ОТ МЫЛА К СМС
В теме “Сложные эфиры. Жиры” отдельный урок провожу на изучение синтетических моющих средств. Знание этого материала необходимо учащимся в быту. Девизом урока является строчка из всем известного детского стихотворения: “Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!”
Задачи урока:
закрепить знания о реакциях этерификации (на примере СМС) и гидролиза;
продолжить развитие знаний об органическом синтезе;
сформировать понятия о гидрофильности и гидрофобности молекул (опираясь на знания из курса биологии) и о поверхностном натяжении (основываясь на материале из курса физики);
развивать творческие способности учащихся.
Оборудование и реактивы: слайд картины Архипова “Прачки”, коллекция СМС, растворы мыла, СаС12, NaOH, индикаторы, дистиллированная вода.
Ход урока:
Учащимся представляется возможность реализовать свои творческие способности и закрепить новый материал, создав рекламу моющих средств (ведь без повторения состава и свойств СМС хорошую рекламу не создать).
Чтобы актуализировать знания учащихся, на экране показываем слайд картины и обращаем внимание на руки женщин — красные, опухшие, с жесткой нездоровой кожей. Что послужило этому причиной? Ребята предполагают, что такое действие оказало постоянное использование мыла. Тогда предлагаем им подробно рассмотреть процессы, происходящие при стирке с применением мыла и записать соответствующие уравнения реакций.
Предполагаемый ответ: мыло легко гидролизуется в горячей воде, при этом образуется щелочь:
C17H35COO'+Na++HOH С17Н35СООН+
+ Na++ ОН'.
Открываем левую половину доски (правая половина доски пока закрыта), на которую записаны перечисленные учащимися недостатки, связанные с использованием мыла (табл. 1).
Большая потребность в моющих средствах с определенным спектром действия привела к тому, что синтетическим путем были получены вещества, лишенные недостатков мыла, и названы детергентами, или синтетическими моющими средствами (СМС). Достоинства СМС фиксируем на правой половине доски, напротив свойств мыла.
Таблица 1
Мыло | СМС | CH3-(CH2)16-C^ | CH3-(CH2)14-0S03Na | ONa | неполярная полярная | неполярная полярная | группа группа | группа группа |
Строение CH3-(CH2)16-C^ | CH3-(CH2)14-0S03Na | ONa | неполярная полярная | | | | | | Моет только в горячей воде (см. уравнение реакции гидролиза) Плохо моет (“мылится”) в жесткой воде (образует нерастворимые соли с ионами Са2+ и Mg2+) С,7Н35СОСГ + Са2+— (С17Н36СОО)2Са Сырьем для получения служат растительные масла, жиры животных, синтетические жирные кислоты, канифоль, отходы от рафинирования жиров и масел и др.
| Моет в широком интервале температур Моет в воде любой жесткости (наличие специальных добавок — смягчителей воды) Содержит отбеливатели, антистатики, ферменты Сырье получают из нефти: 2С!6Н34 + 02 — гексадекан - 2СН3(СН2)14СН2ОН; цетиловый спирт СН3(СН2)14СН2ОН HSQkHl, -^CH3(CH2)14CH20S03H + КИСЛЫЙ сульфоэфир цетилового спирта Н20; 2CH3(CH2)14CH20S03H + +Na2C03 — Н20 + С02+ +2CH3(CH2)14CH20S03Na строение |
Используя знания из курса общей биологии, учащиеся дают определение понятий “гидрофильность” и “гидрофобность”. Затем рассматриваем строение молекул мыла и СМС.
Предлагаю учащимся подробнее остановиться на рассмотрении следующих вопросов: за счет чего мыло растворяется в воде и почему образуется пена, что обеспечивает его моющее действие?
Гидрофильная группа -COONa обеспечивает растворимость молекулы мыла в воде; -С17Н35 — гидрофобная группа, стремится вытеснить “отработавшую” молекулу мыла на поверхность воды.
Схема действия мыла:
растворение мыла в воде и соприкосновение с грязевой частицей,
отрыв грязевых частиц от материала,
перевод грязевых частиц в моющий раствор и их удержание в нем.
Высокое поверхностное натяжение воды препятствует соприкосновению моющего вещества с поверхностью грязевой частицы.
Из курса физики учащиеся вспоминают определение “поверхностного натяжения” и отвечают на вопрос о том, какие изменения происходят с поверхностным натяжением при добавлении в жидкость детергентов. Под действием детергентов поверхностное натяжение уменьшается и поверхность материала легко смачивается мыльным раствором.
Рассмотрим вещества, обеспечивающие такие важные и разнообразные свойства СМС.
ПАВ — поверхностно-активные вещества — изменяют поверхностное натяжение, например, натрий-сульфоновый эфир цетилового спирта (см. табл.1).
Комплексообразователи (полифосфаты) — повышают активность ПАВ, снижают жесткость воды за счет образования прочных, но растворимых в воде соединений с ионами магния и кальция, например натрий- трифосфат (используем кодоскоп):
000
Na-O-P-O-P-O-P-O-Na
ONa ONa ONa
Отбеливающие вещества, например перборат натрия, оптические отбеливатели — главным образом производные пиразолана, кумарина, бензимидазола.
Отдушки,
Ферменты — протеаза или протеаза в сочетании с амилазой.
На каждой коробке указывается назначение СМС и способ применения. Почему же следует строго придерживаться инструкции?
При употреблении СМС в концентрации меньшей, чем указано на упаковке, полифосфата недостаточно, чтобы устранить жесткость воды, поэтому ПАВ действует неэффективно. При употреблении СМС в концентрации большей, чем указано на упаковке, происходит самопроизвольная ассоциация молекул ПАВ — мицеллообразование. В этом случае эффективность ПАВ также резко снижается.
Рассмотрим строение мицелл (кодоскоп):
![](https://fhd.multiurok.ru/8/c/3/8c3857b696f9627ccfcd48f717f63d2072a2c6d9/v-tiemie-slozhnyie-efiry-zhiry-otdiel-nyi-urok-pro_1.jpeg)
Условные обозначения: 1— гидрофильная часть молекулы,2 — гидрофобная.
Гидрофобные части молекул ПАВ образуют внутреннюю область (ядро) мицеллы, а полярные концы молекул — поверхностный слой и всегда гидратированы, т.е.связаны с одной или несколькими молекулами воды.
В начале урока мы говорили о недостатках мыла. Есть ли недостатки у СМС? Главный из них — это загрязнение окружающей среды. Основную опасность представляют полифосфаты. Сейчас стараются применять такие ПАВ, которые могли бы в природе подвергнуться естественному разложению. Полифосфаты, попадая в водоемы, вызывают бурное размножение планктона, “цветение” воды. Однако ситуация не безвыходная.
Вместо полифосфатов; с равным успехом могут быть использованы цитраты — соли лимонной кислоты. Цитрат натрия в сочетании с сульфатом: натрия эффективно снижает жесткость воды и не загрязняет окружающую среду (цитраты в природе быстро подвергаются разложению), их можно использовать в меньших количествах, чем полифосфаты, они создают при стирке менее щелочную среду. Основной сдерживающий фактор при использовании цитратов — их более высокая себестоимость.
Для закрепления материала проводим лабораторную работу и учебную игру.
На лабораторную работу отводим 15 мин.
Предлагаем учащимся изучить поведение растворов мыла и СМС в жесткой воде, измерить pH растворов мыла, СМС и 5%-ного раствора гидроксида натрия.
Жесткую воду готовим, добавляя к 3-5 мл дистиллированной воды 2-3 капли 5%-ного раствора хлорида кальция. Наблюдения, полученные результаты и выводы учащиеся заносят в тетрадь.
Игра "Реклама в нашей жизни”
Учащиеся делятся по желанию на несколько групп — рекламные агентства — и создают рекламный ролик для химического комбината.
Учащимся представляется возможность реализовать свои творческие способности и закрепить новый материал (ведь без повторения состава и свойств СМС хорошую рекламу не создать).