СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В В Орлова Тренировочный тест для ЕГЭ Раздаточные материалы 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал полезен для  подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«В.В.Орлова.Тренировочный текст для ЕГЭ.11 класс.Раздаточные материалы-экземпляр ученика»


Борис Константинович Зайцев (1881 – 1972) – русский писатель, в 1922 году эмигрировал из России, умер в Париже в 1972 году.





«русский писатель и переводчик, одна из последних крупных фигур “Серебряного века”»

.

Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B8.


ПАУСТОВСКИЙ


(1) Несколько лет назад, не помню, в каком советском журнале, прочел я рассказ – небольшой, но меня удививший. (2) Никаких «парнишек», «ребят», «хватит» – просто настоящий русский язык.

(3) Охотник заблудился в лесу и забрел в какой-то домишко, где его приютила старая дама, у которой на стене висел портрет Тургенева. (4) Где же доярки и перевыполнение плана? (5) Их не оказалось. (6) Просто охотник переночевал и распростился дружески с хозяйкой. (7) Он любит лес, природу, Россию. (8) Только и всего. (9) А написавший сумел передать расположение к себе и своему писанию… неизвестно чем, некиим невидимым дыханием облика своего – это и есть таинственное в искусстве, то, чему нельзя научиться, и научить этому нельзя: если есть у тебя – скажется, если нет – насильно не устроишь.

(10) Потом об авторе я почти забыл. (11) Но он был жив и стал передо мной являться – имя его в печати мелькало, а настал день, когда и книгу его я прочел – «Повесть о жизни»: это окончательно показало писателя, настоящего, пишущего для себя, как ему нравится, а не как приказывают, писателя одаренного, умного и спокойного, в спокойствии своем иногда очень трогательного (смерть Лели, сестры милосердия в войне 14-го года), но не сентиментального. (12) Напротив, сдержан, мужествен, изобразителен. (13) То, что я читал, больше автобиографическое, но попадались и прелестные маленькие рассказы – «Старый повар» (не лишено некоего волшебного элемента, казалось бы, автору, далекому от мистицизма и религии, мало свойственного, но вот поди ж ты)... (14) Или итальянский рассказ, тоже у нас в «Русской мысли» перепечатанный, – Рим, вблизи виллы Боргезе, душная ночь, старый астматик, вышедший из отеля подышать свежим воздухом, встреча с японочкой какой-то. (15) Можно было назвать «Ночной разговор», но название другое. (16) Просто, живо, горестно написано. (17) Оттого и доходит.

(18) В 1962 году он был в Париже. (19) Общие знакомые привезли его ко мне, мы сидели вечером в небольшой моей квартирке, под иконами моей жены мирно беседовали – и то же впечатление, что от писаний: сдержанный, и умный, и глубокий человек. (20) Никаких острых тем не трогали. (21) Да если бы и тронули, вряд ли особая разница оказалась бы во взглядах. (22) Расстались дружественно, обменялись книгами с автографами соответственными.

(23) Два года назад дочь моя с мужем в странствии по России была у него в Москве, нашла сильно ослабевшим и полубольным. (24) Не знаю, писал ли он уже что-нибудь. (25) Но, что заступался за преследуемых молодых писателей, знаю. (26) И это снова особо располагает к нему.

(27) А вот третьего дня вычитал, что он скончался. (28) Если бы мог, послал бы венок на могилу.

(29) Мир праху. (30) Мир праху достойного, настоящего писателя.

(Борис Зайцев)

ЗАДАНИЯ


А28


О чем говорит высказывание автора: «Но он был жив и стал передо мной являться – имя его в печати мелькало, а настал день, когда и книгу я его прочел – «Повесть о жизни»: это окончательно показало писателя, настоящего, пишущего для себя, как ему нравится, а не как приказывают, писателя одаренного, умного и спокойного, в спокойствии своем иногда очень трогательного (смерть Лели, сестры милосердия в войне 14-го года), но не сентиментального.


1) В рассказах К.Г. Паустовского за видимой простотой скрывается глубина смысла и правда жизни.

2) Свобода творчества необходима настоящему писателю.

3) «Повесть о жизни» – лучшая книга К.Г. Паустовского, по мнению Бориса Зайцева.

4) Книга «Повесть о жизни» убедила Бориса Зайцева в том, что К.Г. Паустовский – настоящий, хороший писатель.


А29


Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) В предложениях 3–9 представлено повествование.

2) В предложении 19 есть элемент описания.

3) В предложении 26 содержится вывод из

предложения 25.

4) Предложения 11–17 содержат рассуждение.


А30


Какое слово использовано в переносном значении?

1) Приютила (предложение 3);

2) таинственное (предложение 9);

3) подышать (предложение 14);

4) острых (предложение 20).


В1


Укажите способ образования слова перевыполнение (предложение 4).


В2


Из предложений 4–6 выпишите все частицы.

В3


Укажите тип подчинительной связи в словосочетании книгу его (предложение 11).


В4


Среди предложений 13–17 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.


В5


Среди предложений 14–21 найдите предложение, осложненное обособленным определением. Напишите номер этого предложения.


В6


Среди предложений 18–26 найдите предложения с придаточными изъяснительными. Напишите номера этих предложений.


В7


Среди предложений 23–30 укажите предложение, которое связано с предыдущим с помощью союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.


В8


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Борис Зайцев – из тех писателей, что в эмиграции сохранили чистый и выразительный русский язык, свободный от изменений, порожденных советской эпохой. В приведенном отрывке сочетаются почти разговорная непринужденность и изящная старомодность. Отсюда такие синтаксические особенности, как обилие __________ предложения 12, 16, 17, 22) и __________ («облика своего» в предложении 9, «имя его», «книгу его», «в спокойствии своем» в предложении 11, «с автографами соответственными» в предложении 22).

Это впечатление подкрепляют и __________ («писатель», «писатель», «спокойный», «спокойствие» в предложении 11; «трогали» – «тронули» в предложениях 20–21, «знаю» – «знаю» в предложениях 24–25) и __________ («писания», «странствие», «третьего дня», «мир праху»).


Список терминов:

1) инверсия;

2) метафора;

3) гипербола;

4) устаревшая лексика;

5) неполные предложения;

6) лексический повтор;

7) противопоставление;

8) эпитеты;

9) контекстные синонимы.

Просмотр содержимого документа
«В.В.Орлова.Тренировочный текст для ЕГЭ.11 класс.Раздаточные материалы-экземпляр учителя»


Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B8.


ПАУСТОВСКИЙ


(1) Несколько лет назад, не помню, в каком советском журнале, прочел я рассказ – небольшой, но меня удививший. (2) Никаких «парнишек», «ребят», «хватит» – просто настоящий русский язык.

(3) Охотник заблудился в лесу и забрел в какой-то домишко, где его приютила старая дама, у которой на стене висел портрет Тургенева. (4) Где же доярки и перевыполнение плана? (5) Их не оказалось. (6) Просто охотник переночевал и распростился дружески с хозяйкой. (7) Он любит лес, природу, Россию. (8) Только и всего. (9) А написавший сумел передать расположение к себе и своему писанию… неизвестно чем, некиим невидимым дыханием облика своего – это и есть таинственное в искусстве, то, чему нельзя научиться, и научить этому нельзя: если есть у тебя – скажется, если нет – насильно не устроишь.

(10) Потом об авторе я почти забыл. (11) Но он был жив и стал передо мной являться – имя его в печати мелькало, а настал день, когда и книгу его я прочел – «Повесть о жизни»: это окончательно показало писателя, настоящего, пишущего для себя, как ему нравится, а не как приказывают, писателя одаренного, умного и спокойного, в спокойствии своем иногда очень трогательного (смерть Лели, сестры милосердия в войне 14-го года), но не сентиментального. (12) Напротив, сдержан, мужествен, изобразителен. (13) То, что я читал, больше автобиографическое, но попадались и прелестные маленькие рассказы – «Старый повар» (не лишено некоего волшебного элемента, казалось бы, автору, далекому от мистицизма и религии, мало свойственного, но вот поди ж ты)... (14) Или итальянский рассказ, тоже у нас в «Русской мысли» перепечатанный, – Рим, вблизи виллы Боргезе, душная ночь, старый астматик, вышедший из отеля подышать свежим воздухом, встреча с японочкой какой-то. (15) Можно было назвать «Ночной разговор», но название другое. (16) Просто, живо, горестно написано. (17) Оттого и доходит.

(18) В 1962 году он был в Париже. (19) Общие знакомые привезли его ко мне, мы сидели вечером в небольшой моей квартирке, под иконами моей жены мирно беседовали – и то же впечатление, что от писаний: сдержанный, и умный, и глубокий человек. (20) Никаких острых тем не трогали. (21) Да если бы и тронули, вряд ли особая разница оказалась бы во взглядах. (22) Расстались дружественно, обменялись книгами с автографами соответственными.

(23) Два года назад дочь моя с мужем в странствии по России была у него в Москве, нашла сильно ослабевшим и полубольным. (24) Не знаю, писал ли он уже что-нибудь. (25) Но, что заступался за преследуемых молодых писателей, знаю. (26) И это снова особо располагает к нему.

(27) А вот третьего дня вычитал, что он скончался. (28) Если бы мог, послал бы венок на могилу.

(29) Мир праху. (30) Мир праху достойного, настоящего писателя.

(Борис Зайцев)

ЗАДАНИЯ


А28


О чем говорит высказывание автора: «Но он был жив и стал передо мной являться – имя его в печати мелькало, а настал день, когда и книгу я его прочел – «Повесть о жизни»: это окончательно показало писателя, настоящего, пишущего для себя, как ему нравится, а не как приказывают, писателя одаренного, умного и спокойного, в спокойствии своем иногда очень трогательного (смерть Лели, сестры милосердия в войне 14-го года), но не сентиментального.


1) В рассказах К.Г. Паустовского за видимой простотой скрывается глубина смысла и правда жизни.

2) Свобода творчества необходима настоящему писателю.

3) «Повесть о жизни» – лучшая книга К.Г. Паустовского, по мнению Бориса Зайцева.

4) Книга «Повесть о жизни» убедила Бориса Зайцева в том, что К.Г. Паустовский – настоящий, хороший писатель.


А29


Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) В предложениях 3–9 представлено повествование.

2) В предложении 19 есть элемент описания.

3) В предложении 26 содержится вывод из

предложения 25.

4) Предложения 11–17 содержат рассуждение.


А30


Какое слово использовано в переносном значении?

1) Приютила (предложение 3);

2) таинственное (предложение 9);

3) подышать (предложение 14);

4) острых (предложение 20).


В1


Укажите способ образования слова перевыполнение (предложение 4). (Суффиксальный)


В2


Из предложений 4–6 выпишите все частицы. (Же, не, просто.)


В3


Укажите тип подчинительной связи в словосочетании книгу его (предложение 11). (Примыкание)


В4


Среди предложений 13–17 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения. (15)


В5


Среди предложений 14–21 найдите предложение, осложненное обособленным определением. Напишите номер этого предложения. (14)


В6


Среди предложений 18–26 найдите предложения с придаточными изъяснительными. Напишите номера этих предложений. (24, 25)


В7


Среди предложений 23–30 укажите предложение, которое связано с предыдущим с помощью союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения. (25)


В8


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Борис Зайцев – из тех писателей, что в эмиграции сохранили чистый и выразительный русский язык, свободный от изменений, порожденных советской эпохой. В приведенном отрывке сочетаются почти разговорная непринужденность и изящная старомодность. Отсюда такие синтаксические особенности, как обилие __________ предложения 12, 16, 17, 22) и __________ («облика своего» в предложении 9, «имя его», «книгу его», «в спокойствии своем» в предложении 11, «с автографами соответственными» в предложении 22).

Это впечатление подкрепляют и __________ («писатель», «писатель», «спокойный», «спокойствие» в предложении 11; «трогали» – «тронули» в предложениях 20–21, «знаю» – «знаю» в предложениях 24–25) и __________ («писания», «странствие», «третьего дня», «мир праху»).


Список терминов:

1) инверсия;

2) метафора;

3) гипербола;

4) устаревшая лексика;

5) неполные предложения;

6) лексический повтор;

7) противопоставление;

8) эпитеты;

9) контекстные синонимы.

(5, 1, 6, 4)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!