Литературное чтение
«В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
Цель: создание условий для знакомства обучающихся со стихотворением В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
Задачи:
Образовательные:
Изучить биографию В.В. Маяковского.
Познакомиться с стихотворением В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
Воспитательные:
Воспитывать умение слышать и слушать.
Прививать любовь к Родине, соотечественникам.
Развивающие:
Развивать навыки выразительного чтения.
Ход занятия
Организационный момент
- Откройте учебник на странице 112. Как вы думаете какая тема урока? Какую цель поставим?
- Что вам известно о Владимире Маяковском?
- Владимир Владимирович Маяковский – это поэт, представитель Серебряного века. Этот человек хотел стать художником, даже учился живописи, но его талант оказался в другом – в сочинении стихотворений. Обратите внимание на стиль написания стихотворения, лесенка, строки могут состоять из одного слова.
Вступительная беседа
- Однажды Маяковский стали свидетелем уличного происшествия, обычного, будничного в голодающей Москве 1918 года: обессиленная от истощения лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918 года в газете «Новая жизнь» было напечатано стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
Работа над стихотворением
- Перед прослушиванием его предлагаю ознакомиться с новыми для вас словами.
- Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.
- Зевака – обыватель, гуляющий без цели.
- Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве.
- Клешить – от слова клеш: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».
- Плеща – слова образовано поэтом от глагола «плескаться».
- Плоше – слово образовано поэтом от прилагательного «плохой».
- Пошла (мысль) – заурядный, обыденный, не выделяющийся.
- Прослушаем стихотворение.
Выразительное чтение
Первичное чтение
- Прочтите стихотворение до «Лишь один я…».
- Прочтите до слов «Может быть старая…».
Вопросы по стихотворению
- Какие чувства и ощущения вызвало у вас стихотворение? Что поразило вас в нем?
- О чем это стихотворение?
- В стихотворении "Хорошее внимание к лошадям" В.В. Маяковский описывает то, как упала лошадь, и все люди стали над ней смеяться. Лишь один лирический герой увидел огромные слёзы, текущие из глаз лошади, и пожалел её. Лошадь поднялась и "пошла". Главная мысль этого стихотворения в том, что люди равнодушны к чужой беде, вместо помощи и сострадания они издеваются и смеются.
- Почему поэт в начале стихотворения использует короткие строки из двух и одного слова? Какой ритм это создает, и что этот ритм передает?
- Короткие строчки помогают подчеркнуть особый чеканный, отрывистый ритм цокающих по мостовой копыт.
- Какие звуки повторяются в строчках на цветном фоне? Почему именно эти звуки? Помогают ли эти и другие звуки передать
впечатление обледенелой улицы и цокота лошадиных копыт? Как называется такой приём?
- В этих строчках повторяются звуки [гр], неприятные и резкие, как скрежет копыт по льду.
Выполнение заданий, побуждающих к перечитыванию текста
- Прочтите строки с повторяющимися звуками.
Били копыта.
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб. —
Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.
Лошадь на круп
Грохнулась…
- Приём, с помощью которого поэту удается передать впечатление цокота лошадиных копыт по обледенелой улице, называется звукописью.
- Звукописью же, точно подобранным сочетанием звуков поэт передает голоса улицы: «сгрудились, смех зазвенел и зазвякал».
Какой ещё повторяющийся звук помогает создать впечатление прогуливающихся по улице бездельников-зевак с их неспешной шаркающей походкой?
- Это звуки [шэ], [шы], повторяющиеся в строчке: «Штаны приШЕдшие Кузнецким клеШИть». Это звуковое впечатление обобщается в слове «шелест». «Шелестом» герой называет шум шаркающей толпы, окружающей его.
- Каким общим словом поэт называет смех и улюлюканье толпы?
- Поэт называет улюлюканье толпы, окружившей упавшую лошадь, воем:
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
- Близко ли герой подошел к упавшей лошади? Наклонился ли он к ней? Почему ты так думаешь?
- Из текста понятно, что герой подошёл близко к упавшей лошади, наклонился над ней, заглянул в глаза, увидел в них капли слёз:
Подошёл
и вижу
глаза лошадиные…
Улица опрокинулась,
течёт по-своему…
Подошёл и вижу —
за каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…
- Какое чувство охватило героя при взгляде на лошадь? Это чувство жалости или какое-то другое, более сложное чувство? Передалось ли оно лошади? Почему ты так думаешь?
- Кроме чувства жалости к упавшей лошади, героя охватила «какая‑то общая / звериная тоска /…», вызванная жестокостью толпы, её готовностью посмеяться над чужой бедой.
- Подумай над названием стихотворения. Поэт именно к лошадям призывает нас относиться по-человечески?
- Нужно обратить внимание на строчки, которые герой говорит, обращаясь к лошади:
Деточка!
Все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь.
- Поэт говорит о том, что каждый из нас может оказаться жертвой улюлюкающей толпы, что каждому иногда нужна помощь и поддержка. Таким образом, назвав своё стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», поэт призывает нас быть менее жестокими ко всему окружающему нас миру, учит сочувствию.
Выразительное чтение
- Самостоятельно прочтите стихотворение про себя. Нарисуйте рисунок, который покажет все происходящее в стихотворении.
Рефлексия
- Какая была поставлена цель? Достигли ли мы ее?
- С каким поэтом мы познакомились?