Прочитайте текст и выполните задания 1-3
В последние годы на улицах нашего города резко увеличилось количество бездомных кошек. Во многом объясняется тем, что кошка — самое распространённое домашнее животное, да и, наверное, самое плодовитое.
Человечество за долгий путь своего сосуществования с семейством кошачьих придумало два надёжных способа избавления от кошачьего приплода.
Однако не у каждого поднимется рука на родившихся котят и далеко не каждый способен и имеет материальную возможность пойти медицинским путём. Держать же в доме две-три кошки опять же накладно, да и беспокойно. Вот и бегают наши домашне-дикие животные сами по себе. Хорошо ли это?
ЗAДАНИЕ 1
Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это местоимение.
ЗAДАНИЕ 2
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) РЕЗКО. Внезапно и очень значительно.
2) ДОМАШНИЙ. Прирученный, не дикий.
3) СЕМЕЙСТВО. То же, что семья.
4) МАТЕРИАЛЬНЫЙ. Вещественный, реальный, в противопоставлении духовному.
5) ДОМ. Свое жильё.
ЗAДАНИЕ 3
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Цель автора текста — привлечь внимание к проблеме бездомных кошек.
2) Это фрагмент статьи, так как автор излагает свои мысли по актуальной проблеме. Позиция автора проявляется, в частности, в использовании риторического вопроса.
3) Ведущие стилевые черты — доступность, информативность, экспрессивность, сочетание книжных и разговорных средств языка.
4) Наряду с разговорной лексикой (улицы, город, увеличилось, животные, человечество и т. д.) в тексте в большом количестве присутствуют научные термины.
5) В тексте присутствует индивидуально-авторское сравнение (домашне-дикие животные).
4.Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) сИроты
2) позвалА
3) прОживший
4) договорЁнность
5) укрепЯт
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово
Мой друг довольно ДИПЛОМАТИЧНЫЙ человек.
Каждый шаг причинял Мересьеву НЕСТЕРПИМУЮ боль.
Глава города поздравил актёров драматического театра, отметив их великолепное ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ мастерство.
Присущую Карельскому перешейку редкую красоту создают ЦАРСТВЕННЫЕ леса, возвышающиеся над живописными водоёмами.
После посева и в период интенсивного роста всходов проводят КОРНЕВЫЕ подкормки для поддержания активной жизнедеятельности растений.
6.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Воспитание толерантности – это способность человека сосуществовать вместе с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни.
7.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ДЕВЯТЬЮСТАМИ страницами
более КРАСИВЫЙ
в ПОЛТОРАСТА граммах
абхазских БАШЕН
церковные КУПОЛА
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
-
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
-
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
-
Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
-
Ошибка в построении предложения с однородными членами.
-
Неправильное построение предложения с косвенной речью.
1) Проезжая мимо её дома, он увидел заброшенный, совсем не ухоженный двор.
2) Родители посетили не только театр, но и выставки, когда были за границей.
3) Хлопнув дверью, картина свалилась на пол.
4) Нам были интересны как боевые искусства, а также японское традиционное оружие.
5) Высаженные бархатцы на клумбе должны были уже радовать нас пестротой красок, но из-за резких заморозков они так и не распустились вовремя.
6) Писатель признавался: «Мне бы хотелось писать о великом, но картины жизни простых людей порой более интересны читателю».
7) Андрей, возвращаясь с деревни, вдруг понял, что соскучился по этому городу.
8) ФСБ в этом году работал в полую силу.
9) Мальчик посмотрел в окно, вздохнул и сказал, что я устал сидеть дома.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) накл...нившись, выг…рки, ч…стота ( удара)
2) з…рница, к…тастрофа, г…релка
3) б…талия, оке...нолог, р…внозначный
4) р…стовщичество, н…тюрморт, к…ролевич
5) ре…ниматолог, к…рбюратор, вр…сти
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
Запишите номера ответов
1) в..пыхнуть, во..хвалять, и..подтишка
2) пр..тензии, пр..возносить, пр..глушить
3) д..бела, непр..будный, не..хватный
4) контр..гра, меж..нститутский, по..грать
5) пр..вращать, пр..дать(блеск), пр..ступить(к работе)
11. Задание Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1. жалостл..вый, намер..ваться
2. наставн..чество, обогр..вать
3. обрад..вать, оборуд..вание
4. сердц..вина, стрях..вать
5. взрывч..тый, изредк..
12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) они улучш..т, смеш..нные (чувства)
2) они сдерж..т, выкруч..нный
3) они противореч..т, ремонтиру..мая (машина)
4) он перевяж..т, угнета..мый
5) он выдерж..т, подстёгива..мый
13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Ещё (не)видимое глазом солнце раскинуло по небу веер розовых лучей.
Валентин шёл (не)спешным, но решительным шагом.
Тянулась глубокая осень, уже (не)сырая и дождливая, а сухая, ветреная.
Никого кругом (не)было.
Листва висит (не)шелохнувшись.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Миша (НА)СИЛУ уговорил Владика пойти с ним на выставку и сейчас был (ПО)СВОЕМУ счастлив.
Дед (С)РАЗМАХУ ударил по перекладине, и та, сухо затрещав, (НА)КОНЕЦ упала.
Вторая статуэтка, как и первая, ТО(ЖЕ) была небольшая, вытянутая, не имела чёткой формы и больше напоминала что-то (В)РОДЕ куска белой глины, побывавшей в руках ребёнка.
Хозяин, войдя в дом, первым делом позвал свою собаку, и пёс (ТОТ)ЧАС соскочил с лежанки и помчался навстречу, виляя хвостом и облизываясь (НА)ХОДУ.
Бабушка Настасья, БУД(ТО) зная, что я не ем майонез, предусмотрительно положила в салат (ПОЛ)ЛОЖКИ ароматного подсолнечного масла.
15 . Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
Покраше(1)ая в зеле(2)ый цвет лавка была сдела(3)а на совесть: деревя(4)ая спинка и кова(5)ые подлокотники отличались особым удобством.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) В осенние вечера приятнее всего было читать трогательные романы Диккенса или перелистывать журналы за прошлые годы.
2) Интеллектуальное и духовное развитие поэтов золотого века базировалось как на идеологии французских просветителей так и на традициях русской литературы XVIII века.
3) В холодное осеннее ненастье к длинной избе подкатил закиданный грязью тарантас с поднятым верхом.
4) Изредка мы устраивали на чердаке раскопки и находили то ящик от масляных красок то сломанный веер то большую книгу с красивыми иллюстрациями.
5) Видала я удальцов да ты удалей и краше их лицом.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Обаяние (1) овладевшее слушателями (2) и уносившее их далеко за эти скромные стены (3) разрушалось, пока (4) собравшись с силами (5) музыкант не ударял вновь по клавишам.
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Актуальность: Текущий учебный год Сложность: повышенная
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может(1) за грехи мои(2)
Мой ангел(3) я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Всё (4)может(5) выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!
(А.С. Пушкин)
19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
С тех пор каждый раз (1) когда мы где-нибудь сталкиваемся с композитором (2) он без смеха не может вспомнить этот случай (3) невольными свидетелями которого (4) мы стали.
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.
21. Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Изучение растений и животных в природе – занятие не из лёгких. (2) Если учесть, как сложна даже самая простая среда, то неудивительно, почему экология развивается так постепенно, шаг за шагом отбирая у природы её тайны. (3) Любое существо тысячами невидимых нитей связано с живой и неживой природой. (4) Добывая пищу, отыскивая укрытия от врагов и непогоды, животные и растения выработали приспособления к самым полярным воздействиям природы. (5)У каждого вида – свой образ жизни, свои особенности, привычки. (6) Но экология – понятие более широкое. (7) Эта наука – перекрёсток, где хватает работы биологу и врачу, космонавту и математику, философу и социологу, химику и инженеру. (8) Это наука, которая учит человека жить в ладу с природой. (9) Ведь тот же самый зверь или какое-нибудь растение не могут существовать сами по себе, в отрыве от остального мира.
Прочитайте текст и выполните задания 22-26
(1)Однажды я ехал в электричке. (2)Сидевшая рядом со мной у окна скромно одетая сдержанная женщина открыла томик Чехова. (3)Дорога предстояла длинная, книжки я не захватил, люди вокруг были чужие, я стал думать о работе. (4)И тем же тоном, каким спрашивают, например: «Вы не знаете, скоро ли мы приедем?» – я неожиданно для себя и тем более для соседки спросил её:
– Простите, вы не знаете, что такое счастье?
(5)Женщина с томиком Чехова в руках оказалась замечательной собеседницей. (6)Она не стала спрашивать меня, отчего я задал такой странный вопрос, не стала с ходу отвечать, она прикрыла книгу и долго молчала, посматривая в окно, – думала. (7)Наконец, когда я совсем уже решил, что она забыла о вопросе, она повернулась ко мне и сказала...
(8)Вернёмся к её ответу позже. (9)Спросим себя: что такое счастье? (10)Что кроется за этим словом?
(11)В каждой стране есть свой Главный педагог – народ и есть Главный учебник – язык. (12)Я не должен объяснять, что такое счастье, я должен смиренно спросить об этом наш язык – в нём всё есть, из него всё поймёшь, прислушиваясь к слову в сегодняшней нашей речи. (13)Народная мысль содержится не только в пословицах и поговорках, в народной мудрости, но и в распространённых, обычных фразах и оборотах речи. (14)Поищем: с какими другими словами сочетается интересующее нас понятие, почему так можно сказать, а так нельзя. (15)Это никогда не бывает случайным.
(16)Мы говорим: «счастливая доля», «счастливый случай», «счастливая судьба», «счастье привалило», «вытянул счастливый билет».
(17)Самые деятельные, всего достигшие своим трудом люди говорят: «Мне выпало счастье, мне дано счастье...»
(18)Счастье – фортуна, судьба, о которой мы ничего не знаем, и если его нет, то говорят: «Такая уж у меня судьба», «Видно, мне так на роду написано».
(19)Но мы не раз ещё столкнёмся с законом духовной жизни: всё, что есть в человеке, возникает из двух встречных движений, из двух сил: из движения, направленного от мира к человеку, и движения от человека к миру. (20)Противоположные эти силы, встречаясь в одной точке, не уничтожаются, а складываются. (21)Но если встреча не происходит, то обеих сил словно и не было. (22)Предположим, человеку нет удачи ни в чём, несчастья преследуют его, и выпала ему, быть может, от рождения тяжёлая доля. (23)Не всякий сумеет победить судьбу. (24)Но сильный человек умеет использовать самый незаметный шанс, который, конечно, есть в жизни каждого: он побеждает судьбу. (25)Вернее, не судьбу, а трудности, которые посланы ему судьбой. (26)И если нет собственного стремления победить, стремления к счастью, то хоть озолоти его – счастья не будет. (27)У него нет веры в жизнь, воля его сломлена. (28)Говорят: «нашёл своё счастье», «добыл счастье», «достиг счастья» и даже «украл чужое счастье». (29)Язык требует действия: нашёл, поймал, добыл, достиг, вырвал у судьбы своё счастье, всякий человек – кузнец своего счастья.
(30)Человек должен стремиться к счастью. (31)Неукротимое, неудержимое, жгучее желание счастья... (32)Счастье не вещь, и не склад вещей, и не положение, и не денежное состояние, а состояние души, возникающее при достижении сильно желаемого. (33)Счастье – это благословенное состояние, благодать.
(34)Что же, однако, сказала о счастье женщина в электричке? (35)Позже выяснилось, что она научный сотрудник, специалист в области химии белков. (36)После долгого обдумывания моего вопроса она сказала:
– Я не могу дать определения счастья. (37)Вот учёный! (38)Учёный не тот, кто всё знает, а тот, кто точно знает, чего он не знает. (39)Но, может быть, так? (40)У человека есть духовные стремления: когда они удовлетворяются, он чувствует себя счастливым. (41)Похоже на правду?
(По С.Л. Соловейчику*)
* Симон Львович Соловейчик (1930–1996) – публицист, педагог, философ. Главный труд его жизни – книга «Педагогика для всех», в которой он изложил принципы воспитания Свободного Человека.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Сидевшая рядом с рассказчиком женщина в поезде читала Чехова.
2) Рассказчик считает, что человек должен стремиться к счастью.
3) В каждой стране Главный педагог – народ.
4) По мнению рассказчика, всякий сумеет победить судьбу.
5) Женщина оказалась научным сотрудником МГУ на кафедре физики.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 1-3 содержат повествование.
2) В предложениях 8-10 представлено описание.
3) Предложения 23-24 противопоставлены.
4) Предложения 39-41 содержат рассуждение.
5) Предложение 29 является следствием того, о чём говорится в предложениях 27-28
24. Среди предложений 14-17 найдите антонимы (антонимическую пару)
25. Среди предложений 22-26 найдите такое (такие) предложение (предложения), которое связано (связаны) с предыдущим при помощи противительного союза и однокоренных слов.
26. Прочитайте фрагмент рецензии и выполните задания:
Симон Львович Соловейчик, профессиональный публицист, в своём текст умело использует различные приёмы и средства. Чтобы описать желание счастья, автор использует троп: (А) ______ («неукротимое», «неудержимое») в предложении 31. Для того, чтобы акцентировать внимание на главной теме, Соловейчик прибегает к приёму (Б) _____ (предложения 32-33).
Подробное описание человеческих эмоций удаётся благодаря синтаксическому средству: (В)______ (предложения 28,29, 32). В рассуждениях о счастье автору помогают также (Г) ______________ (предложения 16,17,18), что относится к лексическим средствам выразительности.
Список терминов:
1)сравнение
2) парцелляция
3) антонимы
4) фразеологизмы
5) ряды однородных членов
6) оксюморон
7) эпитет
8) вопросно-ответная форма изложения
9) анафора
Часть 2
27.Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
-
Это
-
125
-
123
-
245
-
Исполнительское
-
Вместе
-
Полутораста
-
А-7, Б-5, В-3, Г-4, Д-9
-
35
-
134
-
35
-
14
-
Неспешным
-
Тожевроде
-
235
-
25
-
1345
-
123
-
123
-
1234
-
167
-
23
-
134
-
Можнонельзя
-
24
-
А-7, Б-9, В-5, Г-4
Круг проблем текста:
Что такое счастье
Человек должен стремиться к счастью