СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В звездных лабиринтах

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен интерактинвый тренажер по ориентированию на звездном небе. Материал можно использовать на уроках физики и астрономии, а так же на внеурочных мероприятиях.                                                                                                                         

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к авторскому материалу»

Профессиональное сообщество педагогов «Методисты. ру»

Творческая группа учителей начальных классов «Начальная школа»

http://metodisty.ru/m/groups/view/nachalnaya_shkola


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Автор (фамилия, имя, отчество полностью) загружаемого материла

Акулова Вера Викторовна

  1. Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность

МОУ Октябрьская средняя общеобразовательная школа Камышловского района Свердловской области, учитель физики

  1. Предмет

Астрономия

  1. Класс

11

  1. Название материала

В звездных лабиринтах

  1. Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т.п.)

Дидактический материал

  1. Название темы или раздела учебного курса

Звездное небо.

  1. УМК, авторы образовательной программы

Е.П.Левитан. Астрономия 11 класс

  1. Цель, задачи авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.)

привлечь учащихся к полезности и увлекательности наблюдения звездного неба, И акцентировать внимание на основном методе изучения астрономии - наблюдении.

  1. Среда, редактор, в котором выполнен продукт

MS Power Point

  1. Необходимое оборудование и материалы для занятия

Компьютер, мультимедийный проектор, экран

  1. Как реализуется на уроке (время и место, форма использования)

Используется как в форме экскурсии , так и форме тренажера.

  1. Комплектация работы (при наличии дополнительных материалов указать названия файлов, размещенных в загруженной папке)

Методические рекомендации. Презентация.

  1. Краткое описание, методические рекомендации по использованию

Используется как в форме экскурсии , так и форме тренажера на уроках астрономии при изучении темы «Звездное небо», или в качестве подготовки к наблюдению звездного неба. Можно использовать как на уроках, так и на внеклассных занятиях.

  1. Список используемых источников

  1. Е.И.Левитан. Астрономия. 11кл. Москва . Просвещение. 2000.

  2. Б.А. Максимачев. В.Н.Комаров. В звездных лабиринтах. Ориентирование по небу. Москва. Наука. 1978

  3. http://ru.wikipedia.org/wiki


  1. Если авторский материал  был ранее где-то опубликован или размещен, то укажите его местонахождение или адрес сайта (ссылку). Либо сделайте пометку: данный материал ранее нигде не публиковался и не размещался

Материал нигде раньше не публиковался и нигде не размещался.



Просмотр содержимого документа
«в звездных лабиринтах»




Акулова В. В.

«В звездных лабиринтах»

тренажер-экскурсия

по звездному небу

(11 класс)





















Пояснительная записка. Методические рекомендации.


Формирование астрономических представлений это длительный процесс, который начинается еще с начальной школы. В старшей школе заканчивается формирование естественнонаучного образования, главная задача которого – дать учащимся целостное представление об окружающем мире, включая и космос. На первых уроках астрономии учащиеся знакомятся с элементарными сведениями по практической астрономии, и главная задача – привлечь учащихся к полезности и увлекательности наблюдения звездного неба. И акцентировать внимание на основном методе изучения астрономии - наблюдении.

Главный упор на этих занятиях следует делать не на многочисленные конкретные научные факты, а на эмоционально-целостное отношение к миру, эстетику и историю духовной культуры человечества. Есть возможность привлечь внимание к красоте мира, смыслу развития науки, человека и человечества.

Процесс обучения астрономии предполагает использование кроме учебника, разнообразие других средств ( которых в большинстве школ, к сожалению, нет), в том числе электронных презентаций ( что гораздо доступнее).

Учителя астрономии знают, как трудно ограничить изучение основ астрономии только рамками уроков. Мало найдется людей, которые не любовались бы картиной ночного звездного неба. И кто из нас не мечтал разобраться в этих хитросплетениях звезд, созвездий и планет. В программе курса можно выделить урок или два ( если, например, занятия ведутся факультативно) для знакомства со звездным небом. Если эти уроки будут проходить в кабинете, тогда можно ограничиться представленным материалом. Если это будет происходить не в классе, лучше провести подготовительную работу, накануне дать задание найти легенды и мифы о созвездиях, провести краткое знакомство с внешним видом созвездий, для лучшего и быстрого их отыскания на небе.

Работа с презентацией может происходить как в режиме экскурсии, так и в режиме тренажера. Желательно речевое сопровождение, но возможна и форма работы как самоучителя. При желании каждую схему на слайде можно повторить, с помощью соответствующей кнопки. Целесообразно использование этой презентации и для подготовительной работы для работы с ночным небом.

Многие дети уже знают, как выглядит созвездие Большой Медведицы. Именно на этом знании и построен данный материал. Небесная навигация в этом тренажере происходит от этого созвездия. Вначале идет краткое знакомство , мифологией с ним связанной, даются названия основных семи звезд, входящих в это созвездие. Что потом в ходе работы позволяет точно определить то или иное направление.

Необходимо дать твердое понятие, что все звезды в одно время на небе никогда не могут находиться, и если мы не сможем какую-то звезду или созвездие найти, значит нужно поработать со «Школьным астрономическим календарем» или с Картой звездного неба, поскольку может оказаться, что в это время она не доступна для наблюдения.

В ходе экскурсии несколько раз упоминается о созвездиях, которые могут стать отправной точкой при навигации по небу. Можно это обстоятельство использовать для творческой и проектной деятельности учащихся по астрономии.

Используемая литература:

  1. Е.И.Левитан. Астрономия. 11кл. Москва . Просвещение. 2000.

Б.А. Максимачев. В.Н.Комаров. В звездных лабиринтах. Ориентирование по небу. Москва. Наука. 1978




Акулова В. В.

«В звездных лабиринтах»

тренажер-экскурсия по звездному небу

( 10-11 класс)


В безоблачную и безлунную ночь вдали от освещения взору открывается величественная картина звездного неба. На первый взгляд, кажется, что невозможно разобраться в звездной россыпи. А научиться этому хотят многие. Звездное небо издавна привлекало к себе внимание людей.

Не думайте, что число видимых звезд на небе неисчислимо велико. На самом деле это не так. Все видимые звезды давным-давно сосчитаны и записаны в звездные карты. Их не так уж много: в ясную безлунную ночь можно увидеть около 3000 звезд. Но в течение одного вечера мы не можем увидеть все звезды на небе: ведь в разные времена года на небе сияют разные созвездия. И если мы учтем звезды, видимые летом и осенью, в зимнее время и весной, да прибавим к ним никогда не видимые у нас звезды южного полушария, то общее число звезд, которые на всем небе доступны наблюдению невооруженным глазом, составит около 9 тысяч.

Прежде всего, обращают внимание на себя яркие звезды. Их немного – на всем небе не более 30. Чем слабее звезды, тем больше их разбросано по небосводу.

Можно подумать, что яркие звезды – ближайшие к нам. Но это не так. Звезды находятся на разных расстояниях от Земли и потому слабые, но близкие звезды могут выглядеть более яркими, чем звезды, излучающие больше света, но расположенные далеко. Даже самая близкая звезда находится от нас на расстоянии в 275 тысяч раз дальше, чем Солнце. И если свет от Солнца до Земли идет всего 8 минут 19 секунд, то от звезды α Центавра свет до Земли бежит 4 года 4 месяца 12 дней. Еще более далекой оказалась Вега из созвездия Лиры: она отстоит от нас на расстоянии 27 световых лет1. Луну мы видим такой, какой она была секунду назад. Солнце – с опозданием на 8 минут 19 секунд, а Проксиму Центавра – на 4 года 4 месяца.

Если бы Полярная звезда сегодня вообще перестала существовать, то мы, находясь на Земле, продолжали бы видеть ее на протяжении еще 450 лет – как раз тот срок, который необходим световым лучам, чтобы преодолеть огромное расстояние, отделяющее Полярную Звезду от нашей Солнечной системы.

Для того, чтобы ориентироваться на небе выделены несколько наиболее яркие звезд. Их называют навигационными. Трудность в том, что сами по себе многие звезды по внешнему виду мало отличаются друг от друга. Будет проще, если их объединить в группы – созвездия – условные объединения звезд, проектирующихся в сравнительно близкие точки небесной сферы.

В 1603 законовед и астроном Байер предложил обозначать звезды буквами греческого алфавита в порядке убывания блеска внутри каждого созвездия. Самые яркие обозначаются буквой α, меньшие по блеску – β, и т.д. Но иногда можно использовать значения слов, например Вега – птица, летящая вниз со сложенными крыльями, Бетельгейзе – правое плечо гиганта, Альдебаран – правый глаз быка, Денеб – хвост, Денебола ( звезда в созвездии Льва) – хвостик.


Самый главный ориентир на звездном небе – созвездие Большой Медведицы. С ее помощью можно отыскать все созвездия северного полушария.

Согласно мифу в созвездие Большой Медведицы была превращена нимфа Каллисто, приглянувшаяся Зевсу. Ревнивая супруга Зевса Гера, превратила ее за это в медведицу, которая чуть не стала жертвой собственного сына охотника - Аркада. Лишь своевременное вмешательство Зевса спасло ее от гибели, и теперь эта бедная нимфа красуется в виде медведицы с длинным хвостом. Почему хвост? Некоторые объясняют это тем, что Зевс бесцеремонно тянул свою нимфу за хвост, который изрядно вытянулся по дороге на небо.

Видимые 7 звезд это лишь небольшая часть созвездия. Но 7 звезд имеют свои имена. Начиная с верхней правой: Дубхе – «медведь», Мерак – «хребет», Фекда – « бедро», Мегрец – « корень хвоста», Алиот ( навигационная звезда) – «черный конь», Мицар – «кушак» или « передник», Бенетнаш – «предводитель плакальщиков». Носило это созвездие и другие названия – римляне звали его «Семью волами», в средние века – «Колесницей Артура», а на Украине его до сих пор зовут - Давыдовой колесницей.

Рядом со звездой Мицар люди с нормальным зрением видят звездочку пятой величины – Алькор- «всадник». В старину арабы испытывали по этой звезде остроту зрения юношей, готовящихся стать наездниками.

Если соединить мысленно две крайние звезды Большой Медведицы ( Дубхе и Мерак) прямой линией, продолжить ее вверх и отложить по этой прямой приблизительно 5 отрезков равных «стенке» ковша, то мы попадем прямиком в Полярную Звезду. Под этой звездой на горизонте находится точка севера. Зная это, легко ориентироваться на местности, находить стороны света. Полярная звезда входит в созвездие Малой Медведицы. Три наиболее заметные звезды этого созвездия и четыре слабые образуют фигуру маленького ковша. Полярная звезда является крайней звездой ручки ковша .

Если линию продлить выше, то она коснется стороны «квадрата» Пегаса. В греческой мифологии Пегас — крылатый конь, родившийся из капель крови Медузы Горгоны. А за ним на этой же прямой обнаружим звезду – Фомальгаут ( созвездие Южной Рыбы). В средневековых ведьминских ритуалах (см. Stregheria) Фомальгаут считался «падшим ангелом» и «четвёртым стражем северных ворот».

Между созвездием Малой Медведицы и Пегасом обнаружим яркую группу звезд, расположенных в форме буквы М или W – это созвездие Кассиопеи. Согласно одной из версий мифа, Кассиопея за своё хвастовство была привязана к креслу, сидя на котором, обречена кружиться вокруг Северного Полюса, переворачиваясь головой вниз.

Если соединить мысленно Полярную Звезду и правую «горбушку» Кассиопеи ( Шедар – α Кассиопеи) и мысленно продлить эту линию вверх можно прямиком попасть в центр созвездия Андромеды – звезду Мирак – мысленная линия как бы перечеркнет созвездие, содержащее известную туманность Андромеды. Согласно греческим мифам, Андромеда была дочерью эфиопских царя Кефея (Цефея) и царицы Кассиопеи. Которая была отдана отцом в жертву морскому чудовищу, опустошавшему страну, но спасена Персеем. После смерти превратилась в созвездие. Следуем дальше по этой линии и попадаем в самую яркую звезду созвездия Овна – Гамаль ( навигационная звезда).

Снова вернемся к Большой Медведице. На этот раз соединим звезды «внутренней стенки» ковша ( звезды Мегрец и Фемда). Если будем двигаться вниз обнаружим яркую звезду ( α Льва) – Регул. Если будем двигаться вверх по пути нам попадется Вега ( α Лиры). Вега входит в состав звездного треугольника, образуемого звездами Вега, Денеб ( α Лебедя), Альтаир ( α Орла). Это летнее-осенний треугольник, который тоже может стать основой для поиска других звезд. Его фигура не менее характерна, чем Большая Медведица.

Снова возвращаемся к Большой Медведице, мысленно соединяя основание ручки ковша и его «горбушку» ( звезды – Алиот и Мицар) и продлим линию влево. Продвигаясь по этой линии попадем в созвездие Скорпиона и его звезду первой величины – Антарес ( α Скорпиона). По пути мы увидим характерную группу звезд – созвездие Северной Короны.

Если пройтись по ручке ковша ( от звезды Мегрец к Алиот по звезде Мицар и Бенетнаш) получится дуга, двигаясь по которой попадаем в созвездие Волопаса и его ярчайшую звезду – Арктур ( α Волопаса). Созвездие очень похоже на парашют , а парашютистом будет сам Арктур. Продолжим наше движение и попадаем в красивейшее созвездие Девы и его самую яркую звезду – Спику ( α Девы).

Мысленно накроем ковш Большой Медведицы «крышкой». Если сдвигать крышку вправо по прямой линии, то встретим ярко-желтую звезду Капеллу ( α Возничего), за ней чуть ниже находится Альдебаран ( α Тельца). Эту звезду можно найти и другим образом.

Правее созвездия Большой Медведицы находится созвездия – Ориона, похожее на перевязанный сноп, очень хорошо зимним вечером видно так называемый пояс Ориона, три ярких звезды, расположенные на одной линии. Если взять «ноги» Ориона и провести через них, Капеллу и Альдебаран окружность попадаем в β Близнецов - звезду Поллукс. Созвездие Близнецов представляет собой «прямоугольник». Двигаясь по окружности дальше захватываем еще две звезды Процион ( α Малого Пса) и Сириус ( α Большого Пса).

Процион, Сириус и Бетельгейзе образуют зимний треугольник, который в отличие от летнее - осеннего почти равносторонний. Бетельгейзе – западная вершина, Процион – восточная, Сириус – южная. В этой области проходит Млечный Путь. И если вообразить, что это река, то созвездия Ориона и Близнецов будут как раз друг напротив друга на противоположных берегах .

Солнце, двигаясь по небосклону, посещает то одно созвездие, то другое. Из созвездия Скорпиона оно переходит в созвездие Стрельца, в январе окажется в созвездии Козерога, в феврале – в гостях у Водолея. В течение года Солнце успевает погостить у 12 созвездий, образующих на небе широкий замкнутый пояс. Эти созвездия получили названия «зодиакальных»2. Все созвездия ( кроме Весов) носят названия одушевленных существ. И вполне естественно, что если Солнце в данный момент времени находится в каком-то созвездии, то это созвездие мы не сможем увидеть на небе: оно находится на дневной стороне неба в направлении самого Солнца. Скрываются в его лучах и созвездия, расположенные рядом. Увидеть их мы сможет только примерно через полгода.

На этом наша экскурсия по звездному небу подошла к концу. Чтобы научиться находить все созвездия, нужно много больше времени, чем один урок. Ведь их 88. И хотя не все видны в нашем полушарии, все равно, на знакомство с созвездиями нужно много времени. И если у вас появилась желание узнать побольше о созвездиях, их расположении на небе, примите совет, сначала изучите истории, связанные с названием созвездия. Звездное небо может по праву считаться космическим отделом исторического музея: в названиях многих звезд и созвездий сохранилась память о далеких временах истории человечества. Звучные имена звезд мало что могут сказать человеку не знакомому с греческой мифологией. Но и зная мифологию, нужно обладать немалым воображением, чтобы увидеть медведицу в Большой Медведице, женскую фигуру в созвездии Девы. Поэтому лучше начать с «картинки». Вы только тогда преуспеете в поиске нужных созвездий на небе, когда запомните, как выглядит каждое созвездие. Когда вы знакомитесь с людьми для вас это пока просто имена, лица, после вы знакомитесь ближе и в каждом открывается что-то новое, особенное, присущее только данному человеку. Так же поступайте и с созвездиями.

Спасибо!



1 Световой год – расстояние, которое свет проходит за 1 год ≈9,463∙1012 км

2 Зоон – животное.

Просмотр содержимого презентации
«В звездных лабиринтах»

В звездных лабиринтах Тренажёр для ориентирования на звездном небе Автор: Акулова В.В. Учитель физики МОУ Октябрьской средней школы первая кв. категория

В звездных лабиринтах

Тренажёр для ориентирования на звездном небе

Автор: Акулова В.В.

Учитель физики МОУ Октябрьской средней школы

первая кв. категория

Использованные источники информации:

Использованные источники информации:

  • Е.П.Левитан. Астрономия. 11 класс. М. Просвещение, 2000;
  • Б.А. Максимачев. В.Н.Комаров. В звездных лабиринтах. Ориентирование по небу. Москва. Наука. 1978.
  • http://ru.wikipedia.org/wiki
МИЦАР АЛИОТ МЕГРЕЦ ДУБХЕ БЕНЕШНАШ ФЕМДА МЕРАК

МИЦАР

АЛИОТ

МЕГРЕЦ

ДУБХЕ

БЕНЕШНАШ

ФЕМДА

МЕРАК

МИЦАР АЛИОТ МЕГРЕЦ ДУБХЕ БЕНЕШНАШ ФЕМДА МЕРАК

МИЦАР

АЛИОТ

МЕГРЕЦ

ДУБХЕ

БЕНЕШНАШ

ФЕМДА

МЕРАК

Полярная звезда

Полярная звезда

Полярная звезда

Полярная звезда

Бетельгейзе  Пегас Малая медведица Альферац Кассиопея  Мирак Андромеда Большая медведица

Бетельгейзе

Пегас

Малая медведица

Альферац

Кассиопея

Мирак

Андромеда

Большая медведица

Бетельгейзе  Пегас Малая медведица Альферац Кассиопея  Мирак Андромеда Большая медведица

Бетельгейзе

Пегас

Малая медведица

Альферац

Кассиопея

Мирак

Андромеда

Большая медведица

Альтаир Лебедь  Лира  Денеб Вега Малая медведица Большая медведица Регул

Альтаир

Лебедь

Лира

Денеб

Вега

Малая медведица

Большая медведица

Регул

Альтаир Лебедь  Лира  Денеб Вега Малая медведица Большая медведица Регул

Альтаир

Лебедь

Лира

Денеб

Вега

Малая медведица

Большая медведица

Регул

АНТАРЕС СЕВЕРНАЯ КОРОНА БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА

АНТАРЕС

СЕВЕРНАЯ КОРОНА

БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА

АНТАРЕС СЕВЕРНАЯ КОРОНА БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА

АНТАРЕС

СЕВЕРНАЯ КОРОНА

БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА

ВОЛОПАС БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА АРКТУР СПИКА

ВОЛОПАС

БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА

АРКТУР

СПИКА

ВОЛОПАС БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА АРКТУР СПИКА

ВОЛОПАС

БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА

АРКТУР

СПИКА

БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА КАПЕЛЛА АРКТУР АЛЬДЕБАРАН СПИКА

БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА

КАПЕЛЛА

АРКТУР

АЛЬДЕБАРАН

СПИКА

БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА КАПЕЛЛА АРКТУР АЛЬДЕБАРАН СПИКА

БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА

КАПЕЛЛА

АРКТУР

АЛЬДЕБАРАН

СПИКА

КАПЕЛЛА АЛЬДЕБАРАН ПОЛЛУКС БЕТЕЛЬГЕЙЗЕ ПРОЦИОН СИРИУС

КАПЕЛЛА

АЛЬДЕБАРАН

ПОЛЛУКС

БЕТЕЛЬГЕЙЗЕ

ПРОЦИОН

СИРИУС

КАПЕЛЛА АЛЬДЕБАРАН ПОЛЛУКС БЕТЕЛЬГЕЙЗЕ ПРОЦИОН СИРИУС

КАПЕЛЛА

АЛЬДЕБАРАН

ПОЛЛУКС

БЕТЕЛЬГЕЙЗЕ

ПРОЦИОН

СИРИУС

После работы ты смело можешь проводить экскурсии по звездному небу для друзей и любимых. А если не уверен в себе - начинай сначала!

После работы ты смело можешь проводить экскурсии по звездному небу для друзей и любимых. А если не уверен в себе - начинай сначала!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!