Б
орис Константинович Зайцев (1881 – 1972) – русский писатель, в 1922 году эмигрировал из России, умер в Париже в 1972 году.
«
русский писатель и переводчик, одна из последних крупных фигур “Серебряного века”»
.
Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B8.
ПАУСТОВСКИЙ
(1) Несколько лет назад, не помню, в каком советском журнале, прочел я рассказ – небольшой, но меня удививший. (2) Никаких «парнишек», «ребят», «хватит» – просто настоящий русский язык.
(3) Охотник заблудился в лесу и забрел в какой-то домишко, где его приютила старая дама, у которой на стене висел портрет Тургенева. (4) Где же доярки и перевыполнение плана? (5) Их не оказалось. (6) Просто охотник переночевал и распростился дружески с хозяйкой. (7) Он любит лес, природу, Россию. (8) Только и всего. (9) А написавший сумел передать расположение к себе и своему писанию… неизвестно чем, некиим невидимым дыханием облика своего – это и есть таинственное в искусстве, то, чему нельзя научиться, и научить этому нельзя: если есть у тебя – скажется, если нет – насильно не устроишь.
(10) Потом об авторе я почти забыл. (11) Но он был жив и стал передо мной являться – имя его в печати мелькало, а настал день, когда и книгу его я прочел – «Повесть о жизни»: это окончательно показало писателя, настоящего, пишущего для себя, как ему нравится, а не как приказывают, писателя одаренного, умного и спокойного, в спокойствии своем иногда очень трогательного (смерть Лели, сестры милосердия в войне 14-го года), но не сентиментального. (12) Напротив, сдержан, мужествен, изобразителен. (13) То, что я читал, больше автобиографическое, но попадались и прелестные маленькие рассказы – «Старый повар» (не лишено некоего волшебного элемента, казалось бы, автору, далекому от мистицизма и религии, мало свойственного, но вот поди ж ты)... (14) Или итальянский рассказ, тоже у нас в «Русской мысли» перепечатанный, – Рим, вблизи виллы Боргезе, душная ночь, старый астматик, вышедший из отеля подышать свежим воздухом, встреча с японочкой какой-то. (15) Можно было назвать «Ночной разговор», но название другое. (16) Просто, живо, горестно написано. (17) Оттого и доходит.
(18) В 1962 году он был в Париже. (19) Общие знакомые привезли его ко мне, мы сидели вечером в небольшой моей квартирке, под иконами моей жены мирно беседовали – и то же впечатление, что от писаний: сдержанный, и умный, и глубокий человек. (20) Никаких острых тем не трогали. (21) Да если бы и тронули, вряд ли особая разница оказалась бы во взглядах. (22) Расстались дружественно, обменялись книгами с автографами соответственными.
(23) Два года назад дочь моя с мужем в странствии по России была у него в Москве, нашла сильно ослабевшим и полубольным. (24) Не знаю, писал ли он уже что-нибудь. (25) Но, что заступался за преследуемых молодых писателей, знаю. (26) И это снова особо располагает к нему.
(27) А вот третьего дня вычитал, что он скончался. (28) Если бы мог, послал бы венок на могилу.
(29) Мир праху. (30) Мир праху достойного, настоящего писателя.
(Борис Зайцев)
ЗАДАНИЯ
А28
О чем говорит высказывание автора: «Но он был жив и стал передо мной являться – имя его в печати мелькало, а настал день, когда и книгу я его прочел – «Повесть о жизни»: это окончательно показало писателя, настоящего, пишущего для себя, как ему нравится, а не как приказывают, писателя одаренного, умного и спокойного, в спокойствии своем иногда очень трогательного (смерть Лели, сестры милосердия в войне 14-го года), но не сентиментального.
1) В рассказах К.Г. Паустовского за видимой простотой скрывается глубина смысла и правда жизни.
2) Свобода творчества необходима настоящему писателю.
3) «Повесть о жизни» – лучшая книга К.Г. Паустовского, по мнению Бориса Зайцева.
4) Книга «Повесть о жизни» убедила Бориса Зайцева в том, что К.Г. Паустовский – настоящий, хороший писатель.
А29
Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 3–9 представлено повествование.
2) В предложении 19 есть элемент описания.
3) В предложении 26 содержится вывод из
предложения 25.
4) Предложения 11–17 содержат рассуждение.
А30
Какое слово использовано в переносном значении?
1) Приютила (предложение 3);
2) таинственное (предложение 9);
3) подышать (предложение 14);
4) острых (предложение 20).
В1
Укажите способ образования слова перевыполнение (предложение 4).
В2
Из предложений 4–6 выпишите все частицы.
В3
Укажите тип подчинительной связи в словосочетании книгу его (предложение 11).
В4
Среди предложений 13–17 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
В5
Среди предложений 14–21 найдите предложение, осложненное обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
В6
Среди предложений 18–26 найдите предложения с придаточными изъяснительными. Напишите номера этих предложений.
В7
Среди предложений 23–30 укажите предложение, которое связано с предыдущим с помощью союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
В8
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Борис Зайцев – из тех писателей, что в эмиграции сохранили чистый и выразительный русский язык, свободный от изменений, порожденных советской эпохой. В приведенном отрывке сочетаются почти разговорная непринужденность и изящная старомодность. Отсюда такие синтаксические особенности, как обилие __________ предложения 12, 16, 17, 22) и __________ («облика своего» в предложении 9, «имя его», «книгу его», «в спокойствии своем» в предложении 11, «с автографами соответственными» в предложении 22).
Это впечатление подкрепляют и __________ («писатель», «писатель», «спокойный», «спокойствие» в предложении 11; «трогали» – «тронули» в предложениях 20–21, «знаю» – «знаю» в предложениях 24–25) и __________ («писания», «странствие», «третьего дня», «мир праху»).
Список терминов:
1) инверсия;
2) метафора;
3) гипербола;
4) устаревшая лексика;
5) неполные предложения;
6) лексический повтор;
7) противопоставление;
8) эпитеты;
9) контекстные синонимы.