СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великая Отечественная война 1941-1945

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Великая Отечественная война 1941-1945»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



Рассмотрено на заседании ЦМК


Протокол № ____от________________

Председатель Хританкова Н.Ю.

(Ф.И.О)













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Специальность 34.02.01 Сестринское дело (с базовой подготовкой)



Дисциплина: История

Тема 2.29. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.



Разработчик – Петрова Ирина Сергеевна













2019

СОДЕРЖАНИЕ


МОТИВАЦИЯ 4

ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ» 5

ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ 6

КОНТРОЛЬ ПО ПРЕДЫДУЩЕЙ ТЕМЕ 7

ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ 9

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО НОВОЙ ТЕМЕ 23

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26




МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ

Вид занятия – объяснение с демонстрацией наглядных пособий

Продолжительность – 90 мин.

Тип занятия – изучение нового материала


ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

1. В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования определены учебные цели:

- Формировать знания об истории России и человечества в целом, представления об общем и особенном в мировом историческом процессе;

2. Развивающие цели:

- развивать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);

3. Воспитательные цели:

- воспитывать бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия (ОК 10).

Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный с использованием мультимедийной презентации.

Место проведения занятия – аудитория колледжа.




МОТИВАЦИЯ

Последнее время о Великой Отечественной войне сказано много, становятся доступны архивы, меняются взгляды и оценки данных событий. Но удивительным становится то, что чем больше мы привлекаем эти события для воспитания патриотизма, чем больше становится тех, кто поступают наоборот. Правы ли те, кто говорят, что все устарело пора забыть: « Отгремело и отболело…» или же «отгремело, отболело?..».

Данное занятие позволит повторить, обобщить, систематизировать знания студентов о Великой Отечественной войне, на основе знаний полученных на занятиях по всеобщей истории; устранить пробелы в знаниях и ввести дополнительный материал по теме, а также способствует формированию бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважения социальных, культурных и религиозных различий (ОК 10).



ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

Тема 2.29.

Великая

Отечественная

война 1941-1945 гг.










Содержание учебного материала:

2

1,2

Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Подвиг

советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны.

Идеология и культура в годы войны.

Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения.

Лабораторные работы

-


Практическое занятие

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

- чтение текста учебника [2, с. 223-241], ответы на вопросы.

- подготовка докладов, презентаций

1




ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

п/№

Наименование этапа

Время

Цель этапа

Деятельность

Оснащение

преподавателя

студентов

-1-

-2-

-3-

-4-

-5-

-6-

-7-

Организационный этап

3 мин.

Организация начала занятия, подготовка рабочего места студентов

Отмечает отсутствующих студентов в журнале

Староста называет отсутствующих студентов. Студенты организуют собственную деятельность: приводят в соответствие внешний вид, готовят рабочие места -тетради для составления конспектов.

Журнал, дневники оценки и самооценки


Контроль по предыдущей теме: «Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны».

10 мин.

Формирование знания об истории России человечества в целом, представления об общем и особенном в мировом историческом процессе

Инструктирует и организовывает опрос

Выполняют задания

Приложение №1

Мотивационный этап, целеполагание

4 мин

Формирование знания об истории России человечества в целом, представления об общем и особенном в мировом историческом процессе

Объясняет студентам цели занятия, важность изучения данной темы.

Слушают, задают вопросы,

Методическая разработка комбинированного занятия

Изучение нового материала

65

мин.

Формирование знания об истории России человечества в целом, представления об общем и особенном в мировом историческом процессе

Излагает конспект занятия, акцентируя внимание студентов на ключевых моментах. Координирует деятельность студентов при выполнении заданий, контролирует, вносит коррективы

Слушают, задают вопросы, конспектируют


Тетрадь для конспектов, опорный конспект

Приложения

№ 2,3,4,5

Выполнение заданий по изучаемой теме

5

мин

Проверка и закрепление знаний по изучаемой теме;

Формирование знания об истории России человечества в целом, представления об общем и особенном в мировом историческом процессе

Инструктирует и проводит устный фронтальный опрос

Дают устные ответы на вопросы

Приложение № 6

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

3 мин.

Формирование и закрепление знаний, развитие бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважения социальных, культурных и религиозных различий (ОК 10)

Устно проговаривает:

задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов,

озвучивает оценки.

Записывают задание, задают вопросы.


Приложение №7



Приложение 1

КОНТРОЛЬ ПО ПРЕДЫДУЩЕЙ ТЕМЕ

«Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны»

Тестовые задания выполняются письменно.

1. Направления советской внешней политики в 1933-1938 г.г.:

А) прорыв дипломатической изоляции;

Б) план создания системы коллективной безопасности;

В) соглашение с Японией о взаимном уважении интересов.

2. Пакт о ненападении между СССР и Германией был подписан:

А) 23 августа 1937г.

Б) 23 августа 1939 г.

В) 23 августа 1940 г.

3. Кто подписывал пакт о ненападении со стороны СССР?

А) И.В. Сталин;

Б) Г.К. Жуков;

В) В.М. Молотов.

4. «Мюнхенское соглашение» (выберите несколько вариантов ответа):

А) позволяло отторгнуть от Чехословакии Судетскую область;

Б) было заключено между Чехословакией и Германией;

В) не признавалось Францией и Англией;

Г) было подписано в 1938 г.;

Д) оставило СССР в международной изоляции.

5. Кто из советских военачальников руководил прорывом «линии Маннергейма»?

А) К. Е. Ворошилов;

Б) Г. К. Жуков;

В) С. К. Тимошенко.

6. Какое событие стало причиной исключения СССР из Лиги Наций?

А) введение советских войск на территорию Польши;

Б) нападение СССР на Финляндию;

В) заключение СССР договора с Германией.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

«Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны»

1. Направления советской внешней политики в 1933-1938 г.г.:

Б) план создания системы коллективной безопасности;

2. Пакт о ненападении между СССР и Германией был подписан:

Б) 23 августа 1939 г.

3. Кто подписывал пакт о ненападении со стороны СССР?

В) В.М. Молотов.

4. «Мюнхенское соглашение» (выберите несколько вариантов ответа):

А) позволяло отторгнуть от Чехословакии Судетскую область;

Б) было заключено между Чехословакией и Германией;

5. Кто из советских военачальников руководил прорывом «линии Маннергейма»?

А) К. Е. Ворошилов;

6. Какое событие стало причиной исключения СССР из Лиги Наций?

Б) нападение СССР на Финляндию.



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТОВОЙ РАБОТЫ


«5» отлично – 90-100%

«4» хорошо -70-89%

«3» удовлетворительно - 50-69%

«2» неудовлетворительно - менее 50%






ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ

«ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 ГОДЫ»

Преподаватель: Война, что может быть страшнее. За последние 3400 лет на земле было лишь 250 лет мира. В наполеоновских войнах погибло 1 млн. человек. 1 мировая война унесла 10 млн. смертей в пропорции 20 участников на 1 гражданское лицо. 2 мировая война около 30 млн. человек и т.д. Подумайте и определите, а что такое война? «Война – это….». Ребята, обдумывают 1 мин., идеи фиксируются преподавателем на доске, а затем по мере воспроизведения их, записывают определение война. Война - конфликт между политическими образованиями - государствами, племенами, политическими группировками и так далее, - происходящий на почве различных претензий, в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами.

Преподаватель: Утро советских граждан началось с воя сирен, обстрела мирных граждан, пожар, дым, потеря дома, самого любимого, дети потеряли детство, девушки сменили выпускные платья на гимнастерки…(рассказ преподавателя сопровождается показом фрагмента фильма «Звезда», момент взрывов в мирной деревни, после окончания бомбежки - разруха, плачущие дети).

22 июня в 4 часа утра, когда вся страна спала и готовилась к выходным - фашисткие войска пошли в наступление от Северного Ледовитого океана до Черного моря. Удар был внезапным. В первый натиск было брошено на СССР 5,5 млн. солдат и офицеров, 5 тыс. самолетов, 3.5 танков. Более 1200 советских самолетов взорваны на аэродромах, нарушено сообщение с войскам. Война оказалась внезапной…»

Преподаватель: Подготовка к войне. Но почему, же война оказалась внезапной? Почему в то время, когда в мире шла мировая война, для нас удар стал внезапным, велась ли подготовка? Существует много версий и позиций: одни считают, что СССР готовился к войне, тогда почему нес такие потери? Германия использовала данную ей отсрочку для усиленной подготовки. Одни защищают СССР, другие обвиняют. Для того чтобы разобраться во всем этом, выяснить как шла подготовка, разделимся на три группы защитники СССР - они докажут, что СССР сделал все возможное в преддверии войны, противники проанализируют подготовку Германии и просчеты СССР и аналитики - они проанализируют цифры, т.е. дадут объективную оценку, рассаживаемся за 3 стола. (Работа в группах: «Защитники СССР», «Противники СССР», «Аналитики»).

Преподаватель: Задание к группе «Защитники СССР» работа с историческим документом (Приложение 2): Составить план: «Подготовка к войне СССР. Если завтра война, была ли готова страна?..» (План: 1)Индустриализации и коллективизация; 2) Два военно-промышленных комплекса; 3)Увеличение армии;4)Чистка армии; 5)Ошибки военной доктрины)

Преподаватель: Задание к группе «Противники СССР» работа с историческим документом (Приложение 2): Составить план: «Подготовка к войне Германии». (План: 1)Пропаганда своих идей; 2)Разработка планов захвата;3)Сильная разведка; 4)Вера в пакт о ненападении).

Преподаватель: Задание к группе «Аналитики» (работа со статистическими документами (Приложение 2): «СССР и Германия. Соотношение сил».

Таблица: «Соотношение сил СССР и Германия к 22 июня 1941г»

Силы и средства

СССР

Германия

люди

5.7 млн.

7.3 млн.

Орудия

117.6

71.5

Танки

18.7

5.6

Самолеты

16

5.7


Преподаватель: Сравните планы и таблицы. Определите закономерность

  • Почему СССР  имея превосходство, терпит поражение впервые годы войны?

  • Зачем Гитлеру понабился пакт, стало ясно уже через неделю после его подписания, а на что рассчитывал Сталин?

  • Приращения территорий в 1939-1940 годах акт откровенной агрессии или необходимость укрепления обороноспособности советского государства в условиях мировой войны?

Преподаватель: Работа с картой по выяснению  основ плана «Барбаросса», с привлечением уже имеющихся знаний из курса всеобщей истории.

- План Барбаросса был подготовлен еще в 1940 году и предполагал, что хорошо подготовленная и технически оснащенная армия захватит жизненно важные  центры СССР  до зимы  1941 года.  

Преподаватель: Работа с аналитическими заданиями (Приложение 3).

Выводы: армия оказалась в руках военачальников, чьи знания  и стратегическое мышление соответствовало уровню первой мировой войны, либо спешно выдвинутых, малоопытных командиров. В армии остались в большинстве остались безграмотные, безынициативные командиры, лишь 7 % из них имели высшее образование, 37 % не прошли даже курса в средних военно - учебных заведениях». Политическое руководство СССР упорно игнорировало информацию о подготовке германской агрессии. Из-за опасений дать повод Берлину к разрыву пакта о ненападении Красная Армия не была приведена в боевую готовность.

Преподаватель: Причины поражения СССР.

Недоверие Сталина

- Война с Финляндией показала неготовность армии к войне

- Высший состав репрессирован

- У рядовых нет опыта

- Просчет руководства в размещении крупных сил у границы

Первые дни тяжелые потери, поражения. Фашисты натолкнулись на жестокое сопротивление Красной Армии. Переход к тактике стратегической обороны.

1 ноября 1941г- блокада Ленинграда, 2 сентябрь 1941 г.- фашисты в в 30 км от Москвы. Разработан план захвата столицы «Тайфун». «Стройными рядами с парада на Красной площади солдаты уходили в бой. 5-6 декабря 1941 г враг отброшен на 100 км от Москвы». Показ слайдов «Солдаты отступают», «Оборона Москвы», «Парад на Красной площади и в бой», «Карикатура на Гитлера»

«Уже в ладони немец бил,

У городской заставы

Уже вблизи его войска

Гремят броней стальною.

Уже видна ему Москва

С кремлевскую стеною.

Уже слова: «Моя Москва»-

По - русски враг заучивал!

Нет, ты возьми ее сперва,

Потом усы покручивай!

(Твардовский)

Преподаватель:

- Почему Гитлер ставил своей главной целью захват Москвы?

- Что задержало движение гитлеровцев?

- Почему цель Гитлера захват СССР не удался?

Выберите причины, в соответствии с которыми советские войска выстояли и переломили врага. Аргументируйте свой выбор.

Преподаватель: Факторы способствовавшие победе.

  1. Стойкость, мужество, вера в победу

  2. Всенародный характер войны

  3. Приказ руководства о воинской дисциплине «Ни шагу назад»

  4. Роль партии организовавшей все силы армии и народа против агрессии

  5. Помощь тыла фронту.

Преподаватель: Подумайте, были ли другие факторы способствовавшие победе?

Выяснить этот вопрос нам помогут песни военных лет, именно они ярко отражают все факторы победы. Группам предлагается вспомнить песни военных лет и спеть их. (Приложение 4) . Если обучающиеся затрудняются, преподаватель предлагает группам заранее распечатанные тексты песен. Например:

Песни о любви, верности - «В землянке», Темная ночь», Елизавета»

Дружбе, взаимовыручке - «Три танкиста», «Экипаж - одна семья», «Вечер на рейде»

Долге перед Родиной - « …А нам нужна одна Победа»

Студенты выбирают из них факторы способствовавшие победе и аргументировано их доказывают.

(Это следующие факторы – любовь к семье, к своей единственной и любимой, к родной семье, дружба, взаимовыручка. В учебниках это выражается сухими словами – человеческий фактор. Все это и есть патриотизм).

Преподаватель: Ребятам, которые входят в группу «Аналитики» заранее было дано задание. Патриотизм. - А какое отношение к патриотизму сегодня? Послушаем аналитическую группу, проводившую социологический опрос. (Заранее среди студентов первого курса проводился опрос с целью выявления объективного мнения в отношении патриотического воспитания молодежи нашего времени. Итоги подсчитываются и объявляются).

Преподаватель: Итоги. Итак, СССР внес решающий вклад в победу, в избавление от угрозы фашистского порабощения. Именно здесь вермахт потерял более 73% личного состава. Однако цена, заплаченная советским народом за победу велика. В развалинах лежало 1710 городов, свыше 70 тыс. сел и деревень сожжены, разграблено 427 музеев и 43 тыс. библиотек.

Давайте сравним:


СССР

Другие страны

Людские потери

28 млн. человеческих жизней ( 10 млн. на фронте)

Германия-5.5 млн. чел

Национальное богатство страны


1/3 сократилось

Англия 0.8%

Франция 1.5%

США 0% (+ 117 млр. дол.)

итог

Отставание в развитии  страны на 5-10 лет


Преподаватель: Работа в группах над проектом ( создание интерактивного музея). Интерактивный музей « Отгремело, отболело?..» (Приложение 4). Почему же правнуки тех, кто воевал, одевают черную спецодежду, бреют головы и кричат «Хай Гитлер». Возможно, они чего не знают или не понимают. Сегодняшние музеи им не интересны, книг они не читают, но бродя по всемирной сети интернета, они просто не наткнулись на что-то очень интересное, захватывающее их воображение. Я предлагаю вам создать виртуальный музей в режиме реального времени. Для этого каждая группа создаст одну из страниц музея « Отгремело, отболело?..» учащиеся предлагают свои идеи, какие бы экспозиции они могли создать, о чем они будут, как в них будет озвучен рассказ. Затем для примера преподаватель раздает свои варианты, каждая группа студентов получает пакет с заданиями, где содержаться иллюстрации, фото времен войны, стихи о войне, песни, воспоминания и т.д. На обсуждение дается время, затем группы представляют свою экспозицию.

Работа в группах над проектом.

1 Группа (Приложение 5).

- Звучит гимном «Вставай страна огромная...» идет показ слайдов или плакатов

«Родина мать зовет», «Клянемся мстить гитлеровским захватчикам!» Студенты рассказывают о начале войны.

2 группа - рассказывают о генералах войны.

3 группа - составляют рассказ о ветеранах войны, привлекая воспоминания ветеранов войны, заранее снятое на видео, или использование материалов городского музея.

Преподаватель: Посетив наш виртуальный музей, я думаю, многие задумаются о главном в этой жизни, а поможет им в этом наш пароль, ведь посетитель для выхода с нашего виртуального музея должен ввести пароль. Придумайте его – ключевые слова, которого «История, патриот, Родина».

Преподаватель: А для этого составим в каждой группе синквейн «Патриотизм» в качестве заключения. Напоминаю, что означает синквейн - это пятистрочная стихотворная форма. Варианты синквейна:

- «Война страшная губительная. Разрушает, уничтожает, унижает. Страшнее для истории и Родины нет. Лишь патриотизм спасет Родину»

- «История обеспечивает воспитание патриота Отечества и гражданина Родины».












Приложение 2


Группа 1- Поработайте с текстом и выполните задание:

  1. Составьте план, отражающий меры по укреплению обороноспособности страны.

  2. Сделайте выводы о готовности страны отразить фашистскую агрессию.

  3. Какие изменения произошли в Вооруженных силах СССР в предвоенные годы.

  4. Составьте стратегические замыслы СССР на характер предстоящих боевых действий руководства СССР.

  5. Ваша оценка их.

Согласны ли вы с мнением: « И.В. Сталин сам готовился нанести по Германии превентивный удар». Насколько это целесообразно и реально для СССР начала 40-х годов. А. А Левандовский «Россия XX век» - в результате форсированной индустриализации и коллективизации СССР обрел мощную промышленность и строго централизованное сельское хозяйство. Упор в индустриальном строительстве делался на восточные районы страны.

Там возникли новые угольно-металлургическая (Урало-Кузбасский комбинат) и нефтяная (в Предуралье) базы, с 1939 года развертывалась система предприятий-дублеров (в случае войны они могли заменить разрушенные или захваченные врагом промышленные объекты), разветвленной стала транспортная сеть. Еще более серьезные сдвиги произошли в качественном уровне советской экономики. В ней появились новые отрасли, тракторная, автомобильная, авиационная, химическая и хр.), без которых немыслимо было оснащение армии современной боевой техникой, а значительное повышение образовательного и культурно-технического уровня населения открывало возможности для эффективного овладения ею миллионами людей. Большое внимание уделялось накоплению государственных ресурсов и мобилизационных запасов. С 1940 по июнь 1941 г. их объемы возросли почти вдвое. В дальнейшем они очень помогли преодолеть трудности перестройки народного хозяйства на военный лад.

Специальные учебные заведения (школы фабрично-заводского обучения и ремесленные училища, образованные в1940 года) ежегодно готовили до 1 миллиона молодых рабочих. Они составляла государственный резерв квалифицированной рабочей силы. За годы первых пятилеток на востоке возникли две военно- промышленные базы (Урало-Сибирская и дальневосточная) в дополнение к той единственной, что содействовала в европейской части страны с дореволюционного времени. В конце 30-х гг. были приняты дополнительные меры по развитию оборонных отраслей промышленности. В частности, в2,5 раза по сравнению с 1938 г. увеличились ассигнования на военные нужды: к 1941 г. они достигли 32,6% государственного бюджета. Разрабатывались и ставились на конвейер новые образцы боевой техники, не уступавшие лучшим зарубежным конструкциям, а нередко и превосходившие их. Вместе с тем необходимые масштабы производства современных вооружений по разным причинам, как объективным, так и из-за допущенных просчетов, не были достигнуты. Не до конца удалось устранить и перекос в географическом размещении военных заводов: к лету 1941 г. на востоке выпускалось менее 20% оборонной продукции.

За два предвоенных года численность Советских Вооруженных Сил увеличилась втрое и достигла 5,3 миллион человек. В соответствии с принятым в сентябре 1939 г. законом «О всеобщей воинской обязанности» завершился переход к единой, кадровой системе комплектования войск (до этого наряду с кадровыми войсками существовали территориальные формирования, в которых рядовой состав получал военную подготовку во время краткосрочных сборов). Однако в их оснащении преобладала устаревшая боевая техника. В конце 1940 г. началось формирование 9 механизированных корпусов (более чем 1 тыс. танков каждый), а в марте 1941 года еще 20. Они должны были стать главной ударной силой сухопутных войск СССР. Однако к середине июня 1941 г. только 3 корпуса были полностью оснащены боевой техникой и еще 5 укомплектованы наполовину, остальные имели менее 50% положенных по штату танков (причем в 12 корпусах эта цифра колебалась в пределах от 3,5 до 30%). Из 20 с лишним тысяч танков, насчитывавшихся в армии в целом, современных боевых машин было крайне мало: 638 тяжелых КВ и 1225 средних Т-34. для полного переоснащения танкового парка, учитывая достигнутые темпы производства, требовалось не менее двух лет. Аналогичная картина наблюдалась и в авиации, К началу войны армия получила 2,7 тысяч новейших самолетов. Аппараты устаревших типов в это время составляли 82,7% самолетного парка, а новые - 17,3%. Таким образом, перевооружение и Военно-Воздушных Сил находилось в самом начале развития и для его завершения нужно было около полутора лет.

Группа 2- Поработайте с текстом и выполните задание.

В армии вводились новые средства ведения войны (танки, авиация, механизированные и воздушно- десантные войска); вводились методы блицкрига (молниеносной войны). Германское командование учитывало политические и психологические аспекты войны. Длительный период умиротворения сказался на отношении общественного мнения и многих политиков стран. Они воспринимали ее как досадную неожиданность, недоразумение, искали пути примирения с Германией. Патриотического подъема в 1939-1940 в Европе не возникло. Психологические лидеры были деморализованы, а удары немецкой авиации, танковые прорывы повергли в панику. Большую роль в победах вермахта сыграла « пятая колонна»- агентура национал-социалистов в европейских странах. Ее основу составляли местные фашистские партии, получавшие финансовую помощь из Германии. Симпатизировала фашистам и пресса, все вместе распускало пораженческое настроение, а после капитуляции своих стран представители этих партий возглавили марионеточные правительства. Проанализируйте захваты Германии, пользуясь картой.






















Группа 3- Сравните, проанализируйте и выполните задание. Соотношение сил СССР и Германии.


Соотношение сил СССР и Германия к 1941 г

Силы и средства

СССР

Германия

люди

5.7 млн.

7.3 млн.

Орудия

117.6

71.5

Танки

18.7

5.6

Самолеты

16

5.7


Соотношение сил СССР и Германия к 1943 г

Силы и средства

СССР

Германия

люди

1336

900

Орудия

19100

10 000

Танки

3444

2733

Самолеты

2172

2050


Вопросы социологического опроса среди студентов первого курса:

Итоги подсчитываются и объявляются в конце.

- напротив ответа поставьте галочку.

1. Любовь к Родине – это просто слова?

Да Нет

2. Патриотизм всегда существовал в России.

Да Нет.

3. Страницы Великой Отечественной войны яркий пример патриотизма.

Да Нет

4. Историческое прошлое моей страны учит меня героизму и патриотизму?

Да Нет



Приложение 3

Работа с аналитическими заданиями.

Задания № 1,2,3,4 – прочитать, ответить.

1. «Репрессии в армии»- прокомментируй цифры

К чему могли привести данные меры?

В 1937- 1938 году в высшем руководстве армии были уничтожены:

Из 5 маршалов - 3

Из 5 командармов 1 ранга-3

Из 57 командиров корпусов-50

Из 26 корпусных комиссаров-25

Из 64 дивизионных комиссаров- 58

Из 456 командиров полков- 401

40 тыс. офицеров Красной Армии

2. «Агентурные сообщения военной разведки»:

- не позднее 16 июня 1941 г.: « Все военные мероприятия Германии по подготовке вооруженного нападения на СССР закончены, удар можно ожидать в любое время»;

- 20 июня 1941 г.: «Все столкновения ожидаются 21-22 июня, в Польше находится 100 германских дивизий, в Румынии-40, в Финляндии-6. в Венгрии-10, в Словении-7».

3.«Сигналы о предстоящем нападении поступали и от руководителей государств»:

- в январе 1941 г. Президент США Рузвельт поставил в известность Сталина о готовящемся Германией нападении на СССР;

- в апреле 1941 года от премьер-министра Великобритании Черчилля;

Как вы считаете, чем можно объяснить тот факт, что Сталин не принимал во внимание многочисленные сигналы и донесения о готовящемся нападении?

На чем основывалась уверенность, что Гитлер не развяжет летом 1941 года войну против СССР?

4. Работа с текстом: «Были сделаны серьезные ошибки в разработке военной доктрины, в оценке характера начального этапа войны (предполагалась полоса относительно длительного развертывания боевых сил сторон), в определении направления главного удара противника. И. В. Сталин был убежден, что гитлеровцы в войне с СССР будут стремиться в первую очередь овладеть Украиной, чтобы лишить нашу страну богатых экономических районов и захватить украинский хлеб, донецкий уголь, а затем и кавказскую нефть. При рассмотрении оперативного плана весной 1941 г. Сталин говорил: «Без этих важнейших жизненных ресурсов фашистская Германия не сможет вести длительную и большую войну». Господствовал тезис о том, что СССР, в случае нападения на него, будет вести наступательные боевые действия на чужой территории малой кровью и превратит их в войну гражданскую — мирового пролетариата с мировой буржуазией. Поэтому более половины стратегических запасов (оружие, боеприпасы, обмундирование, техника, горючее) было складировано вблизи границы и впервые недели войны или попало в руки немцев, или было уничтожено при отступлении.



Приложение 4

«Тёмная ночь»

Тёмная ночь только пули свистят по степи,

Только ветер гудит в проводах, тускло звёзды мерцают

В тёмную ночь, ты любимая знаю, не спишь,

И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.

Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,

Как я хочу, к ним прижаться сейчас губами,

Тёмная ночь разделяет любимая нас

И тревожная тёмная степь пролегла между нами.


Верю в тебя, в дорогую подругу мою,

Эта вера от пули меня тёмной ночью хранила,

Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,

Знаю встретишь с любовью меня,

Чтоб со мной не случилось.

Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи,

Вот и сейчас надо мною она кружится.

Ты меня ждёшь и у детской кроватки не спишь,

И поэтому знаю со мной, ничего не случится.

«Ты ждешь Лизавета…»

Ты ждёшь, Лизавета,

От друга привета.

Ты не спишь до рассвета,

Всё грустишь обо мне.

Одержим победу,

К тебе я приеду

На горячем боевом коне.

Одержим победу,

К тебе я приеду

На горячем боевом коне.

Приеду весною,

Ворота открою,

Я с тобой, ты со мною

Неразлучны вовек.

В тоске и тревоге

Не стой на пороге,

Я вернусь,

Когда растает снег.

В тоске и тревоге

Не стой на пороге,

Я вернусь,

Когда растает снег.

Моя дорогая,

Я жду и мечтаю,

Улыбнись, повстречая,

Был я храбрым в бою.

Эх, как бы дожить бы

До свадьбы-женитьбы

И обнять любимую свою.

Эх, как бы дожить бы

До свадьбы-женитьбы

И обнять любимую свою.

«Три танкиста»

На границе тучи ходят хмуро,

Край суровый тишиной объят.

У высоких берегов Амура

Часовые Родины стоят.

У высоких берегов Амура

Часовые Родины стоят.

Там врагу заслон поставлен прочный,

Там стоит отважен и силен

У границ земли дальневосточной

Броневой ударный батальон.

У границ земли дальневосточной

Броневой ударный батальон

«Вечер на рейде»

Споёмте друзья

ведь завтра в поход

Уйдём в

предрассветный туман

Споём веселей

пусть нам подпоёт

Седой боевой

капитан

Прощай

любимый город

Уходим завтра в море

И ранней порой

Мелькнёт за кормой

Знакомый платок голубой

«Ехал я из Берлина»

Ехал я из Берлина по дороге прямой,

На попутных машинах ехал с фронта домой.

Ехал мимо Варшавы, ехал мимо Орла,

Там, где русская слава все тропинки прошла.


Припев:

Эй, встречай, да крепко обнимай,

Чарочку хмельную полнее наливай





Приложение 5


Задание группам для подготовки проекта (выставки) виртуального музея

«Отгремело, отболело…»

1 Визитка экспозиции (выбери одну из иллюстраций в качестве основной);

2.Придумай название своей выставки (два, три ключевых слова);

3.Кратко опишите, о чем выставка (свои идеи, стихи, фото);

Первая группа - «Родина - Мать зовет!» (в качестве наглядного материала предложить плакаты – «Родина - Мать зовет!», «Клянемся мстить гитлеровским захватчикам!», гимн «Священная война!»).

Вторая группа - «Герои войны» (предложить студентам готовые сообщения о Г.К. Жукове, К.К. Рокоссовском, портреты, выписки из воспоминаний и др.)

Третья группа - «Победа» (предложить набор иллюстраций Парада победы, взятие Рейхстага 9 мая 1945 года, стихи Э. Асадова «День Победы», В. Харитонова «День победы»).

Четвертая группа «Вспомни их» (предложить подбор фото ветеранов, награды, медали, письма с фронта, стихи о ветеранах).


Приложение 6

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО НОВОЙ ТЕМЕ Тестовые задания выполняются устно.

1. Название гитлеровского плана нападения на СССР:

А) «Барбаросса»

Б) «Тайфун»

В) «Цитадель»

Г) «Ост»

2. Верховным главнокомандующим в годы ВОВ был:

А) Г.К. Жуков

Б) И.В. Сталин

В) К.Е. Ворошилов

Г) М.Н. Тухачевский

3. С обращением к советскому народу в полдень 22 июня 1941 года выступил:

А) Г.К. Жуков

Б) И.В. Сталин

В) С.К. Тимошенко

Г) В.М. Молотов.

4. Назовите немецкую операцию по захвату Москвы

А) «Барбаросса»

Б) «Зимняя гроза»

В) «Тайфун»

Г) «Цитадель»

5. Назовите термин, о котором идет речь.

Теория ведения агрессивной молниеносной войны Германии против СССР. Предусматривала быстрый разгром противника еще до того, как он сумеет развернуть боевые части называется…

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

1.Направления советской внешней политики в 1933-1938 г.г.:

А) «Барбаросса»

2. Верховным главнокомандующим в годы ВОВ был:

Б) И.В. Сталин

3. С обращением к советскому народу в полдень 22 июня 1941 года выступил:

Г) В.М. Молотов.

4. Назовите немецкую операцию по захвату Москвы

В) «Тайфун»

5. Назовите термин, о котором идет речь. Блицкриг






Приложение 7

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


Подготовьте информационный буклет по одной из предложенных тем:


«Великая Отечественная война»;

«Никто не забыт, ничто не забыто… Улицы города, села, названные в честь героев ВОВ».


Прочитайте и перескажите текст учебника [2, с. 223-241].





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Загладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира в XX – начале XXI века. 11 класс / Н.В. Загладин, Н.А.Симония. – 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. – 480 с.

  2. Самыгин П.С. История: учебное пособие для студентов средних профессиональных заведений [Текст]: / Самыгин П.С. – 17-е изд. – Ростов-на-Дону: «Феникс» - учебное пособие, 2012.- 474с.

  3. Саплина Е.В. История России: Тематические контрольные работы. 11 класс: практикум/Е.В. Саплина, В.А. Клоков.- М.:Дрофа,2018.-92с.



6


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!