СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вехи биографии И.А. Крылова. Нравственные уроки басни И.А.Крылова «Волк на псарне».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 5 классе по биографии И.Крылова. 

Просмотр содержимого документа
«Вехи биографии И.А. Крылова. Нравственные уроки басни И.А.Крылова «Волк на псарне».»

Урок 19

Вехи биографии И.А. Крылова. Нравственные уроки басни И.А.Крылова «Волк на псарне».

Работа с Облаком слов


Прочитайте высказывание Крылова: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»

Как вы понимаете, что такое порок?

Порок - предосудительный недостаток, позорящее свойство.


Сегодня мы продолжим знакомство с миром басен Крылова.

Запишите тему урока: Вехи биографии И.А. Крылова. Нравственные уроки басни И.А.Крылова «Волк на псарне».

Задачи урока:

1.Прочитать басни Крылова.

2.Узнать историю создания басни «Волк на псарне».

3.Выяснить, какие пороки высмеивает Крылов.


Н.В. Гоголь сказал: «Всякая басня Крылова имеет сверх того историческое происхождение. Несмотря на свою неторопливость и, по-видимому, равнодушие к событиям современным, поэт, однако же, следил всякое событие, внутри государства: на всё подавал свой голос…».

Прочитайте статью из учебника «У каждой басни Крылова своя история» и ответьте на вопросы:

1.Откликом на какое историческое событие была басня «Волк на псарне»?

На войну 1812 г.

2.С кем пришлось сражаться русскому народу? С французской армией.

3.Под чьим командованием совершали свои походы французы? Под командованием Бонапарта Наполеона.

4.Кто командовал русскими войсками? Русскими войсками командовал Михаил Илларионович Кутузов.


В этой басне много устаревших слов, значение которых может быть вам не понятно. Давайте узнаем их толкование.

Словарная работа:

Овчарня – помещение для овец

Псарня – помещение для охотничьих собак

Сват, кум – дальний родственник

Ловчий – старший слуга, занимающийся дворцовой охотой

Дубьё – дубина

Хлев – крытое помещение для животных

Гончие – порода охотничьих собак


Послушайте аудио «Волк на псарне» и назовите действующих лиц басни.

Волк, Ловчий, гончие, псари.

Прочитайте басню до слов «И начал так …» и ответьте на вопросы:

  1. Какова причина шума, переполоха на псарне?

Волк хотел пробраться к овцам, но попал к собакам на псарню.

  1. С помощью каких слов и выражений рисует Крылов волнение?

Много глаголов, динамичность. Поднялся двор, псы залились, рвутся в драку, псари кричат, бегут с дубьём

  1. Каково положение волка в этот момент?

Волк попался. Силы неравные, поэтому его ждёт час расплаты за тех овец, что он съел.

  1. Каким изобразил волка Крылов? Щёлкает зубами, ощетинился, глазами пытается съесть.





Прочитайте басню со слов «И начал так …» и ответьте на вопросы:

1.Как волк смог объяснить своё появление?

«Я ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам совсем не ради ссоры». Итак, в речи волка сквозит лицемерие, неприкрытая лесть, заискивание. Он пытается всех обмануть и даёт самые немыслимые обещания, лишь бы его отпустили.

2.Почему Ловчий не выслушал волка до конца?

Ловчий не верит волку, поэтому и прерывает его.

3.Что можно сказать о Ловчем? Какими качествами он обладает?

Умный, мудрый, много повидал, сразу видит обман.

4.Найдите и прочитайте мораль этой басни.

В этой басне мораль заключена в последних словах Ловчего.

5.Как вы понимаете мораль этой басни? О чём говорит Ловчий?

На вопрос, возможно ли примирение между добром и злом, в басне отвечает ловчий. В этом образе воплощена вековая народная мудрость: зло должно быть наказано.

6.Можно ли мораль этой басни применить только для этого конкретного случая войны 1812 г.? Мораль актуальна и в наши дни. Произведение проникнуто патриотическим пафосом, чувством любви к родине, ответственности за её судьбу.

7. Кто в басне противопоставлен Волку-Наполеону?

Ловчий – Кутузов.

8. Какие черты в поведении Ловчего и Волка подчеркнул Крылов?

Волк проявляет коварство, вероломство, хитрость и трусость. Ловчий — смелый, мудрый, предусмотрительный, он знает повадки Волка и не верит его хитростям. Волк — хищник, и даже если он предлагает мирные переговоры, он все равно остается хищником


Запишем наши выводы.

Волк (Наполеон):

коварство

вероломство

хитрость

трусость

Ловчий (Кутузов):

опыт

мудрость

предусмотрительность

уверенность


Проект в Googl презентации



Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт.


Возвращаемся к задачам урока. Всё ли у нас получилось? Да.


Рефлексия:

Ответьте на вопросы:

1.Какое чувство у вас вызывает Волк?

2.Какого героя вы бы сыграли в инсценировки басни?

3.Что нового вы узнали на уроке?


Домашнее задание: Выполнить тест в Googl презентации.

Прочитать басню И.А.Крылова «Свинья под дубом».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!