СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Ваш ребёнок будет говорить хорошо, если...."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные рекомендации учителя-логопеда, для родителеей имеющих детей раннего возраста.так же рекомендации могут быть полезны педагогам младших групп ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«"Ваш ребёнок будет говорить хорошо, если...."»

"Ваш ребёнок будет говорить хорошо, если…."



1. Вы начнёте с себя.

Даже если вы молчаливы от природы - все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объяснит то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами!


2. Общайтесь «глаза в глаза».

Озвучивайте любую ситуацию, но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите впустую, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается.

Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.


3. Говорите правильно и чётко.

Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.


4. Воспроизводите разнообразно.

Повторяйте помногу раз, одно и то же слово, да и фразу, но в этом случае, меняя порядок слов: "Папа пришел, пришел наш папа". "Мячик упал, упал мячик, упал". Это позволяет ребенку легче услышать и понять: фразы делятся на слова.

Если вы хотите, чтобы ребенок усвоил какое-нибудь новое слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.


5. Старайтесь не переусердствовать.

Не употребляйте слишком длинных фраз. И не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.


6. Стремитесь к хорошему настроению.

Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается и впитывает новую информацию в десять раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.


7. Объединяйте все чувства с речью.

Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогал, нюхал, щупал его, то есть- изучать различными способами. Если вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз, коротко, четко и выразительно.


8. Поддерживайте стремление к общению.

Как бы несовершенно ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт, даже если он вообще еще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный (несловесный) диалог, "приветствуя, одобряя" любой ответ (жест, выразительный взгляд, вокализация). Поддерживайте его стремление общаться!


9. Старайтесь разнообразить его речь.

Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая ему цепочку слов с другими согласными: дя-дя-дя, да-да-да, мА-мА-мА, ба-ба-ба, бя-бя-бя, с другими гласными: ба-бо-би-бе. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел повторять их.


10. Не отвергайте его попытки говорить.

В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или вместе с вами выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания, поэтому ему необходимо слышать себя.


11.Учите играя.

Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички "ау-ау"). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.


12. Не стоит предупреждать его желания.

Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребенка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В этом случае у малыша нет необходимости произносить что-либо, достаточно просто посмотреть, протянуть руку. В такой ситуации есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения. И хотя жест-это тоже общение, не стоит задерживаться на этом уровне.


13.Расширяйте и обогащайте словарь ребёнка.

Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его это пассивный словарь, говорит это активный словарь. Активный словарь может быть еще совсем мал. Но если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в его пассивный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках в книжках и, конечно, имена родственников и всех близких людей. Научите ребенка показывать "где ручки, где ножки" (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: "Где стол?", "Где киса?" и т.д.



14. Развивайте фонематическое восприятие.

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь - основное средство общения.

При обучении ребёнка различать на слух неречевые звуки следует начинать со звуков природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды;

звуки, которые издают предметы: стук молоточка, звон бокалов, скрип двери;

транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета;

звуки звучащих игрушек: погремушек, свистулек, трещоток, пищалок;

звуки детских музыкальных игрушек: барабан, бубен, дудочка, пианино.

Это является первым этапом для развития фонематического восприятия.




15.Пользуйтесь звукоподражанием.

Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова типа "бух", "ням-ням", "дай", "ав-ав" и другие короткие слова, состоящие из одного или двух одинаковых слогов. Эти слова основаны на звукоподражаниях, легкие для усвоения и облегчают ребенку начальные стадии вхождения и речевую стихию. Потом они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны вашему ребенку.


16. Читайте ребёнку.

Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз, не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение, покажите его в лицах и с предметами: а предметы эти дайте ребенку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем пробуйте не договаривать последнее слово каждой строки, предоставляя это сделать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизвести его.


17. Стремитесь быть: снисходительны, терпеливы и осторожны.

Если ваш малыш неверно произносит какой-либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Возможно, он сможет повторить за вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за вами, когда придет время. Он учится и на собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с вашим. Но не слишком фиксируйте внимание, на неправильном произношении, это может вызвать обратную реакцию.


18. Только вы!

Помните: только вы и ваша вера в его силы и способности могут помочь ему развиться гармонично.

Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!