СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великая Отечественная война и великая Победа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виртуальная краеведческая экскурсия по памятникам Каменска-Уральского, посвященным Великой Отечественной Войне

Просмотр содержимого документа
«Великая Отечественная война и великая Победа»

Конструкт урока окружающего мира по преддипломной практике

ОО

УМК: Школа России

Раздел: Страницы истории России

Тема урока: Великая Отечественная война и великая Победа.

Цель урока: развитие умения проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, в процессе изучения темы урока в форме виртуальной экскурсии.

Планируемые результаты:

  • Личностные: демонстрируют воспитанность чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие.

  • Метапредметные: коммуникативные УУД (включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы; аргументировать свою позицию), регулятивные УУД (понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока; ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока), познавательные УУД (устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях)

  • Предметные: обучающиеся понимают особую роль России в мировой истории; рассказывают о национальных свершениях и победах во время Великой Отечественной войны, испытывают чувство гордости за свою страну и край;

Задачи:

  • Воспитательная: воспитывать чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие.

  • Развивающая: коммуникативные УУД (включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы; аргументировать свою позицию), регулятивные УУД (понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока; ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока), познавательные УУД (устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях)

  • Образовательная: учить понимать особую роль России в мировой истории; актуализировать знания о национальных свершениях и победах во время Великой Отечественной войны, инициировать чувство гордости за свою страну и край.


Принципы воспитания:

  • создание положительного эмоционального фона;

  • воспитывать через взаимодействие;

  • формулирование личностного стиля и взаимоотношения со сверстниками и педагогом.

Принципы обучения:

  • принцип связи с жизнью

  • принцип деятельности;

  • принцип наглядности;

  • принцип систематичности и последовательности;

  • принцип психологической комфортности;

  • принцип семантизации лексики (толкование слов)

  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей

Методы обучения и воспитания

Методы обучения:

  • методы получения новых знаний (рассказ, объяснение)

  • методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение и порицание)

  • методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию, положительный эмоциональный настрой)

  • методы контроля и диагностики познавательной деятельности (наблюдение, упражнение)

Методы воспитания:

  • методы формирования социального опыта детей (педагогическое требование)

  • методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения (беседа)

  • методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха)


Форма организации учебной деятельности обучающихся:

  1. фронтальная;

  2. индивидуальная.

  3. парная


Оборудование:

  • Индивидуальные –

  • Демонстрационные – презентация на тему «Великая Отечественная война и великая Победа»



Тип урока: открытие новых знаний и способов действий


Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности (5 мин)

2. Актуализация опорных знаний и способов действий (3 мин)

3. Выявление проблемы, постановка темы и цели урока (7 мин)

4. Решение проблемы (13 мин)

Физминутка (2 мин)

5. Первичное закрепление (10 мин)

6. Рефлексия учебной деятельности (5мин)


Макет доски:


Дата

Тема

План

1. Изучить памятники города, посвященные Великой Отечественной войне.

2. Узнать о Каменцах-героях Великой Отечественной войны

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС УРОКА



Используемые источники:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (ред. От 31.12.2015)/ Каменск-Уральский: ГБПОУ СО «Каменск-Уральский педагогический колледж», Информационно – методический центр, 2017.

  2. Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования

  3. Учебник «Окружающий мир. 4 класс, 2 часть» Плешаков А.А.

  4. Каменцы-герои ВОВ материал https://multiurok.ru/files/material-k-prezentatsii-kamentsy-geroi-velikoi-ote.html

  5. Панорама города https://kamensk-uralskiy.com/pano/sinarskiy/pobedy_karla_marksa/






Ход урока:

Этап урока

Задача этапа

Методы обучения и воспитания

Деятельность учителя и обучающихся

Планируемые результаты

Мотивация к учебной деятельности

Задача: Создать устойчивую положительную мотивацию каждого ученика к познавательной, практической коммуникативной деятельности.


А также формировать:

коммуникативные УУД (включаться в диалог с учителем и сверстниками)

методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию, положительный эмоциональный настрой)


- Здравствуйте, урок окружающего мира проведу у вас я. Я очень рада видеть вас и надеюсь на активную работу на уроке. Садитесь. Ребята, скажите, кто такой Владимир Владимирович Путин?

- Российский государственный деятель, действующий президент Российской Федерации.

- Обратите внимание на экран, перед вами высказывание Владимира Владимировича, (читаю). Как вы понимаете данное высказывание?

- Почему знание истории государства важно? А почему без него не выстроить отношение к будущему?

- Предположения каждого из вас интересны, я благодарю вас за высказывания. Мы еще вернемся к данной цитате, а сейчас я предлагаю перейти к следующему.


коммуникативные УУД (включаться в диалог с учителем и сверстниками)

Актуализация опорных знаний и способов действий

Задача: Актуализировать личностный опыт учащихся

Формировать у обучающихся:

познавательные УУД (устанавливать причинно-следственные связи;)

Образовательная: учить понимать особую роль России в мировой истории

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение;


- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Ребята, кто может ответить на вопрос, что такое «виртуальная экскурсия»?

- Виртуальная экскурсия – это экскурсия, отличающаяся от реальной виртуальным отображением существующих объектов.

- Ребята, а есть ли у вас предположения по какой теме мы можем осуществить нашу виртуальную экскурсию?

- Для того, чтобы узнать точную тему урока, я предлагаю вам собрать пазл, представленный на экране.

https://learningapps.org/watch?v=ptmm5mqgn21

- Что нужно сделать? Верно, выбрать истинные факты по предыдущей теме.

( беседа, какой факт верный, какой факт ложный, а как его исправить, чтобы он был верным, актуализация знаний прошлого урока, т.к. на данную тему выделено 2 часа)

- Ребята, какая тема урока у нас получилась?

Регулятивные УУД ((понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока; ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока), познавательные УУД (устанавливать причинно-следственные связи;)

Предметный: понимают особую роль России в мировой истории

Выявление проблемы

Задача: обеспечить включение обучающихся в совместную деятельность по определению цели урока и способов ее достижения.

Регулятивные УУД ((понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока; ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока)

коммуникативные УУД (включаться в диалог с учителем и сверстниками)

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль);


- Тема урока: Роль родного города в Великой отечественной войне и великой Победе.

- Зная тему урока, я хочу спросить, КАКУЮ РОЛЬ ВНЕС ГОРОД КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ В ПОБЕДУ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ? (проблемный вопрос)

- Ребята, на данный вопрос мы развернуто сможем ответить в конце нашего урока, совершив экскурсию по историческим памятникам Каменска-Уральского.

- Предлагаю вам подумать, что нам нужно сделать, что нужно узнать, чтобы ответить на вопрос урока?

1. Изучить памятники города, посвященные Великой Отечественной войне.

2. Каменцы-герои Великой Отечественной войны

- Отлично план урока готов, предлагаю перейти к выполнению первого пункта плана, но для начала выполнив зрительную гимнастику, чтобы приготовить наши глазки к работе.

- Я читаю стихотворение, показываю, а вы – повторяете за мной.


Регулятивные УУД ((понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока; ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока)

коммуникативные УУД (включаться в диалог с учителем и сверстниками)

Решение проблемы

Задача этапа:

решить проблему, вспомнить исторические памятники города, посвященные ВОВ, узнать сведения о Каменцах-героях ВОВ, собрать сведения о праздновании дня Победы.


Воспитательная: воспитывать чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие.

Развивающая: коммуникативные УУД (включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы; аргументировать свою позицию), регулятивные УУД (понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока; ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока), познавательные УУД (устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях)

Познавательная: учить понимать особую роль России в мировой истории; актуализировать знания о национальных свершениях и победах во время Великой Отечественной войны, инициировать чувство гордости за свою страну и край.


Методы стимулирования (поощрение);

Методы воздействия на мотивационную сферу (поощрение);

Методы воздействия на волевую сферу (требование).

Методы обучения:

Методы организации учебно-познавательной деятельности(Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, иллюстрация;

Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение;

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль);

Методы организации взаимодействия обучающихся и накопления социального опыта (временная работа в парах);

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ

- Предлагаю обратиться к первому пункту плана урока, имя, прочитай его, что будем делать? Верно, мы будем виртуально посещать исторические памятники ВОВ в нашем городе и будем это осуществлять в форме виртуальной экскурсии и нам пора ее начинать, но перед отправлением, что нам нужно повторить?

-Верно и на экскурсии тоже есть свои правила поведения, предлагаю с ними познакомиться


  1. Внимательно смотреть и запоминать всё,

что тебя заинтересовало.

  1. Не отвлекаться самому и не отвлекать других.

  2. Получить много интересного из путешествия





-Я очень надеюсь, что вы будете соблюдать все правила на нашей экскурсии.

- Ребята, я предлагаю вам отображать всю информацию в ходе экскурсии в рабочий лист, именно он поможет нам структурировать полученный материал и в конце урока сделать вывод.

- Я раздаю вам рабочие листы, а, имя, повторит для чего они нам нужны на уроке.

- Обратите внимание на первое задание в рабочих листах. Имя, прочитай его.

«Запишите основные сведения об исторических памятниках Каменска-Уральского»

- В первом задании, по каждому памятнику вам нужно будет записать сведения, какие?

  • Фото

  • Название

  • Месторасположение

  • Годы и автор проекта по созданию

  • дата открытия мемориала

  • Кому посвящен памятник и его отличительные особенности

- Отлично. С правилами познакомились, рабочие листы взяли, теперь можем отправляться на экскурсию. Где будет проходить маршрут нашей виртуальной экскурсии? (в Каменске-Уральском)

- Верно, предлагаю обратить внимание на карту города, на ней отмечены памятки, посвященные ВОВ, сколько памятников мы посетим?

- Наше путешествие мы начнем из синарского района. Готовы отправиться на экскурсию?

- Отлично, наше путешествие начинается, для того, чтобы передвигаться от памятника к памятнику, на чем мы можем передвигаться? На автобусе, тогда усаживаемся поудобнее, закрываем глаза.

(звук автобуса)

- Из школы №38 мы отправляемся к первому на нашем маршруте памятнику – Аллея славы, можете открывать глаза, мы прибыли.

- Внимание на экран. Прочитайте название памятника. Ребята, были ли вы на данном мемориале? На ваших партах есть конверт с изображением мемориалов, предлагаю вам выбрать мемориал Аллея Славы. Покажите мне, верно, пожалуйста, приклейте на рабочий лист туда, где требуется фотография первого исторического памятника в нашей экскурсии.


2. ОСНОВНОЙ ЭТАП ПРОВЕДЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ


- Кто готов, посмотрите на меня, чтобы я вас видела.


  1. АЛЛЕЯ СЛАВЫ, ПОСВЯЩЕННАЯ СИНАРСКИМ ТРУБНИКАМ.

Мемориал Синарским трубникам – один из четырех памятников Каменска-Уральского, где расположен вечный огонь.

Синарский Трубный завод всегда был ценен для страны. Он подобен множеству предприятий-гигантов из становления которых складывалась история России. Но не только трубами прославился завод.

В годы Второй мировой войны в ряды Советской армии было призвано почти вся его мужская составляющая. Более 5 тыс. Каменских трубников награждены орденами и медалями. Многие не вернулись домой.

В 1-й пол. 1960-х администрация СТЗ выдвинула идею о возведении в городке Трубников памятного обелиска с именами погибших коллег, родственников и друзей. Разработку данного проекта доверили художнику Владимиру Пермякову. Им было выдвинуто на рассмотрение несколько эскизов относительно будущего памятника. Предполагалось, что это будет высокое прямоугольное сооружение из гранита и мрамора. Тогда же возникла мысль о создании парковой зоны. Согласовав все необходимые вопросы, был дан старт строительным работам.

На сегодняшний день Мемориальный комплекс СТЗ включает в себя Аллею Славы, раскинувшуюся по обе стороны ул. Карла Маркса, и три скульптурных сооружения. Визуальным центром является обелиск погибшим работникам завода. Он выполнен в форме четырехугольника. Прямые линии прослеживаются во всем – от граней памятника до лестницы и пьедесталов. В середине небольшой площадки расположился вечный огонь. Он исполнен в виде пятиконечной звезды, обрамленной в золотой лавровый венок.


Сам обелиск одет в мрамор. Важнейшим его фрагментом является барельеф скорбящей матери, отлитый из металла. Из металла оказались выполнены и буквы, из которых выложили следующие фразы: «Синарским трубниками, павшим в боях за Родину (1941-1945)» и «Мужество ваше и доблесть чтят благодарно потомки». Рядом на мраморных плитах выбиты фамилии погибших бойцов.
За обелиском было посажено семь елей. Это несло определенный символизм. Согласно статистике, каждый седьмой человек не вернулся домой с полей сражения. Территория перед памятником вымощена плиткой, через которую в теплое время года проглядывает трава. По мнению авторов это обозначало новую, послевоенную, жизнь, которая далась суровыми испытаниями.
Мемориал синарским трубникам был торжественно открыт 23 марта 1966 г. 
Надо отметить, что нынешний вид обелиска разнится от того, который воздвигли изначально. Дело в том, что скульптору предоставили неполный список фамилий погибших бойцов. Уже после установки и открытия памятника на адрес Синарского трубного завода стали приходить письма, где назывались неуказанные солдаты, описывались их боевые подвиги. Из-за этого мемориал пришлось модернизировать. Обелиск был дополнен шестью треугольными тумбами, на которых выбили новоявленные имена. Композицию завершил прямоугольный, одетый в камень, пояс с фразой «Никто не забыт, ничто не забыто» и горельефом солдатской каски и пистолета-пулемета. Выбор пал на это оружие из-за того, что в годы войны СТЗ выпускал пружины для дисковых магазинов автомата.

Аллея Славы, чему предшествовал обелиск, растянулась на 320 м. вдоль ул. Олега Кошевого. Она представлена широким пешеходным тротуаром, где установлены скамейки и разбиты клумбы. В конце парка установлена скульптурная группа «Четыре штыка», которые обозначают четыре года Великой Отечественной войны.

В год 30-летнего юбилея Победы (1975 г.) синарские трубники решили дополнить памятный комплекс еще одной скульптурой. По задумке художника Владимира Пермякова Аллея Славы была увеличена.
Доминантой этого места стал памятник Воину-Победителю, который в народе получил имя «Алеша». Монументальный боец стоит в полный рост. На его голове – стальной шлем, поверх мундира одета плащ-палатка. Эти элементы воинской амуниции будто говорят, что солдат находится на вечном боевом посту. В руках он сжимает щит и меч, что по задумке авторов обозначало как оружие, так и нерушимость границы страны и готовность любой ценой защищать ее. Другими словами, Алеша визуализирует известную фразу князя Александра Невского «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».

Памятник Воину-Победителю устанавливала бригада Синарского Трубного завода. Торжественное открытие монумента состоялось 9 мая 1975 г.

- Отлично, я предлагаю начать знакомство с первым мемориалом, на экране будет представлен видеоряд, я буду его комментировать, а ваша задача заполнить только 4 пункта в рабочих листах.

НАЗВАНИЕ МЕМОРИАЛА, МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ, ГОДЫ И АВТОР ПРОЕКТА ПО СОЗДАНИЮ ПАМЯТНИКА, ДАТА ОТКРЫТИЯ МЕМОРИАЛА. Последний пункт мы заполним совместно, после моего рассказа, вы должны запомнить ответ на пункт 6. Кому посвящен памятник и его отличительные особенности.

- Имя, повтори для одноклассников, что сейчас будете делать?

- Все верно, я, как экскурсовод начинаю свой рассказ.

*рассказ о мемориале, который представлен на экскурсионном листе для экскурсовода*


- Ребята, какое название? Где находится мемориал? Кто был автором проекта создания памятника? Назовите годы создания памятника. Когда был открыт?

- В рассказе я говорила о том, кому посвящен памятник, кто запомнил? (Синарским трубникам, погибшим во время Великой отечественной войны)

- А какие отличительные особенности имеет мемориал? (дети называют, записываем в рабочий лист)

- Отлично, имя, повтори пожалуйста, для одноклассников всю информацию о мемориале АЛЛЕЯ СЛАВЫ.


- Ребята, наша виртуальная экскурсия продолжается, обратим свое внимание на карту города, какой исторический памятник следующий? (Памятник Кунавину)

- Начинаем нашу поездку до Памятника Кунавину, садимся в автобус, закрываем глаза, наша поездка начинается. Ребята, мы прибыли, открываем глаза.

- Предлагаю выстроить аналогичную работу по изучению данного памятника, как и с первым. Я провожу экскурсию по памятнику, а вы отражаете полученную информацию в рабочий лист. Но перед этим достаньте фотографию памятника, покажите мне, отлично, можете приклеивать на рабочий лист.

- Ребята, в моем рассказе будут встречаться незнакомые слова, предлагаю записать их на рабочий лист с другой стороны.

- Имя, прочитай незнакомое слово, ЕФРЕЙТОР, возможно мальчики знают значение этого слова?

- Никто не догадывается?

- Ефрейтор - воинское звание, присваиваемое солдатам за воинские отличия. Запишем определение в рабочий лист.

- Я начинаю рассказ, внимательно слушаем и записываем.

2. ПАМЯТНИК КУНАВИНУ

*рассказ о мемориале, который представлен на экскурсионном листе для экскурсовода*

Открытие памятника состоялось 9 мая 1965 года.

Авторы: — В. Е. Егоров, скульптор — П.Я Безруков, Я. Д. Симонов.

Скульптура солдата изготовлена из чугуна и отлита на Синарском трубном заводе мастерами художественного литья, бывшими рабочими завода. Постамент из гранита.

Посвящён бессмертному подвигу ефрейтора, Григория Павловича Кунавина, совершённого им 26 июля 1944 года в бою за освобождение польской деревни Герасимовичи (Харасимовичи).

Григорий Павлович — уроженец села Байны Богдановического района Свердловской области. В 1931 году, с женой, приехал по партийному организационному набору на строительство железной дороги «Свердловск-Синарская» в город Каменск-Уральский Свердловской области. 9 ноября 1941 года добровольно ушёл на фронт Великой Отечественной войны 1941–1945 года. 25 июля 1944 года рота, в которой служил ефрейтор Кунавин, получила приказ овладеть опорным пунктом — деревней Герасимовичи (Харасимовичи — Польша). С рассветом следующего дня началась атака, но враг не сдавался. Шесть раз советские воины поднимались в атаку и теряли своих товарищей, так как с небольшой высоты постоянно поливал огнём поле боя, не уничтоженный, не досягаемый пулемёт. Видя безысходность создавшегося положения, ефрейтор Кунавин, принял решение самостоятельно доползти до вершины и уничтожить огневую точку врага. Приблизившись к вершине высоты, он расстрелял все имевшиеся у него патроны, под рукой — не оказалось гранат, и тогда он принял решение: последним броском прикрыл амбразуру вражеского Дзота своим телом. Подвиг парторга вдохновил воинов. Рота поднялась в атаку. Деревня была освобождена. Кунавин Григорий Павлович в числе ещё сорока двух советских солдат, боевых товарищей, погибших в результате боя, захоронен в селе Герасимовичи (Харасимовичи) в братской могиле на территории Польши.

В городе Каменске-Уральском установлен памятник, имя Григория Павловича Кунавина носит улица, транспортный остановочный комплекс между памятником и улицей именуется «Имени Героя Советского Союза Григория Кунавина».


- Ребята, какое название? Где находится мемориал? Кто был автором проекта создания памятника? Назовите годы создания памятника. Когда был открыт?

- В рассказе я говорила о том, кому посвящен памятник, кто запомнил?

- А какие отличительные особенности имеет мемориал? (дети называют, записываем в рабочий лист)

- Какие чувства у вас вызвал подвиг Кунавина? Почему?

- Отлично, имя, повтори пожалуйста, для одноклассников всю информацию о памятнике Кунавину.

- Ребята, наша виртуальная экскурсия продолжается, обратим свое внимание на карту города, какой исторический памятник следующий? (мемориал уральским алюминщикам, павшим в боях с немецко-фашистскими захватчиками, «Скорбящая мать»)

- Начинаем нашу поездку от Памятника Кунавина до мемориала «Скорбящая мать», садимся в автобус, закрываем глаза, наша поездка начинается. Ребята, мы прибыли, открываем глаза.

3. МЕМОРИАЛ УРАЛЬСКИМ АЛЮМИНЩИКАМ, ПАВШИМ В БОЯХ С НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ, «СКОРБЯЩАЯ МАТЬ»

- Возьмите фотографию мемориала, приклейте ее на рабочий лист, приготовьтесь внимательно слушать и смотреть на экран. Экскурсия начинается.

*рассказ о мемориале, который представлен на экскурсионном листе для экскурсовода*

Мемориал погибшим уральским алюминщикам располагается напротив ДК УАЗа. Данный памятник (второе его название — «Скорбящая мать») — это один из печальных, но гордых символов мужества наших солдат, которые ценою собственной жизни победили в войне 1941 – 1945 гг.

Работа над «Скорбящей матерью»

Торжественному открытию памятника предшествовала долгая и тщательная подготовка. В сер. 1960-х. администрацией Уральского алюминиевого завода была выдвинута идея увековечить в монументе подвиг советских бойцов и каменских алюминщиков в частности. Задумку поддержали. Ее реализацию поручили архитектору Ивану Яковлевичу Безрукову и художнику Виктору Николаевичу Котельникову. Последний работал на УАЗе в должности инженера по технической эстетике. Сообща, они нашли прекрасное решение своих вопросов.

Труднее всего давалась работа по изготовлению статуи. По воспоминаниям В. Н. Котельникова, изначально он вылепил восемь миниатюрных моделей, но ни одна из них ему не понравилась. Решение этой сложности пришло неожиданно. Однажды художник заглянул по делам в отдел техобучения УАЗа. Там он приметил методиста – Зинаиду Николаевну Черепанову. Котельников предложил ей стать моделью для будущей скульптуры Солдатской матери и получил согласие. Было лишь одно условие: надо позировать в длинной одежде – юбке до пят и большой шали. В. Н. Котельников говорил, что в его итоговой работе важно все, каждая складка одежды, но особый акцент делался на руки, сложенные у груди. Так раскрывались чувства женщины – хоть ее сердце разбито от горя, но она будет (она обязана!) жить дальше.

По наброскам и фотографиям скульптор, наконец, приступил к возведению. После череды маленьких образцов была вылеплена метровая статуя из гипса, которую отправили на утверждение в г. Свердловск. Там к проекту отнеслись положительно. Наступила стадия изготовления большой скульптуры. В. Н. Котельникову было выделено помещение с высокими потолками, где установили леса. Сначала был сварен четырехметровый «скелет», после которого началось непосредственно ваяние.

Особенности мемориала

Мемориальный комплекс помимо скульптуры «Скорбящая мать» примечателен Стеной Памяти, на которой сегодня выгравировано 353 фамилии погибших алюминщиков. Кривая форма была выбрана по двум причинам. Во-первых, она визуально придавала мемориалу объем, панорамность. Во-вторых, дуга стала символом самолетного крыла (которое из-за своих свойств не может быть строго прямым). Как известно, в годы Второй Мировой войны, УАЗ работал по большей части на авиацию.

На стене, помимо надписи «Уральским алюминщикам, павшим в боях с немецко-фашистскими захватчиками» во всю длину, находится 32 мраморные плиты с именами. Примечательно, что в год открытия монумента восемь плит остались незаполненными. Автор намеренно сделал это, ибо догадывался, что предоставленный ему список погибших окажется неполным. Так и случилось – впоследствии на адрес завода начали приходить письма с историями и фамилиями неуказанных бойцов. Скульптор был вынужден брать в руки молоток и зубило, чтоб отчеканить недостающие имена. Лишь через 50 лет после Победы все плиты оказались заполненными.

С правой стороны мемориала расположилась легкая четырехгранная стела. На одной ее стороне находился известная надпись «Никто не забыт – ничто не забыто». Завершает фигуру красная звезда — символ Советской Армии, боевой награды и СССР в целом.

Торжественное открытие памятника уральским алюминщикам состоялось 7 сентября 1969 г. С тех пор ежегодно в дни великих дат к мемориалу приходят жители города, чтоб отдать дань уважения погибшим каменцам.


(В годы ВОВ Уральский алюминиевый завод был единственным в стране алюминиевым заводом, обеспечивающим металлом авиацию СССР)

- Ребята, какое название? Где находится мемориал? Кто был автором проекта создания памятника? Назовите годы создания памятника. Когда был открыт?

- В рассказе я говорила о том, кому посвящен памятник, кто запомнил?

- А какие отличительные особенности имеет мемориал? (дети называют, записываем в рабочий лист)

- Отлично, имя, повтори пожалуйста, для одноклассников всю информацию о мемориале.

- Наша экскурсия по мемориалам Каменска-Уральского подходит к концу, поэтому я предлагаю сесть в автобусы и отправиться обратно в школу. Закрываем глазки. Мы приехали, вы можете открывать глаза.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ

- Ребята, скажите пожалуйста, какая цель у мемориалов? Почему их воздвигают?
- В Каменске-Уральском насчитывается 13 мемориалов и памятников, посвященных Великой Отечественной войне, о событиях, делах и людях времен Великой Отечественной войны горожанам также напоминают и мемориальные доски. Видели ли вы мемориальные доски?

- Памятники, мемориальные доски - это возможность увековечить память, причем память о целой эпохе в жизни всей страны. Никто не должен забывать всех ужасов Великой Отечественной войны. Ту цену, которые отдали сотни людей в этой борьбе. Забыть - это значит предать настоящее и прошлое. Наша задача сейчас - это помнить и чтить память тех людей, благодаря которым мы можем находиться здесь. У времени есть своя память - история. И мы должны помнить… 
Наши солдаты защитили не только страну – множество самых разных народов они спасли от угрозы уничтожения. И заплатили за это спасение страшную цену. Общее число погибших, умерших, пропавших без вести и оказавшихся за пределами страны за годы войны составило 37,2 млн человек. Нельзя забывать то, что было сделано ради тебя, чтобы мы могли жить на Земле. 

- Ребята, сегодня у нас получилось побывать только на 3 исторических памятниках, посвященных ВОВ, но скажите, какие у вас впечатления остались?

- Какие мемориалы вы знаете кроме тех, которые мы видели на сегодняшнем занятии? Где пригодятся полученные знания?

- Вы большие молодцы, что знаете столько памятников, надеюсь сегодняшний урок заинтересует вас и вы самостоятельно поинтересуетесь историей памятников и их особенностями.

- Ну а нам пора двигаться дальше. Обратите внимание на план, какой пункт плана выполнили, а какой пункт следующий?

- Перед тем, как приступить к выполнению пункта плана, я предлагаю вам отдохнуть и выполнить физминутку. Поднимайтесь со своих мест.

- Я читаю стихотворение и показываю движения, а вы – повторяйте за мной.

Поднимает руки класс – это раз.

Завертелась голова – это два.

Три – руками три хлопка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

- Садитесь, наш организм отдохнул и готов к работе.


Личностные: демонстрируют воспитанность чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие.

Метапредметные: коммуникативные УУД (включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы; аргументировать свою позицию), регулятивные УУД (понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока; ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока), познавательные УУД (устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях)

Предметные: обучающиеся понимают особую роль России в мировой истории; рассказывают о национальных свершениях и победах во время Великой Отечественной войны, испытывают чувство гордости за свою страну и край.


Первичное закрепление

Задача: закрепить знания обучающихся по теме урока.

Воспитательная: воспитывать чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие.

Развивающая: коммуникативные УУД (аргументировать свою позицию), регулятивные УУД (ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока), познавательные УУД (устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях)

Образовательная: учить понимать особую роль России в мировой истории; актуализировать знания о национальных свершениях и победах во время Великой Отечественной войны, инициировать чувство гордости за свою страну и край.


Методы стимулирования (поощрение);

Методы воздействия на волевую сферу (требование).

Методы обучения:

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль);

При выполнении 2 пункта плана, я предлагаю вам поработать самостоятельно, а затем представить полученные результаты классу.

- Звание Герой Советского Союза – это высшая степень отличия. Звание присваивается за заслуги перед государством, связанные с совершением героического подвига. В годы войны Героями Советского Союза могли стать солдаты и командный состав. Семь Героев из 11 тысяч, награжденных данным орденом – наши земляки, жители города Каменска-Уральского и Каменского района: Абрамов Илья Васильевич, Кадочников Иван Петрович, Кунавин Григорий Павлович, Лобанов Андрей Григорьевич, Мещерягин Михаил Николаевич, Чергин Виктор Степанович, Ячменев Григорий Егорович. Кашкин Юрий Петрович - Полный Кавалер ордена Славы (трех степеней).

- К большому сожалению, на уроке мы не успеем познакомиться с подвигами каждого героя, но мы уже знакомы с подвигом Кунавина Григория Павловича.

- Мы будем работать по рядам.

1 ряд – узнают о продвигах Кашкина Ю.П.

2 ряд – Абрамов И.В.

3 ряд – Кадочников И.П.

- Ребята, внимание на 2 задание на рабочих листах. Имя, прочитай его.

«Узнай и запиши информацию о Герое Советского Союза твоего города»

- Каждый ряд, впишите пожалуйста Фамилию Имя Отчество героя, о котором будете узнавать информацию.

- Имя, прочитай пункты, по которым нужно будет заполнить информацию.

  1. Краткая биография

  2. Когда был призван на фронт? На какую службу?

  3. Опишите подвиг героя

  4. Дата получения звания Герой Советского Союза.

- Я раздаю статьи, с которыми вы будете работать. Ваша задача – заполнить информацию на рабочих листах, на это у вас есть 4 минуты.

(обучающиеся собирают информацию о героях)

- Кто готов, глазки на меня. Кто желает представить Кашкина Ю.П. с первого ряда, познакомив других обучающихся с его подвигом?

(обучающиеся по желанию с каждого ряда представляют героев, в это время идет мультимедийная презентация, подготовленная педагогом)

- Ребята, после знакомства с подвигами, какие чувства у вас возникли? Почему? Было ли интересно искать информацию?

- Я предлагаю обратиться к главному вопросу нашего урока.

КАКУЮ РОЛЬ ВНЕС ГОРОД КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ В ПОБЕДУ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ?

Сможем ли мы на него ответить теперь?

- Итак, кто может ответить?

- Верно, с самого начала Великой Отечественной войны вся жизнь города, его предприятий, была поставлена на военные рельсы. Трудовой подвиг Каменска-Уральского во многом предопределил победу Советского Союза над гитлеровской Германией.

Все передовые, инновационные технологические решения были направлены на создание все более совершенного оружия. А это было невозможно без современных материалов и сплавов. Волей Государственного комитета обороны, центром производства этих высокотехнологичных материалов и стал Каменск-Уральский.


Личностный: демонстрируют чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие.

Метапредметный: коммуникативные УУД (аргументировать свою позицию), регулятивные УУД (ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока), познавательные УУД (устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях)

Предметный: понимают особую роль России в мировой истории; актуализировать знания о национальных свершениях и победах во время Великой Отечественной войны, инициировать чувство гордости за свою страну и край.


Рефлексия

Задача: осуществить рефлексию урока, подвести итоги.


Образовательная:

инициировать чувство гордости за свою страну и край.


Воспитательная: воспитывать чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие.


Методы стимулирования (поощрение);

Методы обучения:

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение;

- Я предлагаю вам, вернуться к цитате Владимира Владимировича. Имя, прочитай ее, поменялось ли ваше понимание данной цитаты за урок? Почему важно знать историю государства?

- Дорогие ребята, у нашей Родины – РФ – великая история, великие свершения, важно с почетом относиться к прошлому, чтобы о жившее прошлое объяснило нам, кто мы есть, и открыло бы путь в будущее. Дорогие ребята, именно вы – будущее нашей великой страны, я верю, что вы будете чтить историю и являться почетным гражданином страны.

- Предлагаю, подвести итоги урока способом незаконченных предложений, вы можете увидеть их на экране. Выберете одно предложение и закончите его.

  • Каменск-Уральский внес значительный вклад в Победу в ВОВ, потому что ….

  • Подвиги Героев Советского Союза нельзя забывать, потому что…

  • Благодаря уроку, я…

- Ребята, вы сказали очень важные слова, благодарю вас за серьезное осознание важности данной темы.

- Благодарю вас за активную работу, в особенности хочу похвалить…, урок закончен.

Предметные:

инициировать чувство гордости за свою страну и край.


Личностные: демонстрируют чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!