СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариант ЕГЭ-2020

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант для подготовки к ЕГЭ-2020, высокий уровень сложности

Просмотр содержимого документа
«Вариант ЕГЭ-2020»

Вариант 2

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

(1)Начало массового использования дирижаблей в начале XX века связано прежде всего с изобретением графом Фердинандом фон Цеппелином дирижабля жесткой конструкции. (2) в дирижаблях прежней, «мягкой» конструкции прорезиненная оболочка корабля раздувалась подъемным водородом, как воздушный шарик надувается воздухом, то разработанная Цеппелином жесткая конструкция предполагала прочный металлический каркас, обтянутый тканью, внутри которого располагалось множество баллонов с водородом из газонепроницаемой материи. (3) Такой дирижабль мог быть гораздо крупнее, и, несмотря на тяжелый металлический каркас, обладал большей подъемной силой и имел большее количество двигателей: крупнейшие дирижабли, построенные компанией Цеппелина, способны были перевозить до сотни пассажиров со скоростью более 100 км/ч на расстояния более 10 тысяч километров.

1.Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Дирижабль жесткой конструкции, изобретенный графом Фердинандом фон Цеппелином, был больше и обладал большей грузоподъемностью по сравнению с дирижаблем «мягкой» конструкции.

2) Жесткая конструкция дирижабля, разработанная графом фон Цеппелином, позволяла строить летательные аппараты большой подъемной силы и с большим количеством двигателей, что послужило причиной начала массового использования дирижаблей.

3) Первые дирижабли появились в начале XX века в связи с изобретением так называемой жесткой конструкции, которая подразумевала обтянутый материей жесткий металлический каркас, заполненный газонепроницаемыми баллонами с водородом.

4) Дирижабли жесткой конструкции, изобретенные Фердинандом фон Цеппелином, отличались от дирижаблей «мягкой» конструкции тяжелым металлическим каркасом, позволявшим установить на борт большее число двигателей, благодаря которым дирижабль развивал высокую скорость.

5) Начало массового использования дирижаблей в начале XX века связано прежде всего с изобретением графом Фердинандом фон Цеппелином дирижабля жесткой конструкции, которая предполагала прочный металлический каркас, большее количество двигателей, что позволяло большее количество пассажиров, двигаться с большей скорости и преодолевать большие расстояния.

2. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который долженстоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Запишите этот союз.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КОНСТРУКЦИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. КОНСТРУКЦИЯ, -и; ж. [лат. constructio]

1. Строение, устройство, взаимное расположение частей (сооружения, механизма и т.п.). Самолёт новой конструкции. Устарелая конструкция моста.

2. обычно мн.: конструкции, -ий. Сооружение сложного устройства, отдельные части, его составляющие. Железобетонные конструкции, стальные конструкции.

3. Грамм. Сочетание слов, рассматриваемое со стороны их грамматических связей. Синтаксическая конструкция, предложная конструкция, страдательная конструкция.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово.

Иконопись закУпорка замЫшленный благовЕстить кедрОвые (орехи)

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено

выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав

к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Он постоянно нарушал ДИПЛОМАТИЧНЫЙ этикет, разговаривая с послами без учета требований речевого этикета.

Как не зайти к Солохе, не поесть жирных со сметаною вареников и не поболтать в теплой избе с говорливой и УГОДЛИВОЙ хозяйкой.

Печорин не размахивал руками, что говорит о СКРЫТНОМ характере.

Наш герой принадлежал к людям, которые думают только о возвышенном и презирают СУЕТНЫЕ заботы о хлебе насущном.

Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с ВОДЯНИСТЫМИ стеблями.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив

неверно употреблённое слово. Выпишите это слово.

Китай продаёт и покупает миллиарды товаров в год; это страна, имеющая огромную роль в мировом обороте товаров.

7.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Нет КОПЫТЦЕВ много КАМНЕЛОМЕН МОЩНЫЙ автомобиль-амфибия с ТЫСЯЧЕЙ солдат пара ДЖИНС

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г) неправильное употребление падежной формы существительного

с предлогом

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1) В «Княжне Мери» Печорин выступает перед читателями не только как мемуарист-рассказчик, а и как автор дневника-журнала, в котором точно фиксируются его размышления и впечатления.

2) «Повести Белкина» — это первое прозаическое произведение великого поэта, влияние которого на всё дальнейшее развитие как пушкинской, так и русской прозы в целом было огромным.

3) В повести «Собачьем сердце» профессору удаётся также и обратное превращение человека-монстра в животное, в собаку.

4) Между героев возникает искренний разговор: Гринёв отказывается признать в

ловком бродяге своего государя и служить ему, а Пугачёв, закрывая глаза на дерзкие слова пленника, разрешает ему уехать.

5) В небе слышались крики гусей да журавлей, улетавшие на юг.

6) В «Выстреле» рассказчиков трое: это сам Белкин, Сильвио и граф.

7) Вернувшись в Москву, поэма была

отдана Гоголем на рассмотрение в

Московский цензурный комитет.

8) Слышались голоса лесных синичек, а лес ещё не шумел, потому что было очень рано и ветер ещё только-только нарождался вдали.

9) Учись скромности у колоса: тот, как созреет, голову склонит.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная. Запишите номера ответов.

1)бл_годенствие; пол_скать (собачку); л_кционный;

2)сем_нар; ф_милия ; преподн_сить;

3)заб_левание; раск_лоть; прим_рять (врагов);

4)ц_нтральный ; напр_вление; фест_валь;
5)уст_ревший;  ре_листический; провозгл_шать.

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пред_юбилейный; двух_ярусный; с_экономить;

2) пр_имущество; пр_думанный; непр_ступная (крепость)

3) ра_даривать; бли_лежащий; не_дешний;

4) с_митировать; без_нтересный; из_мать;

5) пр_мьера; пр_тензия; непр_ложный (закон).

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) собач_нка; волч_нок; мелоч_вка;

2) задань_це; впад_нка; чернослив_нка;

3) кавказ_кий; киргиз_кий; рыба_кий ;

4) эмал_вый; карамел_вый; удачл_вый;

5) парч_вый; кумач_вый; холщ_вый.

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)подстрел_нный (тигр); размеш_нный (сахар); расстрел_нный (враг);

2) (звери) чу_т, (овцы) бле_т; (мельники) мел_т;

3)стел_щийся; ре_щий; се_щий;

4) обид_вший; обиж_нный; скле_нный;

5)врач_вать; проветр_вать; разве_вать.

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Райский считал себя отнюдь (НЕ) ОТСТАЛЫМ человеком.

В мечтах он открывал ещё (НЕ) ИССЛЕДОВАННЫЕ земли.

Некоторые упражнения (НЕ) ВЫПОЛНЕНЫ.

В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке (НЕ) МЕНЕЕ девяноста этюдов, привезённых им из поездки на Восток.

Они плохо выглядели, потому что, вероятно, готовясь к экзаменам, постоянно (НЕ) ДОСЫПАЛИ.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Я опоздал (В) ВИДУ личных обстоятельств, (ЗА) ЧТО прошу меня извинить.

(В) ТЕЧЕНИЕ дня уделяйте внимание главному – иначе (В) РАЗ истратите отпущенное время.

Держите документ (НА) ГОТОВЕ, ПОТОМУ (ЧТО) времени мало.

Алексей летел (НА) ПРОПАЛУЮ, (ДО )ВЕРХУ полный ослепляющей решимостью.

(ПО) ВЕСЕННЕМУ хлюпают лужи, но в душе ПОЧЕМУ(ТО) зима.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

По краям площади, по-видимому главной, разместились возы с глиня(1)ыми кувшинами и деревя(2)ыми ложками, в холсти(3)ых палатках продавалась стекля(4)ая посуда, гранё(5)ые стаканы, жестя(6)ые сахарницы, серебрё(7)ые семёновскими мастерами-ремесле(8)иками, а также оловя(9)ые кружки, изготовле(10)ые под Москвой; в одной палатке торговали кавказскими товарами: шёлковыми расписа(11)ыми крупными цветами платками, расшитыми вручную мастерицами, серебря(12)ыми кольцами и кожа(13)ою обувью, а в других палатках шла бойкая торговля ситцами, размалёва(14)ыми дикови(15)ыми птицами, шерстя(16)ыми, полотня(17)ыми и льня(18)ыми товарами из домороще(19)ого льна. .

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений

1) К полудню черные облака почти коснутся земли задует сырой ветер и польются томительные нагоняющие сон обложные дожди.

2) Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши лошадиные спины.

3) Когда он вернулся в залу сердце его билось и руки комкали платок.

4) И далеко на юге шел бой и на севере вздрагивала земля от бомбовых ударов явственно приближавшихся ночью.

5) Измученные боем люди валились с ног от усталости и желания спать и всеми силами тянулись к блиндажам погреться.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)

в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На Борисе был щегольски сшитый (1) просторный (2)чёрный сюртук (3)приятно отделявшийся своей матовой массой от (4)почти неуловимого(5) блеска светло-серых брюк (6) чёрный (7) полосатый галстук (8)

и красивый (9) тёмно-синий жилет (10)поверх которого шла золотая цепочка (11)прицепленная крючком к последней петельке (12) мастерски прорезанной в лацкане (13) и потерявшейся среди (14) блестящих от долгого натирания (15) пуговиц; сапоги из тонкой (16) английской кожи благородно скрипели (17) распространяя запах дёгтя и (18) почему-то резкий запах дорогого одеколона (19) купленного на Ивановском мосту.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы),

на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Понимая огромность своего дарования, Маяковский (1)однако (2) стремился всегда находиться в «буче жизни». Некоторые прогнозы поэта кажутся сейчас наивными (3) однако (4) они не теряют своего обаяния.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Выпив молча стаканов шесть (1) Кузьмичев расчистил перед собой на столе место (2) взял мешок (3) тот самый (4) который (5)когда он спал под бричкой (6) лежал у него под головой (7) развязал на нем веревочку и потряс им (8) чтобы убедиться (9) не осталось ли чего на дне.

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)

в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Овсяников придерживался старинных обычаев не из суеверия, а

по привычке, например, не любил рессорных экипажей(1) потому что не находил их покойными (2) и разъезжал либо в беговых дрожках (3) либо в небольшой (4) красивой тележке с кожаной подушкой (5) и (6) когда хотел прихвастнуть перед соседями (7) то непременно велел (8) чтобы запрягали самого дерзкого жеребца (9) который любому коню фору даст.

21. Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним итем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Первая тёмная комната была обращена в прихожую, а светлая — в спальню. (2) В громадном простенке стоял большой стол с зеленоватым маленьким самоваром. (3) Рядом с ним - исполинских размеров диван. (4) На круглом ржавом подносе, с маленькой решёточкой кругом, стояли два стакана. (5) Напротив стола, у стены, находился массивный турецкий диван. (6) За диваном - простого дерева комод с рассохшимися ящиками и тут же маленький туалетныйящик с зеркалом. (7) По другой стене тянулась длинная кровать с коротенькой периной и кожаными подушками, напоминавшая детей, выросших из своего платья. (8)Возле кровати стоял разложенный стол, на нём запылённые роли, парики, бритвы, — всё это было пересыпано табаком и пылью. (9) Противоположная стена от двери до окна была завешана разного рода платьями: тут висел французский кафтан с блёстками, греческая рубашка, испанский плащ рядом с засаленным халатом, шубой и другими платьями – со всем тем, что крайне редко шло в обиход.

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)Однажды меня послали из Бреста в Москву за медикаментами. (2)Врачи, сёстры и санитары надавали мне множество поручений и писем. (3)В то время все старались переправлять письма с оказией, чтобы избежать военной цензуры. (4)Лёля дала мне свои золотые часики и просила передать их в Москве своему дяде, профессору. (5)Золотые эти наручные часики смущали Лёлю. (6)Они были, конечно, совсем ни к чему в санитарном поезде.

(7)Лёля дала мне, кроме того, письмо к дядюшке. (8)В нём она писала обо мне много хорошего и просила профессора приютить меня, если понадобится. (9)Я разыскал в Москве квартиру уважаемого профессора и позвонил. (10)Мне долго не открывали. (11)Потом из-за двери недовольный женский голос расспросил меня, кто я и по какому делу. (12)Дверь открыла пожилая горничная с косоглазым лицом. (13)3а ней стояла высокая, величественная, как памятник, старая дама в белоснежной крахмальной кофточке с чёрным галстуком-бабочкой — жена профессора. (14)Седые её волосы были подняты надменным валиком и блестели так же, как и стёкла её пенсне. (15)Она стояла, загораживая дверь в столовую. (16)Там семья профессора пила, позванивая ложечками, утренний кофе.

(17)Я передал профессорше коробочку с часами и письмо.

—(18)Подождите здесь, — сказала она и вышла в столовую, выразительно взглянув на горничную. (19)Та тотчас начала вытирать в передней пыль с полированного столика, давно уже к тому времени вытертого и нестерпимо блестевшего.

—(20)Кто там звонил? — спросил из столовой скрипучий старческий голос. — (21)Что нужно?

—(22)Представь, — ответила профессорша, шурша бумагой (очевидно, она вскрывала пакет), - Лёля и на войне осталась такой же сумасбродкой, какой и была. (23)Прислала золотые часы. (24)С каким-то солдатом. (25)Какая всё-таки неосторожность. (26)Вся в мать!

—(27)Угу! — промычал профессор, (28)Очевидно, рот у него был набит едой.— (29)Ничего не стоило прикарманить, —(30)Вообще я Лёлю не понимаю, — снова сказала профессорша. — (31)Вот пишет, просит его приютить. (32)К чему это? (33)Где приютить? (34)На кухне у нас спит Паша.

—(35)Только этого не хватало, — промычал профессор. — (36)Дай ему рубль и выпроводи его. (37)Пора Лёле знать, что я терпеть не могу посторонних людей.

—(38)Неловко всё-таки рубль, — сказала с сомнением профессорша. —(39)Как ты думаешь, Пётр Петрович?

—(40)Ну, тогда вышли ему два рубля.

(41)Я распахнул дверь на лестницу, вышел и захлопнул дверь так сильно, что в профессорской квартире что-то упало и разбилось с протяжным звоном. (42)На площадке я остановился. (43)Тотчас дверь приоткрылась через цепочку. (44)3а горничной, придерживавшей дверь, стояла вся профессорская семья: надменная профессорша, студент с лошадиным лицом и старый профессор с измятой салфеткой, засунутой за манишку. (45)На салфетке были пятна от яичного желтка,

—(46)Ты чего безобразничаешь?— прокричала в щёлку горничная. —(47)А ещё солдат с фронта! (48)3ащитник Отечества!

—(49)Передай своим господам, — сказал я, — что они скоты.

(50)Тут в передней началась невнятная толкотня. (51)Студент подскочил к двери и схватился за цепочку, но профессорша его оттащила.

—(52)Геня, оставь! — крикнула она. —(53)Он тебя убьёт. (54)Они привыкли всех убивать на фронте.

(55)Тогда вперёд протолкался старый профессор. (56)Чисто вымытая его бородка тряслась от негодования. (57)Он крикнул в щёлку, приложив руки трубочкой ко рту:

—Хулиган! (58)Я в полицию тебя отправлю!

—(59)Эх вы! — сказал я. — (60)Научное светило!

(61)Профессорша оттащила почтенного старичка и захлопнула дверь.

(62)С тех пор у меня на всю жизнь осталось недоверие к так называемым «жрецам науки», к псевдо-учёным, к племени людей, которые безмерно кичатся своей учёностью, а в жизни остаются обывателями и пошляками. (63)Есть много видов пошлости, не замечаемых нами. (64)Даже такой безошибочный «уловитель» пошлости, как Чехов, не мог описать всех её проявлений. (По К. Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — русский советский писатель.

22. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)В то время, которое описывает рассказчик, письма старались не отправлять почтой, опасаясь военной цензуры.

2)Через рассказчика, которого послали из Бреста в Москву за медикаментами, Лёля передала своему дяде золотые часики и письмо.

3)Поскольку рассказчика долго не могла принять семья профессора, он решил обратить на себя внимание, громко хлопнув входной дверью.

4)В отличие от своей жены профессор не готов был приютить рассказчика на кухне, боясь, что тот прикарманит их имущество.

5)Геня был на фронте и поэтому мог машинально убить обидчика.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)Предложение 2 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 3.

2)Предложения 5, 6 объясняют содержание предложения 4.

3)В предложениях 12-14 представлено описание.

4)В предложениях 18-19 содержится рассуждение.

5)В предложениях 41—42 содержится повествование.

24. Из предложений 9—13 выпишите антонимы (антонимическую пару).

25. Среди предложений 9-16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «К. Г. Паустовский настолько выразительно описывает в общем-то заурядный случай из жизни профессорской семьи, что к концу повествования читатель имеет чёткое представление о каждом её члене. При описании жены профессора писатель использует троп (А)__(«высокая, величественная», в предложении 13, «надменным» в предложении 14), а также такой приём, как (Б)__(предложения 23-24)* Лексическое средство (В)__(«промычал» в предложении 27, «прикарманить» в предложении 29, а также «протолкался» в предложении 55)— помогает понять истинную сущность профессора. Своё же отношение к произошедшему в квартире профессора рассказчик выражает с помощью такого синтаксического средства, как (Г)__(предложения 59, 60)».

Список терминов:


1) парцелляция 2)разговорная и просторечная лексика 3) ряды однородных членов 4) предложения метафора 5) риторический вопрос

6) эпитет 7) гипербола 8) синонимы 9) восклицательные предложения

Ответ:____________________________________________

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, что каждый ответ записан в строке с номером соответствующего задания.

Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.













































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!