СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Величие духа русских женщин. Феминитивы в литературе. (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в духовно-нравственной дидактической парадигме с использованием проблемно-диалогового метода.

Содержание урока полностью соответствует теме. Все единицы содержания урока связаны между собой.

Просмотр содержимого документа
«Величие духа русских женщин. Феминитивы в литературе. (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»)»

Методическая разработка урока выполнена,

учителем русского языка и литературы

МОАУ «Лицей №5 А.Ж. Зеленко»,

Муралевой Ксенией Игоревной



Технологическая карта урока литературы в 7 классе

Величие духа русских женщин (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»)

Цель: продолжить анализ поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины», подчеркнуть влияние социальных процессов на подвижность русского языка на примере отважных героинь поэмы.

Задачи:

образовательная: формировать умение анализировать стихотворный текст; углубить знания обучающихся о русском языке как о живой и постоянно меняющейся системе;

развивающая: выявлять причинно-следственные связи и совершенствовать исследовательскую культуру на уроке;

воспитательная: воспитывать чувство долга и ответственности в судьбе близких на примере поэмы Н.А. Некрасова; стремление знать историю русского народа.

Формируемые УУД:

познавательные: анализировать текст и отвечать с помощью него на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике и в справочных материалах; систематизировать материал;

регулятивные: понимать учебные задачи урока; оценивать свои достижения; самостоятельно организовывать свою деятельность;

коммуникативные: уметь вести диалог с учителем и другими учениками при отстаивании своей точки зрения; использовать речевые средства и конструкции в соответствии с задачей коммуникации; высказывать аргументы в пользу своей позиции на обсуждаемую проблему;

личностные: формировать нравственные качества обучающихся на основе опыта эмпатии и сопереживания; понимать эмоции других людей и выражать свои; сопереживать окружающим и оценивать их поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Тип занятия: комбинированный.

Оборудование: учебник с текстом поэмы; портреты Некрасова; портрет Е.И. Трубецкой, П.И. Пестеля, К.Ф. Рылеева; толковые словари по русскому языку; компьютер; презентация PowerPoint; мультимедийная доска; раздаточный материал на столе у каждой группы.

План урока

1. Организационный момент

2. Актуализация имеющихся знаний

3. Целеполагание и подготовка к изучению нового материала

4. Освоение новых знаний

5. Динамическая пауза

6. Первичная проверка понимания

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8. Подведение итогов урока

9. Рефлексия

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению



Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент (1 мин.)

-Добрый день! Я очень рада вас видеть. Девизом нашего сегодняшнего урока будет высказывание К.Г. Паустовского, который говорил, для всего в русском языке есть великое множество хороших слов. И мы сегодня в этом убедимся.

Поприветствовали учителя.

Личностные УУД, коммуникативные УУД.

  1. Актуализация имеющихся знаний (11 мин.)

-Ребята, давайте вспомним о каком произведении мы говорили на предыдущем уроке?

-Посмотрите, пожалуйста, внимательно на фрагмент из фильма «Звезда пленительного счастья» (1975 г.)» и ответьте на следующие вопросы: какой эпизод поэмы «Русские женщины» демонстрируется в данном фрагменте кинофильма? Назовите участников сцены на экране.

Учитель включает видео.


После выступлении княгини продолжение эпизода из фильма инсценируют ученица, переодетая Трубецкой и мальчик, играющий губернатора.













-Мы говорили о поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины».

Смотрят включенное учителем видео.

- В данном видео демонстрируется сцена, в которой княгиня Трубецкая просит губернатора отпустить её вслед за мужем в Иркутск, но он не даёт ей на это своего разрешения.

Открывается дверь и входит ученица, переодетая княгиней Трубецкой.

Выступление ученицы: Здравствуйте. Меня зовут Екатерина Ивановна Трубецкая. 14 декабря 1825 года Николаю Павловичу (Николаю I) отказались присягнуть несколько воинских частей Санкт-Петербурга. Мой муж, Сергей Трубецкой, был в числе тех мятежников, кто не поддерживал царя и хотел ограничить власть самодержавия и избавиться от оков крепостного права. Вместе с ним на Сенатскую площадь вышли и его единомышленники. За что жестоко поплатились. Их восстание было подавлено и отомщено. Они были лишены дворянских титулов, прав и отправлены на каторгу. «Декабристы» – так их позднее назвали. В 1826 году мой муж, Сергей, был сослан в Иркутск. Я первая добилась разрешения следовать за мужем в Сибирь и моим примером вдохновились многие. И назвали нас «декабристками».

Познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД.

3. Целеполагание и подготовка к изучению нового материала (3 мин.)


Эвристическая беседа.

-Ребята, как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить на сегодняшнем уроке?

-Что подвигает поэта к созданию образа сильной русской женщины?

-Почему жёны декабристов последовали за ними в Сибирь, не побоявшись всех тягот и лишений?

-Какими чертами характера обладала княгиня Трубецкая?

-Как позднее назвали женщин, последовавших за мужьями в Сибирь?

- Сегодня я хотела бы, чтобы вы почувствовали себя исследователями и ответили на вопрос: как и с помощью чего образовано слово «декабристка»? Что оно обозначает?

-Знаете ли вы, как называются слова, обозначающие лицо женского пола, которое образовано в свою очередь от однокоренных существительных, обозначающих лицо мужского пола?

-Я хотела бы познакомить вас еще с новым актуальным термином – феминатив. А что такое феминатив?

- Обратите внимание на слайд.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.



Учащиеся говорят о сквозной теме русской женщины в творчестве Н. А. Некрасова.



Называют черты характеры и нравственные качества жён декабристов, упоминают понятия ДОЛГ, ЧЕСТЬ, ГОРДОСТЬ.

-Декабристки.

-Суффиксальным способом от слова «декабрист» путём присоединения суффикса -К-.

Записывают термин в тетрадь.

Феминативы (от лат. Femina – женщина) – имена существительные женского рода, которые обозначают женщин, образованы от однокоренных существительных мужского рода, обозначающих мужчин, и являются парными к ним.

Познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД, личностные УУД.

4. Освоение новых знаний (5 мин)

-Современные ученые-лингвисты, которые исследуют современный русский язык как живую меняющуюся систему, констатируют, что в XXI веке увеличилось количество новых слов в связи с увеличением феминативов. Однако большинству русскоговорящего населения их особенности словообразования режет слух (режиссёр-режиссёрКа). Тем не менее возникновение таких слов обусловлено социальным запросом и тенденцией к феминизации слов. Возникает серьезное противоречие в интерпретации и оценке этого явления из-за разных представителей феминизма. Социолингвистика не ставит под вопрос коммуникативную ценность феминитивов, так как их использование компактно, экономно, более удобно в общении образований, и воспринимается как формирование нового словаря малоупотребительных слов. Феминатив - современный инструмент живого русского языка. К таким выводам приходят лингвисты: М. Кронгауз, Архангельская А.М., Кирилина А.В. Как вы думаете, почему с XIX века число феминативов начало увеличиваться?

Внимательно слушают учителя, записывают имена лингвистов.

С XIX века число феминативов в русском языке стало увеличиваться в связи с тем, что женщины постепенно стали овладевать мужскими профессиями. Этот процесс требовал создания парных слов к словам, обозначающих лиц мужского пола. Как известно, язык – отображение человеческой жизни, поэтому в языке стали постепенно появляться новые существительные, которые сегодня никого не удивляют. К примеру, директор - директриса, поэт – поэтесса, учитель – учительница.



















Познавательные УУД, коммуникативные УУД, личностные УУД.

5. Динамическая пауза (1 мин)

Динамическая пауза.

Учитель говорит правдивые и ложные утверждения, а задача детей при согласии – поднять руки вверх, кто не согласен –хлопает в ладоши.

  1. Слово «тюль» женского рода.

  2. Сколько звуков в слове тюль - столько раз присели. (3 раза)

  3. В слове «щавель» ударение падает на второй слог.

  4. В слове «водяной» корень –ЯН-.

  5. Невежа- это грамотный человек.

  6. «Сказку о золотой рыбке» написал М.Ю. Лермонтов.

  7. А.С. Пушкин был отличным полководцем.

  8. М.Ю. Лермонтов убил Н.А. Некрасова на дуэли.

  9. Килограмм ваты тяжелее килограмма гвоздей.

  10. В русском языке выделяют 4 спряжения глагола .

  11. Сколько спряжений- столько раз наклонились вперёд (2 раза).

  12. В русском языке выделяют 3 наклонения глагола.

  13. Сколько спряжений выделяют столько раз и потянулись вверх.

Закончили динамическую паузу.


Дети хлопают в ладоши,либо поднимают руки вверх.

Личностные УУД, регулятивные УУД.

6.Первичная проверка понимания (10 мин)


- Предлагаю вам разделиться на группы и проанализировать 1 часть поэмы с помощью проблемных вопросов.

1 группа исследователей будет анализировать доводы, которые приводит губернатор, чтобы убедить княгиню остаться, работа с понятием ДОЛГ; 2 группа выполнит лексический анализ незнакомых слов, работа с понятием ВЕРНОСТЬ; 3 группа почему вопреки всем доводам губернатора героиня всё равно отправляется в Иркутск? Работа с понятием ГОРДОСТЬ. Две минуты на подготовку. Не забывайте, когда отвечает одна группа, остальные могут дополнять, помогать.

1группа готова работать. Остальные внимательно слушают и участвуют в диалоге.

- Кто является главной героиней первой части? С кем прощается княгиня Трубецкая? Как провожает ее отец? Что говорит ему на прощанье героиня поэмы? Что узнаём мы о ней и её жизни до печальных событий?

1 группа.В I–III строфах мы находим главные слова, которые нам это объяснят (цитируют текст).Это слово — долг. Мы ещё раз встретим его на страницах поэмы.

Доводы губернатора

1. Отъезд убил отца.

2. Тяжёлая, неустроенная жизнь на каторге.

3. Соблазны столичной жизни.

4. Уязвлённая гордость.

5. Отречение от прав.

6. Дорога вместе с каторжниками

2 группа.

Полость-покрывало в санях

Образок-икона

Завет-напутствие

Мощи-останки

Доха- шуба

Верста-мера длины расстояний

Клеймо- печать

Варнаки-лжец

Ханжество-лицемерие

Тиранить- устрашать, совершать насилие

3 группа.Слово “гордись” и однокоренное с ним “гордость” — они будут переходить со страницы на страницу(цитируют строфу поэмы). Раскрывают смысл понятия.

Познавательные УУД, коммуникативные УУД, личностные УУД.

7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (3 мин)

-Какие из этих доводов губернатор считает наиболее важными? Являются ли эти доводы важными для княгини? Именно они и не вызывают у неё колебаний. Почему?



-Честь офицера превыше чести царя, поэтому губернатор уступает княгине и отпускает её. В системе ценностей княгини экономические и социальные блага не могут быть важнее её долга как жены и любящей женщины.

Познавательные УУД, коммуникативные УУД, личностные УУД.

8. Подведение итогов урока (3 мин)


-Как называются слова, обозначающие деятельность и(или) профессии лиц женского пола? Каково значение феминативов в русском языке? Почему потребовалось создание слова «декабристка» вместо словосочетания «жена декабриста»?


-В XIX в. женщина не была равна в правах с мужчиной. Поэтому решение жён декабристов отправиться в Сибирь повергло в шок царя и дворянскую общественность. С точки зрения русского языка «жена декабриста» это словосочетание, где «жена» -ЗАВИСИМОЕ слово, а «декабристка» обладает самостоятельностью и цельностью.

Коммуникативные УУД, личностные УУД.

9. Рефлексия (2 мин)

-Понравилось ли вам быть литературоведами и лингвистами? Легко ли им быть? Какие личные качества необходимы литературоведу и лингвисту?

-Любознательность, умение найти и использовать информацию, работать с текстом.

Личностные УУД,регулятивные УУД.

10.Домашнее задание, инструктаж по его выполнению (1 мин)

Напишите развернутый ответ на вопрос: «Почему в русском языке появляются новые слова».

Записывают домашнее задание.

Личностные УУД, регулятивные УУД.













Приложение к уроку.

Феминатив (от лат. Femina – женщина) – имена существительные женского рода, которые обозначают женщин, образованы от однокоренных существительных мужского рода, обозначающих мужчин, и являются парными к ним.

Динамическая пауза.

Учитель говорит правдивые и ложные утверждения, а задача детей при согласии – поднять руки вверх, кто не согласен –хлопает в ладоши.

Задание для 1 группы: проанализировать доводы, которые приводит губернатор, чтобы убедить княгиню остаться, работа с понятием ДОЛГ;

Задание для 2 группы: выполнить лексический анализ незнакомых слов, работа с понятием ВЕРНОСТЬ;

Задание для 3 группы: ответить почему вопреки всем доводам губернатора героиня всё равно отправляется в Иркутск? Работа с понятием ГОРДОСТЬ.



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!