Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дубны Московской области»
Тема: «Ведущий способ повышения качества знаний-организация современного тематического урока с элементами экологического воспитания»
Учитель музыки
Угарова Ю.А.
«Ведущий способ повышения качества знаний-организация современного тематического урока с элементами экологического воспитания»
«Урок – это зеркало общей и педагогической
культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А.Сухомлинский.
Об уроке написано много книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остаётся вечной и главной формой обучения. На нём держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом, - актуальный.
ЦЕЛЬ современного музыкального школьного образования:
«Становление музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры»
ЗАДАЧИ современного музыкального школьного образования:
развитие сознания, музыкального мышления детей; развитие эмоциональной сферы обучающихся; развитие волевой, активной стороны личности, связанной с освоением различных видов деятельности.
Хочу представить один из тематических разделов предмета Музыка
в 3 классе:
Тема раздела: «Сказка в опере и балете»
Тематическое планирование по разделу:
Опера: «Сказка о царе Салтане» Н.А Римского-Корсакова. Слушание: Три чуда, Полетшмеля. (Рисование иллюстраций к музыкальным фрагментам)
Балет «Щелкунчик», муз П. И. Чайковского. Слушание: Вальс снежных хлопьев, Марш, Танец пастушков, Испанский танец (Шоколад), Китайский танец (чай), Арабский танец (Кофе), Танец фей Драже, Вальс цветов. (Музыкальная викторина, рисование иллюстраций)
«Лебединое озеро» муз П.И. Чайковского. Танец с кубками, Тема лебедей, Танец маленьких лебедей, Неаполитанский танец. (Создание музыкально-художественного образа, рисование иллюстраций)
Балет «Конек -Горбунок» муз Р. Щедрина, по сказке П. Ершова. Девичий хоровод. (Музыкальные кроссворды)
Опера «Руслан и Людмила» муз М. И. Глинки. Рондо Фарлафа. (Музыкальная викторина).
Типы уроков:
Уроки овладения новыми знаниями;
Уроки формирования и усвоения умений и навыков;
Уроки обобщений и систематизации знаний;
Уроки повторения, закрепления знаний, умений и навыков;
Контрольно-проверочные уроки (с устной и письменной проверкой знаний, умений и навыков), музыкальные викторины;
Комбинированные уроки, на которых одновременно решается несколько дидактических задач.
Инновационные формы работы на уроках музыки:
Технология развивающего обучения (изложение учебного материала, частично поисковая деятельность, самостоятельная проектная исследовательская деятельность).
Информационные компьютерные технологии (наличие в творческом плане проблем/задач, требующих компьютерных технологий для их решения, использование готовых электронных образовательных ресурсов)
Технология индивидуально-деятельного подхода (творческая работа учащихся, умение корректировать ее, самоконтроль)
Методы активизации обучающихся на уроках музыки:
Пение;
Импровизация;
Голосовые игры;
Речевые упражнения;
Словесное высказывание о музыке;
Интересный подбор музыкального материала;
Задания на активизацию слухового внимания: поднятие руки при смене мелодии, частей, состава исполнителей, вступления инструментов и т.д.;
Движение: дирижирование, ходьба, марширование, подскоки, наклоны, хлопки и т.д.;
Инсценирование;
Игра на музыкальных инструментах.
Ожидаемые результаты освоения программы:
- Овладение школьниками системой музыкально-теоретических знаний, умений;
- Формирование художественно-эстетического вкуса, любви к музыке;
- Умение анализировать музыкальный материал;
- Способность к контролю и самоконтролю;
- Способность к творческому решению учебных и практических задач.
Хочу предложить разработку урока из данного раздела.
Тема урока: Путешествие в музыкальный театр. Сказка и балет.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: развитие активного осознанного восприятия музыки учащимися на основе выявления в ней музыкальных образов, определения их характеров.
Задачи урока:
Образовательные: учить овладению навыкам осознанного слушания музыкальных произведений, дальнейшему их анализу. Формировать целостное представление о творчестве П.И. Чайковского.
Воспитательные: воспитывать мир чувств ребенка, его эмоциональную чуткость.
Развивающие: способствовать развитию основных мыслительных процессов: внимания, памяти, умений сравнивать и анализировать.
Способствовать развитию навыка эмоционального слушания.
Этапы урока:
Погружение в атмосферу сказки: исполнение песни «Сказки гуляют по свету» муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского
Закрепление пройденного материала: Игра «Угадай-ка» по музыкальным отрывкам балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, показ слайдов. В результате игры переход к новой теме.
Обобщение знаний о творчестве П.И. Чайковского.
Демонстрационные материалы: «Марш», «Вальс цветов», «Китайский танец» (чай).
Краткое знакомство с содержанием балета «Лебединое озеро».
Слушание и анализ музыкальных отрывков из балета «Лебединое озеро» : «Тема лебедей», «Танец маленьких лебедей».
Музыкальная физминутка.
Рефлексия.
Домашнее задание: создать афишу к балету «Лебединое озеро». (Пример афиши)
Итог урока:
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют ученики в ходе урока:
- Учащиеся обобщают знания о творческой судьбе П.И. Чайковского.
- Закрепляют знание музыкальных отрывков из балета «Щелкунчик».
- Знакомятся с содержанием нового произведения П. И. Чайковского «Лебединое озеро».
- На основе слушания основных тем произведения учатся сравнивать и характеризовать образы и настроения, которые заложены в музыке.
Урок не должен стать только фактом встречи ребенка с музыкой,
его результатом должны стать изменения в самом ребенке.
Список литературы: «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.