Чтение финальной главы рассказа. Этап осмысления. Как вы думаете, какую роль в рассказе играет слуга Иван? (Он пытается вернуть Слепцова к жизни, принеся елку и напомнив о предстоящем Рождестве.) Что нового узнает Слепцов о сыне из его дневниковых записей? Приносит ли знакомство с личными вещами сына душевное облегчение Слепцову? (Нет, напротив, он не хочет жить, думает о собственной смерти.) Далее автор пишет: “Слепцов открыл глаза и увидел...” Что же происходит на глазах героя? Каким настроением заканчивается рассказ? (Мотивом “нежного, восхитительного, почти человеческого счастья”.) Итак, “чтение с остановками” закончено, на протяжении всего этапа осмысления происходило не только знакомство с текстом, но и первое его, по ходу чтения, осмысление Работа в группах I группа. Рассмотреть композицию рассказа. ( На доске с помощью иллюстраций воссоздана композиция рассказа, т.е. события на картинках расположены в том порядке, в каком их изобразил Набоков - раскадровка). Задание для группы: выписать события в хронологической последов -сти. Вопросы для выступающих 1-ой группы: • С какой целью Набоков нарушает хронологию событий? Обычная фабула = жизнь мальчика в деревне, его влюбленность, дневник, переезд в Петербург, смерть, горе отца, похороны мальчика в деревне. Перевернутая фабула = горе отца, жизнь мальчика в деревне, переезд в Петербург, смерть, похороны мальчика в деревне, его влюбленность, дневник, горе отца. • Что хотел тем самым сказать читателю? (П.О. При обычной фабуле не виден замысел автора: показать внутреннюю борьбу, внутренний конфликт отца, который стоит перед выбором — жизнь или смерть? . Т.о. автор «перевернул» фабулу, чтобы показать главный конфликт. ) Вывод: в рассказе присутствует 2 понятия. Два пространства - жизни и смерти. И приступают к построению концептуальной схемы (диаграмма Венна). • Посмотрите на схему и скажите, как по-другому можно назвать эти пространства? (свой /чужой мир) • Какому фольклорному жанру присуща данная особенность? (волшебная сказка). II группа. Выделить в произведении все образы-персонажи. Вопросы для выступающих. • Сколько образов-персонажей вы выделили? Кто они? Пусть выйдет один из вас и разместит их в данной концептуальной схеме. Систему персонажей можно представить в следующем виде: Девушка из дневника - СЫН = СЛЕПЦОВ Основополагающий принцип этой системы следующий: эта система отражает тему жизни и смерти Слепцов – главный герой пр-ия. Он стоит между этими двумя явлениями и ему предстоит сделать выбор. Сын – отражение линии смерти, бабочка – жизни. Можно сказать, что он стоит между двух огней • Докажите целесообразность подобного распределения персонажей. • Почему Слепцов занимает пограничное положение? Автор разделил свой рассказ на 4 части, каждая из которых означает ступень: с каждым шагом Слепцов приближается к нервному срыву – обрыву, бездне. С каждой главой нарастает драматизм повествования. За четыре главы успевают пройти целые сутки: 1 глава – ночь, 2гл . – утро, 3гл. – день («после обеда»), 4гл. – ночь. За сутки Слепцов успел и подумать о смерти всерьез, и принять новую жизнь. • Как вы думаете, почему сын Слепцова не имеет имени? • Почему девушка, по-вашему, находится в пространстве смерти? • Подберите однокоренные слова к фамилии отца. Мы к этому вернёмся. Общий вопрос: Какое чувство вызывает у вас Слепцов? Почему? |