СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великая Отечественная война и Великая Победа

Нажмите, чтобы узнать подробности

В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами... Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово…ВОЙНА! Данный урок посвящен самому страшному событию в истории нашей страны...Великой Отечественной войне 1941-1945гг. 

Просмотр содержимого документа
«Великая Отечественная война и Великая Победа»

Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа.»

Цели: сформировать представления о Великой Отечественной войне и её героях; создать образ Великой Отечественной войны, как великого испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны, воспитывать чувство гордости за национальные свершения, победы; уважительное отношение к истории России, своей семьи, воспитывать человека-гражданина и патриота, готового защищать мир и своё Отечество

Формируемые УУД: познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, уметь пользоваться справочной литературой; коммуникативные: участие в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные: контролировать процесс и результаты учебной деятельности; личностные: формировать положительное отношение к памяти о своих корнях и героическом прошлом наших предков.

Ход урока.

I.Орг. момент.

(Учитель читает отрывок из стихотворения «Фотография вложена в старую книжку...» Светланы Одинокой.)


Фотография вложена в старую книжку
И забыта среди пожелтевших страниц.
Невысокий, в шинели, какой-то парнишка,
Улыбаясь, глядит из-под длинных ресниц.

Карандашная надпись: «Зима, сорок третий»,
И, чуть ниже, другая: «Погиб как герой»…
Сколько их – безымянных героев – на свете,
Сколько их никогда не вернулось домой!..

Им бы жить без забот, и дружить, и влюбляться,
Только вдруг в летний день объявили войну.
И они, взяв винтовки, в свои восемнадцать,
Шли на фронт – погибать, защищая страну…

Сколько судеб не сложено, песен не спето,
Сколько жен, матерей оставалось без сна…
Так зачем же, зачем в это страшное лето
Вдруг на нашей земле появилась война?!


II. Самоопределение к деятельности. (Слайд 1)

В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово…ВОЙНА!

-Как Вы понимаете слово «война»? Что оно обозначает?

Объясните.

-Давайте посмотрим, правы ли Вы были?

(Слайд 2)

Война-это

  • Прямое значение. Вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства.

  • 2. Переносное значение. Борьба, враждебные отношения с кем-чем-нибудь.

-Подберите синонимы к слову «война».(Вражда, борьба, сражение, битва, кровавый бой, горе, несчастье, поединок, схватка, трагедия, беда)

Работа с карточками в парах:

Подберите определения к слову война.

(Слайд 3) Видеоролик «Объявление войны + Вставай страна огромная!»

На борьбу с врагом встала вся наша огромная страна. Дети, старики, женщины и, конечно, мужчины-все помогали приближать эту победу. Каждый старался оказать посильную помощь. Дети собирали вещи и продовольствие, женщины поставляли боеприпасы, продовольствие и пищу бойцам, рыли окопы. Мужчины же приняли основной удар на себя.

-Как Вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Какова будет тема нашего урока? ( Слайд 4 с темой урока и пусть он висит)

III. Работа по теме урока.

(Выключить доску)

-От какого слова образовалось слово «отечественная»? Что означает слово «Отечество»?

-Так за что же сражались, что защищали наши воины?

-А теперь ответьте на вопрос: «Почему эта война названа «великой»? Откройте учебник на с.140 и найдите строки, в которых подтверждается, что ВСЯ страна участвовала в этой войне, от мала до велика. Зачитайте.

-А сейчас давайте сделаем вывод, что означает словосочетание ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА? (Война русского народа за свое Отечество, за свою Отчизну.)

РАБОТА В ТЕТРАДИ

-Откройте свои рабочие тетради на с. 50 и в упражнении №1 запишите сделанный нами вывод. (Выслушать потом 2-3 человека, что получилось)

-А сейчас ребята, давайте представим, как ходили на парад дружным строем солдаты? Парады проводились и во время войны.

(Слайд и выключить сразу.)

Физкультминутка «Солдаты»

Раз, два, дружно в ногу.

Три, четыре, твёрже шаг.

На парад идут солдаты

И чеканят дружно шаг.



IV. Продолжение работы по теме урока.

В этой войне было много кровопролитных битв, сегодня мы поговорим о самых значимых из них. А дома, я предлагаю Вам поработать в группах и подготовить небольшие сообщения о каждом из этих сражений.

(Включить доску)

(Слайд 6) ОБОРОНА БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ.

Гарнизон Брестской крепости, первым приняв на себя удар гитлеровских войск в июне 1941 года, оказал ожесточенное сопротивление. В то время как немцы продвинулись далеко на восток, бои в крепости продолжались больше месяца.

(Слайд 7) БЛОКАКДА ЛЕНИНГРАДА.

Оказался во вражеском кольце и Ленинград. 900 дней длилась осада. Защитники города
получали 300 граммов хлеба, рабочие – 250,а дети – всего 125 граммов хлеба в день.
Ленинградцы героически отстояли свой город. Здесь погибли более миллиона жителей и защитников, но врагу не удалось войти в город.

(Слайд 8) БИТВА ЗА МОСКВУ.

В конце 1941 года враг стоял в нескольких десятках километрах от Москвы, а Ленинград был полностью окружен. Но немецкий план закончить войну осенью был сорван.

В результате контрнаступления Красной Армии под Москвой в декабре 1941 года немцы были отброшены. Московская битва была началом коренного поворота в войне. Ленинград, находящийся в блокаде, мужественно держался — несмотря на то, что самой страшной блокадной зимой 1941-42 гг. от голода и холода погибли сотни тысяч мирных ленинградцев.

(Слайд 9) СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА.

(Слайд 10) Летом 1942 года началось наступление немецких частей на Сталинград. Несколько месяцев отборные части вермахта штурмовали город. Сталинград был превращен в руины, но сражавшиеся за каждый дом советские солдаты выстояли и перешли в наступление.

Во время Сталинградской битвы осенью 1942 — зимой 1943 года город был превращен в руины. Она длилась 200 дней. В ноябре 1942 года произошел коренной перелом, советские войска перешли в наступление. В результате под Сталинградом были окружены 22 немецкие дивизии.

(Слайд 11) КУРСКАЯ БИТВА.

Летом 1943 года под Курском произошло крупнейшее танковое сражение, в котором гитлеровцы потеряли около 350 танков и 3,5 тыс. убитыми. Под ударами Красной Армии немецкие части стали отходить к границам Советского Союза. Продолжалась 50 дней и ночей. 1200 танков принимало участие в битве.

(Слайд 12) ВРАГИ В ЕЛЬЦЕ.

Наш родной город тоже не обошла беда. Во время трехдневной  оккупации Ельца от действий фашистов городскому хозяйству был нанесен ущерб в 167 млн. рублей, изуродованы и уничтожены 504 здания, взорваны железнодорожные мосты,9 км железнодорожных путей, Каракумский мост,  повреждена электростанция, водопровод, разрушены пекарни и много других зданий, 300 ельчан были угнаны в Германию.

Трудно было найти семью, в которой не было погибших в боях, умерших от ран или лишений, пропавших в фашистском плену, угнанных на работы в Германию, загубленных в страшных фашистских лагерях смерти.

В нашем классе есть ребята, прадедушки которых принимали непосредственное участие в ВОВ.

Давайте узнаем их имена и послушаем о них. (Выступления детей)

-ВОЙНА-это большое горе, война-это страшно. Но тяжелее всего на войне было детям.

(Видеоролик «Дети войны)

-Наши доблестные воины сражались с врагом не только на территории нашей страны. На пути к Берлину, солдаты освобождали европейские государства: Чехию, Польшу, Болгарию. В этих странах строят памятники нашим солдатам-освободителям.

Стихотворение «Положен парень в шар земной» С. Орлова

Его зарыли в шар земной... (С. Орлов)

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей...

Слайд (Видеоролик «Алеша»)

- К огромному счастью и радости наших воинов эта война закончилась победой нашего великого народа.

Слайд (Видеоролик «Победа»)

-Давайте выполним упражнение №3 в рабочей тетради и запишем дату начала и окончания войны.

-Ребята в этом году исполняется 70 лет с того памятного дня, когда наши войска одержали победу в этой кровопролитной войне.

Слайд «Весь под ногами шар земной»

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

С. Щипачев

Давайте почтим память погибших воинов минутой молчания. Все смирно встаньте.

Слайд («Минута молчания»)

Стихотворение «Пусть будет мир»

Пусть будет мир (Н. Найденова)

Пусть пулеметы не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города...
Мир нужен на земле всегда!

V.Рефлексия.

-Мне хотелось бы поблагодарить Вас всех за урок. Моя задача была сегодня- вызвать в вас чувство сострадания, сопереживания тем людям, которые жили в то страшное время, терпели тяготы и лишения войны, теряли своих близких, а также чувство уважения и благодарности к тем, кто подарил нам мир на земле.

-Скажите мне, пожалуйста, какие чувства Вы сегодня испытали на уроке?

-Что Вас особенно тронуло и потрясло?

-Дорогие ребята, самых отважных и смелых воинов на войне в те времена награждали красной звездой, это была самая почетная награда.

Тех ребят, которые сегодня активно работа на уроке, я хочу наградить красной звездой, что значит «пятеркой»

-Дети, у кого возникло желание узнать о войне больше?

-Я хочу порекомендовать вам книги и фильмы о войне.

(Кому интересно подойдет и возьмет у меня список книг и фильмов, из которых Вы узнаете больше о ВОВ)

VI.Подведение итогов урока.

И подводя итог нашему уроку, хотелось бы обратиться ко всем Вам. Только от нас зависит, будем ли мы жить в мире и согласии или будем вершить на земле войны. Будем ли мы добрыми людьми или будем копить злобу по отношению друг к другу. Давайте же жить в мире и согласии!

(Слайд «Мирного неба над головой»)

-А дома напоминаю, каждая группа готовит сообщение о битвах.





















5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!