ОГБОУ «Шацкая школа-интернат»
Внеклассное мероприятие в 7 классе
«Вечер занимательной физики»
Подготовил и провел учитель физики и математики Ячменников Анатолий Михайлович, первая квалификационная категория
Цель мероприятия: способствовать развитию познавательного интереса к изучению физики у школьников на начальном этапе изучения предмета.
Задачи мероприятия:
Способствовать осознанию учащимися важности изучения окружающих нас физических явлений.
Развивать мышление, умение делать выводы.
Формировать умение четко излагать свои мысли.
Формировать умение работать в коллективе, в группе.
Воспитывать эстетическое восприятие мира на примере физических явлений.
Ход мероприятия.
Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас принять участие в нашем веселом вечере физики. Бороться за победу сегодня будут 3 команды. (Учащихся 7 класса заранее поделили на три группы) Для того, чтобы соревнование было честным, мы пригласили старшеклассников к нам в жюри, к которому у нас просьба: будьте справедливы, объективны. После каждого тура объявляйте результаты.
Итак, мы начинаем!
1 конкурс. Приветствие.
Команды выбирают капитанов, придумывают название команды, девиз и пожелание соперникам. Все это должно быть связано с физикой. После этого ведущие делят доску на три части. Там фиксируют названия команд. Далее в этих трех колонках будут фиксироваться баллы. Максимум за 1-й конкурс – 3 балла.
конкурс. Викторина по физике.
А сейчас мы проверим ваше знание физики. Каждая команда должна будет ответить на 2 вопроса викторины. Если команда не знает ответа, то отвечает команда соперников. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Назовите прибор для ориентирования на земной поверхности и определения сторон света. (Компас)
Почему во время сильного мороза в лесу трещат деревья? (При замерзании вода расширяется, кора рвется с треском)
Почему теплый хлеб тяжелее холодного? (В горячем много влаги, в холодном она испарилась)
Что тяжелее – пуд железа, или пуд пуха? (Их масса одинакова)
В какой комнате быстрее распространяется запах духов – в теплой, или холодной? (Диффузия происходит быстрее в теплой комнате)
Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах Земли?
(Сила притяжения со стороны Луны)
Пока жюри выставляет оценки, я покажу вам опыт. Объяснение опыта будет вашим домашним заданием. (Если кто-то сумеет объяснить здесь, то команда получит дополнительно 2 балла.)
Стакан, полный воды, прикрываем плотной бумагой, придерживаем рукой и переворачиваем, после этого ладонь убираем. Бумага не отпадает. Что ее держит?
3 конкурс. «Объясни опыт»
Для каждой команды демонстрируется 1 опыт. Команда должна дать объяснение увиденному явлению. Максимум за конкурс – 5 баллов.
«Тяжелая газета». На стол кладут длинную деревянную линейку и ударяют рукой. Линейка падает. Затем линейку накрывают газетой и снова с силой ударяют. Газета рвется, а линейка остается лежать на месте.( Так как площадь газеты велика, до давление воздуха на ее поверхность достаточно большое, поэтому линейка не падает.)
Стакан – «водолазный колокол». Возьмем стакан и широкий прозрачный сосуд, в который нальем немного воды и пустим пробку. Перевернутый вверх дном стакан опустим в воду так, чтобы пробка оказалась под стаканом. Пробка покажет, что вода в стакан вошла совсем немного. Что не пускает воду в стакан? (Содержащийся в стакане воздух сдавливается водой и не пускает воду).
Такой опыт применяется в деятельности людей. «Водолазный колокол» - это большой металлический колпак, который открытой стороной опускают на дно водоема для производства каких-либо работ. После опускания его в воду, содержащийся в колпаке воздух сжимается и не пускает воду внутрь этого устройства. Только в самом низу остается немного воды. В таком колоколе люди могут двигаться и выполнять порученную им работу. Воздух для дыхания находящихся там людей подается под большим давлением, чтобы в рабочее пространство не проникала вода.
«Расплющиваем банку». Немного воды кипятим на спиртовке в алюминиевой банке из-под газировки. Щипцами берем банку и переворачиваем в емкость с холодной водой. Банка расплющивается. (Дело в том, что в не нагретой банке – вода и воздух. Когда вода кипит – воздух в банке замещается паром. Затем холодная вода охлаждает пар, и он превращается в несколько капелек воды. Воздуха в банке уже нет, следовательно, давление в ней ниже атмосферного. Под его действием банка расплющивается.)
Пока жюри подводит итоги, демонстрирую еще один опыт, объяснение которого тоже остается на дом.
Из сосуда с краном выкачиваем воздух и закрываем кран. Затем трубку с краном переворачиваем и опускаем в сосуд с водой (воду предварительно подкрасить) и кран открываем. Вода бьет фонтаном. Что заставляет воду бить фонтаном?
4 конкурс. «Пантомима»
А сейчас пришла пора немного размяться. Каждая команда должна выйти в центр класса и показать с помощью пантомимы то агрегатное состояние вещества, которое написано у них на карточке. (Карточки с названием агрегатного состояния получили перед конкурсом.)
Жидкое
Твердое
Газообразное
Максимум за конкурс – 3 балла.
Жюри обсуждает итоги конкурса, а у нас новый опыт.
Опыт с магдебургскими полушариями.
Два полушария (края заранее нужно смазать, например, литолом, для того, чтобы они плотно прилегали) прижимаем друг к другу и даем 1 учащемуся разорвать их. Это он делает без всяких усилий. Затем выкачиваю из-под них воздух. Этот же учащийся пытается разорвать полушария: у него это не получается. Затем приглашаю самых сильных учащихся класса. Результат тот же. Эх, неужели и правда ребята такие слабые?
Отто Герике в 1654 году в г. Магдебурге провел следующий опыт. Он выкачал воздух из полости между двумя металлическими полушариями, сложенными вместе. Полушария так сильно прижались друг к другу, что их не могли разорвать восемь пар лошадей. А куда уж нам, простым смертным! (Демонстрирую слайд с изображением этого опыта)
Это третий опыт, объяснение которого нужно будет подготовить дома.
5 конкурс. «Конкурс капитанов».
Поставить полоску бумаги на стол ребром. (Сложить пополам, скрутить и т.д.)
На пустой металлический стакан положен лист картона, а на нем шарик. Как не трогая шарик руками положить его в стакан? (Резко выдернуть лист картона, шарик по инерции останется на месте и упадет в стакан)
Перелить из цилиндрического стакана ровно половину воды в один прием. (Аккуратно лить воду, пока не покажется край донышка)
Капитан, справившийся с своим заданием, приносит своей команде 1 балл.
6 конкурс. «Загадки»
Красивое коромысло над лесом повисло. (Радуга)
Что с земли не поднимешь? (Тень)
Никто его не видывал, а слышать – всякий слыхивал. Без тела – а живет оно, без языка – кричит. (Эхо)
Сначала – блеск, за блеском – треск, за треском – пляска. Что это? (Молния, гром, дождь)
В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)
Всем поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, когда – облака. (Барометр)
Две сестры качались, правды добивались. А когда добились, то остановились. (Весы)
Чудо-птица, алый хвост, полетела в стаю звезд. (Ракета)
Днем спит, а ночью – глядит. (Луна)
Я под мышкой сижу, и что делать укажу. Или разрешу гулять, или уложу в кровать. (Термометр)
Вечером в стеклянном колпачке солнышко сидит на волоске. (Лампочка)
Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег)
Каждой команде загадываю по 4 загадки. Каждый правильный ответ – 1 балл.
7 конкурс. Викторина по математике.
Математика – царица всех наук. Физикам без знания математики – никуда. Ответьте, пожалуйста, на вопросы нашей шуточной викторины.
Росла береза. У нее было 28 веток. На каждой ветке росли по 5 яблок. Сколько было яблок на дереве? (Яблоки на березе не растут)
В комнате 4 угла. В каждом углу сидит по 1 кошке. А против каждой кошки сидят еще 3 кошки. Сколько кошек в комнате? (4 кошки)
Однажды, сидя в троллейбусе, я решила сделать небольшой подсчет. Я пересчитала всех пассажиров в троллейбусе. Их было 17. Троллейбус тронулся, затем на остановке вышло 2 человека и вошло 6 человек. Будьте внимательны. На следующей остановке вошло 10 человек и никто не вышел. На следующей – вошло 12, а вышло 7. На следующей – вошло 4 человека, а вышло – 8. А потом, на следующей остановке господин вошел один с целой кучею обновок. Сколько было остановок? (5 остановок)
Отвечает та команда, капитан которой первым поднял руку. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Наш веселый вечер подходит к концу. А пока жюри подводит итоги всех конкурсов, я хочу показать вам еще один опыт.
В стеклянную бутылку из-под кефира бросаем зажженную бумажку (предварительно скрученную). Когда бумажка сгорает, кладем на горлышко бутылки очищенное, сваренное в крутую куриное яйцо. Яйцо само влезает в бутылку. Дома подумайте, как вынуть это яйцо из бутылки?
Подведение итогов.
Члены жюри подводят итоги.
Председатель жюри объявляет итоги конкурса, ведущий награждает дипломами команды, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места.
Список используемой литературы и источников
А.В. Перышкин. Физика 7 класс. М.: Дрофа,2017 г.
Ф.В. Рабиза. Опыты без приборов. М. : Детская литература, 1988 г.
Ресурсы интернета.
г. Шацк, 2019 г.