СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великая Отечественная война и Великая Победа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие проводится с целью формирования чувства гордости за свою Родину и любви к ней, желания сохранить мир на всей планете.

Просмотр содержимого документа
«Великая Отечественная война и Великая Победа»

Великая Отечественная война и Великая Победа  

(защита мини - проектов в начальных классах)

С.Г.Прокопьева, учитель начальных классов МБОУ «Икковская ООШ"


Цель мероприятия: формирование чувства гордости за свою Родину и любви к ней, желания сохранить мир на всей планете.

Задачи мероприятия: актуализировать первичные знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов; продолжить развитие умений работать с дополнительной литературой, с музыкальными и художественными произведениями, с картинами художников, умений выделять главную мысль, делать выводы и обосновывать.

Межпредметные связи: окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, литературное чтение.

Ресурсы: слайдовая презентация.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

Учитель. (СЛАЙД 1.)

Начинается урок и зовет в дорогу:

В интересный урок - в историю России.

2. Определение темы и целей мероприятия.

Учитель. Ребята, попробуем определить тему нашего урока. А для этого послушайте музыку. (СЛАЙД 2. Выставка детских рисунков «Рисуем Победу». Звучит песня «День Победы», слова В.Харитонова, музыка Д.Тухманова.) Что вы можете сказать об этой музыке? (Ответы детей.) Какие у вас предположения, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Ответы детей.) Правильно, мы сегодня будем говорить о Великой Победе, которую празднуем 9 мая. Эту победу одержала наша многонациональная страна в самой кровопролитной войне в истории. Кто скажет, о какой войне идет речь? (Ответы детей.) (СЛАЙД 3.) Тема урока: Великая Отечественная война и Великая Победа. Ребята, а вы знаете, с кем воевал наш народ в Великой Отечественной Войне? Кто напал на нашу страну? (Ответы детей.) Как вы думаете, что помогло нашему народу одержать Победу в Великой Отечественной Войне? С целью дать ответ на этот вопрос познакомимся с вашими работами. Вы уже провели поисковую работу, работали дома с дополнительной литературой. Сегодня на уроке мы систематизируем добытую информацию, поделимся ею со всем классом.

3. Работа над новым материалом.

1 группа. Начало войны 1941-1945 годов.

В 1939 году началась Вторая мировая война. В ней принимало участие 61 государство. Главными ее виновниками были руководители фашистской Германии во главе с Адольфом Гитлером. Фашисты захватили страны Европы. Они хотели захватить наши земли, города и села, убить людей, сделать из них своих слуг и рабов. Войска Гитлера без объявления войны напали на нашу страну. 22 июня 1941 года, перед  рассветом, наши пограничники увидели приближающиеся с запада огни, послышался гул моторов, грохот взрывов. Фашисты напали на нашу страну в 4 часа утра, когда люди еще спали, и на мирные селения посыпались бомбы. (СЛАЙД 4. Картины Папко Валентина Фёдоровича «Даже не снилось. 22 июня 1941», Павла Рыженко «Начало войны 1941 года».) Было очень страшно, все горело, люди пытались бежать, укрыться, но спастись удалось не многим, их стали обстреливать из орудий. Так началась Великая Отечественная война, которая длилась четыре года. ( Звучит голос Ю. Левитана о начале войны.)

2 группа. Защитники Брестской крепости.

Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. (СЛАЙД 5. Картина П.А.Кривоногова «Защитники Брестской крепости».) Около месяца бойцы держали оборону, сражались героически, до последнего. Об этом говорят надписи на камнях и стенах: «Прощай, Родина!», «Умрем, но не сдадимся!». Большинство защитников Брестской крепости погибли, лишь немногим удалось вырваться из вражеского кольца и воевать дальше. Участники обороны  награждены орденами и медалями, стали героями Советского Союза и большая часть из них – посмертно.

( СЛАЙД 6. Плакат художника Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет». Звучит песня «Священная война». Музыка А. Александрова, слова: В.Лебедева-Кумача.)

Учитель. Что вы можете сказать об этом плакате и о песне, которую сейчас послушали? (Ответы детей.) Плакат «Родина - мать зовёт» был нарисован художником Ираклием Тоидзе в июне 1941 года. Смысл изображения на плакате состоял в том, что женщина (Родина мать, собирательный образ матери) зовет своих сыновей на помощь, встать на защиту родной земли. Песня «Священная война» («Вставай, страна огромная!») - это марш. Впервые песня прозвучала через 4 дня после начала Великой Отечественной войны на Белорусском вокзале, сопровождая эшелоны, уходящие на фронт. На борьбу с сильным и жестким противником поднялся весь народ: воины (на фронте); партизаны и подпольщики (сражались с врагом на захваченной территории); женщины, дети и старики (трудились в тылу). Фашисты, нападая на нашу страну, рассчитывали на быструю победу. Сначала нашим войскам приходилось отступать. Враг продвинулся вглубь нашей территории, удача сопутствовала немецким войскам. Ведь они напали на нас неожиданно, были хорошо вооружены и заставили работать на себя население завоеванных стран Европы.

3 группа. Блокада Ленинграда.

(СЛАЙД 7. Картина Корнеева «Блокада Ленинграда». Подготовленный ученик читает стихотворение Н.Радченко «Блокада».) В сентябре фашисты окружили Ленинград, перекрыли все ходы и выходы в город. Началась блокада, которая длилась 900 дней и ночей. На защиту города поднялись все ее жители. В короткий срок он был превращен в город-крепость. В октябре ленинградцы почувствовали нехватку продовольствия, а в ноябре начался настоящий голод. Жители города умирали от голода и холода, от бомбежек и обстрелов, их не успевали вывозить, трупы лежали на улицах. Несмотря на такое тяжелое время, Ленинград продолжал жить и работать. На заводах делали снаряды, танки. Работали женщины, даже школьники до тех пор, пока могли стоять на ногах. Страна не бросила город. Для связи города с большой землей была проложена Дорога жизни по льду Ладожского озера. Грузовики с продовольствием под обстрелом врага двинулись в осажденный город, а с города вывозили больных и детей. Только 27 января 1944 года Блокада Ленинграда была полностью снята. За стойкость и героизм в период блокады Ленинград получил звание город-герой, а его защитники были награждены медалью “За оборону Ленинграда”.

4 группа. Бои на фронтах.

К осени 1941 года под Смоленском, у города Ельни советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заставив их перейти в оборону. Героически сражались советские бойцы и командиры у стен Смоленска. Задержка гитлеровских войск под Смоленском сорвала планы Германии на молниеносную войну. (СЛАЙД 8. Картина Евгения Данилевского «Оборона Москвы».) В конце октября 1941 года враги подошли к столице нашей Родины - к Москве. 20 октября в Москве было объявлено осадное положение. Из столицы стали вывозить детей, женщин и стариков. Жители, оставшиеся в городе, начали строить баррикады, укрепления, копать заграждения и рвы вокруг него. Фашисты бомбили город, от чего возникали пожары. Москвичи дежурили на крышах домов, тушили бомбы в ящиках с песком. Ночью Москва погружалась в полную темноту, чтобы не привлекать врага. В домах не было тепла, хлеб выдавали по карточкам, потому что большую часть продовольствия отправляли на фронт. Когда немецкие войска вплотную подошли к Москве, командовать армией было поручено талантливейшему полководцу Георгию Константиновичу Жукову. Под Москвой завязались жаркие бои. Бойцы сражались за каждый клочок земли. На Волоколамском направлении воевала армия под командованием генерала Константина Константиновича Рокоссовского. «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!» — эти слова стали символом битвы за Москву. (СЛАЙД 9. Панорамная картина Константина Юона «Парад на Красной Площади 7 ноября 41-го года».) 7 ноября на Красной площади провели военный парад и войска уходили на фронт, чтобы отстоять Москву. Парад имел огромное значение по поднятию морального духа армии и всей страны, показав миру, что Москва не сдается. В декабре наши войска перешли в наступление. Стояли трескучие морозы, всюду лежал глубокий снег. Гитлеровские войска были плохо обмундированы, не имели ни теплых полушубков, ни удобной обуви. Они не подготовились к ведению войны в зимних условиях, ведь они рассчитывали на быструю победу. Красная армия отбросила немцев от Москвы! Победа под Москвой развеяла миф о непобедимости фашистской армии, воодушевила наш народ. И все же фашистам удалось захватить Прибалтику, Белоруссию, Украину, Крым, Северный Кавказ и выйти к берегам Волги у Сталинграда. Летом 1942 года начались ожесточенные бои за Сталинград. Фашисты бомбили город и превратили Сталинград в руины. Бои продолжались на улицах города. В начале февраля 1943 года фашистские войска были окружены и сдались в плен. Летом 1943 года началась Курская битва, и наши войска разгромили врага. Наша армия перешла в наступление по всему фронту.

4. Физкультминутка.  

Учитель. Ребята, а во время передышек между боями солдаты писали домой письма, слушали и пели песни. И мы сейчас отдохнём. Встаньте, потянитесь. Дети исполняют движения под песню «Катюша» (слова Михаила Исаковского, музыка Матвея Блантера.)

Работа над новым материалом.

5 группа. Партизанское и подпольное движение.

(СЛАЙД 10. Картина Пантюхина Ю. П. «Народные мстители». Звучит песня «Ой, туманы мои, растуманы», слова М.Искаковского, музыка В.Захарова.)

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в тылу фашистских войск развернулось партизанское и подпольное движение. Массовое партизанское движение на оккупированных территориях стало символом народного сопротивления фашистам. Партизаны уничтожали линии связи, взрывали места сосредоточения противника и скопления его техники, приводили в негодность железные и шоссейные дороги, поджигали склады с оружием, обеспечивали наше командование ценными разведывательными сведениями, срывали угон населения в Германию для рабского труда, распространяли листовки, расправлялись с предателями и палачами. Фашисты обещали местным жителям награды за выдачу партизан, угрожали и убивали за связь с партизанами. Бывало, что люди, ввиду опасности истребления, всей деревней уходили в леса под защиту партизан. Партизанское и подпольное движение внесло огромный вклад в Победу в ВОВ.

6 группа. Труженики тыла.

(СЛАЙД 11. Картина Владимира Денисова «Для фронта, для Победы». Подготовленный ученик читает стихотворение Н.Севостьяновой «Труженики тыла».)

Победа не была бы возможной без единства фронта и тыла, без героического вклада тех, кто работал в тылу. Женщины, дети и старики одержали Победу над фашизмом в тылу: строили оборонительные укрепления; работали без выходных, без отпуска по 16-18 часов сутки. Тыл обеспечивал фронт военной техникой, продовольствием, одеждой. В те годы звучал призыв «Все для фронта! Все для победы!». Хочется в этот юбилейный год сказать несколько слов о строительстве Сурского оборонительного рубежа и Казанского обвода в Чувашии, которые строились с 28 октября 1941 года по 21 января 1942 года. В постройке сооружений участвовало треть трудоспособного населения Чувашии. Наш долг - изучить их подвиги. Труженики тыла заслужили своим самоотверженным трудом низкий наш земной поклон.

7 группа. Великая Победа.

В 1944 году территория нашей страны была полностью освобождена от фашистских захватчиков. Наша армия освободила от фашистов многие страны Европы. В апреле 1945 года начался штурм столицы Германии - Берлина. Через две недели красное знамя Победы развевалось над зданием рейхстага. (СЛАЙД 12. Картина П.А. Кривоногова «Капитуляция Берлина».) Наступил долгожданный День Победы. Наша страна одержала Великую Победу над фашистской Германией. Победа досталась огромной ценой: 27 миллионов погибших (14 миллионов человек в боевых действиях, 13 миллионов человек мирные жители), страна в руинах, разрушены города, сожжены сёла. Ценой жизни воинов-освободителей и всего народа достигнута Великая Победа. Мы помним всех героев, кто защитил наше Отечество от фашистов. (СЛАЙД 13. Звучит песня «9 мая»; слова Ю.Герасимова, музыка Н.Анисимова.)

Учитель. Ребята, пора ответить на вопрос, который прозвучал в начале урока. Что помогло нашему народу одержать Победу в ВОВ? (Ответы детей.) Учитель. Мощнейшая пропагандистская компания, развернутая в стране поддерживала веру народа в победу и готовность отдать во имя победы все силы. Героизм на фронтах и оккупированных территориях, могущество армии, самоотверженный труд в тылу, единство фронта и тыла, ускоренный перевод экономики на военный лад, патриотизм нашего народа, дружба народов нашей многонациональной страны, преданность и доверие народа руководству страны, его высокий патриотический подъем - все это помогло одержать Победу нашего народа над фашистской Германией. Наш народ отстоял свободу и независимость Родины, спас мир от угрозы фашизма. Укрепился авторитет нашей страны во всем мире. Мы не должны забывать о той войне, чтобы она никогда не повторилось.

5. Закрепление изученного.

Учитель. Наш урок подходит к концу. Проверим наши знания, полученные на уроке.

Когда началась Вторая Мировая война? (в 1939 году.)

Когда Германия напала на Советский Союз? (22 июня 1945 года.)

Назовите Главные события Великой Отечественной войны.

Когда территория Советского Союза была полностью освобождена от фашистов? (В 1944 году.)

Какой день стал Днём Победы? (9 Мая 1945 года.)

6. Домашнее задание.

Учитель. Каждую семью коснулась эта война. Она никого не обошла стороной. Это история не только нашего государства, но и каждого из нас, наших семей. А какой след оставила эта война в вашей семье? Чтобы ответить на этот вопрос, дома вам нужно будет выполнить проект «След Великой Отечественной Войны в моей семье».

7. Составление синквейна со словами «война» и «мир».

Учитель. Назовите антоним к слову «война». (Ответы детей.) Что мы выбираем: «войну» или «мир»? Почему? (Ответы детей: составляют синквейн со словами «война» и «мир», их сопоставляют.)

8. Рефлексия.

Учитель. Мы не хотим войну, пусть всегда будет мир! Подумайте, что нужно для того, чтобы на земле был мир.

Звучит песня «Пусть всегда будет солнце», дети записывают свои предположения и вывешивают их на доске вокруг голубя мира и солнышка.

9. Итог мероприятия.

Сегодня на уроке я узнал…

Я похвалил бы себя…

Хотел бы еще поработать над…

Подводится итог урока учителем.

Учитель. На этом наш урок закончен. Всем спасибо.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!