СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великая война Великая Победа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по окружающему миру. Великая война Великая Победа. 4 класс. Школа России.

Просмотр содержимого документа
«Великая война Великая Победа»

+Технологическая карта урока.

1. Ф.И.О. Иванченко С.Н.

2. Класс: 4 «а» Дата: 15.04.16г

3. Тема урока: Великая война и великая Победа

4. Место и роль урока в изучаемой теме:_ Страницы истории России Урок №18_______________

5. Цель урока: способствовать формированию представлений учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания»

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru http://festival.1september.ru/articles/620359/

http://nsportal.ru/nachalnaya-s kola/okruzhayushchii-mir/urok-po-teme-velikaya-voina-velikaya-pobeda

http://poiskm.ru/artist/639571-Svyashchennaya-voyna http://www.muznarod.net/song/21846

Основные
понятия

Великая Отечественная война

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

1

2

3

4

6

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельно-
сти

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала








Сейчас Вашему вниманию будет предложена песня, постараетесь определить тему урока

( «Священная война»)

-О чем пойдет речь на уроке?

- Итак, тема урока «Великая война и Великая Победа»

(тема фиксируется на доске)

- Постарайтесь определить основную цель урока?

1.Больше узнать о ВОВ.

2.Понять, почему победа Великая.

- Как вы думаете, зачем нам надо изучить материал о войне, ведь это было так давно?

(Чтобы помнить, не повторять ошибок)

- Древние мудрецы говорили:

«Если войну забывают, начинается новая».( на доске)

-Согласны с этим высказыванием?

Пусть эти слова будут для нас основополагающими, нашим девизом.


Слушают учителя, принимают участие
в диалоге

с учителем.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Продолжение табл.

1

2

3

4

6

II. Актуализация опорных

знаний

Проверка домашнего задания: тест

Тест с. ???

Выполняют
задания

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении

III. Изучение
нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы.

Слайд №2

Итак, 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. Главным её виновником были руководители фашистской Германии, которые мечтали о мировом господстве. 12 европейских стран были захвачены фашистами. И Советский Союз не давал покоя захватчикам.

- Нам предстоит  составить летопись войны  СССР с фашистской  Германией и доказать, что война действительно ВЕЛИКАЯ

И вот 22 июня 1941 года….

Объявление Ю. Левитан

Софья: 22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолётов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным , граница была нарушена на огромном участке- от Баренцева моря на севере и до Чёрного моря на юге. В 12 часов дня из всех громкоговорителей и по радио, по всему Советскому Союзу люди услышали официальное сообщение об объявлении войны. Слайд №3

ИЗ ЭТОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ДЕЛАЕМ ПЕРВЫЙ ВЫВОД, ПОЧЕМУ ВОЙНУ НАЗЫВАЮТ ВЕЛИКОЙ.

(Многочисленная армия вторжения.) Т с.50

– Молодцы, первое доказательство найдено.


Кто из вас знает, сколько лет продолжалась ВОВ?


Отвечают
на вопросы.





Продолжение табл.

1

2

3

4

6






Работа
по «ленте времени».



Рассказ учителя и выступления учеников

Слайд №5-9 Олег - Война продолжалась 4 долгих года с июня 1941 по май 1945 года.
За это время наши войска прошли от Бреста до Москвы – 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600 км. Всего 2600 км, которые на поезде можно преодолеть за четверо суток, самолётом за 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски – 4 долгих года- 1418 дней!

– ДЕЛАЕМ ВТОРОЙ ВЫВОД ПОЧЕМУ ВОЙНА БЫЛА ВЕЛИКАЯ. (Продолжительная.)

Стихотворение.

-РАБОТА В ГРУППАХ.

- Вы постараетесь составить летопись этих долгих военных лет. Работая с учебником вы соотносите военные события их году и оформляете в тетрадь с. 50. С 142-144


ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ ТЕХ ЛЕТ:

1941 сентябрь –блокада Ленинграда

1942 – Сталинградская битва

1943 – сражение под Курском

1944 – освобождение СССР

1945 – битва за Берлин

-Никогда из памяти не стереть ужасы той войны: голод, разруха, сметь. Мы помним многие города до основания стёртые с лица земли. 900 дней и ночей Ленинград сковала блокада.

Слайд №11

Виктор: Фашистское руководство требовало беспощадного уничтожения не только воинов Красной армии, но и всего гражданского населения Советского Союза. Немецким солдатам и офицерам, были вручены памятки, в которых говорилось: «… убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, – убивай, этим ты спасёшь от гибели себя, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься на века».

ДЕЛАЕМ ТРЕТИЙ ВЫВОД ПОЧЕМУ ВОЙНА БЫЛА ВЕЛИКАЯ.

(жестокая, беспощадная.)


Эльдар:

Ради спасения Родины весь народ вступил в смертельную схватку с беспощадным врагом. Победа ковалась не только на полях сражений. Весь народ поднялся на борьбу с врагом.


Как называется война, на которой сражается весь народ, всё Отечество?

(Отечественная, народная)


ВОТ ЕЩЁ ОДНА ПРИЧИНА НАЗВАТЬ ЭТУ ВОЙНУ ВЕЛИКОЙ.


На ваших столах  отрывки из писем немецких и русских солдат. Внимательно изучите их, сопоставьте и скажите, какую цель преследовали русская и немецкая армии?

Слайд №12

Письмо немецкого ефрейтора Херрманна. 27 июня 1941 года.

«За сегодняшний день мы сильно продвинулись вперёд. Авиация ведёт активные действия. Наши бомбардировщики сбивают один русский самолёт за другим. Их почти уже не осталось».


Последнее письмо А. Голикова жене. 28 июня 1941 года.

«Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зелёные деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, как эти цветы, и счастливая. За неё умереть не страшно».

Письмо Героя Советского Союза В. Клочкова жене и дочери. 25 августа 1941 года.

«Для будущего всех детей, для своей дочки я готов отдать всю кровь каплю за каплей. В случае чего, жалей и воспитывай нашу дочку, говори ей, что отец любил её и за её счастье бил паразитов».

Какую цель преследовали фашистские захватчики и за что сражались и отдавали свои жизни советские воины?

ВОТ СЛЕДУЮЩАЯ ПРИЧИНА НАЗЫВАТЬ ЭТУ ВОЙНУ ВЕЛИКОЙ. (справедливую, освободительную.)

Ярослава: В результате нападения Германии было 1710 разорённых городов, 70 000 разорённых сёл и деревень, наша страна потеряла около 27 млн. человек. Слайд 13-15

-ЧТО ЕЩЁ ЗА ПРИЧИНА НАЗВАТЬ ЭТУ ВОЙНУ ВЕЛИКОЙ

(самая разрушительная и кровопролитная)

- И наши земляки сражались в годы войны, кто - то погибал, кто - то раненый возвращался домой и поднимал из разрухи города и сёла, а кто - то во время войны своим трудом приближал Победу.

Рассказы детей. Вика Б, Савелий Г, Артем Н, Даша С, Тимур С, Паша К.










Внимательно слушают.

Заранее подготовленные ученики читают наизусть стихи о войне

учебной задачи.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе

IV. Самостоятельная работа с последующей проверкой


Цель.

Применение знаний и способов действий



СЛАЙД№6

ТЕСТ:

1.Кто был инициатором развязывания войны?

(Сталин, Гитлер, Молотов)

2.Когда началась Великая Отечественная война?

(22 июня 1941года, 1 августа 1933года, 1 сентября 1939 года)

3.Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?

(500, 900,200)

4.Когда был подписан акт о капитуляции Германии?

(1 мая 1945 года, 9 мая 1945 года, 2 мая 1945 года)

5.Сколько Советских человек погибло в этой войне?

(6 миллионов, 20 миллионов, 27 миллионов)

Индивидуальная,

работа в тетради

- Учащиеся, вспоминая изученный материал, самостоятельно выполняют задания

- Выполняют взаимопроверку

Познавательные: осуществляют логические действия, поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразовывают модели

разных типов (схемы,

знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

VI. Включение новых знаний в систему знаний и повторение


Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

-Мы победили в Великой войне, значит и победа в этой войне какая? ВЕЛИКАЯ!!!


- Вспомните, о каких традициях празднования Дня Победы вы знаете? Какие традиции существуют в нашей школе; в поселке; в семье?

Рассказы детей: Рамзан Р, Саят Ч, Настя В.

СЛАЙД№7


- Учащиеся, опираясь на ранее полученные знания, свой жизненный опыт, называют традиции Дня Победы




1

2

3

4

6

V. Итоги

урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

СЛАЙД№8

-Ребята, продолжите выражение: война – это….

– Дойдя до Берлина, русские солдаты оставляли на стенах Рейхстага – здания, где заседало фашистское правительство – надписи о войне и мире. Представьте, что мы с вами в Берлине. Что бы вы написали о войне и мире, обратившись ко всем людям, живущим на нашей планете.

ДЕТИ ПИШУТ ПОСЛАНИЯ.

СЛАЙД№9

Своей работой на уроке я ….

Доволен

Не совсем доволен

Я не доволен, потому что…

Я узнал…

Было интересно….

Было трудно…

Мои ощущения…

Я хочу сказать…

- Вы вырастете, и у вас сложится свое мнение об этой войне. Но неизменным для вас должно остаться одно – подвиг, мужество, героизм людей подарившим нам жизнь.

Отвечают
на вопросы

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся
к приобретению новых знаний

VI. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учебник, с. 140–146, Т.с 50 №

Задают уточняющие вопросы

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач

Рассказ учителя о Великой Отечественной войне

Первого сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. Двенадцать европейских стран были захвачены фашистами.

Красная Армия мужественно встретила врага. Тысячи бойцов и командиров ценой собственных жизней старались сдерживать натиск фашистов. Но силы были неравны. В первые дни войны гитлеровцам удалось уничтожить много наших самолетов. Многие командиры совсем недавно начали командовать полками, батальонами и дивизиями. Кавалерию продолжали считать главной военной силой, но первые же бои показали, что лошадь не может противостоять танку, а шашка – автомату.

В вооружении Красной Армии не хватало новых видов техники: танков, самолетов, артиллерийских орудий, автоматов. Советский Союз только приступил к перевооружению нашей армии и флота. По этим и другим причинам советские войска несли огромные и неоправданные потери.

Пo планам гитлеровских генералов война должна была продлиться всего несколько месяцев. До нападения на СССР Германия захватила все танки, самолеты, заводы и рабочую силу Европы. Враг был жестокий и сильный. Весь советский народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцев ушли в Красную Армию, партизанские отряды, народное ополчение. Страна стала одним боевым лагерем, усилия фронта и тыла слились воедино.

Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости.

Защитники Брестской крепости около месяца вели непрерывные бои. Нелегко было сдерживать гитлеровцев и на других участках фронта. Многие воины Красной Армии попали в плен и были убиты.

К осени 1941 года под Смоленском, у города Ельни советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заставить их перейти в оборону. Не допуская врага к столице, героически сражались советские бойцы и командиры у стен Смоленска. Самые храбрые участники этого сражения – четыре дивизии – первые в Красной Армии получили звание гвардейских.

Не считаясь с потерями, немцы продолжали наступать в глубь страны. Они захватили Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, многие области Украины, приблизились к Ленинграду, вышли на подступы к Одессе, Киеву и другим важным центрам страны. Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.


Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве. Они были уверены, что вот-вот войдут в нее и закончат войну. Но на помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, с Дальнего Востока. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолетов и оружия. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Г. К. Жуков. В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии. Однако до победы было еще далеко. Летом 1942 года фашистские войска начали новое наступление в направлении Кавказа и Сталинграда. В трудных боях в горах Красная Армия сумела отстоять Кавказ и не пустила врага к запасам нефти.

В августе 1942 года началась гигантская более чем шестимесячная Сталинградская битва. Были окружены и взяты в плен свыше 330 тысяч гитлеровцев. Сталинградская битва переломила ход всей войны. Советские войска прогнали врага с родной земли.

Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за поражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска. Но советское командование раскрыло планы врага и подготовилось к боям. Фашисты двинули в бой новые тяжелые танки. 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение. В нем участвовало 1200 машин. Сражение под Курском закончилось победой Красной Армии. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.

Однако враг по-прежнему оставался силен и без боя не оставлял ни одной позиции. Но яростное сопротивление не могло спасти его от разгрома. Советские войска, ведя кровопролитные бои, в 1944 году полностью освободили от гитлеровцев Украину, Молдавию, Прибалтику. Партизаны и подпольщики помогали Красной Армии освобождать родную землю. В годы войны более миллиона человек с оружием в руках сражались во вражеском тылу. Освободив Родину, советские воины пришли на помощь народам Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Польши, Чехословакии и другим захваченным оккупантами странам.

В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. 9 мая мы отмечаем как праздник Победы.

В Великую Отечественную войну со всей силой проявился талант вышедших из народа полководцев: Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, А. М. Василевского, И. С. Конева, Н. Ф. Ватутина и др. Свыше 11 тысяч воинов всех национальностей были удостоены звания Героев Советского Союза.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!