СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по истории на тему: "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы".

Просмотр содержимого документа
«Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

12.11.18г.

История – 5 класс

Арби Дундаевич Шамаев

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы


Цели: Способствовать формированию умения характеризовать законы (на примере законов Хаммурапи), делать аргументированный вывод о назначении и справедливости государственных законов.


Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: Беседа

Оборудование: доска, мел, учебник

Ход урока


  1. Организационный момент.

Здравствуйте!...........


  1. Актуализация знаний:

У: Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

(природные условия Древнего Двуречья, занятия населения, образование государств)

У: Сколько первоначально было образовано государств?

(множество, они воевали между собой за первенство)

У: Обратите внимание на название темы сегодняшнего урока.

Какой город победил в этой борьбе?(Вавилон)

У: Предположите, почему победил именно Вавилон?

(был богатый, находился на перекрёстке речных и сухопутных торговых путей)


У: Чем же ещё прославился вавилонский царь Хаммурапи? (законами)

У: Кто может сказать, что такое законы? В природе существуют законы? Назовите их. Похожи законы природы и законы общества?

Вавилонское царство - одно из первых государств, где были созданы дошедшие до нас писаные законы. А дошли они потому, что были высечены на камне. (работа с иллюстрацией учебника)

У: Для чего государство принимает законы? (порядок, справедливость)

У: Справедливы ли были законы Хаммурапи? Счастливы ли были жители Вавилонского царства? Что поможет нам ответить на этот вопрос? (обращение к самим законам)


Задания с примерами криминальных ситуаций и текстами законов Хаммурапи. Необходимо проанализировать ситуации и ответить на вопросы, обратившись к текстам законов.


Задание для обсуждения № 1.


У городских ворот прямо под открытым небом заседает суд. Идёт разбор жалоб. Жрец с бритой головой привёл тощего бедняка.

- Это ты похитил одежду богини Иштар? - грозно вопрошает судья.

- О господин, - еле слышно лепечет несчастный, - злые демоны попутали мой рассудок. Бедняку лучше умереть, чем жить. Расскажу обо всём без утайки.

Ночью шёл я мимо храма богини Иштар и вспоминал. Когда в моём доме был хлеб, то не было соли. Когда была соль, то не было хлеба. Всю жизнь меня терзал голод... "О, смилуйся надо мной, добрая богиня Иштар", - взмолился я и вошёл в храм. Внутри было пусто и тихо. Рядом со статуей богини горели светильники. Казалось, сама Иштар источает свет. Мне почудилось, что богиня ласково кивнула головой, словно подала знак.

Я подошёл ближе и стал снимать со статуи покрывало. А в голове мелькнула мысль: у богини множество одежд, а я наг и умираю от голода!

На рыночной площади я отдал драгоценную ткань за мешок сладких фиников. Тут раздался крик: "Вор! ... Ты заплатишь за святотатство!"

Судья выслушал обвиняемого и вынес приговор...


Вопросы:

1. Какое наказание ждало подсудимого согласно законам Хаммурапи?

2. Справедливо ли оно?


Задание для беседы № 2.


Представьте себе, что некий купец с севера привёз в Вавилон строительный лес. Выгодно его продал и собирается в обратный путь. Перед отплытием идёт он по улице и видит: около кабачка стоит молодой раб.

- Что ты тут делаешь?

- Мой господин зашёл внутрь выпить холодного пива, а мне приказал дожидаться его в тени пальм.

- Ты смышлёный и послушный раб, - продолжал купец, - но твой господин, как вижу, дурно обращается с тобой. Ай-ай-ай, какой багровый шрам на твоей спине! Неужели от удара? - Купец наклоняется к рабу и шепчет ему в уши: - Выгодное дельце предлагаю: мне надо отплывать, да болезнь свалила рулевого. Хочешь заменить его? На севере я дам тебе свободу.

Раб соглашается. Купец уводит беглого с собой, оба садятся на корабль и отплывают.


Вопросы:

1. Какое наказание ждёт купца, согласно законам Хаммурапи, если его поймают?

2. Почему за кражу раба, скота и вещи (вспомните случай с покрывалом богини) наказывают одинаково?




Задание для беседы № 3.


Представьте себе, группа односельчан приходит к судье. Шумят, спорят.

- В чём дело? - спрашивает судья.

Все замолкают. Один из земледельцев показывает на другого:

- Вот этот человек нанял у меня вола, чтобы распахать поле. Я пожалел соседа, дал ему на день вола. Тогда он вместе с сыновьями вспахал и засеял своё поле. Потом привязал вола и ушёл отдыхать. Да, видно, плохо привязал! Вол сорвался с привязи, забрался в огород и всё там вытоптал. А этот неразумный, чем рассердиться на самого себя, бросился на моего красавца и ударом мотыги рассёк ему жилу на затылке. Я прибежал, но было поздно... Идём, говорю, к судье, ты вернёшь мне серебром стоимость убитого вола. А он упирается, если бы не добрые люди, то не пришёл бы в суд.


Некий строитель вызвался построить дом для богатого вавилонянина. Внезапно случилось несчастье: по вине строителя произошёл обвал. Брёвнами и кирпичами, упавшими со второго этажа, задавило чужого раба.


Вопросы:

1. Какое наказание ждёт провинившегося? Справедлив ли этот закон?

2. Что ждёт виновного в смерти раба? Справедливо ли это?


Текст законов Хаммурапи.

(для всех групп)


Если человек украл имущество храма, он должен быть казнён.

Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнён.

Если человек ударил отца, ему следует отрубить руку.

Если человек причинит смерть чужому волу, он должен отдать вола за вола.

Если человек причинит смерть чужому рабу, он должен отдать раба за раба.

Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб.

Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.




Вопросы всем группам после ответов третьей группы.

У: Какой принцип лежит в основе такого наказания? (преступник возмещал то, что погубил)

У: Какие ещё законы подтверждают действие этого принципа? (око за око, зуб за зуб).



Теперь я сама прочитаю ещё один закон :


"Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве три года, на четвёртый год должно отпустить их на свободу. "

У: О чём этот закон?

Какие два вида рабов существовали в Двуречье?

Кто, на ваш взгляд, мог стать рабом - должником?

В чём различие положения рабов-чужеземцев и рабов- должников?

Почему царь не был заинтересован в том, чтобы крестьяне и ремесленники становились рабами?



Итог урока:

У: Можем ли мы теперь ответить на вопрос, насколько справедливыми были законы Хаммурапи? (с их помощью устанавливался порядок, но они соответствовали представлениям о справедливости, существующим в то время.)


Домашнее задание



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!