СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ведение исследовательской деятельность в рамках предмета физическая культура

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья рассказывает о моем опыте работы с одаренными детьми  по ведению исследовательской деятельности по физической культуре.

Просмотр содержимого документа
«Ведение исследовательской деятельность в рамках предмета физическая культура»

Ведение исследовательской деятельность в рамках

предмета физическая культура


Ширяева Светлана Геннадьевна

Братск, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

 В соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта нового поколения, ученик в современной школе должен не только   освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться. Поэтому в настоящее время в рамках реализации ФГОС наиболее актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, принимать самостоятельные решения. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. В то же время через такой вид деятельности формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте:

  • личностные УУД:

• формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения,

• воспитание целеустремлённости и настойчивости;

  • коммуникативные УУД:

• умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,

• способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать,

• умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения;

  • регулятивные УУД:

• умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения,

• формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени;

  • познавательные УУД

• сбор, систематизация, хранение, использование информации.

Исследовательская деятельность учащихся не будет успешной, если

в ее результатах не заинтересован педагог. Организация исследовательской деятельности влияет на развитие личности педагога, позволяет активно участвовать в педагогическом образовательном пространстве. Меняется и роль педагога в руководстве исследовательской деятельностью школьника. Он не просто корректор собранных учеником материалов по той или иной теме, он является одновременно консультантом, советчиком, помощником в самостоятельной исследовательской деятельности ученика.

Для меня, как учителя, возникла проблема: подготовить ученика, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её разнообразия, усваивать её в виде новых знаний. Решение этой проблемы вызвало необходимость применения новых подходов и технологий в работе с учащимися.

Вопрос мотивации относится к наиболее сложным, он неразрывно связан с потерей интереса значительной части учащихся к обучению. Я рассматриваю исследовательскую деятельность учащихся как творческий процесс совместной деятельности педагога и учащегося по поиску нового решения известной проблемы. Благодаря задачам, которые ставятся в этом случае перед учеником, у него формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.

Мотив к проведению исследования может возникнуть как во время урока (просмотр презентаций по предмету, ответ учителя на интересующий вопрос, знакомство с теорией физической культуры), так и во внеурочное время. Увидев заинтересованность ребенка, предлагаю ему найти ответ на интересующий вопрос в дополнительной литературе и рассказать одноклассникам на следующем уроке. Если учащийся с интересом представляет ту информацию, которую подготовил, предлагаю провести исследование и выступить на научно-практической конференции. Бывает, что темы возникают из беседы с учащимися на абсолютно посторонние темы. Поэтому, любую тему стараюсь рассмотреть через отношение к своему предмету – здоровый образ жизни, влияние на организм человека. Так, например, беседа с ученицей о летнем отдыхе в Китае, переросла в интересное и познавательное исследование о китайских палочках и их влиянии на культуру питания Востока «Волшебные палочки». В процессе работы был проведен эксперимент по использованию палочек из различного материала – дерева, пластика, металла.

Мои ученики с успехом представляют свои исследовательские работы научно-практических конференциях муниципального уровня.


Таблица 1

Участие в научно-практических конференциях

п/п

Учебный год


Тема

исследовательской работы

Название конференции

Результат участия

1

2012-2013

«Мыло. Мыть или не мыть?»

«Жить уверенно и безопасно»

Диплом

1 степени

2


2013-2014

«Почему чемпионы стали чемпионами?»

«Твое здоровье в твоих руках»

Диплом 2 степени

3

«Биоритмы в нашей жизни»

«Шаг в будущее»

Диплом

3 степени

4

2014-2015

«Волшебные палочки»

«Твое здоровье в твоих руках»

Диплом 2 степени

5


2015-2016

«Спорт и ребенок – какую секцию выбрать?»

«Шаг в будущее»

Диплом 2 степени

«Шаг в будущее, Сибирь»

Участие

6

2016-2017

«Влияние обуви на здоровье подростка»

«За страницами твоего учебника»

Диплом 3 степени


В 2015-2016 учебном году, учащаяся 10 класса Карпова Инга, с работой «Спорт и ребенок – какую секцию выбрать?», была приглашена на региональную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее, Сибирь» в г. Усолье-Сибирское, где она представила свою работу в марте 2016 года. Несмотря на то, что Инга стала лишь участницей конференции, поездка принесла огромное количество впечатлений и только положительные эмоции. По возвращении, она с удовольствием делилась приобретенным опытом с другими учащимися, что, по моему мнению, является замечательным стимулом для ведения исследовательской деятельности.

В процессе подготовки мы обсуждаем, как будет проходить представление работы, стараемся учесть все возможные вопросы, которые могут возникнуть у членов жюри и разобрать их. К моменту выступления, учащийся может свободно ориентироваться в подготовленном материале, что придает ему уверенности в момент представления результатов своего труда. Чем увереннее учащийся представляет свою работу, тем меньше он волнуется. Уверенная речь и знание материала производит положительное впечатление на окружающих, тем самым помогая учащемуся приобрести положительный опыт публичных выступлений. В последствии, такие ученики с удовольствием участвуют в исследовательской деятельности и выступлениях на научно-практических конференциях.

Создание исследовательской работы - трудоёмкий и ответственный вид деятельности учащегося. Но его высокая результативность и эффективность оправдывают все затраты сил и времени как учащегося, так и его руководителя. И совсем неважно, какой предмет вы преподаете, главное – увлечь детей, вселить уверенность в своих силах.

















ЛИТЕРАТУРА

  1. Справочное пособие по организации поисково-исследовательской деятельности учащихся образовательных учреждений / сост. : Н.В. Карпова, С.В. Кускова, Л.Е. Толкачева – Псков : ПГПИ, 2001



  1. В.Г. Степанов Основы исследовательской деятельности школьника / В.Г. Степанов – Псков : ПОИПКРО, 2004



  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования / Просвещение, 2012




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!