Урок – интеллектуальное соревнование:
«Великая Отечественная война : год за годом...»
Цели: в игровой форме проверить знания по истории ВОВ;
Дать возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность;
воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, чувство ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма.
Оборудование: 1. Интерактивная доска
2. Выставка книг и плакатов, посвященных ВОВ
3. Портреты героев, полководцев
4. Видеофильм «Великая Отечественная Война»
Ход урока:
Вступительная часть.
Учитель-ведущий разъясняет цели, последовательность и форму проведения урока, представляет команды и жюри. Конкурс состоит из нескольких туров. Участники и болельщики выполняют различные задания.
Война - явление жестокое, страшное. Но пока существует на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые приносят раны людям, уносят жизни родных. Наше мероприятие посвящено одной из самых трагических, но, безусловно, одновременно наиболее выдающейся и славной странице истории нашей страны – войне советского народа против фашистских захватчиков 1941-1945. Нам предстоит поэтапно вспомнить драматические и героические события этого тяжелейшего испытания, которые в тоге привели к Великой Победе.
Игровая часть
Первый этап 1941 год, трагическое начало. «Жестокость является благом для будущего..Войну против России нельзя вести по-рыцарски. Ее нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью.», - так напутствовал Гитлер свои войска перед нападением на нашу страну. Как же сложились для советского народа эти дни.
Задание. Работа с интерактивной доской. Команды поочередно отвечают на вопросы, направленные на выяснение знания учащимися событий этого периода войны.
Вопросы:
Для похода на восток гитлеровская команда не разработала два важных плана. Один получил название «Барбаросса», как называется второй? (ост)
Уже в июне 1941 года появилось стихотворение, вскоре ставшее словами главной советской песни Великой Отечественной Войны. Какая это песня? («Священная война).
В июне 1941 советский летчик направил свой подбитый самолет на скопление немецкой боевой техники. Кто этот летчик? (Николай Гастелло)
Для нападения на СССР гитлеровская команда сосредоточила 3 группы армии: «Север», «Юг» и …. Как называлась третья? («Центр»)
На фронтах войны сражались не только люди, но и «яки», «тигры», «пантеры», «леопарды». Что это было? (Боевая техника: танки, самолеты).
Уже в июне 1941 из западных районов СССР на восток стали вывозиться люди и производственные объекты. Как называется этот процесс? (Эвакуация)
В 1941 в снабжении Красной армии продовольствием наступил кризис. Пришлось обратиться за советом к бывшему интенданту царской армии. Он выдал следующий рецепт: «Русскую армию спасут «три С»: спирт, сало и …? Что еще? (Сухари)
Это был первый советский город, который даже окружив, не смогли захватить гитлеровские войска. Какой это город? (Ленинград)
Этот «большой ветер», по замыслу немецкого командования, должен был привести к захвату крупнейшего города в СССР в 1941 году. Что это за «ветер» ? (Операция «Тайфун», в переводе с китайского «большой ветер» )
После этой битвы был развеян миф о непобедимости германской армии. Какое это сражение? (Московская битва)
Второй этап: 1942 год горечь новых поражений.
Ведущий: «После разгрома врага под Москвой, казалось, самое страшное было уже позади, но в 1942 году Красная армия потерпела новые крупные поражения, в враг упорно продвигался вглубь нашей территории, занимая советские города, неся с собой разорение и смерть.
Просмотр видеофильма «Великая отечественная Война».
Команды получают одинаковые задания и по в/ф и выполняют их в течении трех минут.
Третий этап: 1943 год, коренной перелом.
Ведущий: «Выдержав 2 страшных года войны, СССР в 1943 году сумел добиться в ней коренного перелома. Большую роль в этом сыграла советское полководческое искусство : генералы и высший командный состав разработали и осуществили грандиозные стратегические операции по разгрому врага на полях сражений.
Пришло время проявить себя капитанам команд.
Задания капитанам: за определенное время на листочках написать как можно большее количество фамилий советских полководцев ВОВ.
Четвертый этап: 1944 год, освобождение.
Ведущий: «Добившись коренного перелома в ходе ВОВ, разгромив врага под Сталинградом и Курском, форсировав Днепр, в 1944 году советские вооруженные силы назывались освобождением территории СССР и стран Европы от фашистских захватчиков.
Брейн-ринг о событиях 1944 года.
Вопросы прилагаются.
Заключительная часть урока.
Вопросы болельщикам команд. Работа с иллюстративным материалом.
Жюри подводит итоги.