«В стране интересных уроков»
(книжное путешествие для 5 – 6 классов)
Цели: популяризировать чтение; обогатить знания учащихся; формировать потребность в книге и работе с ней; пропагандировать книгу как источник знаний.
Оборудование: книжные выставки, карточки с заданиями, плакаты с ребусами и кроссвордами.
ХОД УРОКА
Библиотекарь
С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, чтоб не нуждались в знанье.
Какой мы не возьмем язык и век,
Всегда стремился к знаньям человек.
От знанья в сердце вспыхнет яркий свет,
Он для тебя броня от разных бед.
Был когда-то мультфильм, который вы, наверное, видели – «В стране невыученных уроков». В нем заядлый лентяй, и двоечник попадает в сказочную страну, где живут его ошибки. Там плотоядная корова чуть не съедает своего обидчика, там ходит полтора землекопа (жуткое зрелище – человек и еще половина), там происходят масса страшных и смешных приключений.
В стране невыученных уроков иногда бывали и мы с вами, когда не знали ответа и плавали у доски, делали ошибки в диктанте или контрольной работе. Чаще всего это может происходить потому, что уроки кажутся вам скучными и неинтересными. Но поверьте, скучных уроков не бывает. И это мы беремся доказать вам, приглашая в путешествие « В страну интересных уроков».
Чтение хороших книг есть как бы беседа с почетными людьми прошлых веков – их авторами, и, причем ученая беседа, в которой они открывают нам, только лучшие из своих мыслей.
Р. Декарт
А помогут нам в этом разные книги: художественные, научно-популярные, справочные. Мы будем путешествовать по различным школьным предметам.
Приглашаю вас в царство Математики.
ПЕРВЫЙ УРОК «ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО МАТЕМАТИКА»
Математика имеет дело с вещами воображаемыми, несуществующими. Кто из вас скажет, что такое 2? Не два поросенка, две морковки, а натуральное число 2, без предметов, которые можно сосчитать. Но мы складываем, умножаем, делим, совсем этому не удивляясь. И даже говорим, когда речь идет о чем-то простом и понятном: «Дело ясно, как дважды два – четыре». А сейчас я предлагаю выполнить небольшие математические задания.
Яйцо всмятку варится 3 минуты. Сколько времени потребуется, чтобы сварить всмятку 5 яиц? (3 Минуты)
Представь себе, что ты машинист поезда, ведущего пассажирский состав.
Всего в составе 13 вагонов, обслуживается он бригадой в 30 человек. Начальнику поезда 46 лет, кочегар на 3 года старше машиниста. Сколько лет машинисту поезда? (Столько сколько и вам, ведь ты – машинист.)
В этом квадрате нужно расположить числа 2, 2, 2 и 3,3,3 так, чтобы по всем направлениям получилась сумма – 6.
Ответ:
Что такое отрезок? Сколько отрезков на данном чертеже? (6)
А В С D
ВТОРОЙ УРОК «ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»
Библиотекарь. С момента появления человека на Земле можно отметить его стремление изучать и преобразовать природу. Ведь с природой мы встречаемся каждый день: нас восхищает приятная весенняя зелень, разнообразие красок осени, снежная морозная зима и, конечно же, теплое, долгожданное лето.
видеть ее, говорить с ней.
Л. Н. Толстой
Давайте проведем небольшую игру. А сейчас проведем, как вы знаете деревья и кустарники, которые растут у нас в Украине. Я буду называть их, а вы выбирайте те, которые есть у нас. Если да – хлопайте а ладоши, если нет – молчите.
Яблоня, груша, малина, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, лимон, черешня, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин, слива, осина, каштан, кофе, рябина, дуб, алыча, сосна, сакура.
ТРЕТИЙ УРОК «В ГЛУБИНЫ СЛОВА»
вся жизнь человека неразрывно связана с языком.
Л.В. Успенский
Задание 1.
Из каждого слова уберите по одной букве так, чтобы получилось новое слово.
К(р)аска, с(к)лон, пол(к), те(п)ло, (б)еда, (э)кран.
Задание 2.
Теперь наоборот: к данным словам добавьте по одной букве, чтобы получилось новое слово.
(Т)рубка, (У)дар, стол(б), (с)клад, (г)роза.
Задание 3.
Посмотрите внимательно на эти слова и скажите, какие названия птиц (слева) и животные (справа) можно назвать, поменяв буквы местами:
колос (сокол) банка (кабан)
кордон (кондор) рысак (крыса)
норов (ворон) скалы (ласка)
стаи (аист) шкала (шакал)
Задание 4.
На отдельных карточках написаны слова: ЧЕМПИОН, СТРЯПУХА, ГРЕЧКА, ХОМУТ.
Присмотритесь к этим словам и ответьте на вопросы:
Какой цветок вручили чемпиону? (Пион)
Как называется блюдо, приготовленное стряпухой? (Уха)
Как называется водный поток, у которого растет гречка? (Речка)
Куда забросили хомут? (Омут)
Задание 5.
Перевертыши: используя «антонимы», определите следующие высказывания, например: «Луна немецкой прозы – Солнце русской поэзии».
Перед солнышком в субботу – После дождичка в четверг.
Живые тела – Мертвые души.
Дьявольская трагедия – Божественная комедия.
Бегите, парни, жениться – Не ходите, девки, замуж.
Бедные тоже смеются – Богатые тоже плачут.
Пятачок и никто, никто, никто… - Вини-Пух и все, все, все…
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь к ученику, как отец, мать,
- он будет лучше того учителя, который прочел все книги,
но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,
он – совершенный учитель.
Л. Толстой
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОК « ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ»
История – это свидетель столетий,
Факел истины,
Душа памяти,
Наставница жизни.
Викторина
(Во время Олимпийских игр)
Кроссворд «Древнейшие времена»
| 1 | | | |
| 2 | | | | |
| | |
| 3 | | | | | | 4 |
5 | | | | | | |
| | |
| |
|
По горизонтали:
1. Орудие труда земледельца в древние времена. (Плуг)
2. Первый металл, который использовал человек для изготовления труда.
(Медь)
3. Одно из первых каменных орудий . (Скребок)
5. Орудие труда древних людей из камня или металла, используется и в наши дни. (Топор)
По вертикали:
1. Одно из первых жилищ человека. (Пещера)
4. Орудие труда древнего охотника. (Копье)
ПЯТЫЙ УРОК « ПУТЕШЕСТЫВИЕ ВОКРУГ СВЕТА»
Библиотекарь. Думаю, вы догадались, что речь пойдет о географии и биологии.
Давайте вместе с вами попутешествуем.
Викторина
У какой рыбы глаза с одной стороны? (Камбала)
Что за трава, которую и слепой узнает? (Крапива)
Какой цветок в названии имеет и мужское и женское имя одновременно? (Иван-да-марья)
Какая рыба носит название курортного города на берегу Крыма? (Судак)
Самое большое млекопитающее. (Кит)
У каких овощных растений стебли стелятся по земле?
(Огурцы, арбузы, тыква, дыня, кабачки)
Шиповник – куст, а береза - … (Дерево)
Смородина – ягода, а опенок- … (Гриб)
Наука о животных. (Зоология)
У какого насекомого уши расположены на ногах? (У кузнечика)
Угадай слова
ответьте на вопросы и отгадайте зашифрованные слова. Дети видят только первую букву, с которой начинается каждое зашифрованное слово.
Задание 1
1. Крупное животное из семейства Оленевые с широкими лопатообразными рогами.
2. Южно-американское животное из отряда верблюдов.
3. Представитель полуобезьян. Способ жизни ночной, в основном, на деревьях.
Задание 2
1. Большая хищная птица семейства Ястребиные.
2. Двукрылое насекомое.
3. Большой морской рак.
Физкультминутка.
Раз – мы встали, распрямились.
Два - согнулись, наклонились.
Три – руками три хлопка.
А четыре – под бока.
Пять – на место сесть опять.
Географические вопросы- шутки
Какой город может летать? (Орел)
Назовите сладкий город. (Изюм)
Название какого города говорит о том, что он сердится?
(Грозный)
(Ямал)
Ребусы
Г (гроза)
ЖДЬ (дождь)
Библиотекарь. Наше путешествие подошло к концу. Надеюсь, оно вам понравилось. Очень хочется, чтобы вы навсегда сделали для себя вывод о том, что самым надежным компасом в жизни человека является книга. И мне остается назвать моих сегодняшних участников.
Напоследок мне хотелось бы прочитать вам стихотворение В. Левина.
Один прилежный ученик, владелец попугая,
Уроки выполнять привык, учебники ругая:
«Сижу над каждым день за днем,
Чтоб выучить страницу в нем,
Но в памяти страница не хочет уложиться».
Не удержался попугай и так заговорил он:
«Ты не учебник свой ругай, а сам себя, зубрила!
Долбежкой мало что возьмешь – я это знаю точно,
А то, что хорошо поймешь, ложится в память прочно».
Не глуп был этот попугай, он опытная птица,
Его почаще вспоминай – в ученье пригодится.