СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великая Отечественная война и Великая Победа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждую семью коснулась эта война. Кто-то сражался  на поле боя, кто-то  работал в тылу  на  заводах, в  госпиталях, кто- то был в  концлагерях, кто- то в ссылке. Она  никого не обошла  стороной.

Просмотр содержимого документа
«Великая Отечественная война и Великая Победа»

Окружающий мир. 4 класс

Тема урока: Великая Отечественная война и великая Победа. 4 класс

УМК «Школа России», «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Тип урока:комбинированный.

Цель урока:сформировать представление о Великой Отечественной войне и о её героях; воспитывать чувство патриотизма, уважения к старшему поколению, к Родине.

Задачи:

Образовательные:

  1. актуализировать первичные знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г;

  2. расширить знания о военных действиях Великой Отечественной войны;

  3. систематизировать знания о героическом прошлом своей страны и своего народа;

Воспитательные:

- воспитывать человека-гражданина и патриота, готового защищать мир и своё Отечество;

- уважение к себе в результате достижений целей, поставленных на уроке.

Развивающие:

1. Развивать личностные умения:

- осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

2. развивать предметные умения:

- понимания особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

3. развивать надпредметные УУД:

Развивать познавательные умения:

-поиска и выделения необходимой информации из различных источников;

-извлекать необходимую информацию из текста;

Развивать регулятивные умения:

- самостоятельно выделять и формулировать цель своей дальнейшей работы;

-формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы поискового характера;

-контроля, оценки и результата собственной деятельности.

Развивать коммуникативные умения:

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстникам;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, презентации «Великая Отечественная война и великая победа.

ХОД УРОКА


I. Организационный момент.

- Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Интересное узнать.


II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик.

- Как вы думаете, какому историческому событию он посвящён?

- Определите тему урока

- Верно, тема урока «Великая Отечественная война и Великая Победа».

- Какую цель поставим перед собой на уроке?

Ставят цель: познакомимся с историей Великой Отечественной войны, узнаем о Великой Победе нашего народа и о героях нашего района.


Работа по вопросам:

Что вы знаете о великой Отечественной войне?

-Когда она началась?  ( 22 июня 1941 года.)

-Кто напал на нашу страну? (Фашистская Германия)

- Сколько лет длилась война?  ( 4 года)

- Когда наш народ отмечает День Победы  (9 мая)

-Сколько лет прошло со дня окончания войны? (73 года)

-Кто одержал победу в этой войне?(русский народ)


- Ребята, как вы думаете, несмотря на все тяготы войны, что помогло советским людям одержать Победу в ВОВ? Ответим на этот вопрос в течение урока.



III. Изучение нового материала.

-Предлагаю вам стать историками - исследователями. Мы вместе попытаемся расширить свои знания об этой страшной войне.

Рассказ учителя.

- В 30-е годы ХХ века в Германии к власти пришли фашисты во главе с Адольфом Гитлером. Они внушили немецкому народу, что он будет господином мира. Все остальные народы станут его рабами или будут полностью уничтожены.

- Вы знаете значение слова фашизм? Фашизм — слово итальянского происхождения, в буквальном переводе – «пучок, связка». Это убеждение в превосходстве одной нации над другими. (Работа со словарём)

1 сентября 1939 года Фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая Мировая война. Вслед за Польшей Германии покорились Австрия, Чехословакия, Франция, Норвегия. 12 европейских стран были захвачены фашистами.

- Ночь с 21 на 22 июня – самая короткая в году. Но эта ночь для всех граждан, живущих на территории бывшего СССР, стала ночью боли и скорби. Потому, что в эту ночь вошла беда сразу во все семьи огромной страны.В 12 часов дня из всех громкоговорителей и по радио, по всему Советскому Союзу люди услышали официальное сообщение об объявлении войны. - Вот как это было. (Звучит голос Ю. Левитана о начале войны)

22 июня 1941 года 5,5 млн. человек, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну.

Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева моря на севере до Чёрного моря на юге. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Через полгода от Советского Союза должно было остаться только воспоминание. Но планам фашистам не суждено было сбыться.

-Первыми вступили в жестокий бой пограничники Брестской крепости. Ее защитники около месяца вели непрерывные бои. Но силы были не равны. Фашисты прорвались вглубь страны.

К осени 1941 года под Смоленском,) у города Ельни советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заставив их перейти в оборону. Не пропуская врага к столице. Героически сражались советские бойцы и командиры у стен Смоленска.


-С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ. Во всех уголках нашей большой страны появились плакаты «Родина- мать зовет». Что он символизировал?

- Тяжело было всем: и воинам на фронте, и тем, кто сражался с врагом на захваченной территории- партизанам и подпольщикам, и тем, кто трудился в тылу, снабжая фронт всем необходимым.

Партизаны – народные мстители, объединённые в отряды, действующие в тылу врага.(словарная работа)


- Откройте учебник стр. 141 найдите и прочитайте какой девиз - призыв звучал в те годы ?

«Все для фронта! Все для победы!»- этот призыв звучал в те годы. Судьба страны решалась не только на полях сражений. Люди трудились без устали, чтобы фронт получал новейшее оружие: автоматы, самолеты, танки.


Исследовательская работа в группах.

Не считаясь с потерями, враги продолжали наступать вглубь страны. Они захватили Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, многие области Украины, приблизились к Ленинграду, вышли на подступы к Одессе, Киеву и другим важным центрам страны.

БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА

Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.

- Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. Были разорваны все железнодорожные и автомобильные дороги, была прервана сухопутная связь со всей страной. Сообщение с Ленинградом поддерживалась только по воздуху и Ладожскому озеру. Город оказался во вражеском кольце. Запасы продовольствия были малы и тем, кто не успел покинуть город, предстояло пережить самое страшное - голод.

1 группа – блокада Ленинграда

- Что такое блокада Ленинграда?

- Как ленинградцы жили вовремя блокады?

- Что такое дорога жизни?

- Сколько времени находился Ленинград в блокаде?

-Что же помогло городу выстоять?

(Страна не бросила город и как могла помогала: когда Ладожское озеро покрылось льдом –сотни грузовиков груженые продовольствием под постоянным обстрелом врага двинулись в осажденный город. Эта дорога получила название- дорога жизни. Также вывозили из города людей на большую землю, весной жители города разбивали огороды и сажали овощи. Огромное мужество, стойкость помогло городу выжить)


БИТВА ЗА МОСКВУ

- Итак, направление следующего удара Москва- столица.

Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве. Они были уверены, что вот-вот войдут в нее и закончат войну. Но на помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, с Дальнего Востока. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолетов и оружия. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Георгий Константинович Жуков.

2 группа битва под Москвой.

Вопросы:

- В каком году произошла битва под Москвой?

- Что было сделано для победы в битве под Москвой?

- Кто командовал в битве советскими войсками?

- Чем закончилась битва?



СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА

В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии. Однако до победы было еще далеко. Летом 1942 года фашистские войска начали новое наступление в направлении Кавказа и Сталинграда. В трудных боях в горах Красная Армия сумела отстоять Кавказ и не пустила врага к запасам нефти.

В августе 1942 года началась гигантская более чем шестимесячная Сталинградская битва. Были окружены и взяты в плен свыше 330 тысяч гитлеровцев. Сталинградская битва переломила ход всей войны. Советские войска прогнали врага с родной земли.

200 дней длилась Сталинградская битва. От города остались одни руины. Сейчас это город Волгоград. В нем находится историко-мемориальный музей «Сталинградская битва».

3 группа – Сталинградская битва.

- Почему фашисты стремились захватить Кавказ и Кубань?

-Каким образом советскому командованию удалось развернуть ход войны в свою пользу?

-С каким результатом закончилась битва?

Своё выступление начните со слов «Наша группа знакомилась с военными событиями, которые произошли …».


КУРСКАЯ БИТВА

Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за поражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска. Но советское командование раскрыло планы врага и подготовилось к боям. 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение. В нем участвовало 1200 машин. Сражение под Курском закончилось победой Красной Армии. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.

4 группа – Курская битва

- Где и как проходила Курская битва?

- Каковы результаты Курской битвы?


Однако враг по-прежнему оставался силен и без боя не оставлял ни одной позиции. Но яростное сопротивление не могло спасти его от разгрома. Советские войска, ведя кровопролитные бои. 27 января 1944 - день снятия блокады Ленинграда.) В 1944 году полностью освободили от гитлеровцев Украину, Молдавию. Прибалтику.  Огромную помощь при освобождении родной земли оказывали Красной Армии партизаны и подпольщики.

В начале 1945 года советские войска с востока вступили на территорию Германии. Им на встречу двигались войска союзников- США, Англии, Франции, которые почти не встречали сопротивления. В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. 9 мая мы отмечаем как праздник Победы.

24 июня 1945 года на Красной площади в Москве был проведен Парад Победы. Торжественным маршем прошли по площади солдаты-победители, к подножию Мавзолея были брошены знамена разгромленных фашистских войск. Командовал парадом маршал К.К. Рокоссовский, а принимал парад знаменитый маршал Г.К. Жуков.

(видеофильм день Победы)

Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей. Но Советский Союз не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм, так как на защиту Родины поднялась вся страна.

Свыше 11 тысяч воинов всех национальностей были удостоены звания Героев Советского Союза.

IV. Физкультминутка

– Ребята, а во время передышек между боями солдаты писали домой письма, отдыхали, слушали и пели песни. Давайте и мы сейчас отдохнём. Встаньте, потянитесь, расправьте плечи, присядьте и закройте глаза. Вы сейчас на мгновение окажетесь в солдатской землянке.

Звучит песня «В землянке».

– Откройте глаза. Скажите, о ком думали наши солдаты на фронте? -Ребята, а вы знаете, что 2019 год в России объявлен годом театра. Давайте представим себя в роли актеров

Солдат 1 (пишет письмо).

Знаю, в сердце у тебя тревога-

Нелегко быть матерью солдата!

Знаю, всё ты смотришь на дорогу.

По которой я ушёл когда-то.


Солдат 2

Знаю я, морщинки глубже стали

И чуть-чуть сутулей стали плечи.

Нынче насмерть мы в бою стояли,

Мама, за тебя, за нашу встречу.

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди!


Солдат 3 (разворачивает письмо и читает).

Здравствуй, дорогой Максим!

Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой,

Завтра утром - снова в бой!


Солдат 4

Будем мы фашистов гнать.

Береги, сыночек, мать,

Позабудь печаль и грусть -

Я с победою вернусь!

Обниму вас, наконец.

До свиданья.

Твой отец.


Солдат 5 (со свечой).

Дорогие мои родные!

Ночь. Дрожит огонёк свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на тёплой печи.

В нашей маленькой старой избушке,

Что лесами сокрыта от глаз,

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю о вас.


Солдат 6

Мои братья и сёстры родные!

Завтра снова я в бой иду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу своё мужество, силу,

Буду немцев без жалости бить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить!



VI. Итог урока.

Обобщение знаний

Как вы думаете, почему эту войну называют великой войной?

(Самая кровопролитная и разрушительная война, в ней погибли миллионы человек.Эта война была за свободу и независимость, освободительная война советского народа против фашистской Германии; война длилась 1418 дней и ночей)


-Почему отечественная война?

(Не только Красная Армия но и весь советский народ участвовал в этой войне: на линии фронта, в тылу на заводах работали женщины и подростки, даже дети)


- Почему победу в этой войне называют великой?

( не смотря на все трудности советский народ выстоял в этой страшной войне и победил)


Вернёмся к главному вопросу урока:

- Что помогло советскому народу одержать Победу?


Составление синквейна

Война

Страшная, беспощадная

Убивает, уничтожает, рушит

Война приносит горе в каждый дом.

Жестокость Боль Смерть

1.В первой строчке - слово (война)
2. Вторая строчка - два прилагательных к этому слову,
3. Третья строчка - 3 глагола,
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов,
5. Последняя строка - это синоним к слову.


День Победы – это радостный и горький праздник. В эти дни, когда оживет природа, мы остро ощущаем, как прекрасна жизнь! Как дорога она нам! Мы должны помнить, что за все, что мы имеем - мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал, выживал в адских условиях, когда казалось, что невозможно было выжить



- Скажите, а надо ли помнить о войне, если столько горя и разрушений она оставила после себя?

- Почему?

- Я надеюсь, что вы будите всегда помнить об этом и с уважением и благодарность относиться к людям старшего поколения. Это история не только нашего государства, но и каждого из нас, наших семей.



Наш святой долг всегда помнить тех, кто отдал жизнь, защищая Родину, заботиться о живущих рядом с нами ветеранах.

Помнить всех, кто бился с врагом на фронте, кто воевал в партизанских отрядах, кто страдал в фашистских концлагерях. Вспомним всех, кто без сна и отдыха трудился в тылу.

Помнить всех, кто положил свою жизнь на алтарь Победы. ПОДВИГ ИХ БЕССМЕРТЕН!

Читает стихотворение Р. Рождественнского « Помните»


 

  Каждую семью коснулась эта война. Кто-то сражался на поле боя, кто-то работал в тылу на заводах, в госпиталях, кто- то был в концлагерях, кто- то в ссылке. Она никого не обошла стороной. Я надеюсь, что вы будете всегда помнить об этом и с уважением и благодарностью будете относиться к людям старшего поколения. Это история не только нашего государства, но и каждого из нас, наших семей.

Видеофильм « Журавли»


-Пусть дни войны тянулись очень долго, Пусть быстро мчались мирные года. Победы под Москвой, под Курском и на Волге. История запомнит навсегда.

-А в заключении мне хотелось бы почтить память павших героев минутой молчания. 

Неугасима память поколений,

И память тех, кого мы свято чтим.

Давайте ж встанем на мгновенье,

И в скорби постоим, и помолчим.

Тише, ребята, минутой молчания, память героев почтим,

И их голоса когда-то звучали,

По утрам они солнце встречали,

Сверстники наши почти.

Минута  молчания.



Салют и слава Победе

Навеки памятного дня!

Салют её Героям павшим и живым.

Салют!


Девятое мая - великая дата!

Кто знает, что было б тогда, в сорок пятом,

Когда бы и прадеды наши и деды

Для нас не добыли великой Победы!



VII. Рефлексия

Продолжите высказывания:

  • На уроке я узнал...

  • Мне было интересно узнать...

  • Трудно для меня было...


Домашнее задание:

Подготовить сообщение о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне



Закрепление знаний

Задание: « Что я знаю о Великой Отечественной войне»

Вопрос

Ответ

Какой город оказался в блокаде?


Сколько дней длилась блокада?


О каких значимые событиях и великих сражениях ВО войны ты узнал ?


Каких великих полководцев Великой Отечественной войны ты знаешь?



- На что рассчитывали немецкие военачальники, нападая на СССР? (На

легкую и быструю победу.)

- Где были немецкие войска в феврале? (Окружили Ленинград.)

- Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней.)

- А когда они находились у Москвы? (В конце октября.) ~ Откуда прибыли воины для защиты Москвы? (С Урала, из Сибири, с Дальнего Востока.)

- Когда советская армия перешла в наступление? (В начале 1942 г.)

- Где одержали первую победу? (Под Москвой.)

- Когда начались ожесточенные бои за Сталинград? (Летом 1942 года.)

- Сколько времени продолжались бои? (Около двух месяцев.)

- Когда началось новое наступление русских? (В ноябре 1942 года немецкие войска были окружены и сдались в плен в феврале 1943 года.)

- Где разгорелось сражение летом 1943 года? (Под Курском.)

- Чем стала эта победа? (Началом крупного наступления.)

- Когда была полностью освобождена территория Советского Союза? (В 1944 года.)

- Когда был штурм Берлина и кто руководил им? (В апреле 1945 года, руководил маршал Жуков.)

- Какой праздник отмечает наша страна 9 мая? (День Победы.)

- Какой была цена Победы? (26 миллионов человек.В руинах лежали города и села, были уничтожены многие памятники культуры.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!