СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока – Комбинированный (смешанный).

История – изучение новой темы «Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии».

Вид урока – бинарный (история + география) с элементами ролевой игры.

Просмотр содержимого документа
«Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии.»


Тема: «Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии».

Тип урока – Комбинированный (смешанный).

История – изучение новой темы «Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии».

Вид урока – бинарный (история + география) с элементами ролевой игры.

Информационные умения – составление структурно-логической схемы, заполнение таблицы;

Коммуникативные умения - представ­лять результаты изучения, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам;

Интеллектуальные умения - анализи­ровать, структурировать и системати­зировать материал, различать в исто­рической и географической информации факты, мне­ния, исторические и географические описания и объяс­нения;

Оборудование: презентация дидактический материал для индивидуальных заданий, тексты документов, учебник истории.

Цель урока – сформировать образно-конкретное представление об эпохе Великих географических открытий и колониальной экспансии Западной Европы, показать межцивилизационный диалог и его влияние на судьбы участников; систематизация и закрепление знаний.

Задачи:

  1. Раскрыть причины и последствия Великих географических открытий, показать начало европейской колониальной экспансии;

  2. Выявить влияние исторических событий на формирование идеалов и ценностей людей середины XV – XVI вв.

  3. Дать оценку сущности социокультурного феномена Великих географических открытий и сформулировать личную гражданскую позицию по отношению к данному событию.

  4. На конкретных примерах показать многообразие культурной жизни, изменчивость идеалов и ценностных установок общества в зависимости от исторических обстоятельств (работа с документами и обоснование позиции).

Проблемный вопрос урока:

В наше время между историками идет спор: одни заявляют, что «открытие» Америки – это «черный день» в истории латиноамериканских

государств. Другие утверждают, что «открытие» Америки привело к встрече миров, к экономическому и культурному сближению народов.


Ход урока:


1 этапоргмомент, приветствие, целеполагание, постановка проблемы.


2 этапактуализация знаний: подводящий диалог, который включает вопросы о предпосылке, причинах эпохи Великих географических открытий:

Преподаватель истории.

  1. Событие, которое явилось предпосылкой эпохи Великих географических открытий?

  2. Самый прибыльный товар этого времени? (демонстрация товара: перец, корица, ваниль; благодаря запаху, учащиеся узнают их);

  3. Страна пряностей, куда издавна стремились купцы? Декламация стихотворения




(Приложение 1).

Преподаватель географии: интерактивный фронтальный опрос по вопросам викторины. Сценка «Узнай событие и действующих лиц» (Приложение 2).

Эпоха Великих Географических Открытий - хронологический период между второй половиной 15-го и серединой 17-го столетий. Почти за 200 лет европейцы открыли и описали практически все значимые географические объекты – материки, острова, проливы. Давайте вспомним наиболее значимые экспедиции. За каждый правильный ответ Вы получаете лакомство (конфету), по количеству конфет определяется победитель викторины.

(Приложение 2)

3 этап - изучение нового материала:

Преподаватель истории. Причины Великих географических открытий (экономические, технические, духовные, социальные).

Просмотр отрывка из фильма «Апокалипсис» и работа с эпиграфом к фильму. Какое историческое событие происходит в этот период?

«Великую цивилизацию не покорить извне,

пока она не разрушит себя изнутри»

Уилл Дюрант.

Проблемный вопрос урока:

В наше время между историками идет спор: одни заявляют, что «открытие» Америки – это «черный день» в истории латиноамериканских

государств. Другие утверждают, что «открытие» Америки привело к встрече миров, к экономическому и культурному сближению народов.


Преподаватель географии: работа с учебным текстом.

Задание: заполнение таблицы по учебнику. «Создание первых колониальных империй»

Регион завоевания

Страна завоеватель

Дата похода

Руководитель похода

Событие

Присоединенные территории








Преподаватель: используя учебный текст, составьте структурно-логическую схему «Социально-экономические последствия Великих географических открытий» (Приложение 3).

4 этап - обобщение и закрепление: Подведение итогов. Рефлексия.

Итоги урока.

Преподаватель.

  1. Каковы были причины географических открытий? Разделите эти причины на экономические, научно-тех­нические и духовные.

  2. Почему не Англия и Нидерланды — быстро раз­вивавшиеся страны Европы, а более отсталые Испа­ния, и Португалия начали открытия?

  3. Докажите следующий тезис: цель, поставленная открывателями, свидетельствует о том, что эти люди обладали уже новым, не средневековым мышлени­ем, новыми представлениями о назначении человека.

  4. Каковы были хозяйственные, экономические, со­циальные и духовные последствия Великих географи­ческих открытий?

  5. Известно, что норманнские мореплаватели до­стигли берегов Америки за 500 лет до Колумба. Поче­му тогда это событие не оказало никакого влияния на развитие Европы?

  6. Как Великие географические открытия повлия­ли на отношения между разными слоями общества?

Историческая задача: «До XIX века Испания владела самыми обширными колониями в Новом Свете. За 300 лет своего господства она награбила в Америке золота и серебра на сумму 6 млрд. долларов, вывезла много других богатств... Чем вы можете объяснить, что Испания так и осталась страной, которая в своем экономическом развитии отставала от Англии, Франции, Нидерландов»?


Общий вывод.

Преподаватель. Связать выводы и проблему с темой урока:

- существует ли взаимосвязь между историческими событиями и формированием морально-нравственных установок в обществе?

Высказывание личных гражданских позиций на проблемный вопрос урока.



Приложение 1


О какой невиданной земле идет речь в данном отрывке и что находится на подносе у девушки? (Индия и пряности)


Капитаны (отрывок)


И кажется - в мире, как прежде, есть страны,

Куда не ступала людская нога,

Где в солнечных рощах живут великаны

И светят в прозрачной воде жемчуга.

Как будто не все пересчитаны звезды,

Как будто наш мир не открыт до конца!


Николай Гумилев


Баллада о Магеллановом проливе (отрывок)

Каравеллам откроется новая даль…

И ни сил, ни потерь, ни лишений не жаль.

Он прошел, он дошел, он нашел!

Он услышал великих прибоев раскат,

Взял корицу и перец, имбирь и мускат,

Это пряное золото – новый товар –

Привезет он Испанке - лакомке в дар.

Маргарита Алигер


Приложение 2

Вопросы викторины:

  1. В 1486 этот мореплаватель, плывя вдоль западного побережья Африки, сумел достичь ее южного края и выйти к Индийскому океану (Б.Диаш).

  2. Эта экспедиция заложила фундамент португальской колониальной империи (В. да Гама).

  3. А) Кто открыл Америку?

Б) Наши предки побывали в Америке тысячу лет назад.

Они доплыли до земли, покрытой зелёной травой, и назвали её Гренландия (Зелёная Земля). Правда, потом оказалось, что это остров, покрытый льдом. Зато это самый большой остров на Земле! (Викинги).

 В) Мы живем здесь много тысячелетий. Белые люди назвали нас индейцами. Думали, что приплыли в ……, а оказались в ……. На самом деле мы - … (Апачи, шайоны, каманчи, инки). Вопрос профессиональной направленности – 2 класс.

  1. Этот мореплаватель предлагал невероятный для 15 в. проект нескольким державам. Страна, принявшая его, оказалась в выигрыше.

(Х. Колумб, 12 октября 1492 года).



Сценка «Угадай событие и действующих лиц».

Ведущий: божьей милостью король и королева Кастилии, Леона, Арагона, Сицилии, Гранады, Толедо, Валенсии, Галисии…

Изабелла: Ваши высочества жалуют отныне назван­ного дона в свои адмиралы всех островов и материков, которые он лично и благодаря своему искусству откроет и приобретет в этих морях-океанах.

Фердинанд: Ваши Высочества назначают названного дона своим вице-королем и главным пра­вителем на всех названных островах и материках, кото­рые он откроет или приобретет в названных морях.

Изабелла: Всяческие товары, будь то жем­чуг или драгоценные камни, золото или серебро, пряности и другие вещи и предметы любого рода, вида и на­именования, которые будут куплены, обменены, найде­ны или приобретены в пределах названного адмиралтей­ства, пожалованы отныне Вашими Высочествами дону.

Фердинанд: Со всех и всяческих товаров да будет иметь он десятую часть всего приоб­ретенного, предоставив остальные девять частей Вашим Высочествам.



Смерть Колумба. Монолог.

Двадцать дней как плыли каравеллы,

Встречных волн проламывая грудь;

Двадцать дней как компасные стрелы

Вместо карт указывали путь,

И как самый бодрый, самый смелый

Без тревожных снов не мог заснуть.

Блаженный час! Видна земля… земля!

Не сон ли это?.. Нет, нет … Зачем же сон?

То – чудная, прекрасная, как дева,

Цветущая, желанная земля.

Свершилось все! Не я ль теперь владыка

Земли моей и моря моего?!

Но царства где ж? Где, где мои владенья,

Рабы, венец и золотые горы? ...

Источники, которых я открыл;

Испания в них гордо окунулась,

А я, несчастный, бедный изнуренный, -

Кто целый свет открыл, тому нет крова,

Где мог бы он спокойно умереть!

Кацполетти (перевод Познякова)


  1. Эта экспедиция доказала правильность гипотезы о шарообразности Земли, и установила наличие ЕДИНОГО Мирового океана (Ф.Магеллан).

Приложение 3

Учебный текст.

«Социально-экономические последствия Великих географических открытий»

Для развития Европы открытия имели колоссаль­ное значение. Были освоены новые полезные культу­ры. Европейцы научились выращивать кукурузу, тома­ты, какао, картофель, тропические фрукты. Кукуруза шла на корм скоту, а посадки картофеля избавили жителей Европы от голода. Резко выросло производство сахара; возникли новые отрасли пищевой промышленности. По­ступавшие из Америки кокаин, хина, бальзамы, древес­ная смола и различные яды повлияли на европейскую медицину.

Радикально преобразилась европейская торговля, благодаря открытию новых торговых путей. Ее главные пути переместились из Средиземного моря в Атлантику. Упало значение итальянских городов, но выросла роль портов Нидерландов и Англии.Что еще более важно, в Европу хлынул поток драго­ценных металлов. За 1500—1650 гг. на континент было ввезено 16 000 тонн серебра, 181 тонна золота. Это послужило причиной так называемой революции цен. Цены на товары резко выросли, что сделало выгодны­ми разнообразные торговые операции, обогатило пред­принимателей. Произошло первоначальное накопление капитала. В результате значительно ускорился процесс развития городов как торгово-промышленных центров. Невиданные ранее масштабы приобрели бан­ковские операции, начала складываться система кре­дитов.

Всё это дало мощный толчок развитию европейской буржуазии. Рост объемов промышленного производства, обусловил переход к мануфактурному производству, которое стало испытывать потребность в сырье. Это стимулировало процесс капиталистических отношений в сельском хозяйстве, происходило развитие товарного сельскохозяйственного производства.

Используя учебный текст, составьте структурно-логическую схему «Социально-экономические последствия Великих географических открытий»



открытие новых торговых путей




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!