СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Важнейшие греческие города. Древняя Спарта

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Важнейшие греческие города. Древняя Спарта»

Древняя Спарта Учитель: С.А.Попов.

Древняя Спарта

Учитель: С.А.Попов.

 1. Полис – это: А) область в Южной Греции; Б) страна Греция; В) небольшой самостоятельный город-государство в Греции.  2. В Афинском полисе знатного человека называли: А) вельможей; Б) демосом; В) аристократом.  3. Совет старейшин  назывался: А) архонтом; Б) ареопагом; В) народным собранием.  4. Солон отменил: А) долговое рабство; Б) народный суд; В) содержание армии.  5. В переводе с греческого «демократия» - это: А) тирания; Б) власть народа; В) власть аристократии.  6. «Эти законы написаны кровью» - так греки говорили о законах: А) Солона; Б) Драконта; В) закон об отмене рабства.  7. Согласно законам Солона  перед законом равны были: А) аристократы; Б) ареопаг; В) все граждане.  8. Тирания – это: А) власть сосредоточена в руках одного человека; Б) власть сосредоточена в руках Солона; В) власть сосредоточена в руках ареопага.  9. Демос – это: А) простой народ; Б) аристократы; В) архонты.  10. Афины были центром: А) Аттики; Б) Спарты; В) Балканского полуострова. Проверка знаний Критерии оценок: 1-4 баллов – «2»; 5-6 баллов – «3»; 7-8 баллов – «4»; 9-10 баллов – «5» Учитель: С.А.Попов.

1. Полис – это: А) область в Южной Греции; Б) страна Греция;

В) небольшой самостоятельный город-государство в Греции.

2. В Афинском полисе знатного человека называли: А) вельможей; Б) демосом; В) аристократом.

3. Совет старейшин  назывался: А) архонтом; Б) ареопагом;

В) народным собранием.

4. Солон отменил: А) долговое рабство; Б) народный суд;

В) содержание армии.

5. В переводе с греческого «демократия» - это: А) тирания;

Б) власть народа; В) власть аристократии.

6. «Эти законы написаны кровью» - так греки говорили о законах:

А) Солона; Б) Драконта; В) закон об отмене рабства.

7. Согласно законам Солона  перед законом равны были:

А) аристократы; Б) ареопаг; В) все граждане.

8. Тирания – это: А) власть сосредоточена в руках одного человека; Б) власть сосредоточена в руках Солона; В) власть сосредоточена в руках ареопага.

9. Демос – это: А) простой народ; Б) аристократы; В) архонты.

10. Афины были центром: А) Аттики; Б) Спарты; В) Балканского полуострова.

Проверка знаний

Критерии оценок: 1-4 баллов – «2»; 5-6 баллов – «3»; 7-8 баллов – «4»; 9-10 баллов – «5»

Учитель: С.А.Попов.

План урока: 1. Спартанцы и илоты. 2. Спарта - военный лагерь. 3. Спартанское воспитание.  «Вся Греция стоит на двух ногах, - одной ногой является Афинское, - а другой – Спартанское государство».  Учитель: С.А.Попов.

План урока:

1. Спартанцы и илоты.

2. Спарта - военный лагерь.

3. Спартанское воспитание.

«Вся Греция стоит на двух ногах,

- одной ногой является Афинское,

- а другой – Спартанское государство».

Учитель: С.А.Попов.

Спарта находится в Южной Греции, на Пелопонесском полуострове  Миф о Пелопсе:   Пелопс женился на Гипподамии, дочери местного царя Эномая, победив ее отца в состязании на колеснице с помощью Миртила, возницы Эномая, не закрепившего чеку на колеснице своего господина.  Во время состязания колесница сломалась, и Эномай погиб. Чтобы не отдать Миртилу обещанной половины царства, Пелопс сбросил его со скалы в море. Учитель: С.А.Попов.

Спарта находится в Южной Греции, на Пелопонесском полуострове

Миф о Пелопсе:

Пелопс женился на Гипподамии, дочери местного царя Эномая, победив ее отца в состязании на колеснице с помощью Миртила, возницы Эномая, не закрепившего чеку на колеснице своего господина.

Во время состязания колесница сломалась, и Эномай погиб. Чтобы не отдать Миртилу обещанной половины царства, Пелопс сбросил его со скалы в море.

Учитель: С.А.Попов.

 В XII–IX веках до н. э. дорийцы завоевали Лаконику и основали город Спарта.  Они покорили местных жителей. Основали государство Спарта. Позднее завоевали Мессению. Учитель: С.А.Попов.

В XII–IX веках до н. э. дорийцы завоевали Лаконику и основали город Спарта.

Они покорили местных жителей. Основали государство Спарта.

Позднее завоевали Мессению.

Учитель: С.А.Попов.

Спартанцы и илоты  Жителей заставили работать на себя и стали называть илотами.  Рядом с Лаконией расположена плодородная Мессения. Спартанцы после ожесточённой борьбы завоевали и эту область.  Жители Мессении также были превращены в илотов. Илоты - по-гречески «захваченные». ЗАКОНЫ ЛИКУРГА Учитель: С.А.Попов.

Спартанцы и илоты

Жителей заставили работать на себя и стали называть илотами.

Рядом с Лаконией расположена плодородная Мессения. Спартанцы после ожесточённой борьбы завоевали и эту область.

Жители Мессении также были превращены в илотов. Илоты - по-гречески «захваченные».

ЗАКОНЫ

ЛИКУРГА

Учитель: С.А.Попов.

Жители Древней Спарты Периэки Илоты «живущие вокруг» «захваченные» Спартиаты  - Неполноправные граждане.  - Мужчины, родившиеся в Спарте.  - Служили в армии.  - Приезжие.  - Занимались ремеслом и торговлей.  - Участвовали в Народном собрании.  - Владели землей и рабами.  - Потомки коренных жителей Мессении и Лаконии были рабами.  - Обрабатывали землю.  - Часть урожая отдавали хозяевам. Учитель: С.А.Попов. 6

Жители Древней Спарты

Периэки

Илоты

«живущие вокруг»

«захваченные»

Спартиаты

- Неполноправные граждане.

- Мужчины, родившиеся в Спарте.

- Служили в армии.

- Приезжие.

- Занимались ремеслом и торговлей.

- Участвовали в Народном собрании.

- Владели землей и рабами.

- Потомки коренных жителей Мессении и Лаконии были рабами.

- Обрабатывали землю.

- Часть урожая отдавали хозяевам.

Учитель: С.А.Попов.

6

Спартанцы и илоты  Государство выделяло каждому спартиату землю и илотов. Вся земля была поделена на равные участки. На этих наделах жили и работали илоты, отдавая спартанцам часть выращенного зерна, оливок, овощей и других продуктов. Илоты были рабами, принадлежавшими Спартанскому государству, им запрещалось покидать свои поселения. Учитель: С.А.Попов.

Спартанцы и илоты

Государство выделяло каждому спартиату землю и илотов.

Вся земля была поделена на равные участки. На этих наделах жили и работали илоты, отдавая спартанцам часть выращенного зерна, оливок, овощей и других продуктов. Илоты были рабами, принадлежавшими Спартанскому государству, им запрещалось покидать свои поселения.

Учитель: С.А.Попов.

Спартанцы и илоты  Спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко, глумились над ними. Например, они заставляли илотов пить вино, не разбавленное водой, а потом показывали их молодёжи, чтобы внушить отвращение к пьянству. Учитель: С.А.Попов.

Спартанцы и илоты

Спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко, глумились над ними. Например, они заставляли илотов пить вино, не разбавленное водой, а потом показывали их молодёжи, чтобы внушить отвращение к пьянству.

Учитель: С.А.Попов.

Спартанцы и илоты  В Лаконии и Мессении илоты составляли большинство населения. Боясь их восстания, спартанские правители устраивали избиение безоружных людей. Спартанским юношам давали мечи и отправляли их бродить по окрестностям. Учитель: С.А.Попов.

Спартанцы и илоты

В Лаконии и Мессении илоты составляли большинство населения. Боясь их восстания, спартанские правители устраивали избиение безоружных людей. Спартанским юношам давали мечи и отправляли их бродить по окрестностям.

Учитель: С.А.Попов.

Спартанцы и илоты  Днём они прятались, а ночью убивали тех илотов, какие встречались на дорогах. Нередко юноши обходили и поля, убивая самых сильных илотов.  Жители остальной Греции называли убийство илотов гнусным делом и осуждали спартанцев за то, что они держат в рабстве своих соплеменников - греков. Учитель: С.А.Попов.

Спартанцы и илоты

Днём они прятались, а ночью убивали тех илотов, какие встречались на дорогах. Нередко юноши обходили и поля, убивая самых сильных илотов.

Жители остальной Греции называли убийство илотов гнусным делом и осуждали спартанцев за то, что они держат в рабстве своих соплеменников - греков.

Учитель: С.А.Попов.

Спарта – военный лагерь  Чтобы удерживать местное население под контролем и защищаться от вторжения извне, спартанцы создали сильную армию.  Крепостных стен Спарта не имела. Её жители утверждали, что единственной надёжной защитой города являются не камни, а храбрые мужи.  Главным занятием спартанцев было военное дело, лучшей в Греции пехотой считалась спартанская. Учитель: С.А.Попов.

Спарта – военный лагерь

Чтобы удерживать местное население под контролем и защищаться от вторжения извне, спартанцы создали сильную армию.

Крепостных стен Спарта не имела. Её жители утверждали, что единственной надёжной защитой города являются не камни, а храбрые мужи.

Главным занятием спартанцев было военное дело, лучшей в Греции пехотой считалась спартанская.

Учитель: С.А.Попов.

Спарта – военный лагерь  Спарта напоминала военный лагерь, где никто не мог жить так, как он хочет. Спартанцам запрещалось заниматься торговлей и ремёслами, всякий ручной труд презирался. Учитель: С.А.Попов.

Спарта – военный лагерь

Спарта напоминала военный лагерь, где никто не мог жить так, как он хочет. Спартанцам запрещалось заниматься торговлей и ремёслами, всякий ручной труд презирался.

Учитель: С.А.Попов.

Спарта – военный лагерь  Чужеземцы редко приезжали в Спарту. Здесь ничего не продавали, нечем было любоваться: в городе не строили красивых зданий, не ставили статуй. Жителям Спарты также редко разрешалось ездить за границу из боязни, как бы они не стали подражать чужой жизни. Спартанский гоплит. V в. до н.э. Учитель: С.А.Попов.

Спарта – военный лагерь

Чужеземцы редко приезжали в Спарту. Здесь ничего не продавали, нечем было любоваться: в городе не строили красивых зданий, не ставили статуй. Жителям Спарты также редко разрешалось ездить за границу из боязни, как бы они не стали подражать чужой жизни.

Спартанский гоплит. V в. до н.э.

Учитель: С.А.Попов.

Спарта – военный лагерь  Спартанцам запрещалось дома обедать. Объединившись в группы по полтора десятка, мужчины ели вместе одни и те же кушанья: похлёбку, овощи, немного сыра и только изредка мясо и рыбу. Однажды в Спарту после победы вернулся знаменитый полководец. Он желал пообедать с женой. Ему не только отказали, но вдобавок оштрафовали. Спартанский шлем Учитель: С.А.Попов.

Спарта – военный лагерь

Спартанцам запрещалось дома обедать. Объединившись в группы по полтора десятка, мужчины ели вместе одни и те же кушанья: похлёбку, овощи, немного сыра и только изредка мясо и рыбу. Однажды в Спарту после победы вернулся знаменитый полководец. Он желал пообедать с женой. Ему не только отказали, но вдобавок оштрафовали.

Спартанский шлем

Учитель: С.А.Попов.

Спарта – военный лагерь  За соблюдением всех правил зорко следил Совет старейшин, обладавший огромной и бесконтрольной властью. В Совет входили граждане не моложе 60 лет. Они участвовали в заседаниях пожизненно. Спартанский меч. Учитель: С.А.Попов.

Спарта – военный лагерь

За соблюдением всех правил зорко следил Совет старейшин, обладавший огромной и бесконтрольной властью. В Совет входили граждане не моложе 60 лет. Они участвовали в заседаниях пожизненно.

Спартанский меч.

Учитель: С.А.Попов.

Народное собрание - Состояло из мужчин старше 30 лет. - Выбирало старейшин. - Ведало объявлением войны и заключением мира. - Утверждало законы, не обсуждая их. - Голосовали криками «да» или «нет». - Выступать в Народном собрании имели право только старейшины. Учитель: С.А.Попов.

Народное собрание

- Состояло из мужчин старше 30 лет.

- Выбирало старейшин.

- Ведало объявлением войны и заключением мира.

- Утверждало законы, не обсуждая их.

- Голосовали криками «да» или «нет».

- Выступать в Народном собрании имели право только старейшины.

Учитель: С.А.Попов.

Спарта – военный лагерь  Войском командовали два предводителя, их называли царями. Власть царей передавалась по наследству, но не была велика.  Цари входили в Совет старейшин и обычно послушно выполняли его волю. В VI (6-м) веке до н. э. Спарта стала одним из самых могущественных полисов Греции. Учитель: С.А.Попов.

Спарта – военный лагерь

Войском командовали два предводителя, их называли царями. Власть царей передавалась по наследству, но не была велика.

Цари входили в Совет старейшин и обычно послушно выполняли его волю. В VI (6-м) веке до н. э. Спарта стала одним из самых могущественных полисов Греции.

Учитель: С.А.Попов.

Управление Спартой Два царя Командовали Наблюдали за пользованием землей армией Совет Старейшин (герусия)  Избирался пожизненно народным собранием Вершили суд Руководили общиной равных Народное собрание Не выступали Утверждали с речами  законы Учитель: С.А.Попов.

Управление Спартой

Два царя

Командовали

Наблюдали

за пользованием землей

армией

Совет Старейшин

(герусия)

Избирался пожизненно народным собранием

Вершили суд

Руководили

общиной равных

Народное собрание

Не выступали

Утверждали

с речами

законы

Учитель: С.А.Попов.

Спартанское воспитание Семейная жизнь - Спартанцы женились в 30 лет. - Семью навещали лишь изредка. - В собственном доме разрешалось жить только старикам. Учитель: С.А.Попов.

Спартанское воспитание

Семейная жизнь

- Спартанцы женились в 30 лет.

- Семью навещали лишь изредка.

- В собственном доме разрешалось жить только старикам.

Учитель: С.А.Попов.

Спартанское воспитание  Греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству.  Отец должен был отнести новорождённого к старейшинам. Те осматривали ребёнка и, если находили его крепким, отдавали отцу. Если же ребёнок был тщедушным, его сбрасывали с горного обрыва в пропасть. Учитель: С.А.Попов.

Спартанское воспитание

Греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству.

Отец должен был отнести новорождённого к старейшинам. Те осматривали ребёнка и, если находили его крепким, отдавали отцу. Если же ребёнок был тщедушным, его сбрасывали с горного обрыва в пропасть.

Учитель: С.А.Попов.

Спартанское воспитание  С семилетнего возраста, детей отбирали у родителей и распределяли по отрядам.  Во главе каждого отряда ставили того, кто отличался сообразительностью и был храбрее всех в драках.  Остальные исполняли его приказы и молча терпели наказания. Учитель: С.А.Попов.

Спартанское воспитание

С семилетнего возраста, детей отбирали у родителей и распределяли по отрядам.

Во главе каждого отряда ставили того, кто отличался сообразительностью и был храбрее всех в драках.

Остальные исполняли его приказы и молча терпели наказания.

Учитель: С.А.Попов.

Спартанское воспитание  За играми и занятиями детей присматривали старики. Они старались вызвать ссору и драку, а затем наблюдали, отважны ли их питомцы, упорны ли в схватках. Учитель: С.А.Попов.

Спартанское воспитание

За играми и занятиями детей присматривали старики. Они старались вызвать ссору и драку, а затем наблюдали, отважны ли их питомцы, упорны ли в схватках.

Учитель: С.А.Попов.

Спартанское воспитание  Ребятишек обучали стойко переносить неудобства и лишения.  Бегали они полуголыми и необутыми. Спали на подстилках, которые сами себе готовили, ломая голыми руками тростник на берегу Еврота. Учитель: С.А.Попов.

Спартанское воспитание

Ребятишек обучали стойко переносить неудобства и лишения.

Бегали они полуголыми и необутыми. Спали на подстилках, которые сами себе готовили, ломая голыми руками тростник на берегу Еврота.

Учитель: С.А.Попов.

Спартанское воспитание  Кормили мальчиков скудно, побуждая их самих добывать себе пищу. Они крали не только в огородах и чужих кладовых, но даже в храмах пищу, предназначенную в жертву богам. Тащили из-под носа караульных всё съестное - овощи, хлеб, сыр. Но если воришка попадался, его избивали плетью, наказывая не за кражу, а за неумелое воровство. Учитель: С.А.Попов.

Спартанское воспитание

Кормили мальчиков скудно, побуждая их самих добывать себе пищу. Они крали не только в огородах и чужих кладовых, но даже в храмах пищу, предназначенную в жертву богам. Тащили из-под носа караульных всё съестное - овощи, хлеб, сыр. Но если воришка попадался, его избивали плетью, наказывая не за кражу, а за неумелое воровство.

Учитель: С.А.Попов.

Спартанское воспитание  Афиняне называли спартанцев неучами, потому что грамоту они учили мало. Зато и мальчики, и девочки напряжённо занимались гимнастикой: состязались в беге, прыжках, борьбе, метании диска и копья.  Раз в год секли всех подряд. Надо было вынести порку без единого стона. Учитель: С.А.Попов.

Спартанское воспитание

Афиняне называли спартанцев неучами, потому что грамоту они учили мало. Зато и мальчики, и девочки напряжённо занимались гимнастикой: состязались в беге, прыжках, борьбе, метании диска и копья.

Раз в год секли всех подряд. Надо было вынести порку без единого стона.

Учитель: С.А.Попов.

Спартанское воспитание  Мальчики часами разучивали под звуки флейты военные песни, с которыми спартанцы шли в бой. Юные певцы прославляли павших за Спарту, проклинали трусов, обещая в будущем доказать свою храбрость и совершить подвиги, достойные того, чтобы сохраниться в веках. Учитель: С.А.Попов.

Спартанское воспитание

Мальчики часами разучивали под звуки флейты военные песни, с которыми спартанцы шли в бой. Юные певцы прославляли павших за Спарту, проклинали трусов, обещая в будущем доказать свою храбрость и совершить подвиги, достойные того, чтобы сохраниться в веках.

Учитель: С.А.Попов.

Спартанское воспитание  Юных спартанцев учили говорить кратко, давать меткие и точные ответы (такая речь называется лаконичной - по названию области Лакония). Объясните значение выражения «лаконичная речь» . Учитель: С.А.Попов.

Спартанское воспитание

Юных спартанцев учили говорить кратко, давать меткие и точные ответы (такая речь называется лаконичной - по названию области Лакония).

Объясните значение выражения «лаконичная речь» .

Учитель: С.А.Попов.

Закрепление изученного материала - Кого называли илотами? Каково было их положение? - Как вы думаете, в чем была опасность того, что рабов было больше чем спартиатов? - Чем Спарта напоминала военный лагерь? - Какими мерами была ограничена свобода спартанцев? - Как управлялась Спарта? Учитель: С.А.Попов.

Закрепление изученного материала

- Кого называли илотами? Каково было их положение?

- Как вы думаете, в чем была опасность того, что рабов было больше чем спартиатов?

- Чем Спарта напоминала военный лагерь?

- Какими мерами была ограничена свобода спартанцев?

- Как управлялась Спарта?

Учитель: С.А.Попов.

Домашнее задание: § 31, вопросы. Спасибо за работу! Учитель: С.А.Попов.

Домашнее задание:

§ 31, вопросы.

Спасибо за работу!

Учитель: С.А.Попов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс