СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для знакомства обучающихся со стихотворением В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Задачи:

Образовательные:

Изучить биографию В.В. Маяковского.

Познакомиться с стихотворением В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Воспитательные:

Воспитывать умение слышать и слушать.

Прививать любовь к Родине, соотечественникам.

Развивающие:

Развивать навыки выразительного чтения.

Просмотр содержимого документа
««В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»»

Литературное чтение

«В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

Цель: создание условий для знакомства обучающихся со стихотворением В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Задачи:

Образовательные:

Изучить биографию В.В. Маяковского.

Познакомиться с стихотворением В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Воспитательные:

Воспитывать умение слышать и слушать.

Прививать любовь к Родине, соотечественникам.

Развивающие:

Развивать навыки выразительного чтения.

Ход занятия

Организационный момент

- Откройте учебник на странице 112. Как вы думаете какая тема урока? Какую цель поставим?

- Что вам известно о Владимире Маяковском?

- Владимир Владимирович Маяковский – это поэт, представитель Серебряного века. Этот человек хотел стать художником, даже учился живописи, но его талант оказался в другом – в сочинении стихотворений. Обратите внимание на стиль написания стихотворения, лесенка, строки могут состоять из одного слова.

Вступительная беседа

- Однажды Маяковский стали свидетелем уличного происшествия, обычного, будничного в голодающей Москве 1918 года: обессиленная от истощения лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918 года в газете «Новая жизнь» было напечатано стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Работа над стихотворением

- Перед прослушиванием его предлагаю ознакомиться с новыми для вас словами.

- Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.

- Зевака – обыватель, гуляющий без цели.

- Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве.

- Клешить – от слова клеш: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».

- Плеща – слова образовано поэтом от глагола «плескаться».

- Плоше – слово образовано поэтом от прилагательного «плохой».

- Пошла (мысль) – заурядный, обыденный, не выделяющийся.

- Прослушаем стихотворение.

Выразительное чтение

Первичное чтение

- Прочтите стихотворение до «Лишь один я…».

- Прочтите до слов «Может быть старая…».

Вопросы по стихотворению

- Какие чувства и ощущения вызвало у вас стихотворение? Что поразило вас в нем?

- О чем это стихотворение?

- В стихотворении "Хорошее внимание к лошадям" В.В. Маяковский описывает то, как упала лошадь, и все люди стали над ней смеяться. Лишь один лирический герой увидел огромные слёзы, текущие из глаз лошади, и пожалел её. Лошадь поднялась и "пошла". Главная мысль этого стихотворения в том, что люди равнодушны к чужой беде, вместо помощи и сострадания они издеваются и смеются.

- Почему поэт в начале стихотворения использует короткие строки из двух и одного слова? Какой ритм это создает, и что этот ритм передает?

- Короткие строчки помогают подчеркнуть особый чеканный, отрывистый ритм цокающих по мостовой копыт.

- Какие звуки повторяются в строчках на цветном фоне? Почему именно эти звуки? Помогают ли эти и другие звуки передать
впечатление обледенелой улицы и цокота лошадиных копыт? Как называется такой приём?

- В этих строчках повторяются звуки [гр], неприятные и резкие, как скрежет копыт по льду.

Выполнение заданий, побуждающих к перечитыванию текста

- Прочтите строки с повторяющимися звуками.

Били копыта.
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб. —
Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.
Лошадь на круп
Грохнулась…

- Приём, с помощью которого поэту удается передать впечатление цокота лошадиных копыт по обледенелой улице, называется звукописью.

- Звукописью же, точно подобранным сочетанием звуков поэт передает голоса улицы: «сгрудились, смех зазвенел и зазвякал».

Какой ещё повторяющийся звук помогает создать впечатление прогуливающихся по улице бездельников-зевак с их неспешной шаркающей походкой?

- Это звуки [шэ], [шы], повторяющиеся в строчке: «Штаны приШЕдшие Кузнецким клеШИть». Это звуковое впечатление обобщается в слове «шелест». «Шелестом» герой называет шум шаркающей толпы, окружающей его.

- Каким общим словом поэт называет смех и улюлюканье толпы?
- Поэт называет улюлюканье толпы, окружившей упавшую лошадь, воем:
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.

- Близко ли герой подошел к упавшей лошади? Наклонился ли он к ней? Почему ты так думаешь?
- Из текста понятно, что герой подошёл близко к упавшей лошади, наклонился над ней, заглянул в глаза, увидел в них капли слёз:
Подошёл
и вижу
глаза лошадиные…
Улица опрокинулась,
течёт по-своему…
Подошёл и вижу —
за каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…

- Какое чувство охватило героя при взгляде на лошадь? Это чувство жалости или какое-то другое, более сложное чувство? Передалось ли оно лошади? Почему ты так думаешь?
- Кроме чувства жалости к упавшей лошади, героя охватила «какая‑то общая / звериная тоска /…», вызванная жестокостью толпы, её готовностью посмеяться над чужой бедой.

- Подумай над названием стихотворения. Поэт именно к лошадям призывает нас относиться по-человечески?
- Нужно обратить внимание на строчки, которые герой говорит, обращаясь к лошади:

Деточка!
Все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь.
- Поэт говорит о том, что каждый из нас может оказаться жертвой улюлюкающей толпы, что каждому иногда нужна помощь и поддержка. Таким образом, назвав своё стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», поэт призывает нас быть менее жестокими ко всему окружающему нас миру, учит сочувствию.

Выразительное чтение

- Самостоятельно прочтите стихотворение про себя. Нарисуйте рисунок, который покажет все происходящее в стихотворении.

Рефлексия

- Какая была поставлена цель? Достигли ли мы ее?

- С каким поэтом мы познакомились?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!