СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариативная часть. 10 класс русский язык. 35 часов по подготовке к ЕГЭ (орфография)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по русскому языку для 10 класса (вариативная часть) включает все разделы структуры программ: пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, место учебного предмета, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, учебно-методическое и материально-техничесое обеспечение образовательного процесса, результаты, используемая литература и контрольные материалы.

Просмотр содержимого документа
«Вариативная часть. 10 класс русский язык. 35 часов по подготовке к ЕГЭ (орфография)»

Ростовская область Белокалитвинский район р.п. Шолоховский

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7



«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №7

Приказ от№______

_____________ Войнова Н.А.

М.П.

Рабочая программа

по русскому языку(вариативный курс)«Русский язык. Трудные вопросы орфографии»

Уровень общего образования (класс)

среднее общее образование 10 класс

Количество часов35

Учитель Жукова Ольга Александровна

Программа курса разработана на основе

Федерального базисного учебного плана, утверждённого Министерством образования РФ от 2012г.





Пояснительная записка

Актуальность разработки курса.

Вариативный курс «Русский язык. Трудные вопросы орфографии» актуален: изучение курса поможет учащимся получить опыт работы на уровне повышенных требований. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет обучающимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Изучение орфографии в разрезе данного курса восполнит недостатки в орфографической грамотности и повысит ответственность учащихся за конечный результат обучения.

Данный вариативный курс способствует практической подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку и успешному прохождению итогового контроля по завершении основного и профильного образования.

Примерная программа по русскому языку для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

Причины введения курса.

Данный курс по углублению и систематизации знаний орфографических правил поможет обучающимся грамотно, точно, логически стройно передавать свои мысли в письменной форме, что способствует качественной подготовке к сдаче ЕГЭ.



Проблемы, решаемые данной программой:

  • совершенствование и развитие важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой;

  • возможность обучающимися оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения;

  • восполнение недостатков в орфографической грамотности и повышение ответственности обучающихся за конечный результат обучения.

Особенности программного материала.

Вариативный курс «Русский язык. Трудные вопросы орфографии » предназначен для обучающихся 10 класса , изучающих русский язык, как на профильном, так и на базовом уровне. Десятиклассникам он поможет разобраться в трудных орфографических написаниях и закрепить их на практике, а значит, лучше подготовиться к выпускным экзаменам в 11 классе.

Данный курс может выступать в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса; может развивать содержание одного из базисных курсов, например, раздела «Орфография», т.к. изучение трудных вопросов орфографии в школе осуществляется на минимальном уровне; может быть направлен на удовлетворение практических интересов отдельных школьников.

Программа вариативного курса может быть использована:

  • в общеобразовательных школах (ведение данного курса может осуществляться при выделении 1 часа из школьного компонента учебного плана);

  • в образовательных учреждениях с углублённым изучением русского языка;

  • как школьный компонент учебного плана в виде предмета по выбору.

Содержание элективного курса разработано с учётом государственного стандарта общего образования по предметной области «Русский язык», касающейся изучения сущности разных типов трудных орфограмм.

Адресат - 10 класс

Целевая установка.

Цель курса: выполнить качественную подготовку сдачи ЕГЭ по русскому языку:

сформировать речевую компетенцию и орфографическую грамотность обучающихся, способствовать формированию у школьников интереса к работе исследователя языка, повысить интерес к гуманитарному образованию.

Изучение данного курса направлено на достижение следующих задач:

  1. Обучающие  расширение познаний учащихся по определенным темам, изученным ранее.

  2. Развивающие  развитие умения применять теоретические знания на практике, активизировать внимание учащихся на собственной письменной речи, научить самостоятельно систематизировать материал, выделять главное.

  3. Воспитывающие  воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни, интереса к предмету, осознания необходимости изучения орфографии как основы для правильного общения в любой сфере профессиональной деятельности.

  4. Практические – овладение навыками пользования различными словарями и другой справочной литературой для решения орфографических задач, применение полученных знаний и умений в практической деятельности.











Место учебного предмета в достижение целей основного общего образования

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.



Структура программы.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

  • Введение – включает себя ознакомление учащихся с целями и задачами элективного курса «Трудные вопросы орфографии», кругом вопросов и тем, с которыми учащимся предстоит работать на уроках.

  • Первый раздел – «Общие вопросы письма и правописания»– знакомит учащихся с историей возникновения правил орфографии, на чём они строятся и возможностями графики.

  • Второй раздел – «Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики» – раскрывает особенности слогового принципа русской графики, вытекающие отсюда орфографические вопросы; отступления от слогового принципа русской графики. Касается некоторых орфограмм, пишущихся на основе исторического (традиционного принципа). Употребление буквы ё.

  • Третий раздел – «Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова» – даёт возможность узнать о принципах орфографии, лежащих в основе буквенного обозначения фонем: морфологического, фонетического, традиционного; об отымённых, отглагольных моделях. Употребление и правописание букв о – ё после шипящих для обозначения ударного [о]; правописание одного и двух н; употребление и правописание частиц не и ни.

  • Четвёртый раздел – «Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв» – раскрывает особенности, связанные с написанием этих букв.

  • Пятый раздел – «Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием» – посвящен общим принципам слитного, дефисного и раздельного написания слов; разграничению приставки не– и частицы не; слитному и раздельному написанию не с формами на -мый; слитному и дефисному написанию сложных прилагательных.

Формы организации учебного процесса.

Весь материал используется в сочетании с такими формами работы, которые позволят ученику усвоить и осознать правильное написание изучаемой орфограммы, расширить их познания в этой области:

  • лекции учителя с различными видами заданий;

  • доклады, рефераты, сообщения и их защита учащимися;

  • беседы; беседы с элементами практической работы;

  • работа в больших и малых группах;

  • самостоятельная работа учащихся – наблюдения над языковыми явлениями, их анализ и выводы об изменениях;

  • упражнения с языковым материалом (в том числе проблемного характера, рассчитанные на проведение небольшого лингвистического эксперимента);

  • самостоятельный отбор материала;

  • поиск в произведениях художественной литературы нужной трудной орфограммы, использование данной орфограммы в своей практике;

  • фактическая работа по исправлению орфографических ошибок;

  • чтение рекомендованной научно-популярной, лингвистической литературы;

  • создание и публичная защита собственных проектов;

  • проведение практикумов, семинаров.

Эффективной формой развития монологической лингвистической речи школьников являются их выступления на занятиях, диалогической – организация небольших дискуссий по поводу этих выступлений. Частично-поисковая, эвристическая направленность занятий даёт возможность каждому ученику проявить свою творческую активность, а также углубить знания по проблемам, поднятым при изучении трудных вопросов орфографии.

Итоговый контроль.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью следующих форм работ:

  • составления обобщающих схем, таблиц, алгоритмов;

  • итогового теста, проверяющего умения применять теоретические сведения на практике;

  • составление Школьного Свода орфографических ошибок, допущенных обучающимися.

Объём и сроки проведения.

Программа вариативного курса «Русский язык. Трудные вопросы орфографии.» общим объёмом 35 часов рассчитана на 1 год обучения.

Количество часов в неделю – 1 час.





Содержание программы

Вводное занятие.

Цели и задачи курса «Трудные вопросы орфографии». Письмо и орфография. Разделы орфографии. Понятия «орфограмма» и «варианты орфограммы». Разграничение понятий «письмо» и «правописание» («орфография»).Разграничение орфографических и неорфографических ошибок.

Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики.

Слоговой принцип русской графики. Ограниченность действия слогового принципа и вытекающие отсюда орфографические вопросы: обозначение гласных после шипящих и ц; вопрос о выборе букв е/о. Отступления от слогового принципа русской графики: вопрос об употреблении букв е,и,э после букв, обозначающих парные по твёрдости – мягкости согласные; после гласных и в абсолютном начале слова; в заимствованных словах. Употребление буквы ё.

Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова. Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу.

Общее понятие «орфографический принцип»: морфологический, морфологографические аналогии, фонетический, традиционный. Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу: три «основных морфологических» правила: употребление букв е(ё) и о после шипящих для обозначения ударного [о]; правописание одного и двух н; отымённые и отглагольные модели; употребление и правописание частиц не и ни:Риторический вопрос как особый тип вопросительных предложений. Смысловое и формальное сходства и различия риторического вопроса и придаточного предложения усилительно-обобщённого значения. Синтаксически осложнённые типы риторических вопросов с частицей не в простом предложении, осложнённом причастным оборотом; в сложном предложении с придаточным определительным, изъяснительным, придаточным времени, условия, цели. Названия-заголовки. Неполное цитирование. Придаточные предложения, употреблённые без главного. Разрыв главного и придаточного. Придаточные как вводные замечания в скобках.

Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв.

Несколько совершенно различных случаев употребления прописных букв: первое слово; начало стихотворных строчек; имена собственные; собственные имена, служащие для индивидуализации предметов, которым не свойственно употребление во множественном числе; некоторые случаи написания аббревиатур; собственные имена, нуждающиеся и не нуждающиеся в оформлении кавычками; астрономические и географические названия; притяжательные прилагательные; народные названия цветов; имена сказочных героев; памятные даты и события; названия действующих лиц в художественных произведениях; употребление в печати прописной буквы.

Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием.

Слитное, дефисное, раздельное написание значимых элементов речи. Слитное и раздельное написание не. Разграничение приставки -не и частицы не. Слитное и раздельное написание не с формами на -мый. Общая постановка вопроса: правописание не с краткими прилагательными; правописание не с прилагательными, имеющими пояснительные слова; правописание не с прилагательными, имеющими при себе примыкающие пояснительные слова; правописание не с прилагательными, имеющими при себе управляемые слова; управляемые слова, которые, в отличие от глаголов и причастий, могут быть только при прилагательном. Правописание не с прилагательными, имеющими при себе пояснительные слова, сложенные с ни. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением Ъ, Ь, употреблением Ь после шипящих в разных частях речи для обозначения грамматических форм. Функции Ь на письме (обозначение мягкости предшествующего согласного, обозначение грамматической формы, а также функция разделительная).

Трудные вопросы орфографии, связанные с правописанием самостоятельных и служебных частей речи. Употребление предлогов, выражающих отношения между словами в словосочетании. Употребление предлогов с определенными падежами. Образование и правописание производных предлогов, отличие производных предлогов от имен существительных с предлогом, наречий, деепричастий с частицей не. Группы союзов по происхождению, синтаксическая функция союзов, отличие союзов от союзных слов. Правописание союзов, отличие союзов от других частей речи.правописание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Употребление словоформ самостоятельных частей речи.







































Тематическое планирование







п\п

Название тем курса

1-2

Орфография как система правил русского правописания.

3-4

Слоговой принцип русской графики.Ограниченность действия слогового принципа и вытекающие отсюда орфографические вопросы. Отступления от слогового принципа (практикум)

5-6

Освоение заимствованных слов русской языковой системой (защита реферата)

7-8

«Больной вопрос русского письма». Употребление буквы ё (лекция)

9-10

Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики (практикум)

11-12

Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова (Семинар)

13-14

Употребление буквы е (ё) и о после шипящих для обозначения ударного (о) (практикум)

15-16

Правописание Н-НН (практический семинар)

17-18

Употребление и правописание частиц НЕ и НИ (практический семинар)

19-20

Употребление и правописание частиц Не и Ни (практикум)

21

Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением прописных и строчных букв

22-23

Правописание приставок, не изменяющихся на письме. Приставки на –З, -С. Правописание приставок ПРЕ и ПРИ

24

УпотреблениеЪ,Ь.Употребление Ь после шипящих в разных частях речи

25-26

Разграничение приставки НЕ- и частицы НЕ- (практический семинар)

27-28

Слитное т раздельное написание НЕ с формами на –мый (практический семинар)

29-31

Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных частей речи. (практикум)

32-33

Правописание производных предлогов, союзов, частиц(практикум)

34

Итоговое тестирование

35

Трудные вопросы орфографии (презентация ШС трудных орфограмм)











Календарно-тематическое планирование

п\п

Название тем курса

Кол-во часов

Формы и методы обучения

Форма контроля

Результаты

деятельности

дата

п

ф

1

2

3

4

5

6

7

7


1-2


Орфография как система правил русского правописания.

Диагностический диктант



2


1.Слово учителя.

2.Практическая работа в группах.

3.Лекция.

4.Беседа с учащимися.

5.Выступления учащихся с сообщениями на лингвистическую тему.

(презентация)



Написание и оформление статьи для предисловия в Школьный Свод трудных орфограмм. (ШС)


Знать: принципы русской орфографии. Уметь: применять изучать изученный материал на практике; обобщать орфографический материал; пользоваться алгоритмом рассуждения: что надо знать (делать), чтобы написать слово с орфограммой правильно.


02.09


09.09







02.09


09.09








3-4


Слоговой принцип русской графики.

Ограниченность действия слогового принципа и вытекающие отсюда орфографические вопросы.

Отступления от слогового принципа (практикум)



2


1.Слово учителя.

2.Сообщения учащихся.

3.Занимательная и практическая работа в группах.

4.Дискуссия.

5. Игра.


Составление занимательных вопросов к игре.


Знать понятия “фонема”, “открытый и закрытый слоги”, “логическое ударение”, познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи.

Уметь производить анализ орфографических трудностей.

Знать порядок фонетического разбора.

Уметь производить фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей.

16.09

23.09

16.09

23.09


5-6


Освоение заимствованных слов русской языковой системой (защита реферата)


2


1.Защита доклада.

2.Выступления оппонентов.


Подготовка сообщений для выступлений.




Знать русскую лексику с точки зрения сферы ее употребления, межстилевую лексику, лексику товарно-рыночных отношений, способы толкования слов, группировку слов по тематическому признаку

Уметь видеть в тексте и использовать данную лексику в собственной речи. Уметь сочинять тексты разговорного, научно-популярного, официально-делового стилей с грамматическим заданием.

30.09

07.10

30.09

07.10


7-8


«Больной вопрос русского письма». Употребление буквы ё (лекция)


2


1.Лекция учителя.

2.Создание и защита проекта (презентация).


Написание статьи в защиту буквыЕ в Школьный Свод трудных орфограмм.


Знать история появления и включения буквы Ё в языковую систему русского языка

Уметьсоставлять самостоятельные суждения на тему, используя различные информационные источники.


14.10

21.10

14.10

21.10


9-10


Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики (практикум)



2


1. Беседа с учащимися.

2. Работа в группах по карточкам.

3. Выполнение тренировочных упражнений.


Составление таблиц:

1.Буквы е и э в иноязычных словах.

2.Гласные ю, я, о, и после ц.

3. Чередование корней

Тест.


Знать трудные случаи орфографии, связанные с особенностями русской графики

Уметь обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии, решать тестовые задания.



28.10

11.11


28.10

11.11


11-12


Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова (Семинар)


2


1.Частично-поисковая работа.

2.Сообщения учащихся.

3. Составление алгоритма или таблицы.

4. Практическая работа.


Статья в ШС на тему «Написание букв о-е после шипящих и ц в разных частях слова различных частей речи»

Тест.


Знатьсловообразовательный принцип, связанный с русской орфографией.

Уметь комментировать орфограммы, определять принципы написания. Извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица): дать понятие о словообразовательном принципе русской орфографии, решать тестовые задания.


18.11

25.11


18.11

25.11


13-14


Употребление буквы е (ё) и о после шипящих для обозначения ударного (о) (практикум)



2


1.Слово учителя.

2. Работа в группах с текстами.

3. Составление блока-схемы


Выборочно-распределительный, проверочный диктанты.

Тест.


Знать трудные случаи написания гласных после шипящих.

Уметь самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность по решению трудных вопросов правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.

Уметь использовать информацию о трудных вопросах правописания окончаний и суффиксов разных частей речи, решать тестовые задания.



02.12

09.12


02.12

09.12


15-16


Правописание Н-НН (практический семинар)


2


1.Слово учителя.

2.Сообщения учащихся с записью основных положений (составление таблицы, опорных схем).

3. Тренировочные тесты.


1.Составление таблиц:

1)Н и НН в отглагольных прилагательных;

2)Правописание Н-НН в прилагательных.

Мини-диктанты: распределительный, зрительный, выборочный.



Знать орфографические нормы и их группировку на основе принципов правописания.

Уметь применять знания

на практике. Закрепление навыков написания Н и НН разных частей речи.





16.12

23.12


16.12

23.12


17-18


Употребление и правописание частиц НЕ и НИ (практический семинар)


2


1.Лекция с записью основных положений, комментированием предложений.

2. Индивидуальная работа по карточкам.

3. Практическая работа.



Составление таблицы «Различение НЕ и НИ».

Корректировка основных положений лекции.


Знать орфографические нормы и их группировку на основе принципов правописания.

Уметь применять знания

на практике. Закрепление навыков слитного,раздельного написания НЕ и НИ разных частей речи; выбор Е или И.



13.01

20.01

13.01

20.01


19-20

Употребление и правописание частиц Не и Ни (практикум)


2

1. Работа в малых группах.

2. Практическая работа.

Самостоятельная работа.

Знать орфографические нормы и их группировку на основе принципов правописания.

Уметь применять знания

на практике. Закрепление навыков слитного,раздельного написания НЕ и НИ разных частей речи; выбор Е или И.


27.01

03.02

27.01

03.02


21

Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением прописных и строчных букв



1

1.Слово учителя.

2.Сообщения учащихся.

3. Практическая работа с текстами.

Тест.

Знать орфографические нормы и их группировку на основе принципов правописания.

Уметь применять знания

на практике. Закрепление навыков написания строчных и прописных букв.

Уметь сочинять тексты разговорного, научно-популярного, официально-делового стилей с использованием данного вида орфограмм, решать тестовые задания.

10.02

10.02


22-23


Правописание приставок, не изменяющихся на письме. Приставки на –З, -С. Правописание приставок ПРЕ и ПРИ


2


1. Слово учителя

2. Сообщения учащихся.

3. Практическая работа с текстами.


Тест.


Знать орфографические нормы и их группировку на основе принципов правописания.

Уметь применять знания

на практике. Закрепление навыков написания данного вида орфограмм.

Решать тестовые задания.


17.02

03.03

17.02

03.03

24

УпотреблениеЪ,Ь.Употребление Ь после шипящих в разных частях речи



1


1.Слово учителя.

2.Сообщения учащихся.

3. Практическая работа с текстами.


1. Составление таблицы.

2.Тест.

Знать орфографические нормы и их группировку на основе принципов правописания.

Уметь применять знания

на практике. Закрепление навыков написания Ъ и Ь знаков в разных частях речи, решать тестовые задания.

10.03

10.03


25-26


Разграничение приставки НЕ- и частицы НЕ- (практический семинар)


2


1Лекция с записью основных положений.

2.Реализация индивидуального и групповых д\з.

3.Дискуссия.

4.Практическая работа в группах.


1. Индивидуальная работа по карточкам.

2. Самостоятельное наблюдение.

3.Выполнение алгоритмического контрольного задания.

Тест.



Знать правила написания НЕ и НИ с разными частями речи.

Уметь различать частицы не-ни.

Уметь обобщать орфографический материал,пользоваться алгоритмом рассуждения:что надо знать (делать),чтобы написать слово с орфограммой правильно,решать тестовые задания.



17.03

07.04


17.03

07.04


27-28


Слитное и раздельное написание НЕ с формами на –мый (практический семинар)


2


1.Выступления уч-ся с сообщениями по теме.

2.Практическая работа на закрепление знаний по теме.


1.Самостоятельное наблюдение.

2.Написание статьи в ШС трудных орфограмм на тему «Правописание не с отглагольными прилагательными на

-мый»



Знать правила написания НЕс формами на – МЫЙ.

Уметь обобщать орфографический материал,пользоваться алгоритмом рассуждения:что надо знать (делать),чтобы написать слово с орфограммой правильно.


14.04

21.04


14.04

21.04


29-31


Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных частей речи. (практикум)



3


1.Слово учителя.

2.Практическая работа.

3.Реализация индивидуального задания (защита алгоритма)


1.Самостоятельное наблюдение с выводами.

2.Алгоритмическое контрольное задание.

Тест


Знать орфографические нормы и их группировку на основе принципов правописания.

Уметь применять знания

на практике. Закрепление навыков слитного,раздельного и дефисного написания разных частей речи.

Уметь сочинять тексты разговорного, научно-популярного, официально-делового стилей с использованием данного вида орфограмм, решать тестовые задания.


28.04

05.05

12.05


28.04

05.05

12.05


32-33


Правописание производных предлогов, союзов, частиц

(практикум)


2


1.Слово учителя.

2.Практическая работа.

3.Реализация индивидуального задания (защита алгоритма)


1.Самостоятельное наблюдение с выводами.

2.Алгоритмическое контрольное задание.

Тест.



Знать варианты и способы проверки написания союзов, предлогов, частиц; способы проверки созвучных сочетаний.

Уметь применять алгоритм формально-смысловых показателей распознавания этих частей речи и их словоформ, решать тестовые задания.



23.05

25.05


23.05

25.05


34


Итоговое тестирование

(контроль)


1



Подготовка индивидуальных заданий.



Знать орфографические нормы и их группировку на основе принципов правописания.

Уметь применять знания

на практике. Контроль знаний и навыков слитного,раздельного и дефисного написания разных частей речи.



26.05


26.05


35


Трудные вопросы орфографии (презентация ШС трудных орфограмм)



2


1.Выступления уч-ся.

2.Выступления оппонентов.


Конкурсное написание статьи – памятки в ШС трудных орфограмм


Знать орфографические нормы и их группировку на основе принципов правописания

Уметь применять знания на практике.

Владеть орфографическими навыками, сочиняя тексты разговорного, научно-популярного, официально-делового стилей с использованием данных видов орфограмм.




29.05



31.05


29.05



31.05













Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Для учащихся

1. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб.для 10-11 кл.общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2007.

2.Дейкина А. Д. Русский язык. Раздаточный материал. 10 класс / А. Д. Дейкина. -М.: Дрофа, 2006.

  1. Дейкина А. Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А. Д. Дейкина. Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.

  2. Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подго­товки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: СА­ГА, Азбука-классика, 2005.

  3. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Еф­ремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.

  1. Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.


Для учителя

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.

  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.

  3. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебни­ка «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базо­вом и профильном уровнях. - М.: Вербум-М, 2004.

  4. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.;ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2007.

  5. Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Вол­гоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006..

  6. Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. -М.: Аквариум ЛТД, 2001.

7.Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. -М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004.

  1. Львова СИ. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003.

  2. Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государ­ственному экзамену - 2007. - М.: Федеральный центр тестирования, 2007.

  3. Черников И.Н., Петровская С.С, Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистиче­ским заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.

  4. Единый государственный экзамен - 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные ма­териалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2006.

  5. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. - М.: Вербум-М, 2003.

  6. Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Вырази­тельные средства художественной речи: Пособие для учителя. - М.: ОО ТИД «Русское сло­во- РС», 2005.


1.Мультимедийные тренинговые, контролирующие программы: • Подготовка к ЕГЭ.

2. Комплекты демонстрационных таблиц по русскому языку

3. Компьютер, телевизор, принтер


Результаты обучения и освоению содержания курса

Личностнымирезультатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметнымирезультатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  1. адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  2. владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  3. адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  4. способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  5. овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  6. умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.

говорение и письмо:

  1. способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  2. умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

  3. умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

















СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета ______________Гуртовая Н.И.

МБОУ СОШ№7 ______________года

от ___________года№___

Руководитель МС

_________Калашникова Н.Г.
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!