СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великий колокольный звон. Перезвоны.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Великий колокольный звон. Перезвоны.»



Тема урока: «Великий колокольный звон. «Перезвоны»»

Цель урока: сформировать практические навыки инструментального и вокального музицирования разных видов колокольных звонов посредством музыки и  литературы.

Задачи:

  • Личностные:

    • овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

    • развитие ассоциативного мышления, творческого воображения;

    • приобретение устойчивого навыка самостоятельной, целенаправленной музыкально-учебной деятельности;

    • решение музыкально-творческих задач.

  • Метапредметные:

    • определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов её успешного осуществления;

    • анализ собственной учебной деятельности;

    • наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений;

    • сотрудничество в ходе реализации коллективных задач.

  • Предметные:

    • осознанное восприятие музыкальных произведений;

    • применение терминологии для классификации колокольных  звонов;

    • освоение знаний, овладение практическими умениями;

    • устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа.

Тип урока:  открытие новых знаний

Оборудование: презентация, видеофрагмент, тексты песен, синтезатор.

Ход занятия

Звучит  Колокольный Звон.

Во время звучания читается стихотворение

Звёзд узор старинный в синей вышине.
Вечер длинный, длинный тает в тишине.

Слышу отдалённый колокольный звон.
Памятью бессонной светло окрылён.

В переулке снежно, скрип шагов певуч,
А в душе так нежно светит звёздный луч.

Учитель: Что за звуки открыли наш урок? (это был колокольный звон).

А вспомните, вы где нибудь слышали колокольный звон? (ответы детей). Верно колокольный звон можно услышать в церкви, на улице, по телевизору).

Колокольный звон можно назвать звучащим символом России. Им встречали

победителей и собирали народна церковную службу, оповещали о пожаре,

нашествии врагов. Под звуки валдайских колокольчиков мчали тройки

путешественников по бескрайним русским дорогам. Сегодня колокольный

звон помог вам настроиться на урок.

Колокола на Руси появились в 10 веке с принятием христианства, но широко распространились с конца XVI в. А в XVII-XX вв. они так широко и прочно вошли в церковный обиход, так слились с богослужением Русской Православной Церкви. Вопрос, откуда пришли колокола на Русь, до сегодняшнего времени остается открытым. Одни считают, что колокольные звоны пришли из Западной Европы, другие родиной колокольного звона считают Византию, третьи говорят, что колокольный звон появился на Руси независимо ни от кого.  Ряд исследователей полагает, что родина колоколов – Китай. Действительно, технология бронзового литья там была создана еще в эпоху Ся (XXIII-XVII века до Р. Х.). Как бы ни было на Руси колокольный звон занимал особое положение и уважение. Колокола на протяжении многих веков сопровождали своим звоном жизнь христиан. «Малиновые перезвоны «указывали дорогу заблудившемуся путнику.

Любовь русского народа к колокольному звону проявилась в большом количестве народных песен, ему посвященных, начиная с детской песни - прибаутки «Бом - бом, тили - бом, загорелся Кошкин дом». Начальные слова имитируют звучание колокола, который сообщает о пожаре. Тема песни «Вечерний звон» широко используется многими поэтами и музыкантами, она стала поистине народной.

Слушание произведения: С.В. Рахманинова Концерт для фоно с оркестром.

Учитель:

Каким вы услышали звон в произведении.

О чем он мог рассказать (о тревожности, безмятежности, празднике…)

Вы слышали в произведении звучание настоящий колокола?(нет, мы слышали оркестр который имитировал нам звучание колокола - имитация это подражание).

То есть инструмент звучали подобию колокола. Многие композиторы изображали в своих произведениях звучание колокола с помощью оркестра и других инструментов. Какие инструменты здесь имитировали колокол (рояль).

По народным поверьям, влиянию церковного колокола могут противостоять сами нечистые силы. Ученые доказали, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. Говорят, когда звонишь в колокол, словно душа светлее становится.

Самым же большим колоколом в мире и в настоящее время является "Царь Колокол", стоящий теперь на каменном постаменте у подножия колокольни Ивана Великого. Он не имеет себе равного в мире не только по размеру и весу, но и по художественному литью. Царь Колокол был отлит российскими мастерами (отцом и сыном) Иваном и Михаилом Маториными в 1733 - 1735 годах. Материалом для Царя Колокола послужил его предшественник колокол-гигант, поврежденный пожаром. Этот колокол весил 8000 пудов и был отлит колокольным мастером, Александром Григорьевым. Общий вес Царя Колокола – 12.5 пудов 200 тонн. Диаметр колокола - 6 метров 60 см.

Колокольные звоны бывают пяти видов: перебор, перезвон, трезвон, благовест, набат. Их различают по темпу и составу колоколов. 

Набат - частый звон в один колокол - сообщает о каком-то происшествии. Благовест призывает прихожан к богослужению. При благовесте ударяют в один колокол.

Перебор - погребальный звон - выполняют однократными ударами в каждый колокол, от малого к большому, «по кругу».

Трезвон - отмечались особые дни - например, царские, или дни памяти местночтимых святых. Пасхальный трезвон - красный - это тот звон, который длится весь день в Пасху.

Перезвон - поочередные удары в обратном перебору порядке, от большого к малым, от одного до семи ударов в каждый колокол, завершение перезвона обычно - удар во все колокола. 

"Перезвоны" - так назвал свою симфонию-действо для солистов, хора и ударных инструментов композитор Валерий Александрович Гаврилин (1939 - 1999). Произведение написано под впечатлением от рассказов известного писателя, актёра и режиссёра Василия Макаровича Шукшина.
"Всю жизнь мою несу Родину в душе" - писал В. М. Шукшин. Любовью к России пропитаны все работы Василия Макаровича - и в литературе, и в кино. ФИЗМИНУТКА.

Послушайте фрагменты из симфонии-действа "Перезвоны":            
"Вечерняя музыка"
Обратите внимание на способ исполнения музыки: хор поёт без сопровождения музыкальных инструментов. Такой приём называется a'capella ("а капелла"). Только в некоторых моментах автор использует звучание ударных инструментов, да звучание гобоя изображает голос деревенской дудочки.  В роли инструментов оркестра здесь выступают человеческие голоса.

 «Перезвоны» — вершина творчества Гаврилина. Это грандиозная фреска (Фре́ска (от итал.  fresco — свежий), аффреско (итал. affresco) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей),  истории человека и его народа, их общей судьбы. Она складывается из самых разных номеров — массовых народных сцен, монологов героя, колоритных зарисовок народной жизни.


Объясняя построение своего произведения, композитор говорил: «Сюжетно «Перезвоны» — это картина жизни человека... Каждая часть — это отдельная картина. Обрамлено это все двумя частями, в которых музыка носит характер поступи, дороги... Это не просто циклическое произведение, здесь есть сюжет, который надо разыгрывать. «Перезвоны» задуманы как театральное представление по типу народной драмы с использованием света, движения.

Вокально-хоровая работа: А.Стефоненко «Мамина Молитва».

Рефлексия:

– Сегодня я узнал...
– Мне понравилось
– Для меня стало новым…
– Меня удивило…
– Я с удовольствием…
– Сегодня на уроке мне захотелось…

  1. Говорят: икона-молитва в красках, храм-молитва в камне, колокол…..продолжите вы…-(молитва в звуке).

  2. Смогли мы доказать значение колокола в жизни человека?

  3. Можем ли мы теперь по праву сказать что Колокольный звон велик? Почему? (очищает души людей, помогал путникам в дороге не заблудиться, оповещал о каких либо событиях, и т.д.)

  4. Почему В. Гаврилин назвал своё произведение для хора симфонией?

  5. Какие вокальные приёмы использованы в номере "Вечерняя музыка", исполняемом без слов и без сопровождения?


Домашнее задание.

  1. Найти романсы и песни, в которых используются слова: звон, звенеть, колокольчик, колокола.

  2. Составить кроссворд (колокола).

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!