кожевников Даниил | 0045070 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 |
5 | Миглинский Роман | 0045070 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 5 |
6 | Назаров Александр | 0045070 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 4 |
7 | Новикова Александра | 0045070 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 4 |
8 | Осадчая Дарья | 0045070 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 3 |
9 | Павлишова Любовь | 0045070 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 5 |
10 | Павлова София | 0045070 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 3 |
11 | Федулов игорь | 0045070 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 5 |
12 | Шеховцов Владимир | 0045070 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 5 |
13 | Шибаев Владимир | 0045070 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 3 |
14 | Щербакова Ольга | 0045070 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 5 |
Всего | 2 | 8 | 14 | 2 | 8 | 9 | 13 | |
Процент | 14 | 57 | 100 | 14 | 57 | 64,3 | 93 | |
Вывод: Среди всех заданий тестовой части на высоком уровне учащиеся справились с заданиями 3 ,4,6,7,8.
Вывод. Возможные причины выявленных ошибок: слабые теоретические знания по разделу «Синтаксис», неумение вычленять грамматическую основу предложения, незнание перечня сочинительных и подчинительных союзов.
Причины трудностей в освоении норм пунктуации связаны с недостаточным усвоением учащимися тем синтаксиса и пунктуации в 9 классе; раздел «Синтаксис сложного предложения» изучен на день проведения пробного экзамена не до конца.
Рекомендации: с учащимися будут проведены индивидуальные консультации по проблемным темам.
Анализ сочинения
№ | Список обучающихся | Вариант КИМ | Вид задания 9 | Критерии оценивания сочинения | Всего баллов за задание 9 |
9.1 | 9.2 | 9.3 | СЗК1 2 б. | СЗК1 1 б. | СЗК1 0 б. | СЗК2 3 б.. | СЗК2 2 б. | СЗК2 1 б. | СК2 0 б. | СЗК3 2 б. | СЗК3 1 б. | СЗК3 0 б. | СЗК4 2 б. | СЗК4 1 б. | СЗК4 0 б. | |
1 | Борисова Олеся | 0045070 | | | + | | | 0 | 3 | | | | 2 | | | 2 | | | 7 |
2 | Волкова Елизавета | 0045070 | | | + | 2 | | | 3 | | | | 2 | | | 2 | | | 9 |
3 | Левшова Ирина | 0045070 | | | + | | | 0 | | | 1 | | | | 0 | | | 0 | 1 |
4 | Кожевников Даниил | 0045070 | | | + | 2 | | | | | 1 | | | 1 | | | 1 | | 5 |
5 | Миглинский Роман | 0045070 | | | | | | 0 | | | | 0 | | | 0 | | | 0 | 0 |
6 | Назаров Александр | 0045070 | | | + | 2 | | | 3 | | | | | 1 | | 2 | | | 8 |
7 | Новикова Александра | 0045070 | | | + | | | 0 | | | 1 | | | 1 | | | 1 | | 3 |
8 | Осадчая Дарья | 0045070 | | | + | | 1 | | 3 | | | | 2 | | | 2 | | | 8 |
9 | Павлишова Любовь | 0045070 | | | + | 2 | | | 3 | | | | 2 | | | 2 | | | 9 |
10 | Павлова София | 0045070 | | | + | 2 | | | | 2 | | | 2 | | | 2 | | | 8 |
11 | Федулов игорь | 0045070 | | | + | 2 | | | 3 | | | | | | 0 | 2 | | | 7 |
12 | Шеховцов Владимир | 0045070 | | | + | | | 0 | 3 | | | | | 1 | | 2 | | | 6 |
13 | Шибаев Владимир | 0045070 | | | + | 2 | | | | | 1 | | 2 | | | 2 | | | 7 |
14 | Щербакова Ольга | 0045070 | | | + | 2 | | | 3 | | | | | 1 | | 2 | | | 8 |
Всего | | | | 8 | 1 | 5 | 8 | 1 | 4 | 1 | 6 | 5 | 3 | 10 | 2 | 2 | |
% | | | | 57 | 7 | 36 | 57 | 7 | 28,5 | 7 | 43 | 36 | 21,4 | 71,4 | 14 | 14 | |
Вывод: выполняя задание 9, из трех предложенных для сочинения-рассуждения тем учащихся выбрали задание 9.3(сочинение-рассуждение на тему «Какие люди остаются в нашей памяти?». Миглинский Р. не приступил к выполнению этого задания.
СЗК1. Анализ сочинений-рассуждений по критерию СЗК1 свидетельствует, что 8 обучающихся (57%) в той или иной форме в любой из частей сочинения дали определение предложенного выражения и прокомментировали его, не допустив фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса. 5 (36 %) человек не дали определение. Причинами появления ошибок по данному критерию могут быть: недостаточное понимание лексического значения слова, неумение находить ключевые слова и определять круг языковых явлений, а также невнимательное чтение задания.
СЗК2.Умение подтвердить самостоятельные суждения аргументами(двумя), а также правоту своего рассуждения в соответствии с критерием СЗК2 продемонстрировали 8 (57%) девятиклассников. Остальные ученики, приступившие к написанию сочинения, привели один аргумент(из двух).Работа 1 ученика (Миглинского Р.) оценена нулем баллов.
По критерию СЗК3: Работы 6 (43%) учеников характеризуются смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста .5 человек (36 %) по данному критерию набрали минимальный балл, 3(21,4%)человека – ноль баллов. В целом, девятиклассники научены создавать текст, характеризующийся смысловой цельностью и последовательностью.
По критерию СЗК4 – 2(14%) человека получили минимальный балл. Большая часть работ написана композиционно правильно по схеме сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод.
Анализ показывает наличие среднего уровня владения навыками составления текста-рассуждения половины обучающихся. В связи с этим будут проведены дополнительные занятия по написанию сочинений.
Анализ грамотности и фактической точности речи
№ | Список обучающихся | Вариант КИМ | Критерии оценивания грамотности и фактической точности речи |
ГК1 2 б. | ГК1 1 б. | ГК1 0 б. | ГК2 2 б. | ГК 2 1 б. | ГК2 0 б. | ГК3 2 б. | ГК3 1 б. | ГК3 0 б. | ГК4 2 б. | ГК4 1 б. | ГК4 0 б. | ФК1 2 б. | ФК1 1 б. | ФК1 0 б. | Всего баллов 10 б. |
1 | Борисова Олеся | 0045070 | 2 | | | 2 | | | 2 | | | 2 | | | 2 | | | 10 |
2 | Волкова Елизавета | 0045070 | 2 | | | 2 | | | 2 | | | 2 | | | 2 | | | 10 |
3 | Левшова Ирина | 0045070 | | | 0 | | | 0 | | | 0 | | 1 | | 2 | | | 3 |
4 | Кожевников Даниил | 0045070 | | | 0 | | | 0 | | 1 | | | 1 | | | 1 | | 3 |
5 | Миглинский Роман | 0045070 | | | 0 | | | 0 | | | 0 | | | 0 | | | 0 | 0 |
6 | Назаров Александр | 0045070 | | | 0 | | 1 | | | 1 | | 2 | | | | 1 | | 5 |
7 | Новикова Александра | 0045070 | | | 0 | 2 | | | | 1 | | 2 | | | 2 | | | 7 |
8 | Осадчая Дарья | 0045070 | | 1 | | | 1 | | 2 | | | | 1 | | 2 | | | 7 |
9 | Павлишова Любовь | 0045070 | 2 | | | | 1 | | 2 | | | 2 | | | 2 | | | 9 |
10 | Павлова София | 0045070 | | | 0 | | | 0 | | | 0 | 2 | | | 2 | | | 4 |
11 | Федулов игорь | 0045070 | | | 0 | | | 0 | 2 | | | 2 | | | | | 0 | 4 |
12 | Шеховцов Владимир | 0045070 | | 1 | | | 1 | | 2 | | | 2 | | | 2 | | | 8 |
13 | Шибаев Владимир | 0045070 | 2 | | | | | 0 | 2 | | | 2 | | | 2 | | | 8 |
14 | Щербакова Ольга | 0045070 | 2 | | | 2 | | | 2 | | | 2 | | | | 1 | | 9 |
Всего | 5 | 2 | 7 | 4 | 4 | 6 | 8 | 3 | 3 | 10 | 3 | 1 | 9 | 3 | 2 | |
% | 36 | 14,3 | 50 | 28,5 | 28,5 | 43 | 57 | 21,4 | 21,4 | 71,4 | 21,4 | 7 | 64,2 | 21,4 | 14,3 | |
Вывод: Практическая грамотность и фактическая точность речи
Грамотность экзаменуемых оценивалась суммарно с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок на основании поверки изложения и сочинения.
При оценке грамотности учитывался объём изложения и сочинения. Общие нормативы применялись при проверке и оценке изложения и сочинения, объём которых в сумме составлял 140 и более слов.
Данные проверки заданий с развёрнутым ответом по критериям ГК1 (соблюдение орфографических норм), ГК2 (соблюдение пунктуационных норм), ГК3 (соблюдение грамматических норм), ГК4 (соблюдение речевых норм) показывают, что орфографические, пунктуационные умения; грамматические и речевые навыки сформированы в недостаточной степени; фактическая точность речи на удовлетворительном уровне.
Причиной низких результатов можно считать недостаточную сформированность у обучающихся умений применять изученные правила, умений самоконтроля в письменной речи.
Выводы :
Результаты выполнения пробной экзаменационной работы по русскому языку дают возможность выявить тот круг умений и навыков, отработка которых требует большего внимания в процессе обучения в основной школе.
Анализ результатов выполнения пробной экзаменационной работы показывает, что участники экзамена в целом справились с заданиями, проверяющими уровень сформированности основных предметных компетенций. При этом самым низким оказался уровень практической грамотности и языковой компетенции, основным показателем которой является способность использовать орфографические и пунктуационные нормы языка, нормы русского литературного языка в собственной речи, а также богатство словарного запаса и грамматического строя речи выпускников, не умение создавать высказывание на основе прочитанного текста.
Проведение пробного экзамена обнаружило необходимость усиления внимания к работе по формированию теоретических знаний по русскому языку учащихся основной школы, предполагающей овладение основными видами речевой деятельности – умением воспринимать устную и письменную речь и создавать собственные высказывания, а также владением орфографическими и пунктуационными нормами языка. При оценке коммуникативной компетенции выпускников 9Б класса особое внимание уделялось умению извлекать из прочитанного текста соответствующую информацию для аргументации своих утверждений.
Результаты проверки выполнения третьей части экзаменационной работы показали, что наибольшие трудности выпускники испытывают, применяя орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.
Предложения:
Продолжить изучение материалов ОГЭ по русскому языку.
При подготовке следует обратить внимание на особенности типов заданий в разных частях экзаменационной работы.
С целью выработки практической грамотности учащихся необходимо на уроках, дополнительных занятиях проводить различные типы диктантов: объяснительный, диктант «проверь себя», орфографический, контрольное списывание.
Выработать у учащихся четкое понимание различия между сочинением по литературе и сочинением по русскому языку на основе исходного текста; постоянно знакомить их с особенностями и критериями оценки сочинения по русскому языку.
Комплексно использовать работу над сочинениями и изложениями для автоматизации орфографических и пунктуационных навыков.
Отрабатывать на уроках навыки применения правил по темам, на которые обучающиеся показали низкий уровень знаний.
Вести мониторинг успешности усвоения тем, проводить самостоятельные, контрольные и репетиционные работы по предмету в форме и по материалам ОГЭ.
План работы
с обучающимися 9 класса по подготовке к ОГЭ по русскому языку
на период апрель-май 2020 г.
Индивидуальная работа по ликвидации пробелов знаний обучающихся.
Организация итогового повторения материала согласно календарно-тематическому планированию.
Дифференцированная подборка заданий на уроках русского языка.
Проведение консультаций по русскому языку (среда- со всеми обучающимися, пятница– с обучающимися группы риска). Перед экзаменом консультации ежедневно.
Обучающиеся группы риска:
Кожевников Даниил
Левшова Ирина
Миглинский Роман
Тихонова Велина
Дата 23.03.2020 г.
Учитель: Аблогина С.Л.