Древняя Спарта
Учитель: С.А.Попов.
1. Полис – это: А) область в Южной Греции; Б) страна Греция;
В) небольшой самостоятельный город-государство в Греции.
2. В Афинском полисе знатного человека называли: А) вельможей; Б) демосом; В) аристократом.
3. Совет старейшин назывался: А) архонтом; Б) ареопагом;
В) народным собранием.
4. Солон отменил: А) долговое рабство; Б) народный суд;
В) содержание армии.
5. В переводе с греческого «демократия» - это: А) тирания;
Б) власть народа; В) власть аристократии.
6. «Эти законы написаны кровью» - так греки говорили о законах:
А) Солона; Б) Драконта; В) закон об отмене рабства.
7. Согласно законам Солона перед законом равны были:
А) аристократы; Б) ареопаг; В) все граждане.
8. Тирания – это: А) власть сосредоточена в руках одного человека; Б) власть сосредоточена в руках Солона; В) власть сосредоточена в руках ареопага.
9. Демос – это: А) простой народ; Б) аристократы; В) архонты.
10. Афины были центром: А) Аттики; Б) Спарты; В) Балканского полуострова.
Проверка знаний
Критерии оценок: 1-4 баллов – «2»; 5-6 баллов – «3»; 7-8 баллов – «4»; 9-10 баллов – «5»
Учитель: С.А.Попов.
План урока:
1. Спартанцы и илоты.
2. Спарта - военный лагерь.
3. Спартанское воспитание.
«Вся Греция стоит на двух ногах,
- одной ногой является Афинское,
- а другой – Спартанское государство».
Учитель: С.А.Попов.
Спарта находится в Южной Греции, на Пелопонесском полуострове
Миф о Пелопсе:
Пелопс женился на Гипподамии, дочери местного царя Эномая, победив ее отца в состязании на колеснице с помощью Миртила, возницы Эномая, не закрепившего чеку на колеснице своего господина.
Во время состязания колесница сломалась, и Эномай погиб. Чтобы не отдать Миртилу обещанной половины царства, Пелопс сбросил его со скалы в море.
Учитель: С.А.Попов.
В XII–IX веках до н. э. дорийцы завоевали Лаконику и основали город Спарта.
Они покорили местных жителей. Основали государство Спарта.
Позднее завоевали Мессению.
Учитель: С.А.Попов.
Спартанцы и илоты
Жителей заставили работать на себя и стали называть илотами.
Рядом с Лаконией расположена плодородная Мессения. Спартанцы после ожесточённой борьбы завоевали и эту область.
Жители Мессении также были превращены в илотов. Илоты - по-гречески «захваченные».
ЗАКОНЫ
ЛИКУРГА
Учитель: С.А.Попов.
Жители Древней Спарты
Периэки
Илоты
«живущие вокруг»
«захваченные»
Спартиаты
- Неполноправные граждане.
- Мужчины, родившиеся в Спарте.
- Служили в армии.
- Приезжие.
- Занимались ремеслом и торговлей.
- Участвовали в Народном собрании.
- Владели землей и рабами.
- Потомки коренных жителей Мессении и Лаконии были рабами.
- Обрабатывали землю.
- Часть урожая отдавали хозяевам.
Учитель: С.А.Попов.
6
Спартанцы и илоты
Государство выделяло каждому спартиату землю и илотов.
Вся земля была поделена на равные участки. На этих наделах жили и работали илоты, отдавая спартанцам часть выращенного зерна, оливок, овощей и других продуктов. Илоты были рабами, принадлежавшими Спартанскому государству, им запрещалось покидать свои поселения.
Учитель: С.А.Попов.
Спартанцы и илоты
Спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко, глумились над ними. Например, они заставляли илотов пить вино, не разбавленное водой, а потом показывали их молодёжи, чтобы внушить отвращение к пьянству.
Учитель: С.А.Попов.
Спартанцы и илоты
В Лаконии и Мессении илоты составляли большинство населения. Боясь их восстания, спартанские правители устраивали избиение безоружных людей. Спартанским юношам давали мечи и отправляли их бродить по окрестностям.
Учитель: С.А.Попов.
Спартанцы и илоты
Днём они прятались, а ночью убивали тех илотов, какие встречались на дорогах. Нередко юноши обходили и поля, убивая самых сильных илотов.
Жители остальной Греции называли убийство илотов гнусным делом и осуждали спартанцев за то, что они держат в рабстве своих соплеменников - греков.
Учитель: С.А.Попов.
Спарта – военный лагерь
Чтобы удерживать местное население под контролем и защищаться от вторжения извне, спартанцы создали сильную армию.
Крепостных стен Спарта не имела. Её жители утверждали, что единственной надёжной защитой города являются не камни, а храбрые мужи.
Главным занятием спартанцев было военное дело, лучшей в Греции пехотой считалась спартанская.
Учитель: С.А.Попов.
Спарта – военный лагерь
Спарта напоминала военный лагерь, где никто не мог жить так, как он хочет. Спартанцам запрещалось заниматься торговлей и ремёслами, всякий ручной труд презирался.
Учитель: С.А.Попов.
Спарта – военный лагерь
Чужеземцы редко приезжали в Спарту. Здесь ничего не продавали, нечем было любоваться: в городе не строили красивых зданий, не ставили статуй. Жителям Спарты также редко разрешалось ездить за границу из боязни, как бы они не стали подражать чужой жизни.
Спартанский гоплит. V в. до н.э.
Учитель: С.А.Попов.
Спарта – военный лагерь
Спартанцам запрещалось дома обедать. Объединившись в группы по полтора десятка, мужчины ели вместе одни и те же кушанья: похлёбку, овощи, немного сыра и только изредка мясо и рыбу. Однажды в Спарту после победы вернулся знаменитый полководец. Он желал пообедать с женой. Ему не только отказали, но вдобавок оштрафовали.
Спартанский шлем
Учитель: С.А.Попов.
Спарта – военный лагерь
За соблюдением всех правил зорко следил Совет старейшин, обладавший огромной и бесконтрольной властью. В Совет входили граждане не моложе 60 лет. Они участвовали в заседаниях пожизненно.
Спартанский меч.
Учитель: С.А.Попов.
Народное собрание
- Состояло из мужчин старше 30 лет.
- Выбирало старейшин.
- Ведало объявлением войны и заключением мира.
- Утверждало законы, не обсуждая их.
- Голосовали криками «да» или «нет».
- Выступать в Народном собрании имели право только старейшины.
Учитель: С.А.Попов.
Спарта – военный лагерь
Войском командовали два предводителя, их называли царями. Власть царей передавалась по наследству, но не была велика.
Цари входили в Совет старейшин и обычно послушно выполняли его волю. В VI (6-м) веке до н. э. Спарта стала одним из самых могущественных полисов Греции.
Учитель: С.А.Попов.
Управление Спартой
Два царя
Командовали
Наблюдали
за пользованием землей
армией
Совет Старейшин
(герусия)
Избирался пожизненно народным собранием
Вершили суд
Руководили
общиной равных
Народное собрание
Не выступали
Утверждали
с речами
законы
Учитель: С.А.Попов.
Спартанское воспитание
Семейная жизнь
- Спартанцы женились в 30 лет.
- Семью навещали лишь изредка.
- В собственном доме разрешалось жить только старикам.
Учитель: С.А.Попов.
Спартанское воспитание
Греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству.
Отец должен был отнести новорождённого к старейшинам. Те осматривали ребёнка и, если находили его крепким, отдавали отцу. Если же ребёнок был тщедушным, его сбрасывали с горного обрыва в пропасть.
Учитель: С.А.Попов.
Спартанское воспитание
С семилетнего возраста, детей отбирали у родителей и распределяли по отрядам.
Во главе каждого отряда ставили того, кто отличался сообразительностью и был храбрее всех в драках.
Остальные исполняли его приказы и молча терпели наказания.
Учитель: С.А.Попов.
Спартанское воспитание
За играми и занятиями детей присматривали старики. Они старались вызвать ссору и драку, а затем наблюдали, отважны ли их питомцы, упорны ли в схватках.
Учитель: С.А.Попов.
Спартанское воспитание
Ребятишек обучали стойко переносить неудобства и лишения.
Бегали они полуголыми и необутыми. Спали на подстилках, которые сами себе готовили, ломая голыми руками тростник на берегу Еврота.
Учитель: С.А.Попов.
Спартанское воспитание
Кормили мальчиков скудно, побуждая их самих добывать себе пищу. Они крали не только в огородах и чужих кладовых, но даже в храмах пищу, предназначенную в жертву богам. Тащили из-под носа караульных всё съестное - овощи, хлеб, сыр. Но если воришка попадался, его избивали плетью, наказывая не за кражу, а за неумелое воровство.
Учитель: С.А.Попов.
Спартанское воспитание
Афиняне называли спартанцев неучами, потому что грамоту они учили мало. Зато и мальчики, и девочки напряжённо занимались гимнастикой: состязались в беге, прыжках, борьбе, метании диска и копья.
Раз в год секли всех подряд. Надо было вынести порку без единого стона.
Учитель: С.А.Попов.
Спартанское воспитание
Мальчики часами разучивали под звуки флейты военные песни, с которыми спартанцы шли в бой. Юные певцы прославляли павших за Спарту, проклинали трусов, обещая в будущем доказать свою храбрость и совершить подвиги, достойные того, чтобы сохраниться в веках.
Учитель: С.А.Попов.
Спартанское воспитание
Юных спартанцев учили говорить кратко, давать меткие и точные ответы (такая речь называется лаконичной - по названию области Лакония).
Объясните значение выражения «лаконичная речь» .
Учитель: С.А.Попов.
Закрепление изученного материала
- Кого называли илотами? Каково было их положение?
- Как вы думаете, в чем была опасность того, что рабов было больше чем спартиатов?
- Чем Спарта напоминала военный лагерь?
- Какими мерами была ограничена свобода спартанцев?
- Как управлялась Спарта?
Учитель: С.А.Попов.
Домашнее задание:
§ 31, вопросы.
Спасибо за работу!
Учитель: С.А.Попов.