Вариативная часть парциальной программы «Развитие творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
На всех этапах становления педагогики, проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряла своей актуальности. Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка трудно переоценить. Театр радует детей, развлекает и развивает их, им нравится общаться, они учатся творчески мыслить, анализировать, ощущать себя в ином мире.
Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Театральная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь.
Таким образом, театрализованная деятельность способствует всестороннему развитию личности, умеющей творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и находить выход из сложившихся ситуаций; проявлению таланта, формированию нравственных позиций по отношению к сверстникам и старшим, а значит, облегчает вхождение ребёнка в сложный социальный мир.
Цель — развитие творческих и артистических способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
• Создать благоприятные условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
• Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
• Развитие любознательности инициативности, способности к творческому самовыражению.
• Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
• Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
• Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Этапы работы:
1. Изучить книгу «Театрализованные занятия в детском саду» Щёткин А.В.
2. Изучить журнал «Воспитатель в ДОУ» по теме опыта.
3. Изучить статьи в интернете по теме «Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте».
4. Подготовить предметно-пространственную среду с учётом возрастных особенностей детей.
5. Составить перспективный план работы.
Принципы:
Гуманность,
Систематизация занятий,
Программа состоит из таких разделов как:
Культура и техника речи
Ритмопластика
Театрально – игровая деятельность
Театральный словарь
Работа над показом представлений
Программные задачи:
Культура и техника речи:
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи;
- развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;
- учить произносить скороговорки и стих, тренировать четкое произношение согласных в конце слова;
- учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
- пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры:
- познакомить детей с театральной терминологией;
- познакомить с основными видами театрального искусства;
- воспитывать культуру поведения в театре.
Ритмопластика:
- развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал;
- развивать координацию движений;
- учить запоминать заданные позы и образно передавать их;
- развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию;
- добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений;
- воспитывать гуманные чувства.
Театрально-игровая деятельность:
- Учить детей ориентироваться в пространстве;
- равномерно размещаться на площадке;
- строить диалог с партнером на заданную тему;
- развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;
- запоминать слова героев спектаклей;
- развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству.
- упражнять в четком произношении слов;
- воспитывать нравственно-эстетические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.
Театральный словарь
Продолжать обогащать и активизировать театральный словарь. -активизировать познавательный интерес;
-знакомство с особенностями театрального искусства.
-Знакомство с профессиями театра.
Работа над показом представления
- учить сочинять этюды по сказкам, стихотворениям, потешкам, считалкам;
- развивать навыки действия с воображаемыми предметами;
- учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом;
- развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния;
- пополнять словарный запас, образный строй речи.
В своей работе я стремлюсь:
– воспитывать у детей любовь и интерес к сказке;
– развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, которые дают возможность широко использовать воспитательное воздействие сказки;
– обогащать впечатления детей, знакомя их с разнообразными сказками и средствами их выразительной сценической трактовки;
– пополнять словарный запас детей и развивать выразительность речи, правильность произношения;
– развивать артистические способности детей и взрослых через театрализованную деятельность;
– развивать воображение и веру в сценический вымысел;
– прививать навыки вежливого поведения;
– совершенствовать двигательные способности детей, вырабатывать гибкость и выносливость.
Ожидаемый результат:
- в процессе театрализованной игры пополнятся знания детей об окружающем мире;
- разовьются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
- активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи;
-совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
-стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
- участие в театрализованных играх доставит детям радость, вызовет активный интерес, увлечет их.
Формы работы с детьми:
• игра
• импровизация
• инсценировки и драматизация
• объяснение
• рассказ детей
• чтение воспитателя
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения.
Оборудование:
• 1.Театральная ширма
• 2.Разные виды кукольных театров:
• - пальчиковый
• - конусный
• - теневой
• - фланелеграф
• - магнитный
• - масочный
• - варежковый
• - игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)
• 3. Ноутбук, колонки.
• 4. Костюмы
Используемая литература при работе над данной темой:
1. Выготский Л.С. «Обучение и развитие в дошкольном возрасте»
2. Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Москва: «Владос» 2001.
3. А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» Москва: «Мозаика – Синтез» 2007.
4. Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» Программа «Театр –Творчество –Дети». Москва 2002.
5. И.П. Посашкова «Оганизация творческой деятельности детей 3-7 лет». Волгоград 2009
6. 1. Доронова, Т.Н. Играем в театр/ Т.Н. Доронова, - М.: Просвещение. 2005
7. 2. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. / М.Д. Маханева, - М.: Посвещение. 2005
8. 3. Щеткин, А.В. Театрализовання деятельность в детском саду. / А.В. Щеткин, - М.: Просвещение 2007.
9. М.Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду».
Журнал «Воспитатель в ДОУ»:
• «Театрализованная деятельность в работе с детьми раннего возраста» (№6/2010г.)
• «Играем с детьми раннего возраста» (№3/2013г.)
• «Театрализованная деятельность в детском саду» (№6/2009г.)
• «Игры-драматизации в развитии восприятия художественной литературы младшими дошкольниками» (№1/2013г.)
• «Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников» (№4/2009г.)
• «Театрализованные игры в среднем дошкольном возрасте» (№9/2010г.)
• «Развитие творческой активности дошкольников средствами театрально-игровой деятельности» (№9/2010г.)
• «Развитие творчества в театрализованных играх» (№11/2012г.)
Статьи в интернете:
• «Театрализованные игры в ДОУ» О.В.Акулова. (portal-slovo.ru/Дошкольное образование/36458.php)
• Проект «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». (ozreksosh.ru).
• Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». (Зернова Е.Н., Чурина О.И.) - «Театрализованные игры в детском саду». (nashideto4ki.ru›…teatralizovannye…v_detskom_sadu…)
Месяц Тема, занятие Методические рекомендации Цели и задачи
Сентябрь
Мир театра. Презентация «История возникновения театра» Развивать у детей интерес к театральному искусству.
Познакомить детей с различными видами театра. Показ разнообразия театров (теневой, настольный, кукольный и т. д)
Познакомить ребят с правилами поведения в театре и профессией актера, который управляет куклами. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.
Театральные игры Сюжетно-ролевая игра «Театр».
Октябрь
Мимика Жесты Упражнения: «Изобрази эмоцию» («Радость»; «Огорчение»; «Гнев»)
«Приглашение на танец» Познакомить с основами актёрского мастерства.
Познакомить с темпом и ритмом. Учить чётко, произносить слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т.д.).
Игры и упражнения на опору дыхания: «Птичий двор», «Эхо»
Дыхательная гимнастика:
«Маятник»; «Задуть свечу»;
Пантомима
игра «Вьюга»;Театрализованная разминка « Что такое сцена, занавес, кулисы».
Ноябрь
Сценическая пластика
игра «Если гости постучали»;
пальчиковые игры «Бельчата»; этюд на расслабление мышц «Штанга»;
игра «Волк и овцы»;
Чувства, эмоции этюд «Отряхнем руки»;
этюд «любимая игрушка»;
этюд «Кривое зеркало»
Культура и техника речи Игры ««Фраза по кругу», «Фантазии о...»
Декабрь
Инсценировка своего настроения
Игра «Птицелов»;
пальчиковые игры
Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением.
Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию);
Развиваем воображение; расширяем словарный запас.
Игры и упражнения на создание игровой мотивации.
Знакомство с русскими народными костюмами.
Инсценировка русской народной сказки «Петушок и Бобовое зёрнышко»
Изготовление настольного театра, с использованием игрушек из киндер-сюрприза
Январь
Чем занимается костюмер, художник - гример, декоратор.
Разучивание новых песен.
Знакомство с Крымска татарским костюмом
Слушанье Крымска татарской музыки.
Ритмопластика «Что я делаю»
Февраль
«А представьте себе…» Подойти к стулу и рассмотреть его, как будто это - королевский трон, цветок, костёр…Передать друг другу книгу, как будто это – бомба, кирпич, хрустальная ваза…Взять со стола нитку, как будто это –змея, горячая картошка, пирожное; Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение.
Драматизация Показ сказки «Волк и семеро козлят» для младшей группы.
Рисуем театр Совместная деятельность детей и родителей (конкурс рисунков «В театре»)
«Вечер с бабушкой Загадушкой » Отгадывание загадок. Заучивание скороговорок.
Март
Самостоятельная театральная деятельность, Драматизация сказок, настольный и кукольный театр. Развивать воображение, фантазию детей, дать возможность детям проявить себя наедине с куклой и совместно с друзьями.
Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе.
Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев.
Закреплять в речи детей понятие «пантомима»
Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.
Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.
Театральные игры «Что изменилось?»
«Поймай хлопок»
«Тень»
« Сколько веселые обезьянок»
Сочиняем сказку сами про цифры. Демонстрация театра на фланели.
Апрель
Подготовительный Чтение и пересказ сказки «Гуси-лебеди» Учить связно и логично передавать мысли.
Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки.
Развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Подготовительный Изготовление элементов костюмов, декораций, афиш, билетов
Репетиция Подготовка к спектаклю. Заключительная репетиция.
Постановка театра Спектакль «Гуси-лебеди». Показ для родителей.
Май
Театрализованные игры Театрализованные игры « Сколько веселые обезьянок», «Поварята», «И я тоже!», «Угадай, что я делаю?». Развитие дикции; разучивание новых скороговорок; введение понятия «рифма», упражнять в придумывании рифмы к словам.
Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое.
У страха глаза велики Чтение, пересказ сказки.
Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять Придумывание рифмы к словам.