Вечер памяти жертв Холокост.
1-ая девочка (в белом халате -врач): Я мечтала стать врачом. Хотела лечить людей, чтобы они не знали боли и часто улыбались. Я спасала бы жизни, но…
1-ый мальчик: Небо, оно такое голубое, такое высокое. Я стану … стал бы хорошим лётчиком. Перевозил бы грузы туда, куда не могут проехать машины (уходит)
(выходит маленький мальчик с самолётом в руках, в полосатой одежде)
2-ая девочка: Я хотела стать учителем. Я буду преподавать математику. Научу детей считать, решать задачи, строить красивые здания… Буду учить детей добру, уважению к старшим…(уходит. Выходит девочка в полосатой одежде, молча встаёт рядом0
2-ой мальчик: У меня всегда хорошо получалось рисовать. Взрослые говорили, что из меня получится настоящий художник. Я рисовал всегда.. (уходит, выходит мальчик в полосатой одежде, с рисунком в руках, встаёт рядом)
На экране кадры фильма и песня М. Магомаева «Бухенвальдский набат»
1-ая девочка: Мы смогли бы смеяться и плакать, как и вы, , ссориться и мирится со своими друзьями.
1-ый мальчик: Но мы никогда не повзрослели, потому что кто-то решил, что мы не имеем права жить
3-я: Мы могли бы служить в разведке
4-я Мы могли бы сниматься в кино.
2-ая девочка: Мы стали бы хорошими учителями, врачами, строителями, просто хорошими людьми.
2-ой мальчик: (выходит вперёд) Но стали жертвами Холокоста и были отравлены в газовых камерах
3-ий: сожжены в печах Освенциума, (выходят вместе со словами и встают плечо к плечу- клином)
4-ый Саласпилса,
1-ый: Треблинки,
2-ой: Собибора и других лагерях смерти.
Все: Мы жертвы Холокоста.
(Уходят)
2 часть
1-ый: 27 января 1945 года около трёх часов дня Советская стрелковая дивизия генерала Красавина освободила лагерь смерти Аушвиц-1 (Освенцум), последний из действующих лагерей смерти.
2 –ой ведущий: На тот момент в лагере оставалось 7 000 полуживых узников из них 611 детей.
1-ый ведущий: Перед отступлением фашисты, пытаясь скрыть следы творившихся там преступлений, уничтожили документы, часть личных вещей убитых узников, подожгли крематории №4 и №5.
1-ый вед: Спустя 60 лет 1 ноября 2005 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января, день освобождения Освенцима, Международным Днём памяти жертв Холокоста
(На экране Кадры – «Холокост»
2-ой вед.:Холоко́ст (от англ — «всесожжение»), термин, обозначающий истребление немецкими нацистами почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств в крематориях нацистских концлагерей – лагерей смерти.
1-ый вед.: в 1934 году к власти в Германии приходят фашисты во главе с Гитлером.
3-ий: Ими было принято свыше четырёхсот законов, ограничивающих права евреев. Евреев изгоняли из школ, с работы. Они становились людьми второго сорта, им запрещалось посещать парки, ходить по тротуару, жить среди немцев, занимать управляющие должности.
2-ой вед.: По приказу Гитлера, массовое уничтожение евреев началось с 1933 года, тогда же
на территории Германии был открыт первый концлагерь.
1-ый вед.: Последний был освобождён в 1945году советскими войсками.
2-ой вед:. Между двумя этими датами – миллионы замученных,
3-ий: умерших от непосильной работы,
4-ый: задушенных в газовых камерах, сожжённых в печах крематориев,
5-ый: расстрелянных,
6-ой: погибших от "медицинских опытов".
1-ый вед.: Число жертв среди еврейского населения на территориях, подконтрольных нацистам достигнет от 5 до 6 миллионов человек.
2-ой вед.: По всей Германии прокатилась волна еврейских погромов ,
3-ий: самый крупный из них произошел с 9 на 10 ноября 1938года и получил название «Хрустальная ночь».
(Выразительное чтение стихотворения.
Валерия Агаронова «Хрустальный звон»)
4-ый: Дождик льет, протяжно плачет,
Блюз играет патефон.
Память никуда не спрячет
Ночи той хрустальный звон
5-ый: Где разбитые витрины,
Груда трупов, детский плач,
Вой толпы...оскал звериный
Демонстрирует палач!
6-ой: Злоба и безумство массы
Буйство! В восклицаньях речь!
1-ый: Превосходство белой расы!
А Другим - Дорога в Печь!
2-ой: Бей, насилуй, режь ничтожных!
Жги, безжалостно дави!
3-ий: (Свой народ втравил безбожник,
Замарал в чужой крови!)
1-ый: Этот грех впечатан в Лету!
2-ой: Звон разбитого стекла
Нам напомнит век за веком
Ночь в осколках хрусталя!
1-ый вед.: Было разрушено 1400 синагог, погибло около 100 евреев,
2-ой: разгромлены еврейские дома и магазины,
3-ий: разбиты стёкла еврейских школ.
4-ый:От количества разбитых стёкол, осколки которых равнодушно и зловеще сверкали в свете ночных фонарей, ночь получила название «Хрустальной»
1-ый вед.: 1сентября 1939 года – началась Вторая мировая война.
2-ой: Фюрер объявил, что евреи – это враги и нужно принять все меры и предосторожности, необходимые во взаимоотношениях с врагами.
3-ий: Началось массовое уничтожение евреев.
2-ой вед.: После оккупации фашистами Польши, всем евреям, в том числе и детям с 6 лет, было приказано носить белую или желтую повязки или нашивки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.
1-ый: Здесь было горе-горе без счёта.
Жёлтые звёзды-звёзды почёта.
2-ой: Звёзды униженных, звёзды отверженных,
Вшитые в небо еврейской одежды.
3-ий: Вместо клейма паспорт с надписью «Юде»,
4-ый: В спину проклятием окрик: «Иуда!»
1-ый: В осень глухую, в ночь листопада
Падали, падали, падали, падали…
1-ый вед.: Сначала фашисты организовывали на занятых территориях гетто.
2-ой вед: Гетто – это часть города, для изолированного проживания евреев. Чаще всего отгораживалась от города стеной или колючей проволокой.
1-ый вед.: Особенно тяжело было детям:
2-ой: из 15 тысяч детей Терезинское гетто пережили только 100 человек и были освобождены армией Конева в мае 1945года.
3-ий вед.: Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. 4-ый : Полицаи проверяли каждый укромный уголок.
5-ый: Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр.
1-ый: В Кракове детей сдали в немецкий госпиталь, где у одних брали кровь,
2-ой: у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых фашистских солдат.
3-ий: Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
4-ый: Творили будничное дело,
Трудились – мучили детей.
1-ый: И это каждый раз опять, –
Кляня, ругаясь без причины…
3-ий: И детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что – обидные слова.
Побои, голод, псов рычанье?
2-ой: И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
3-я часть
1-ый вед: Но в гетто евреи погибали слишком медленно, по мнению фашистов, и евреев стали вывозить в лагеря смерти.
2-ой вед: «В тесный вагон набилось 70-75 человек, в жуткой духоте и без капли воды. Окна были закрыты, вагон был наглухо запечатан… Тем, кто был заперты в этой клетке смертников, казалось, что их мучения никогда не кончатся. Те, кто задыхался от недостатка воздуха, умоляли охранников хотя бы на несколько минут приоткрыть окна. Стоны умирающих от удушья и обезвоживания доносились из других вагонов. Маленькие дети плакали от голода, жажды и недостатка воздуха. Страшная дорога в Долину Смерти – в крематорий Аушвица – длилась четыре дня»
3-ий: Из воспоминаний Ливии Либерман, 1922 года рождения, отправленной в лагерь в 1944году.
1-ой вед.: Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти!?
2-ой: Этот ужас пережили не только дети Варшавы и Бухенвальда,
3-ий: Треблинки и Освенцима.
4-ый: В трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых детских тел и душ.
1-ый: Дымятся трубы.
Крематорий.
Освенцим. Я, уже развеян,
Лечу на Родину, которой
Я и такой, сожжённый, верен.
2-ой: Граница. Родина. Смоленщина.
Ветряк. Речушка. Перевоз.
3-ий: Седая сгорбленная женщина,
Полуослепшая от слёз.
Её морщины словно шрамы.
Глаза с извечною мольбой.
1-ый: Кричу, кричу ей: «Здравствуй, мама!»
Я снова дома, я с тобой.
Вновь буду жить под отчей крышей
И никуда не пропадать…»
2-ой: А мать меня совсем не слышит,
Меня не замечает мать.
3-ий: Стоит, качается былинкой,
Конца платка прижав к плечу.
1-ый: А я над нею пепелинкой
Летаю и кричу, кричу…
Виктор Пахомов.
1-ый: 27 января 1945 года Советские солдаты вошли в Освенцим
2-ой: Вспоминает Василий Яковлевич Петренко, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке
3-ий: “Меня, не раз видевшего своими глазами гибель людей на фронте, поразила такая невиданная жестокость нацистов к заключенным лагеря, превратившимся в живых скелетов.
Об отношении немцев к евреям я читал в листовках, но в них ничего не говорилось об уничтожении детей, женщин и стариков. О судьбе евреев Европы я узнал уже в Освенциме. Я приехал туда 29 января 1945 года. …
4-ый: Нормальных людей я не видел. Немцы там оставили немощных, остальных угнали 18 января – всех, кто мог ходить. Больных, ослабевших оставили: как нам сказали – всего было более десяти тысяч. ..Я заходил не только в бараки, потрясшие меня своим видом, мне показали также и помещение, где травили газом у входа в крематорий. Сам крематорий и газовая камера были взорваны.
5-ый: Потом я увидел детей… Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное, как бы, не человеческое – как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке.
Слез у этих людей не было. Я видел, они пытаются утереть глаза, а глаза оставались сухими…”
2-ой вед: И сколько их маленьких, черноглазых и доверчивых так и не было спасено!
1-ый вед.: Детский лагерь смерти Саласпилс находился на территории Латвии в 18 километрах от Риги, действовал с октября 1941 по 1944год
2-ой вед.: Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за содержания в нём детей.
1-ый вед.: врачи концлагеря использовали детей для проведения медицинских опытов, испытания различных ядов,
2-ой: а также для получения донорской крови, направлявшейся затем в фашистские госпитали, где лечились офицеры СС.
2-ой вед.: Ежедневно, у каждого ребенка забиралось поллитра крови, вследствие чего дети быстро погибали. 3-ий: Всего в лагере такой процедуре было подвергнуто 12 тысяч детей, у которых было взято более 3500 литров крови.
4-ый: Мученической смертью погибли до 12 тысяч детей.
5-ый: из них не менее 7 тыс. советских детей, частью сожженных, а частью замученных и захороненных на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса.
(песня Саласпилс)
1-ый вед.: Холокост – это страшная трагедия 20-ого века.
2-ой вед.: Холокост – это 6 миллионов евреев, уничтоженных нацистами.
1-ый вед.: Холокост – это гибель почти 4 миллионов человек различных национальностей, большей частью советских людей.
1-ый вед: Но прошлое никуда не уходит.
3-ий: И сегодня в стране, победившей фашизм, поднимает голову нацизм, а вместе с ним ненависть к представителям других национальностей.
2-ой вед.: Не дайте ненависти опутать вас, не дайте фашизму возродиться.
1-ый вед.: Люди 21 века. Помните!
(Ребята, которые были в начале).
2-ой: Собибор,
3-ий: Освенцим
4: и Треблинка
5-ый: В нашей памяти всегда звучат набатом
1-ый: Мы пришли не плакать на поминках
2-ой: Мы пришли и требуем расплаты!
3-ий: Требуем расплаты за молчанье,
Когда нас грузили в эшелоны.
1-ый: Говорите: «Хватит покаянья?»,
2-ой:— «Нет! Не хватит! Не смолкают стоны!»
3-ий: Это стоны тех, кто не родился,
4-ый: Стоны тех, кто по-немецки просто
Был сожжен за то, что не крестился
В бесконечных топках Холокоста.
1-ый: Нет! Еще гремят войны раскаты.
Если дрянь за фюрера пьет тост.
2-ой: Мы войны той вечные солдаты!
3-ий: Мы вам не прощаем Холокост!
9