СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вечер-реквием "Позабыть такое не возможно"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка посвящена памяти жертв фашизма в Великой Отечественной войне

Просмотр содержимого документа
«Вечер-реквием "Позабыть такое не возможно"»


«Позабыть такое невозможно, потому что позабыть нельзя»

Цель: систематизирование знаний учащихся о фашистских лагерях смерти.

Задачи: - учить учащихся размышлять, сравнивать, обобщать, делать

              выводы, давать оценку поступкам и поведению героев;

              - воспитывать уважение к защитникам Родины;

              - развивать чувство патриотизма;

              - формировать гордость за героев своей страны.

Оборудование: презентация, видеоролики, выставка военных книг, доклады по данной теме, музыкальное сопровождение,  план-конспект.

(на фоне мелодии «Журавли», на экране слайды «Возложение цветов к  Обелискам»).

Слайд1

Вед. В память павших героев

        Вновь пришли ветераны

        Поклониться земле

        Что их славу хранит,

        А в рассветной заре

        Тихо пахнут тюльпан

         И роняют росу

        Как слезу на гранит.

        Они плачут как люди

        Они плачут по людям,

        Что вернули нам снова

         И мир и весну.

         Все тюльпаны земли

         Помнят громы орудий

         И, как люди, хотят

         Сохранить тишину

         Пусть цветут на солдатских

         Могилах тюльпаны

          В этих алых цветах

          И Победа, и грусть.

   Звучит МЕТРОНОМ

Вед. Колоколом сердце бьет тревогу

        Под угрозой- миллионов жизнь

        Выползает призраком двуногим

        Трижды ненавистный нам фашизм.

Вед. Международный день памяти жертв фашизма отмечается ежегодно    

         второе воскресенье сентября.  Он  был установлен в 1962 году.

Вед. Дата неслучайно была определена именно в сентябре: на этот месяц 

        приходятся две связанные со Второй мировой войной даты — день ее 

         начала (1 сентября 1939 года)  и день ее полного завершения (2 сентября

        1945).

            День скорби и боли, День памяти… В этот день миллионы людей, 

         которые знают и помнят историю, склоняют головы в память о тех, кто

        был уничтожен самой безжалостной, самой бесчеловечной военно-

        политической машиной.

Вед. Десятки миллионов жизней забрал с собой один pежим;

        Перемолола мясорубка все кости в невесомый дым.

        Евреи, русские, татары, французы, немцы, англичане..:

        Смешалось всё. Для всех един был бич с названием «фашизм»

       Пусть позади полсотни лет, пусть документов многих нет,

       Но память вечная живет, и боль на сердце не дает

       Забыть кровавый геноцид. И Холокост в висках шумит,

       Моля живущих, чтобы вновь такой беды не допустить.

Вед. Мы будем помнить вечно эту боль,

        Замученных на празднике фашизма,

        Но не забывших гордость и любовь

        И заплативших за геройство жизнью.

        Принявших муки только лишь за то,

        Что не хотели быть под стать убийцам.

        Мы будем помнить вечно вашу боль!

        И вглядываться в призрачные лица...;

Вед. Самое немыслимое и страшное из зверств фашизма –  лагеря смерти.

        Главной целью фашистов в этих лагерях было уничтожение  

        человеческого достоинства, превращение людей в животных и  

        уничтожение людей по национальному признаку. Всего через

        концентрационные лагеря прошло 18 млн. человек, из которых погибло  

        около 12 миллионов человек. В таких лагерях узников содержали в

        нечеловеческих условиях, заставляли работать по 18 часов в сутки.  

        Обессиленных и больных сжигали заживо в печах крематория, душили в  

       газовых камерах, расстреливали. Не щадили даже детей. У них забирали

       кровь, чтобы лечить раненых в боях фашистов.

            Над людьми ставили опыты, после которых невозможно было выжить.  

Под фонограмму “Бухенвальдский набат” выходят участники.

1.     Бухенвальд. Концлагерь в Бухенвальде, недалеко от города Ваймара,   

гитлеровцы основали в 1934 году для политзаключённых. Как и в другие концлагеря фашистской Германии, люди попадали сюда без суда и следствия и на неопределённое время. Как правило, их путь завершался в печах крематория. И в этом концлагере гестаповцы истребили сотни тысяч советских людей.

           В 1945 году советские войска освободили в этом концлагере свыше 80  

           тысяч заключённых, которых гестаповцы не успели истребить. Это  

           были люди, уже находившиеся на грани смерти от истязаний и голода.

(Из показаний военнопленного охранника концлагеря)

 После того как осмотрели заключённых, у которых имелась татуировка, тех из них, у которых татуировка была наиболее интересная и художественная, поместили в больницу, а затем они были убиты. Их трупы были переданы в больничный морг, где желаемые куски кожи с татуировкой были вырезаны и обработаны, а затем из неё делали абажуры и другие украшения для дома.

2.     Дахау – первый концлагерь в фашистской Германии. Был создан в марте 1933 года на окраине города Дахау в 17 км от Мюнхена. Всего за время существования лагеря в нём находилось в заключении 250 тысяч человек из 24 стран. Около 70 тысяч человек там были зверски замучены или убиты. 140 тысяч переведены в другие концлагеря, 30 тысяч дожили до освобождения. В Дахау проводились преступные “медицинские опыты” над людьми.

3.     Майданек. Предместье города Люблин (Польша). Осенью 1941 года здесь был создан один из немецко-фашистских лагерей массового уничтожения людей. В Майданеке было истреблено около 1500 тысяч человек. Печи крематория на Майданеке называли “фабрикой смерти”. Майданек был уничтожен в 1944 году советскими войсками.

4.     Освенцим. Этот концлагерь называли комбинатом смерти. Освенцим был создан в 1939 году по приказу Гитлера. Он состоял из лагерей: Аушвиц, Биркенау, Моновице, Голешау, Явишовиц, Нейдах, Блехамео и других. Здесь постоянно содержались от 180 до 250 тысяч заключённых из разных стран мира. Многочисленные врачи, работающие в лагере, ставили на заключённых “медицинские” эксперименты.  Массовые уничтожения газом начались в Освенциме в конце 1941  года.

 В Освенциме омертвили в газовых камерах, голодом, расстреляли

 свыше 4 миллионов советских граждан и жителей других стран  Европы.

5 . Саласпилс. Железнодорожная станция на линии Рига – Огре в Латвии.

      Вблизи этой станции в годы Великой отечественной войны фашистами  

      был устроен концлагерь, в котором было уничтожено более 100 тысяч

      человек, 7 тысяч из них дети. Надпись на стене, сооружённой на месте

      лагерных ворот: “За этими воротами стонет земля”.

      Немецкие изверги не щадили никого. Они убивали мужчин и женщин,

      здоровых и больных, детей и стариков. В Центральной тюрьме в Риге

     они убили более 2000 детей, отобранных от родителей. В Первой и

      Второй рижских психиатрических больницах они убили всех  

     душевнобольных, свыше 350 человек.

     Когда освобождали концлагеря, то солдаты увидели огромные  

     тюки с женскими волосами. Гитлеровцы снимали их с голов своих

     жертв перед уничтожением. Они использовали женский волос в

     промышленном производстве – перерабатывали в войлок и пряжу, из

     которых вязали носки для подводников и железнодорожников.

Ролик «Жертвы фашизма».

6.     Хатынь –  одна из белорусских деревень. Таких до войны было тысячи. Жители Хатыни были мирными, добрыми людьми. Они растили хлеб, воспитывали детей и никогда никому не желали зла.

         Но 22 марта 1943 года в деревню вошел 118-ый батальон охранной

         полиции и окружил её. Всё население Хатыни: взрослые, старики,

         женщины, дети –  были согнаны карателями в колхозный сарай. Тех,  

         кто пытался убежать, убивали на месте.

          Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили

         сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянное  

          строение быстро загорелось. Под напором десятков человеческих тел

          не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные

         ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать… Но тех, кто вырывался из

        пламени, расстреливали из пулемётов.

         В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет.  

        Сама деревня была уничтожена полностью.

        Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский

         кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в

        сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули

         деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар, среди трупов

        односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно

         ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца.

        Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого

         памятника в мемориальном комплексе.

Звучит музыка, «Бухенвальдский набат» (в исполнении Муслима Магомаева). Под музыку выходят ученики, в руках свечи, подходят к постаменту и ставят свечи, выстраиваются в шеренгу, склонив головы. 
Читают стихотворение татарского поэта-узника «Маобита» Мусы Джалиля «Палачу».
 

Не преклоню колен, палач, перед тобою,
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.
Придет мой час — умру. Но знай: умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

Увы, не тысячу, а только сто в сраженье
Я уничтожить смог подобных палачей.
За это, возвратясь, я попрошу прощенья,
Колена преклонив, у родины моей.

Вед. Память, память ...

        Ты порой тревожно

        Бьешь по нервам,

        Бешено скользя

        Позабыть такое невозможно,

        Потому что

       Позабыть нельзя.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!