СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Веб-квест как способ повышения мотивации учащихся к поисково-исследовательской деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВЕБ-КВЕСТ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Просмотр содержимого документа
«Веб-квест как способ повышения мотивации учащихся к поисково-исследовательской деятельности»

ВЕБ-КВЕСТ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Не смотря на то, что Интернет представляет собой богатейший источник разнообразной информации, не всегда легко найти в нём нужные сведения, т.к. процесс поиска может занять много времени и эмоциональных затрат. По этой причине работать над проектами, ставить задачи и отсылать учащихся за информацией в Интернет вовсе не так просто, как кажется на первый взгляд. На помощь педагогам пришёл веб-квест, который стал одним из популярных видов образовательных интернет-технологий. В данной статье на примере создания собственного образовательного веб-квеста автор рассматривает требования к его структурной организации, даёт характеристику отдельным элементам, приводит отличия веб-квеста от обычного формата урока с применением проектных технологий. Не исключается возможность дополнения традиционной структуры веб-квеста новыми элементами с использованием ряда онлайн-инструментов, таких, как электронные таблицы, ментальные карты, ленты времени, онлайн-доски и тесты. По мнению автора, это способствует созданию условий для большей мотивации учащихся к обучению, повышению интереса к исследовательской деятельности, развитию информационной компетентности, креативности и личностных качеств. Проектное обучение, проблемно-ориентированное обучение и поисковое обучение – все три тесно связаны с процессами поиска, осмысления и переработки информации. Все они хорошо вписываются в богатую технологиями среду обучения, где упор делается не на используемое аппаратное и программное обеспечение, а на сам опыт обучения. В каждом случае технология – это средство облегчения процесса обучения. Это могут быть сервисы для организации идей (ментальные карты), поиска текущей информации (онлайн новости), или представления существующих идей (презентации PowerPoint, Prezi и др.). Что касается меня, я нашла хорошую форму, сочетающую все три вышеупомянутых метода обучения. Это – веб-квест. Веб-квест - формат урока, ориентируемый на поиск, в котором большая часть информации или вся информация, с которой работают ученики, поступает из сети. Данная модель была разработана Берни Доджем, профессором педагогики из университета Сан-Диего, США в 1995. Это - способ полезного использования Интернета с одновременным вовлечением учащихся в те виды мышления, которые требуются в XXI веке: анализ, синтез и оценка информации. Веб-квест представляет собой личностно-ориентированный, проектный подход к обучению, направленный на запрос и переработку информации, обеспечивающий Методическая копилка идей учителей английского языка ~ 41 ~ аутентичную среду для решения проблемных вопросов и коллективного сотрудничества, стимулирующий развитие творческого и критического мышления. В данной статье хочу поделиться своим опытом создания веб-квеста по страноведению «Открывая для себя Техас». Он был составлен для учащихся 9 класса, занимающихся по программе элективного курса «Об Америке вкратце». Думаю, что итоговые электронные продукты и онлайн-ресурсы, созданные ребятами при работе над веб-квестом, могут найти успешное применение учителями на уроках английского языка в качестве дополнительного материала по страноведению. Меня же, прежде всего, побудил включить учащихся в данную работу тот факт, что на протяжении 18 лет наш областной город Саратов поддерживает дружеские связи с техасским городом-побратимом Далласом. Я надеялась получить следующие личностные, метапредметные и предметные результаты: Личностные результаты: - Формирование мотивации к изучению иностранного языка и стремления к самосовершенствованию. - Профессиональная ориентация учащихся, способность выполнять различные социальные роли. - Понимание возможностей самореализации посредством иностранного языка. - Формирование коммуникативной компетенции межкультурного общения. - Развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие и дисциплина. Ожидаемые метапредметные результаты: - Развитие коммуникативной компетенции, в том числе способности к сотрудничеству с окружающими людьми. - Развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение необходимой информации, обобщение и закрепление информации. - Расширение пользовательских возможностей работы с компьютером. - Выработка умения семантического чтения, возможности прогнозировать содержание текста на основе заголовков / ключевых слов. - Осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки. Предметные результаты: - Сообщить краткие сведения о достопримечательностях штата Техас. - Формировать лексическую базу на основе страноведческого материала. - Получить представление об особенностях техасской культуры и истории штата. - Понять роль иностранного языка в современном мире. Всякий веб-квест предполагает определённую структуру: Введение Вводная часть, которая знакомит учащихся с темой веб-квеста, вовлекает в работу и вызывает интерес. Задание, вопрос или постановка проблемы В этой части веб-квеста ставится проблема или задача, представленная для решения. Процесс В данной части веб-квеста находится пошаговая инструкция, помогающая учащимся выполнить задание. Каждый шаг следует подробно расписать. Например, деление на группы, распределение ролей учащихся, порядок выполнения заданий, оформление, срок сдачи и так далее. Источники Здесь содержатся ссылки на веб-ресурсы, книги и учебники. Процесс поиска информации может занять время, поэтому рациональнее направить учащихся, подобрав заранее ссылки на материал по теме. Оценивание Методическая копилка идей учителей английского языка ~ 42 ~ Заключение Заключение содержит в обобщенном виде итог прохождения веб-квеста: знания, которые получат учащиеся, идеи о продолжении работы над этой темой, обратная связь/рефлексия учащихся. Итак, веб-квест «Открывая для себя Техас», начался с введения, погружающего участников в сценарий и обеспечивающего некоторой справочной информацией. Я решила мотивировать ребят своими личными наблюдениями о том, что многие туристы, посещая США, непременно стремятся попасть в этот штат. Интересно, почему? В этом я предложила разобраться на «собственном» опыте. Так как работа в рамках веб-квеста предполагает разделение участников на группы, которые берут на себя исполнение конкретных ролей, я предложила учащимся самим выступить в роли туристов, причём представляющих различные профессии. Это было сделано для того, чтобы с учётом профессиональной и личностной заинтересованности распланировать туристические маршруты по штату Техас и на своём опыте понять причины интереса туристов к этому штату. Мы решили организовать группы политиков, архитекторов, историков, спортсменов и натуралистов, каждая из которых получит свою специфическую задачу. Здесь же уточнила формат и детали конечного продукта, который должны представить учащиеся. Это могли быть презентации (в том числе online), видеофильмы, линейки времени и карты с нанесением туристических маршрутов. Задание попыталась сделать выполнимым и интересным. Мотивационная ценность вебквеста увеличивается при включении в него заданий, стимулирующих интерактивное общение участников через e-mail, веб-документы и сервисы совместной работы (глоги, online-доски). Всё это и было предложено попробовать учащимся. В качестве подготовки ребят к работе в сети я предложила им разбиться на группы согласно их интересам и зарегистрироваться в сетевой таблице, размещённой в документах Google. Затем с помощью онлайн-инструмента для составления ментальных карт Mindomo выяснила уровень стартовых представлений учащихся о штате Техас. Так с помощью приёма визуализации имеющихся знаний, применённого учителем, ребята пришли к выводу об их недостаточности, и появилось желание их восполнить. Веб-квест отличается от обычного урока, прежде всего, тем, что предполагает активное использование ресурсов интернета его участниками (хотя также могут применяться и традиционные источники получения информации). Причём учитель сам предлагает адреса необходимых сайтов, т.к. блуждание учащимися по сети без ясной цели в голове представляет довольно сомнительную образовательную ценность. И в данном случае учащиеся расходовали своё время, ИСПОЛЬЗУЯ информацию, а, не выискивая её в сети. Следующий шаг планирования веб-квеста включает приведение в соответствие требований со стандартами и системой оценивания. Другими словами, ваша деятельность должна помочь учащимся развить качества, обозначенные в образовательных стандартах, и ваши оценки должны определить, могут ли обучающиеся выполнить задание на установленных вами уровнях. Стоит подробно описать требования, по которым будет оцениваться работа учащихся. На мой взгляд, здесь стоит использовать модель оценивания с приведенными критериями, баллами и словесным описанием. Таким образом, оценивание становится прозрачным, и учащиеся имеют четкое представление о том, как оно будет осуществляться. Веб-квест – это не просто отчёт или пошаговое учебное задание. Побудить учащихся попросту «профильтровать» содержание сайтов и сделать по ним презентацию – этого совсем недостаточно. Здесь требуется задействование более высоких уровней мышления, а именно: анализировать, синтезировать полученную информацию, проявлять творчество, решать проблемные вопросы, выносить суждения и делать заключения. Чтобы научит этому, учитель может обеспечить учащихся некоторым руководством о том, как организовать приобретенную информацию. Оно может иметь форму направляющих Методическая копилка идей учителей английского языка ~ 43 ~ вопросов, или направлений для завершения всей организационной структуры, как например, графики времени, ментальные карты, или причинно-следственные диаграммы. Для моей группы историков я посоветовала воспользоваться линейкой времени. Таким образом, они сумели организовать историческую информацию о штате Техас с помощью онлайн-сервиса Dipity.com. Чтобы сравнить начальные страноведческие знания учащихся с приобретенными в процессе выполнения веб-квеста, им было предложено пройти онлайн-тест и проверить, на сколько процентов они «являются» техасцами. Насколько неожиданно было знать, что они - техасцы на 80%! Заключительный шаг выполнения веб-квеста – это создание некоего материального творческого продукта, будь то веб-сайт, видеофильм, устная презентация и т.д. Мои учащиеся сделали несколько презентаций в редакторе PowerPoint и онлайн-презентаций с помощью сервиса для коллективной работы Prezi.com, буклет, проложили пять туристических маршрутов для путешественников-профессионалов, несколько видеороликов и озвучили кинофрагменты. Своей работой ребятам захотелось поделиться с другими учениками, учителями и родителями. Поэтому организовали урок-защиту проектов в виде открытой телевизионной студии. Мы учимся, погружаясь в работу и выполняя задания, но обучаемся лучше, если обсуждаем то, что мы сделали. Вот почему на заключительном этапе веб-квеста мы с учащимися организовали обратную связь. Опять на помощь пришёл веб-инструмент – онлайн-доска Stixy. В суждениях учащихся ценно то, что на первый план они ставят приобретённый опыт совместной работы, чувство команды и потребность в применении освоенных в ходе вебквеста информационных технологий. Более подробно познакомиться с выше описанным веб-квестом, его структурными компонентами, возможностями применения новых онлайн-сервисов в процессе обучения и посмотреть работы учащихся вы сможете на сайте: https://sites.google.com/site/vebkvestdiscoveringtexas/ Где можно разместить веб-квест? – На сайте или блоге, также в Интернете существует ряд бесплатных шаблонов для создания веб-квестов, что во многом облегчит вашу работу. Наиболее популярны при создании веб-квестов сайты Google, Яндекс. Народ., Ucoz.- бесплатный конструктор сайтов. В заключение хочется обратиться к современным, творческим, ищущим педагогам: Вы непременно должны испробовать технологию веб-квест, если хотите взять своих учеников в захватывающую экспедицию по Интернету, создавая динамичную обучающую окружающую среду, которая поставит ваших учащихся в центр действия!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!