СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ваши права и обязанности,дети!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителю начальных классов провести мероприятие правовой направленности.

Просмотр содержимого документа
«Ваши права и обязанности,дети!»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Гоголевская основная общеобразовательная школа»

Суджанского района Курской области




Классный час «Ваши права и обязанности, дети!».

(Конспект внеклассного мероприятия с использованием цифровых образовательных ресурсов).

4 класс






Подготовила: Шугаева Г.Н









Тип занятия – классный час.

Цель: через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

Задачи:

- познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.

- обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.

- учить применять правовые знания в повседневной жизни.

- формировать уважительное отношение к правам других людей.

- способствовать формированию активной гражданской позиции.-способствовать формированию правовой культуры учащихся.


Оборудование: компьютер, проектор , карта, книги: «Наши права». Конституция РФ, памятки для учащихся «Права, которые у нас есть», карточки с буквами «О», «П», портрет Н.А. Некрасова.

Форма: беседа с элементами игры.

  1. Ход классного часа.

Этап 1. Вступительное слово.

- Сегодня мы с вами поговорим на очень важную для каждого человека тему. Сегодня у нас будет царить, любовь, доброта и взаимопонимание. Все вместе мы обсудим тему, увидим несколько сценок и попробуем сами определить свои права и обязанности.

- Итак, кто из вас уже догадался, о чем мы будем вести сегодня наш разговор? (Дети высказывают свои предположения о теме предстоящего классного часа.)

Обобщение ответов учащихся – демонстрация слайда №1.

- Наш урок пройдет под девизом «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан».

Просмотр слайда №2. Дети читают высказывания Некрасова и дают краткие пояснения, о том, как они поняли высказывание.

- В этом высказывании есть слово, в значение которого мы с вами попробуем сейчас разобраться. Подумайте и ответьте на вопрос: «Кто такой гражданин?».

Прослушивание ответов учащихся, уточнение и обобщение их высказывания. - Теперь посмотрим, как дается объяснение этого слова в толковом словаре. Просмотр и чтение слайда №3.

- Гражданами какой страны являемся мы с вами?

Ответы учащихся (России).

- Значит мы с вами называемся …? (россияне).

- А теперь проведем путешествие по земному шару (показываю глобус).

- Заочно побываем в некоторых странах и назовем их жителей (Слайд №4).

Этап 2. Знакомство с декларацией прав человека и ребенка.

- Но в какой бы стране не жили люди, гражданами какой бы страны они не являлись их объединяет нечто общее:

1. Они живут по законам этого государства.

2. Находятся под его защитой.

- Как называется главный закон государства? (Конституция).

Во второй разделе Конституции прописаны основные права и обязанности граждан России и об этом мы сегодня поговорим.

Но сначала давайте подумаем и скажем, чем отличаются права и обязанности! (Высказывания детей). Обобщение ответов – просмотр слайдов № 5,6

- Представим на минуту, что у нас нет никаких прав и обязанностей. Во что может превратиться наша жизнь? Дискуссия с учащимися.

- Да, наша жизнь превратилась бы в кошмар. Кругом царила бы неразбериха, хаос, потому что люди делали бы кому что вздумается. За решение главных вопросов люди взялись очень давно. С помощью разных религии, переговоров, и, к сожалению, войн, они пытались решить эти вопросы. И наконец людям удалось решить эту задачу. На свет появился важный документ, который называется «Всеобщая декларация прав человека». Просмотр и чтение слайда №7.

Историческая справка. В США в городе Нью – Йорке высится 39-тиэтажное здание, в нем помещается штаб квартира Организации Объединенных Наций (ООН), это международная организация. Главной целью, которой является избавить грядущее поколения от бедствий войны, ежегодно созывается Генеральная ассамблея ООН – собрание делегатов всех государств - членов организации. Сейчас их более 180. Стремление защищать детей возникло в двадцатые годы прошлого столетия. В 1959 году ООН приняла декларацию прав ребенка, провозгласив, что «Человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». В этом документе сформулированы 10 социальных принципов, касающихся защиты и благополучия детей. Декларация призывает всю общественность признать права о свободы и стремится к их соблюдению. Детям должна быть обеспечена социальная защита и предоставлена возможность жить в нормальных условиях. Свободы и уважения к человеческому достоинству ребенка. Международные документы о правах человека можно условно разделить на две группы: Декларации и Конвенции. Просмотр и чтение слайдов № 8-9.

- В декларации прав человека 30 статей.

- Какие права и обязанности есть у человека? (Ответы детей).

Этап3. Игра «Права и обязанности».

Правила игры.

- Смотрим слайд № 10, думаем и определяем, что это право и обязанность и показываем соответсв ующую карточку с буквой.

Просмотр слайда, краткие комментарии детей, почему они так считают.

Этап 5. Этап обобщения и закрепления, подведения итогов.

  1. Памятка «Права, которые у нас есть». Слайд №11. Просмотр и чтение.

  2. Каждому ребенку на память вручается распечатка памятки «Права, которые у нас есть».


Этап 4. «Угадай сказку!»

- Сейчас я раздам вам листочки с отрывками и известных сказок, ваша задача узнать сказку и ее автора и определить какие права человека были нарушены в этих сказках.

I «Морозко».

– Жил – был дед, да с другой женой. И у деда была дочка, и у баба была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита, и не перевернешься – бита. А родную дочь, за все, что ни сделает, гладят по головке: «Умница». Падчерица дрова и воду в избу носит, печь топит, избу метет еще до свету. Ничем старухе не угодишь – все не так, все худо. Ветер хоть и пошумит, да затихнет, старая баба расходится – не скоро уймется. Вот и мачехи и придумала падчерицу о свету сжить.

– Вези, вези ее, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видели! Вези ее в лес на трескучий мороз!

- Старик затужил, заплакал, однако делать нечего: бабы не переспорить.

- Собирайся, милая дочь.

Уходят.

- Отрывок из какой сказки прочитали?? На какое право посягала старуха? (Ответ детей: Нарушено право ребенка. Она подвергла жизнь и здоровье девочки опасности).

«Снежная королева».

- Бабушка, правда, что Снежная королева не сможет сюда войти?

- Пусть только попробует! Я посажу ее на теплую печку она и растает.

- Кай, давай не будем говорить о ней.

- Ах, меня кольнуло прямо в сердце и что-то попало прямо в глаз! Я ничего не вижу.

- Бедняжка, это, наверное, осколок зеркала Снежной королевы. Теперь твое сердце превратится в кусочек льда (плачет).

- Кай, я вижу, тебе нравятся мои снежинки! Поехали со мной, я покажу тебе много снежинок и других красивых вещей. А еще дам тебе мороженое.

- Нет, я не пойду с тобой.

Снежная королева накрывает его плащом и они уходят.

- Герда, спаси меня, спаси меня! Мне холодно!

- Она украла его. Кай, я обязательно тебя спасу.

- Как называется эта сказка? Какое право нарушила Снежная королева? (Ответы детей: Она похитила Кая, это запрещено Конвенцией прав детей. Дети - не вещи и похищение и торговля детьми запрещена.

«Золушка».

Внимание! Внимание! Сегодня вечером принц устраивает бал. Приглашаются все знатные люди.

Появляются сестры.

1 сестра (……).

- Сестра, ты слышала? Нас пригласили на бал принца.

2 сестра (……).

- Помоги нам поправить наряды. (девочка помогает).

1 сестра (…….).

- А что, хотелось бы тебе поехать на бал?

- Что вы сестрицы? Вы смеетесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и башмаках?

Мачеха (дочерям) (……).

- Красавицы мои, вы собрались?

2 сестра (……).

- Сейчас, маменька, только в зеркало посмотрим. Она копается, никак нас одеть не может.

- Матушка, можно я тоже поеду? Я надену какое-нибудь из старых платьев сестриц!

Мачеха (……).

- И думать забудь! Нахватало, еще, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много: пол подмети, ужин приготовь, посади розы у меня под окном, перебери горох и фасоль. Ну а если управишься, можешь приехать на бал.

- Я и за три дня не смогу все это переделать.

- Ребята, вы, конечно, узнали эту сказку. Какое право нарушила мачеха? (Ответы детей: право на отдых и досуг детей).

  1. Итоговый кроссворд. Слайд № 12. Демонстрация кроссворда и его отгадывание.

  2. Послушайте стихотворение «Новый закон» (Читают 2 учащихся).

На час начальником бы стать

Среди законодателей,

Велел бы я закон издать

Для взрослых обязательный.

«В дни отдыха, - гласил бы он. –

Одних, без нас родителей

В театры, в цирк, на стадион

Не допускать как зрителей».

Пусть надпись – буквы покрупней! –

Там ярко освещается:

«Вход мамам, папам без детей

Строжайше запрещается».

Тогда бы поняли они,

Все взрослое сообщество,

Как детям

В праздничные дни

Быть вместе с ними хочется.

О чем мечтают все дети? (Ответ учащихся - быть с родителями).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!