СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вековые традиции

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка направлена на освоение народных традиций, формирование творческой личности, способной постичь красоту и непреходящую ценность многонациональной духовной культуры Кубани.

Просмотр содержимого документа
«Вековые традиции»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДТСКОГО ТВОРЧЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ГОРЯЧИЙ КЛЮЧ





Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ

методического совета Директор МБУ ДО ЦДТ

от «28» января 2022г. ___________ С.В. Сизова

Протокол № 3







Методическая разработка

 занятий объединения «Азбука дизайна» на тему «Вековые традиции»






Составитель:

Т.В. Чанда, педагог дополнительного образования

МБУ ДО ЦДТ











г. Горячий Ключ

План – конспект занятия в объединении «Азбука дизайна»

педагога дополнительного образования Т.В. Чанда


Тема: «Вековые традиции. Адыгейский сыр».

Цель занятия:

Нравственно – патриотическое воспитание посредством приобщения к

культуре и традициям Кубани.

Задачи:

- Обучающие: обучение приемам лепки фигурки,

закрепление основных приемов лепки.

- Развивающие: развитие двигательной сферы

( овладение моторикой мелких мышц рук) и стремления

к углублению знаний.

- Воспитательные: формирование интереса к истории, традициям,

народному творчеству нашей многонациональной Кубани.

Материально-техническое оснащение:

- выставка исторических иллюстраций жизни и быта;

-выставка национальных костюмов народностей населяющих Кубань;

-пластилин, коврики, стеки, штампы, деревянные шпажки;

- компьютер, мультимедийный проектор, экран.


Ход занятия

Истоки способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев…

В. А. Сухомлинский

Организационный момент:

Дорогие друзья, сегодня мы с вами начнем разговор на тему «Вековые традиции. Адыгейский сыр».

Вспомним различные национальности, населяющие нашу Малую Родину.

Узнаем какими видами рукоделия и промысла издревле занимались жители Кубани.

Научимся изготовлению пластилиновой фигурки«Молодая адыгейка».


Теоретическая часть:

В степях Прикубанья издревне жили племена ското­водов. Они разводили коров, овец, ло­шадей. Памятниками оста­лись курганы дольмены, остатки древних поселений, которые встречаются по всей Кубанской степи.

Одни племена формировались здесь, на месте, другие приходили издалека. Возникали и исчезали древние государства и княжества. Псекупс — крупная горная река Северного Кавказа, протекающая по территориям Краснодарского края и республики Адыгея. Протяженность этой водной артерии составляет 146 км. В речной долине Псекупса расположен наш курортный город Горячий Ключ.

В кургане у аула Уляп вместе с вождем было погребено около 500 лошадей — це­лый табун. Но основную массу населения составляли земле­дельцы. Они жили оседло в небольших поселках, располо­женных у рек и лиманов. Особенно густо было заселено пра­вобережье р. Кубани. Река с ее крутыми берегами давала надежную защиту от нападения врагов. С напольной стороны поселки были окружены земляными валами и рвами. По валу иногда возводились крепостные стены, построенные из двух рядов плетня с насыпанной между ними землей. За стенами тесно жались друг к другу маленькие глинобитные домики, крытые соломой и камышом. Жизнь на поселении начина­лась, когда первые лучи солнца озаряли  восток и ночная мгла покидала степь. В поле выезжали пахари, пастухи гна­ли стада коров и овец, к реке спускались рыбаки, чтобы за­кинуть большие сети. Пахота производилась деревянным плугом, в который впрягали несколько пар волов. Сеяли пшеницу, ячмень, просо. Хранили зерно не в амбарах, а в ямах — зернохранилищах. Во дворах стояли каменные руч­ные «мельницы». Они состояли из деревянного столика с вер­тикальной стойкой и двух прямоугольных каменных плит — жерновов. Из зерен изготовляли муку и различные крупы.

Население состояло не только из земледельцев и скотово­дов, жили в поселках также и ремесленники. По временам на окраине поселка поднимались густые столбы дыма — это гон­чары начинали топить печи, в которых обжигалась посуда. И каких только сосудов не изготовляли древние мастера! Здесь были и кувшины различной формы и величины, миски, бока­лы, чаши, кружки, вазочки и др. Некоторые кувшины распи­сывались белыми и розовыми красками. Кроме гончаров, бы­ли и другие ремесленники: металлурги, кузнецы, литейщики, оружейники, плотники и столяры, кожевники и сапожники, косторезы, ювелиры. В каждом доме был ткацкий станок, на котором женщины пряли пряжу.

Адыгейский сыр – традиционный сыр адыгейской кухни, встречающийся практически на всей территории Северного Кавказа. Однако широкую популярность он приобрел именно благодаря Республике Адыгея, где в советское время началось его массовое производство, отсюда и название «Адыгейский сыр»

Адыгейский - это мягкий кавказский сыр, который готовится из цельного пастеризованного молока, имеет свежий аромат, мягкий молочный вкус. У адыгов избыточный вес считается дурным тоном, горные девушки все как одна с тонкой талией, мужчины с подтянутым мускулистым торсом. Неудивительно, что с такими традициями у народа обязательно должен был появиться легкий и вкусный сыр. Любой, кто когда-либо пробовал адыгейский сыр, отмечал его сходство со средиземноморской фетой. Адыгейский сыр действительно очень похож на фету, но в отличие от неё менее солёный и проще готовится. Адыгейский сыр свежий, его едят сразу после приготовления, он прекрасно сочетается со свежими овощами и травами, но его можно коптить или жарить. Свежесть, польза и простота приготовления – вот что определяет суть адыгейского сыра.

По легенде, секрет приготовления сыра был передан юной девушке богом Амышом, покровителем домашних животных. Девушка спасла в бурю стадо животных и получила в награду имя Адыиф, что означает Светлорукая, и рецепт сыра. Другая легенда рассказывает про храброго Къуицыку, которому мать положила в дорогу свежий сыр. В пути Къуицыку встретил одноглазого великана Иныжа и обхитрил его, устроив состязание: великан крошил в руке камни, а Къуицыку сжимал головку сыра, похожую на камень, из неё текла сыворотка, которую великан принял за воду и посчитал Къуицыку великим силачом.

Адыгейский сыр в оригинале называется Матекъуае. Это составное слово из двух слов: мате – корзина и къуае – сыр.

В России адыгейский сыр стал известен в середине XIX века, но настоящий успех к нему пришёл уже в советскую эпоху в 70-80-х годах. В 1980 году адыгейский сыр поставлялся на московскую Олимпиаду, он получил красочную упаковку и зарегистрированный бренд. В сентябре 2009 адыгейский сыр получил статус продукта географического наименования, и сейчас только предприятия Адыгеи имеют право использовать название «Адыгейский сыр

Сыр полезен при общем истощении, для лучшего и скорейшего набора мышечной массы и будет интересен тем, кто стремиться не просто похудеть, а заменить лишний жир мышцами. Мягкий, нежирный адыгейский сыр, особенно в сочетании со свежими травами и овощами – идеальное и простое «пополнение запасов» кормящих мам. Спортсмены особенно любят адыгейский сыр за особое качество его белка, который быстро усваивается, а порции легко контролировать. Немаловажно и то, что этот сыр содержит небольшое количество соли.

Исследователь Адыгеи или Черкесского края, черкесов, как тогда принято было писать, Н.П. Тульчинский в своей книге «Пять горских обществ Кабарды» 1903 года писал: «Выносливость горцев при всех невзгодах жизни поистине изумительна. Они до глубокой старости пользуются отменным здоровьем, почти никогда не болеют и большинство доживают до ста и более лет. В 70-80 лет они еще не считаются старыми людьми, на вид им можно дать примерно 50 лет, ни одной седины, зрение, слух остры, ноги крепки и ходки, белые зубы целы и крепки и так далее. Поэтому старики равны молодым по работе».

Настоящий адыгейский сыр можно купить в магазинах крупнейших торговых сетей России. Но чтобы попробовать сыр в условиях аутентичного сырного праздника - можно съездить на фестиваль адыгейского сыра, который с 2010 года ежегодно в конце сентября проходит недалеко от Майкопа (обычно на Даховской поляне).

На площадке Фестиваля каждый гость почувствует, попробует, своими глазами увидит атмосферу, в которой рождается настоящий адыгейский сыр. Главным событием фестиваля по традиции становится конкурс народного сыроварения: на площадке зажигают костры, в чанах нагревают свежайшее цельное молоко и начинается волшебство рождения адыгейского сыра. При этом пристрастными судьями становятся сами гости Фестиваля. Своё весомое мнение они могут высказать ещё и в других номинациях, оценивая как популярные, так и возрождаемые блюда из адыгейского сыра. В программу Фестиваля также включается конкурс блюд неадыгской (европейской, ресторанной и других кухонь), модернизированных или созданных на основе адыгейского сыра.

Гостей встречает отдельная экспозиция ремесленников – мастеров народного прикладного искусства. Концертная программа складывается из наиболее ярких танцевальных и вокальных номеров профессиональных именитых ансамблей и народной самодеятельности. Детей здесь ждут игровые зоны. Молодежь встает в традиционный адыгский танцевальный круг – джегу.

Инструктаж по технике безопасности. Санитарно-гигиенические требования:

- Свет должен падать слева.

- Нельзя делать во время работы резких движений рукой состеком – можно поранить рядом сидящего.

- Нельзя лепить при плохом освещении.

- Стеки должны лежать в защитных колпачках, передавать их осторожно.

- При лепке сидеть нужно на всей поверхности стула.

- Не лепить несколько часов подряд.

Практическая часть:

Лепка – это очень увлекательное и полезное занятие. Оно оказывает благотворное влияние на фантазию и творческое восприятие ребёнка, а также развивает мелкую моторику рук.

Слайд №1 « Национальный адыгейский женский костюм»
  1. Головной убор.

( какой формы, какого размера, какого цвета).

  1. Национальное платье.

(особенности фасона, цветовые сочетания, крепления, вышивка, пуговицы, пояс, особенности праздничных руковов)

3) Назовите два способа лепки. ( из целого куска пластилина или создание полого конуса из пластилинового пласта).

4) Какие формы может иметь описание работы? (Словесные пошаговые указания и схематическое изображение ).

Слайд № 2 « Две формы описания работы, условные обозначения»

5) Давайте рассмотрим нашу замечательнуюадыгейку в национальном праздничном костюме.(Обращаю внимание на выставку кукол ). Обратите внимание каким разным может быть выражение лица в зависимости от конфигурации и позы, возраста персонажа.



Слайд №3 « Схемы выполнения фигурки»

6) А теперь посмотрите на заготовку головы и расскажите, с чего мы начинаем лепку головы, какой формы голова (овальная, яйцеобразная), на чем держится голова на туловище (на шее), размер и форма шеи. какое соотношение головы и плечей.



Слайд № 4 « Поэтапное выполнение и сборка куклы»

7) Закрепление порядка выполнения работы.(Лепка головы и рук; крепление на каркасе; изготовление и крепление волос, глаз; губ, бровей, лепка тела, деталей одежды; окончательная отделка и украшение).

8) Самостоятельная работа воспитанников.

9) Физкультминутка:

Гимнастика для глаз (выполнять без напряжения, медленно, каждое

упражнение по 5 раз).

- Вертикальные движения глазами вверх, вниз (считать до трех).

- Горизонтальные движения глазами вправо, влево.

- Круговые движения глазами сначала по круговой стрелке, затем наоборот.

Укрепление вестибулярного аппарата (упражнения выполняются сидя)

- Наклоны головы вперед и назад, вправо и влево.

- Повороты головы вправо и влево.

Профилактика нарушений осанки (исходное положение – стоя).

- Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину. Коснуться или сцепить пальцы рук у правой лопатки. Плечи слегка отвести назад. Подбородок поднять и вытянуть вперед. Повторить упражнение, начиная с левой руки.

10) Подвижная игра «Ниточка - иголочка»

Все игроки стоят в кругу, взявшись за руки. Первый игрок – иголочка, он бегает по кругу между стоящими в кругу детьми в разных направлениях. Второй игрок – ниточка догоняет первого стараясь пробежать тем же путём, что и иголочка. Игра останавливается, если ниточка догнала иголочку или, если ниточка запуталась и ошиблась. Выбираются новые ведущие игроки, игра продолжается.

11) Индивидуальная помощь педагога в случаях затруднения.( повтор, показ, подсказка).

Заключительная часть:

1) «Фестиваль адыгейского сыра» (мини – выставка готовых кукол).

3) Итоги занятия.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!