СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариант самоанализа урока по теме "Лирика С.Есенина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

После проведённого урока по лирике С.Есенина выполнен самоанализ урока: проанализированы методы и приёмы, использованные на уроке, технологии, отмечены достоинства урока, его результативность. Самоанализ - одна из сложных методических операций, предлагаю свой вариант. 

Просмотр содержимого документа
«Вариант самоанализа урока по теме "Лирика С.Есенина"»

Самоанализ

урока литературы в 11-м классе по теме:

«Моя лирика жива одной любовью...»

Лирический роман Сергея Есенина.


Согласно рабочей программе данный урок 4-й в теме «Творчество Сергея Есенина», предшествует обобщающему уроку и подготовке к домашнему сочинению по творчеству поэта.

Постановка цели урока

Тема и содержание урока предопределили постановку триединой дидактической цели урока: обучающей, развивающей, воспитательной.

  • обучающая:

осмысление особенностей творчества поэта Сергея Есенина, основных направлений его лирики, ключевых мотивов и образов его поэзии, чтение и анализ стихотворений , посвященных теме Родины, а также исследование изобразительно-выразительных средств, используемых автором; формирование представления о приёмах цветописи и звукописи в поэзии;

  • развивающая:

развитие умения монологической и диалогической речи, совершенствование навыка анализа стихотворных произведений; развитие творческих способностей учащихся, направленных на раскрытие темы урока, закрепление навыка самостоятельной работы в группе, умения отбирать необходимый материал для работы над реализацией мини-проекта; активизация познавательной деятельности учащихся за счёт опережающего индивидуального задания; формирование культуры устной речи;

В основу любого урока литературы заложен воспитательный заряд, всегда стараюсь максимально этот заряд использовать. Исходя из этого, поставила перед собой

  • воспитательную цель:

содействие духовному развитию обучающихся через обращение к поэтическому наследию Сергея Есенина, формированию нравственных ценностей, черт внимательного читателя, воспитание патриотических чувств, умения видеть красоту окружающего мира, сопереживать, уважительно относиться к близким и родным людям.

Задачи урока были сформулированы по 3 направлениям. А именно:

  • предметные:

учить аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного;

  • метапредметные:

  1. продолжить работу по формированию у учащихся умения самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. способствовать овладению обучающимися основами самоконтроля, самооценки;

  3. продолжить работу по формированию умения строить рассуждение, делать выводы;

  4. формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; умение работать индивидуально и в группе;

  5. формировать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • личностные:

  1. формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  2. формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к мнению другого человека, готовность и способность вести диалог достигать в нём взаимопонимания;

  3. способствовать формированию нравственных чувств, формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Задач, поставлено было много, но они решались постепенно на отдельных этапах урока и, по сути, стали продолжением той системной работы, которая предшествовала конкретному уроку.

Технологии

Для реализации поставленных целей и задач нужно было выбрать образовательные технологии, чтобы способствовать познавательной и творческой активности 11-классников на данном уроке. Я уверенно берусь за апробацию в своей деятельности в учебном процессе современных образовательных технологий, дающих возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся. Современные технологии ориентированы на индивидуализацию, вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, что и привлекает меня при выборе определённой технологии.

На данном уроке применила полностью или частично:

  • Информационно-коммуникационную технологию (как источник учебной информации (частично заменяющий учителя и книгу) при актуализации опорных знаний о биографии поэта).

  • Технологию концентрированного обучения («погружение в предмет») (использование активных форм обучения - групповая работа, коллективная);

  • Технологию проблемного обучения (создание проблемной мотивации, использование частично-поискового и исследовательского методов).

  • Проектную технологию.

  • Технологию личностно ориентированного обучения.

  • Кейс-технологию.

  • Не отказалась я и от традиционной технологии (классно-урочная система учебных занятий).



Использование названных технологий позволило мне решать следующие взаимообусловленные проблемы:

1. Способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией (на уроке прозвучала экологическая проблема, к решению которой может быть причастен каждый учащийся).

2. Способствовать повышению мотивации обучающихся к учебной деятельности (среди тех, кто сегодня достаточно активен был на уроке, есть учащиеся с очень низкой мотивацией к обучению).

3. Изменить методы организации урока, характер взаимодействия субъектов системы.

Выбранный тип урока – урок-исследование.

На данном уроке использовались следующие методы и приёмы обучения:

  1. Репродуктивный (чтение стихотворений С.Есенина);

  2. Частично-поисковый (работа с текстами стихов, учебником);

  3. Исследовательский (групповая, индивидуальная – исследовательский мини-проект и коллективная работа);

  4. Проблемный (создание проблемной ситуации, требующей поиска решения, в данном случае ответ на вопросы: «Что определяет гениальность С.Есенина как русского поэта?», «Проблема всенародного признания поэтического творчества С.Есенина»), «В чем особенности лирики Есенина»

Оборудование: компьютер, проектор, экран, кейс-материалы, сборники стихотворений, учебник, листы и фломастеры для создания кластера, листы самоконтроля.

В ходе урока планировала получить следующие результаты:

  1. Учащиеся приобретут предметные умения:

  • извлекать необходимую информацию из 2-х источников;

  • определять изобразительно-художественные средства;

  • понимать значение языка поэзии в сохранении и развитии духовной культуры народа;

  • создавать устные монологические высказывания.

Личностные умения:

  • готовность и способность к сотрудничеству (работать в группах).

Метапредметные умения:

  • готовность и способность к учебно-исследовательской деятельности;

  • владеть приёмами самоанализа и самооценки на основе наблюдения над собственной речью и речью окружающих.

Уделяла на уроке внимание и развитию универсальных учебных действий:

регулятивных:

  • определять совместно с учителем тему, цель, проблему урока;

  • работать в группе по предложенному плану;

познавательных:

  • использовать языковой материал для решения учебных задач;

  • делать выводы о результате совместной работы группы и класса.

коммуникативных:

  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками (уточняет задачи, стоящие перед группой, распределяет обязанности в группе).

Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке:

  1. активные

  2. индивидуальные

  3. групповые

Виды деятельности учащихся:

  1. слушание

  2. говорение

  3. чтение

  4. письмо

Содержание урока.

Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.

Первый этап: организационный.

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Результат: готовность учащихся к деятельности, положительная эмоциональная направленность.

Второй этап: актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Третий этап: постановка учебной задачи.

Цель: мотивация к проблемному учебному действию.

Виды деятельности учащихся: чтение текста, оценивание кейс-материалов.

Результат: Был намечен план исследовательской деятельности, актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

На этом этапе учащиеся самостоятельно ставили перед собой учебные задачи, определяли актуальность изучаемого материала.

Четвёртый этап: открытие «нового» знания.

Цель: организация коммуникативного взаимодействия для решения учебных задач.

На этом этапе была организована работа в исследовательских группах. Каждая группа работала над определением ведущей темы предложенных для анализа стихотворений, находила строки, отражающие мироощущение поэта. У каждой группы было задание одинакового уровня сложности. В процессе работы в группе учащиеся читали стихи Есенина, извлекали из языкового материала и учебника информацию, наблюдали, сравнивали, анализировали, слушали и предъявляли результат.

Результат этапа: выступление каждой группы, в ходе которого презентовался кластер – графическая обобщающая схема.

Промежуточный этап – презентации индивидуальных исследовательских мини-проектов.

Результат: на этом этапе были выявлены цвета и оттенки, звуки и запахи, свойственные творчеству поэта.

Пятый этап: закрепление изученного материала.

Цель: зафиксировать в речи и на практике новое учебное знание.

На этом этапе учащиеся создавали собственный текст - ответ на проблемный вопрос.

Шестой этап: информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Седьмой этап: рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности.

На этом этапе учащиеся формировали выводы: для чего необходимо изучать творчество Есенина; давали оценку собственной деятельности.

Общий вывод

При планировании урока были учтены возрастные особенности учащихся, умение работать самостоятельно, отбирать материал в зависимости от задания, анализировать, делать выводы. Отбор содержания материала, форм и методов обучения проводился в соответствии с целью урока. Главным этапом урока является творческая работа учащихся в группе. Форма групповой работы формирует умения слушать другого, умение рефлексировать, культурно общаться, сопереживать. Время, отведённое на все этапы урока, было распределено рационально. Все этапы логично связаны между собой. В начале урока важную роль играла рефлексия настроения, эмоционального состояния учащихся. При работе над основной темой урока использовался эвристический метод. Дидактический материал, ТСО отбирались в соответствии с целями. 
Психологическая атмосфера на уроке была спокойная, доброжелательная. Оптимальная работоспособность достигнута за счёт чередования видов деятельности учащихся, заинтересованности учащихся материалом урока, дисциплинированности и организованности. Результаты урока оцениваю как высокие. Считаю, что цели, поставленные на уроке, удалось реализовать.
В перспективе планирую продолжить проведение нетрадиционных уроков по литературе, так как они повышают положительную мотивацию к изучению литературы, развивают познавательную активность учащихся, инициативу, дают возможность реализовать личностно ориентированный подход в обучении.

Считаю, что проведённый урок достиг заявленных целей и поставленных задач.

Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждомуученику на уроке продвинуться в своём индивидуальном развитии.



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!