Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Гоголевская основная общеобразовательная школа»
Суджанского района Курской области
Классный час «Ваши права и обязанности, дети!».
(Конспект внеклассного мероприятия с использованием цифровых образовательных ресурсов).
4 класс
Подготовила: Шугаева Г.Н
Тип занятия – классный час.
Цель: через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.
Задачи:
- познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.
- обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.
- учить применять правовые знания в повседневной жизни.
- формировать уважительное отношение к правам других людей.
- способствовать формированию активной гражданской позиции.-способствовать формированию правовой культуры учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор , карта, книги: «Наши права». Конституция РФ, памятки для учащихся «Права, которые у нас есть», карточки с буквами «О», «П», портрет Н.А. Некрасова.
Форма: беседа с элементами игры.
Ход классного часа.
Этап 1. Вступительное слово.
- Сегодня мы с вами поговорим на очень важную для каждого человека тему. Сегодня у нас будет царить, любовь, доброта и взаимопонимание. Все вместе мы обсудим тему, увидим несколько сценок и попробуем сами определить свои права и обязанности.
- Итак, кто из вас уже догадался, о чем мы будем вести сегодня наш разговор? (Дети высказывают свои предположения о теме предстоящего классного часа.)
Обобщение ответов учащихся – демонстрация слайда №1.
- Наш урок пройдет под девизом «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан».
Просмотр слайда №2. Дети читают высказывания Некрасова и дают краткие пояснения, о том, как они поняли высказывание.
- В этом высказывании есть слово, в значение которого мы с вами попробуем сейчас разобраться. Подумайте и ответьте на вопрос: «Кто такой гражданин?».
Прослушивание ответов учащихся, уточнение и обобщение их высказывания. - Теперь посмотрим, как дается объяснение этого слова в толковом словаре. Просмотр и чтение слайда №3.
- Гражданами какой страны являемся мы с вами?
Ответы учащихся (России).
- Значит мы с вами называемся …? (россияне).
- А теперь проведем путешествие по земному шару (показываю глобус).
- Заочно побываем в некоторых странах и назовем их жителей (Слайд №4).
Этап 2. Знакомство с декларацией прав человека и ребенка.
- Но в какой бы стране не жили люди, гражданами какой бы страны они не являлись их объединяет нечто общее:
1. Они живут по законам этого государства.
2. Находятся под его защитой.
- Как называется главный закон государства? (Конституция).
Во второй разделе Конституции прописаны основные права и обязанности граждан России и об этом мы сегодня поговорим.
Но сначала давайте подумаем и скажем, чем отличаются права и обязанности! (Высказывания детей). Обобщение ответов – просмотр слайдов № 5,6
- Представим на минуту, что у нас нет никаких прав и обязанностей. Во что может превратиться наша жизнь? Дискуссия с учащимися.
- Да, наша жизнь превратилась бы в кошмар. Кругом царила бы неразбериха, хаос, потому что люди делали бы кому что вздумается. За решение главных вопросов люди взялись очень давно. С помощью разных религии, переговоров, и, к сожалению, войн, они пытались решить эти вопросы. И наконец людям удалось решить эту задачу. На свет появился важный документ, который называется «Всеобщая декларация прав человека». Просмотр и чтение слайда №7.
Историческая справка. В США в городе Нью – Йорке высится 39-тиэтажное здание, в нем помещается штаб квартира Организации Объединенных Наций (ООН), это международная организация. Главной целью, которой является избавить грядущее поколения от бедствий войны, ежегодно созывается Генеральная ассамблея ООН – собрание делегатов всех государств - членов организации. Сейчас их более 180. Стремление защищать детей возникло в двадцатые годы прошлого столетия. В 1959 году ООН приняла декларацию прав ребенка, провозгласив, что «Человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». В этом документе сформулированы 10 социальных принципов, касающихся защиты и благополучия детей. Декларация призывает всю общественность признать права о свободы и стремится к их соблюдению. Детям должна быть обеспечена социальная защита и предоставлена возможность жить в нормальных условиях. Свободы и уважения к человеческому достоинству ребенка. Международные документы о правах человека можно условно разделить на две группы: Декларации и Конвенции. Просмотр и чтение слайдов № 8-9.
- В декларации прав человека 30 статей.
- Какие права и обязанности есть у человека? (Ответы детей).
Этап3. Игра «Права и обязанности».
Правила игры.
- Смотрим слайд № 10, думаем и определяем, что это право и обязанность и показываем соответсв ующую карточку с буквой.
Просмотр слайда, краткие комментарии детей, почему они так считают.
Этап 5. Этап обобщения и закрепления, подведения итогов.
Памятка «Права, которые у нас есть». Слайд №11. Просмотр и чтение.
Каждому ребенку на память вручается распечатка памятки «Права, которые у нас есть».
Этап 4. «Угадай сказку!»
- Сейчас я раздам вам листочки с отрывками и известных сказок, ваша задача узнать сказку и ее автора и определить какие права человека были нарушены в этих сказках.
I «Морозко».
– Жил – был дед, да с другой женой. И у деда была дочка, и у баба была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита, и не перевернешься – бита. А родную дочь, за все, что ни сделает, гладят по головке: «Умница». Падчерица дрова и воду в избу носит, печь топит, избу метет еще до свету. Ничем старухе не угодишь – все не так, все худо. Ветер хоть и пошумит, да затихнет, старая баба расходится – не скоро уймется. Вот и мачехи и придумала падчерицу о свету сжить.
– Вези, вези ее, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видели! Вези ее в лес на трескучий мороз!
- Старик затужил, заплакал, однако делать нечего: бабы не переспорить.
- Собирайся, милая дочь.
Уходят.
- Отрывок из какой сказки прочитали?? На какое право посягала старуха? (Ответ детей: Нарушено право ребенка. Она подвергла жизнь и здоровье девочки опасности).
«Снежная королева».
- Бабушка, правда, что Снежная королева не сможет сюда войти?
- Пусть только попробует! Я посажу ее на теплую печку она и растает.
- Кай, давай не будем говорить о ней.
- Ах, меня кольнуло прямо в сердце и что-то попало прямо в глаз! Я ничего не вижу.
- Бедняжка, это, наверное, осколок зеркала Снежной королевы. Теперь твое сердце превратится в кусочек льда (плачет).
- Кай, я вижу, тебе нравятся мои снежинки! Поехали со мной, я покажу тебе много снежинок и других красивых вещей. А еще дам тебе мороженое.
- Нет, я не пойду с тобой.
Снежная королева накрывает его плащом и они уходят.
- Герда, спаси меня, спаси меня! Мне холодно!
- Она украла его. Кай, я обязательно тебя спасу.
- Как называется эта сказка? Какое право нарушила Снежная королева? (Ответы детей: Она похитила Кая, это запрещено Конвенцией прав детей. Дети - не вещи и похищение и торговля детьми запрещена.
«Золушка».
Внимание! Внимание! Сегодня вечером принц устраивает бал. Приглашаются все знатные люди.
Появляются сестры.
1 сестра (……).
- Сестра, ты слышала? Нас пригласили на бал принца.
2 сестра (……).
- Помоги нам поправить наряды. (девочка помогает).
1 сестра (…….).
- А что, хотелось бы тебе поехать на бал?
- Что вы сестрицы? Вы смеетесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и башмаках?
Мачеха (дочерям) (……).
- Красавицы мои, вы собрались?
2 сестра (……).
- Сейчас, маменька, только в зеркало посмотрим. Она копается, никак нас одеть не может.
- Матушка, можно я тоже поеду? Я надену какое-нибудь из старых платьев сестриц!
Мачеха (……).
- И думать забудь! Нахватало, еще, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много: пол подмети, ужин приготовь, посади розы у меня под окном, перебери горох и фасоль. Ну а если управишься, можешь приехать на бал.
- Я и за три дня не смогу все это переделать.
- Ребята, вы, конечно, узнали эту сказку. Какое право нарушила мачеха? (Ответы детей: право на отдых и досуг детей).
Итоговый кроссворд. Слайд № 12. Демонстрация кроссворда и его отгадывание.
Послушайте стихотворение «Новый закон» (Читают 2 учащихся).
На час начальником бы стать
Среди законодателей,
Велел бы я закон издать
Для взрослых обязательный.
«В дни отдыха, - гласил бы он. –
Одних, без нас родителей
В театры, в цирк, на стадион
Не допускать как зрителей».
Пусть надпись – буквы покрупней! –
Там ярко освещается:
«Вход мамам, папам без детей
Строжайше запрещается».
Тогда бы поняли они,
Все взрослое сообщество,
Как детям
В праздничные дни
Быть вместе с ними хочется.
О чем мечтают все дети? (Ответ учащихся - быть с родителями).