СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

“В. В. Набоков. “Рождество” (“Медленное чтение” рассказа Набокова “Рождество”.)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока: знакомство с содержанием рассказа. Для этого используется приём чтения с остановками, или “медленного чтения”, цель которого — погрузить учащихся в текст, приучить к медленному, вдумчивому чтению и тем самым повысить интерес   к литературе, развивать их образное, творческое мышле­ние.

 

Просмотр содержимого документа
«“В. В. Набоков. “Рождество” (“Медленное чтение” рассказа Набокова “Рождество”.)»


Раздел

Мораль. Этика. Ценности”

ТЕМА УРОКА№56:

“В. В. Набоков. “Рождество” (“Медленное чтение” рассказа Набокова “Рождество”.)

ФИО педагога

Грубых Е.В.

Дата:


Класс 7

Количество присутствующих

Количество отсутствующих

Цели обучения

на данном уроке

7.2.4.1анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных герое

7.1.4.1составлять сложный план

7.1.5.1 пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая своё мнение о героях и события

Ожидаемый результат

Все учащиеся смогут: Анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев.

Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая свое мнение о героях и событиях.

План

Этап урока/

время

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

I.Оргмомент. 2 мин

Учитель приветствует учеников.

Отвечают на приветствие учителя


Учебник.


Середина урока.

II. Работа над новым материалом.



Актуализация.

Стадия вызова. Обсудить название рассказа “Рождество”. О чем может быть произведение с таким названием?

Сегодня разговор наш пойдёт о таких вечных понятиях как смерть и жизнь. Многие писатели, музыканты, худ-ки раскрывали эту тему в своём творчестве, ибо она является одной из самых популярных и загадочных. Каждый человек по-своему понимает эти слова. Обратите внимание на слова эпиграфа к уроку, которые принадлежат перу Набокова.
«Живи. Не жалуйся, не числи
Ни лет минувших, ни планет,
И стройные сольются мысли
В ответ единый: смерти нет!»
В.В Набоков.
- Единый ли это ответ? Как понимать его? Можем ли мы его принять и присоединиться к словам мастера?
- Вот он ключевой вопрос, ответ на который должен быть найден нами на уроке. Поможет разобраться в этом рассказ Владимира Набокова «Рождество».


Ученики должны высказать свои предположения, спрогнозировать события.


Похвала учителя




Учебник.


Работа по открытию нового.

Чтение рассказа «Рождество».

Используется приём чтения с остановками, или “медленного чтения”. Цель данного приема — погрузить уч-ся в текст, приучить к медленному, вдумчивому чтению и тем самым повысить интерес уч-ся к литературе, развить их образное, творческое мышле­ние.

Рассказ состоит из 4 глав, после каждой главы нужно делать остановки в чтении для того, чтобы ученики могли обду­мать прочитанный фрагмент, обсудить вместе всем классом или по группам, а также предположить, как будут развиваться собы­тия далее. Это будут этапы осмысления, на которых знакомство с текстом сочетается с элементами анализа.

Читают рассказ «Рождество».

Похвала учителя


Учебник.


Чтение первой главы рассказа.

Этап осмысления. Беседа на выявление восприятия.

  • Какое настроение пронизывает начало рассказа? Подтвер­дите цитатами из текста. (“Так бывает после больших несчастий”, “все кончено, и ты, пошатываясь, стучишь зубами, ничего не видишь от слез” и др.)

  • Ожидали ли вы такое начало произведения?

  • Что мы узнали о главном герое Слепцове? (“Хозяин приехал из Петербурга всего на несколько дней и поселился в смежном флигеле”.)

  • Как выглядит комната, в которой находится герой?

  • Как вы думаете, почему Слепцов сел в самый “нежилой угол” комнаты?

Обратим внимание учащихся на прилипшую “застывшую ка­плю воска” между пальцами Слепцова. Это очень важная ав­торская “подсказка”.

Учащиеся читают главу. Участвуют в беседе.










Ученики догадаются, что воск связан со свечами, с церковью, со смертью.

Похвала учителя


Учебник.


Чтение второй главы.

Этап осмысления.

В этой главе мы узнаем о смерти сына главного героя. Внутренне читатели уже были подготовлены к этому страшному известию.

  • Автор подробно рисует природу зимнего утра. Опишите, ка­кой вы представили пейзажную картину.

  • Соответствует ли настроение зимнего утра внутреннему со­стоянию Слепцова? (“Он удивлялся, что еще жив, что может чув­ствовать, как блестит снег, как ноют от мороза передние зубы”; “Горько, гневно столкнул с перил толстый пушистый слой”.)

  • Каким мы видим сына в воспоминаниях Слепцова?

  • Предположите, как могут развиваться дальнейшие со­бытия в произведении? (обсудить варианты, которые предлагают ученики).

Учащиеся читают главу. Участвуют в беседе.

Высказывают свои предположения.

Похвала учителя


Учебник.


Чтение третьей главы с последующим обсуждением.

В этой главе рассказывается, что Слепцов “просидел около часу у могильной ограды”, а затем, “сурово затосковав”, отправился в большой дом, где летом жил его сын.

  • Как автор передает горе главного героя? (Он “страстно и шумно затрясся, прижимая то губы, то мокрую щеку к холодному пыльному дереву и цепляясь руками за крайние углы”).

  • Какие вещи остались в комнате сына?

  • Что мы узнаем об увлечениях юноши?


Учащиеся читают главу. Участвуют в беседе.


Похвала учителя


Учебник.


Чтение финальной главы рассказа.

Этап осмысления.

  • Как вы думаете, какую роль в рассказе играет слуга Иван? (Он пытается вернуть Слепцова к жизни, принеся елку и напомнив о предстоящем Рождестве.)

  • Что нового узнает Слепцов о сыне из его дневниковых запи­сей?

  • Приносит ли знакомство с личными вещами сына душевное облегчение Слепцову? (Нет, напротив, он не хочет жить, думает о собственной смерти.)

  • Далее автор пишет: “Слепцов открыл глаза и увидел...” Что же происходит на глазах героя?

  • Каким настроением заканчивается рассказ? (Мотивом “неж­ного, восхитительного, почти человеческого счастья”.)

Итак, “чтение с остановками” закончено, на протяжении всего этапа осмысления происходило не только знакомство с текстом, но и первое его, по ходу чтения, осмысление

Работа в группах

I группа. Рассмотреть композицию рассказа.
( На доске с помощью иллюстраций воссоздана композиция рассказа, т.е. события на картинках расположены в том порядке, в каком их изобразил Набоков - раскадровка).
Задание для группы: выписать события в хронологической последов -сти.
Вопросы для выступающих 1-ой группы:
• С какой целью Набоков нарушает хронологию событий?

Обычная фабула = жизнь мальчика в деревне, его влюбленность,

дневник, переезд в Петербург, смерть,

горе отца, похороны мальчика в деревне.

Перевернутая фабула = горе отца, жизнь мальчика в деревне, переезд в Петербург, смерть, похороны мальчика в деревне, его влюбленность, дневник, горе отца.

Что хотел тем самым сказать читателю?
(П.О. При обычной фабуле не виден замысел автора: показать внутреннюю борьбу, внутренний конфликт отца, который стоит перед выбором — жизнь или смерть? .

Т.о. автор «перевернул» фабулу, чтобы показать главный конфликт. )

Вывод: в рассказе присутствует 2 понятия. Два пространства - жизни и смерти. И приступают к построению концептуальной схемы (диаграмма Венна).
• Посмотрите на схему и скажите, как по-другому можно назвать эти пространства? (свой /чужой мир)
• Какому фольклорному жанру присуща данная особенность? (волшебная сказка).

II группа. Выделить в произведении все образы-персонажи.
Вопросы для выступающих.
• Сколько образов-персонажей вы выделили? Кто они?

Пусть выйдет один из вас и разместит их в данной концептуальной схеме.

Систему персонажей можно представить в следующем виде:

Девушка из дневника - СЫН = СЛЕПЦОВ

Основополагающий принцип этой системы следующий: эта система отражает тему жизни и смерти

  • Слепцов – главный герой пр-ия. Он стоит между этими двумя явлениями и ему предстоит сделать выбор. Сын – отражение линии смерти, бабочка – жизни. Можно сказать, что он стоит между двух огней
    • Докажите целесообразность подобного распределения персонажей.
    Почему Слепцов занимает пограничное положение?

Автор разделил свой рассказ на 4 части, каждая из которых означает ступень: с каждым шагом Слепцов приближается к нервному срыву – обрыву, бездне.

С каждой главой нарастает драматизм повествования.

За четыре главы успевают пройти целые сутки:

1 глава – ночь, 2гл . – утро, 3гл. – день («после обеда»), 4гл. – ночь.

За сутки Слепцов успел и подумать о смерти всерьез, и принять новую жизнь.
• Как вы думаете, почему сын Слепцова не имеет имени?
Почему девушка, по-вашему, находится в пространстве смерти?
Подберите однокоренные слова к фамилии отца. Мы к этому вернёмся.
Общий вопрос: Какое чувство вызывает у вас Слепцов? Почему?


Как правило, дети не ожидали такого развития действий и такой развязки, срабатывает эффект неожиданности. Ученикам пред­стоит постичь сложную философскую мысль рассказа.


Похвала учителя


Учебник.



Конец урока

Рефлексия. (1 мин.)

- Завершая урок, хочу узнать, что вы взяли для себя из сегодняшнего урока? Что меня поразило (удивило, обрадовало, потрясло, огорчило...)?

Какие моменты в рассказе остались непонятными? На какие мысли навело произведение?

Как должны относиться друг к другу родные люди? Что или кто  помогает человеку справиться с жизненными проблемами? Можно ли сказать, что в нашей жизни ничего просто так не происходит? Тогда, что же такое чудо?



Объясняет домашнее задание

1. Дайте название каждой из четырех глав произведения Набокова.


1 гл. Первый вечер без сына… (Большое несчастье)

2 гл. Утро следующего дня(«Он удивлялся, что еще жив, что может чувствовать..»

3 гл Время после обеда

4 гл. Ночь перед Рождеством


2.Подготовьте выборочный пересказ о мальчике, сыне Слепцова.

Отвечают на вопросы.

Записывают домашнее задание
КО Составляет сложный план план отрывка из произведения
- делит текст на главные смыслов части;
-озаглавливает их (пункты плана); 1б
разделяет на смысловые доли содержание каждого пункта и озаглавливает (подпункты плана); 1б
-оформляет план в соответствии с
грамм.нормами. 1б
- Описывает героев пр-ия на базе деталей и цитат из текста
- выделяет глав. для хар-ки героя
детали; 1 б
- анализирует и истолковывает дета-ли, создающие образ основ.героя; 1б
делает выводы о характере героя;
эмоционально выражает свое отношение к поведению героя и его системе ценностей; 1б
употребляет цитаты из текста для док-ва своих идей. 1б
Всего баллов 7





Критерии оцен. Дескриптор Балл
Обучающийся














Пятистишье «ЧУДО». (2 мин.)

7. Домашнее задание. (1 мин)

Написать сочинение – рассуждение «Чудеса в нашей жизни».

3).Работа по тексту.
- Мы отметили, что герой Набокова В.В. показан в решающий момент жизни, в момент выбора: жить или умереть. Владимир Владимирович, чтобы показать внутреннюю борьбу Слепцова, включил в ткань произведения детали и символы, которые вы должны найти и поместить в заданные пространства.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!