«В.В.Бианки. Биография и творчество».
Тема: «В.В.Бианки. Биография и творчество».
Цели: познакомить ребят с биографией автора всеми любимых сказок, рассказать о его детстве, юности; научить беречь природу, не губить её понапрасну; воспитание усидчивости, внимательности и любви кружковцев к литературе, чтению.
Наглядный материал: портрет В.В.Бианки, кроссворд, дерево для прикрепления картинок с изображением персонажей из сказок и рассказов В.В.Бианки.
Оборудование: нора, лопата, интерактивная доска.
Ход занятия.
Орг. Момент.
- Здравствуйте ребята.
- Какое у вас сегодня настроение?
- А какое настроение у вашего друга?
- Как вы думаете, что нужно для того, чтобы у всех людей было хорошее настроение? – (Улыбка).
- Давайте друг - другу улыбнемся и подарим друг – другу хорошее настроение(поворачиваются друг другу и улыбаются).
- А теперь давайте обернемся и улыбнемся нашим гостям! (сели).
- Молодцы!
- Ребята, сегодня мы с вами проведем, наше очередное занятие.
-А тему нашего занятия придется отгадать вам.
И поможет нам в этом кроссворд.
Отгадать кроссворд нам помогут загадки.
Вот первая.
Над цветком порхает, пляшет.
Веерком узорным машет… (Бабочка).
- Молодцы! Давайте запишем слово «Бабочка».
Вторая.
В узкий глазок вдета, тонкая нитка,
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает и колется колко.
А называют кораблик… (Иголка).
- Умницы! Запишем слово «Иголка» в наш кроссворд.
Третья загадка.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит,
Добрый доктор… (Айболит).
- Молодцы! Правильно «Доктор Айболит».
Четвертая.
Он - цветочный принц - поэт,
В шляпу желтую одет.
Про весну сонет на бис,
Прочитайте нам …(Нарцисс).
- Молодцы!
Слушайте, пятую загадку.
У порога плачет, когти прячет,
Тихо в комнату войдёт.
Замурлычет, запоёт…(Кошка).
- Молодцы! Правильно это «Кошка».
Слушайте, последнюю, шестую загадку.
Кудри в речку опустила,
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит
Не кому не говорит…(Ива).
- Правильно! Молодцы! Это плакучая «Ива».
- Посмотрите, ребята, что за слово у нас получилось, прочитайте по вертикали в красных клетках. (БИАНКИ).
- Молодцы! Ребята, а вы знаете, кто это? Ответы детей.
- Молодцы! Да, это детский, писатель, Виталий Валентинович Бианки.
И сегодня наша тема звучит так: «Виталий Валентинович Бианки. Биография и творчество».
Работать мы будем в группах. А теперь давайте послушаем биографию Виталия Валентиновича Бианки, и какие произведения он написал для детей.
II. Работа по теме занятия.
В.В.Бианки 30 января 1894 года в семье ученого – орнитолога, с детства писал стихи. Ребята, а кто знает понятие слова «орнитолог».
Орнитолог – это человек занимающийся изучением птиц. Слушайте дальше.
Отец Бианки, которого писатель называл своим первым и главным «Лесным учителем», приобщал его, к биологической науке - водил в Зоологический музей, поручая ведение натуралистических заметок. Бианки продолжал вести эти записи и во время учебы на естественном отделении, физико-математического факультета в Институте истории и искусств. В течение 4 лет участвовал в научных экспедициях по Волге, Уралу, Алтаю и Казахстану. В 1917 году переехал в Бийск, где работал учителем, естествознания и организовал краеведческий музей.
В 1922 вернулся в Петроград. Потребность художественного обращения знания о живой природе сделала Бианки писателем. В 1923 он начал публиковать фенологический календарь в журнале «Воробей». Эта публикация стала прообразом его знаменитой Лесной газеты на каждый год (1927).
Первый опубликованный детский рассказ Бианки – «Чей нос лучше?» (1923).Герои рассказа птицы Тонконос, Дубонос, Крестонос и др. напоминали сказочных героев, повествовательная манера Бианки была полна точных наблюдений и юмора.
Бианки рассматривал свое творчество как «самоучитель любви к природе». Он написал более 30 сказок о природе, в числе которых такие классические произведения, как «Первая охота» (1923), «Кто, чем поет» (1923), «Как муравьишка домой спешил» (1935), «Сказки зверолова» (1937) и др. по некоторым «Оранжевое горлышко» (1937), из них снятии мультфильмы. Бианки писал такие повести как («Одинец» 1928, «Корабли» 1926 и др.). Рассказы (сборник «Прятки» 1945 г. и.др.). Тематические циклы («Мышонок Пик» 1926 г., «Синичкин календарь» 1945 г. и др.)
Бианки много путешествовал - маршруты проходили по центральной России, Северу. В 1926 – 1929 гг. жил в Уральске и Новгороде, в 1941г. вернулся в Ленинград. Из-за болезни сердца писатель не призывался в армию, был в эвакуации на Урале, по окончании войны вернулся в Ленинград. Большую часть года, с ранней весны дот поздней осени, жил в загороде.
В произведениях Бианки сильна фольклорная традиция. Он считал, что «Писатель – дитя народа, он растет из глубин народного мироощущения». Для творчества Бианки характерно постоянное обращение к уже написанным и изданным произведениям, дополнения их новыми текстами. Так до самой смерти писателя неоднократно дополнялись при переизданиях «Лесная газета» сборник «Лесные были и небылицы» (последнее прижизненное издание 1957г), ставшее классическими образцами научно - художественных произведений для детей.
В последние годы жизни Бианки тяжело болел - у него были полностью парализованы ноги и частично руки. Однако у него по-прежнему собирались писатели, считавшие его своим учителем, проходили заседания редколлегии «Вести из леса». Он участвовал в написании сценариев для кинофильмов, мультфильмов и диафильмов о природе, в память о своем любимом писателе А.Грине мечтал создать клуб «Алые паруса».
За 35 лет творческой работы Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира. Незадолго до смерти Бианки писал в предисловии к одной из своих книг: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».
Умер Бианки в Ленинграде 10 июня 1959г.
- Ребята, а кто мне скажет, сколько было лет писателю в момент смерти, если он родился 1894 и умер 1959 году (65 лет).
- Молодцы!
- А теперь с презентацией о творчестве Бианки выступит моя помощница Милана.
- Спасибо, Милана, садись.
- Ребята, а какие сказки Бианки вы знаете? Перечислите названия.
- Молодцы!
А теперь мы сделаем физминутку.
III. Физминутка.
Мелкие шажки – раз, два, три (вперёд)
Лёгкие прыжки – раз, два, три (назад)
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
IV. Практическая часть.
- Молодцы, ребята.
- А теперь давайте прочитаем одну из сказок писателя.
- Какую из сказок писателя вы хотите прочитать? (выбор детьми сказки «Первая охота»).
Молодцы.
Мы с вами послушали, прочитали, а теперь давайте посмотрим маленькую сказочку писателя «Лис и мышонок».
Мышонок: Пи-пи-пи Пи-пи-пи норку я себе нарою, в ней от лисы я спрячусь. И отнорочек обязательно сделаю, чтобы лиса не смогла меня поймать. Пи-пи-пи Пи-пи-пи.
Лиса: Я лиса, рыжая кума. Рыжей меня не просто назвали. Шевелюра у меня, всем на зависть. Люблю я полакомиться мышатами. Вот поймаю мышонка и съем.
Лиса: — Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?
Мышонок: — Землю копал.
Лиса: — Для чего землю копал?
Мышонок: — Норку делал.
Лиса: — Для чего норку делал?
Мышонок: — От тебя, лис, прятаться.
Лиса: — Мышонок, мышонок, а я тебя подстерегу!
Мышонок: — А у меня в норке спаленка.
Лиса: — Кушать захочешь — вылезешь!
Мышонок: — А у меня в норке кладовочка.
Лиса: — Мышонок, мышонок, а ведь я твою норку разрою!
Мышонок: — А я от тебя в отнорочек — и был таков!
V. Закрепление.
- Ребята, вам понравилась сказка?
- Почему мышонок сбежал от лисы?
- Когда родился и умер писатель Бианки?
- Сколько лет писал В.В.Бианки?
- Ребята, назовите сказку Бианки, которую вы прочитали.
- Скажите, о ком говорится в этой сказке?
В 1923 он начал публиковать фенологический календарь, в каком журнале?
- Назовите первый опубликованный детский, рассказ Бианки в 1923 году.
- Молодцы!
Ребята, посмотрите, у вас на столе сказочные персонажи. Выберите, и прикрепите, те персонажи сказок к нашему дереву, которые написал В.В.Бианки.
- Молодцы!
VI. Рефлексия.
- Что вам понравилось?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Молодцы!
А теперь давайте споем песню, которую мы ранее учили, она как раз соответствует нашему занятию.
Песня «Сказки гуляют по свету»
Песня "Сказки гуляют по свету"
Сказки гуляют по свету,
Ночь, запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах.
А принц Белоснежку полюбит.
А жадность Кощея погубит...
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!
Мир, озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В речки, как в окна, глядятся.
А Золушку выручит фея,
Не станет Горыныча Змея...
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!
Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы —
Вмиг Сивка-Бурка приснится.
А месяц засветится ясный,
В глазах Василисы Прекрасной...
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!
А Золушку выручит фея,
Не станет Горыныча Змея...
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!
Но все ж побеждает Добро!
Но все ж побеждает Добро!