СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великий сын великой страны- Расул Гамзатов

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Великий сын великой страны- Расул Гамзатов. Конкурсная работа

Просмотр содержимого документа
«Великий сын великой страны- Расул Гамзатов»



Министерство науки и образования РД

МКОУ СОШ № 3

«XXIV Республиканская олимпиада по школьному краеведению на тему: «Культура и традиции народов Дагестана в творчестве Расула Гамзатова», посвященной 100-летию со дня рождения Р. Гамзатова



«Великий сын великой страны - Расул Гамзатов».



Выполнил ученик 8а класса МКОУ СОШ № 3: Курбанов Баганд Магомедович

Руководитель: Курбанова Умият Магомедовна учитель истории и обществознания

Телефон: 89034778405

Эл. Почта: [email protected]



Избербаш 2023



Оглавление:

I. Введение. _____________________________________________________

II. Роль народных традиций и обычаев в произведениях Расула Гамзатова.

III. Заключение. _____________________________________________________

IV. Список использованной литературы. ______________________________











































I. Введение.

Национальные праздники, традиции и обряды – это культура и искусство, благодаря которым, и через которые, достигается гармоничная связь между прошлым, настоящим и будущим нашего народа. Если отнять у человека с его менталитетом все обряды и традиции, то он всё забудет и всему разучится и вынужден будет всё начинать сначала. Поэтому проблема сохранения культуры - остается актуальной проблемой нашего времени. Мы обязаны беречь культуру, способствовать ее развитию и делать достойной частицей всего великого многонационального российского народа.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью вернуть утраченный интерес народному наследию как к средству воспитания духовности, способствующему восстановлению духовной связи поколений.

Народные традиции и обряды часто использовались большинством писателей в качестве ярких стилистических элементов, входивших в структуру произведения. Блестящими образцами этого наследия являются произведения Расула Гамзатова.

В связи с вышесказанным возникает гипотеза, что изображение народных традиций и обрядов в произведениях Расула Гамзатова позволяет глубже и полнее раскрыть образ дагестанского народа, поэтизировать его.

Цель исследования: раскрыть многообразие дагестанских обычаев , их культурную ценность, а также роль в произведениях Расула Гамзатова

Задачи:

показать роль традиций и обрядов в творчестве Расула Гамзатова;

пробудить интерес у школьников к культуре русского народа.

Предметом исследования являются народные традиции и обычаи, а также использование их в творчестве Расула Гамзатова.

Объектом исследования являются произведения Расула Гамзатова

Практическая значимость данного исследования заключается в осмыслении роли народных традиций и обрядов в нашей жизни и расширении представлений об их происхождении. Полученные результаты можно применять на уроках литературы и истории, внеклассных мероприятиях.

Методы и приёмы исследования: изучение и анализ творчества Расула Гамзатова; сопоставление; сравнение; обобщение.

Основная часть

Высокое уважение к искусству почитании художественного таланта является одной из добрых культурно-нравственных традиций народов Дагестана. Расул Гамзатов вдохновлял его величество народ. Сегодня Расул Гамзатов - один из самых выдающихся поэтов XX века. Он продвинул вперед всю мировую поэзию, раздвинул ее горизонты. «Яркая образная система, насквозь пропитанная национальным своеобразием и колоритом, большие мысли и раздумья о людской житие-бытие, о судьбах человечества и высокий гуманизм делают поэзию нашего земляка явлением общечеловеческим, явлением мировым». «Открытие Дагестана - вот как бы я назвал, вот что такое прежде для меня творчество Расула Гамзатова», - писал Мраклий Абашидзе. Расул Гамзатов — удивительный поэт. Знакомство с  его  творчеством  было для меня настоящим открытием. Все, к чему обращается поэт, наполнено необыкновенной любовью -  любовью к миру, к людям, к своей стране. Творчество Расула Гамзатова разнообразно. Он пишет о Дагестане, о войне, о матерях, о любви.. Когда читаешь  стихи Расула  Гамзатова, то перед тобой предстают дружелюбные, добрые, порядочные люди, берегущие вековые традиции, Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание». Л.Н. Толстой говорил о том, что у государства, которое несерьёзно относится к собственной истории, нет будущего. Любому народу необходимо беречь свои традиции и культуру. Только память о прошлом своего народа делает нас настоящими людьми. Каждая страна, нация и семья должны бережно хранить традиции.

Наши традиции делают нас особенными и неповторимыми.

 Незнание культуры и традиций своего народа ведёт к разрушению связи между поколениями. Изображение народных традиций и обрядов и обычаев в произведениях позволяет писателям глубже и полнее раскрыть образ дагестанского народа , поэтизировать его. Использование традиций и обрядов в произведениях Расула Гамзатова – ещё один из художественных приёмов отражения быта и национального самосознания, Мастера художественного слова часто обращаются к народному фольклору, чтобы показать быт и обычаи народа, раскрыть ментальность души, поэтизировать её, потому, что именно в них ярко выразилась душа народа, связь наших предков с историей. Каждый народ уважительно относится к своим традициям и бережно их хранит. Именно традиции формируют человеческое мировоззрение и приоритеты в жизни. Благодаря им человек становится достойным членом общества, который принесёт пользу своему государству. Каждое его стихотворение – это глубокое размышление о жизни, о родных краях, о высоких чувствах. Особенно сильное впечатление произвело на меня стихотворение «Вот я вернулся с дороги» Мысль этого стихотворения проста и ясна: счастье не надо искать за семью морями, оно где-то рядом: надо только быть внимательным и чутким. Это стихотворение заставило меня по-новому взглянуть на привычные вещи.

Вот я вернулся с дороги И встретил твой ясный взгляд. Как будто вижу впервые Как эти глаза горят!

  Особое место в творчестве Расула Гамзатова занимает тема любви к матери. И это не случайно: для каждого слово « мама»  — самое близкое и родное. Расул Гамзатов считал, что любовь к миру начинается с песен матери. И за свой талант был благодарен той, которая его взрастила, особенно ярко на мой взгляд, эта тема отражена в стихотворении- «Слово о матери»

Как ни влек бы в свой водоворот, Пуще глаза маму берегите От обид, от тягот и забот.

В стихах Р. Гамзатова, обращенных к своей матери и ко всем матерям Земли, звучит сыновняя любовь и щемящая грусть, тревога за всех матерей.

РЕКЛАМА•16+ Среди многих  стихотворений Расула Гамзатова  мне особенно понравилось «Покуда вертится земля». Основная мысль стихотворения - воодушевляющая жизнь природы. И эта мысль жизни звучит оптимистично. Стихотворение заставляет по-новому взглянуть на жизнь, понять, что счастье во многом зависит от самого человека, от его умения воспринимать мир и радоваться каждому дню:

Пускай покину мир однажды Я, жажды в нём не утоляя.

  Глубокое  впечатление на меня произвело стихотворение «Берегите друзей»,. В нем есть все, что только можно сказать о дружбе. Мы порой  обижаем своих близких друзей и сами виним их в чем-то, а когда выясняется причина непонимания, она, оказывается, так ничтожно мала, а добрые отношения уже трудно восстановить:

Мною не прощенные однажды

Или не простившие меня.

 О любви к родному краю так пишет Расул Гамзатов в книге «Мой Дагестан» в кристальной чистой родниковых вод которые берут начало в узких горных ущельях; в косяках белокрылых журавлей:

Мы спросили журавля:

-Где же лучшая земля?

Он ответил, пролетая:

-Лучше нет родного края.

Для великого поэта немыслима жизнь без Дагестана, его обычаев, традиций, нравов. Он живет мечтами и тревогами народов отчего края.

Для Расула Гамзатова нет маленького аула без большой страны и нет маленького аула без его Цада. Этому свидетельствуют следующий строчки:

Спасибо люльке, что меня легко качала,

Спасибо очагу, что душу согревал.

Очаг и колыбель- начал земных начало,

Несчастен тот, кто о них порою забывал.

Эти строки поэта как нельзя лучше воспитывают в нас любовь и преданность к родному краю

Любовь к родному аулу Расул Гамзатов ярко показывает в поэме «Родина горца». Свой родной аул сравнивает с гнездом орлов. Куда бы не разбросала судьба, каждый из нас возвращается к своему гнезду, к своим истокам.

Я в жизни путешествовал немало,

Но где б ни был, знай, что никогда

Он счастлив, что огонь горит не только в отцовском доме, но и у всех дагестанских народов.  

Произведения Расула Гамзатова знакомит незатейливого читателя с традициями и культурой своего народа. Он с уважением отзывается о своем народе в стихотворении- «Земля моя»

Шире, чем донские степи,

Их сердца в теснине горной,

И под черной буркой совесть

Никогда не станет черной.

Замечательные люди.

Расул Гамзатов призывает нас надо быть в ответе за судьбу всей планеты, забыть про распри и хранить свой дом и своих детей в стихотворении

"Говорят, что раньше сотворенья..."

Говорят, что раньше сотворенья

Прозвучало Слово в первый раз.

Что в нём было: клятва ли, моленье?

Что в нём было: просьба иль приказ?

Чтобы мир спасти от разрушенья,

Может, Слово нужно нам сейчас,



Изучение произведения Расула Гамзатова «Мой Дагестан», как и других произведений великого поэта, способствует «формированию моральных качеств у школьников, желанию исполнять неписаный кодекс морали общества: любовь к Родине, ближнему, чувство долга, честность, скромность, интернационализм, готовность прийти на помощь, трудолюбие…». Герои книги «Мой Дагестан» — это носители лучших человеческих качеств и моральных черт

Расул Гамзатов создает свои знаменитые «Надписи» по мотивам народных песен, пословиц, изречений. При этом он выбирает из фонда народного только те зерна, из которых прорастает колос дружбы и доверия, и отбрасывает то, что противоречит этим исходным качествам горцев.


И ночью к нам входи и днем,
А не придешь, так мы поймем:
Боишься, что к тебе потом
И мы когда-нибудь придем.


Здесь начало стиха в чисто горских формах гостеприимства утверждает идею сближения людей, сердечную открытость, радушие.

Мастерски использует Расул  Гамзатов этнографическую деталь, изречение, извлечение из устного кодекса норм обычного права, для выражения своих мыслей и чувств. Таков, например, обычай старины, когда женщина кидала платок меж дерущихся мужчин, и мужчины обязаны были тут же отбросить оружие. Этот адат Р. Гамзатов вводит в стихи для выражения, можно сказать, мирового масштаба явлений.


О женщины, пока в смертельной злости
Не подняли мечей материки,
Мужчинам под ноги скорее бросьте
Свои в слезах намокшие платки.



Сродни этому стиху и другое произведение Р. Гамзатова- «На сабле Шамиля горели», где использовано известное изречение, ставшее крылатой фразой:

На сабле Шамиля горели Слова, и я запомнил с детства их: «Тот не храбрец, кто в бранном деле Думает о последствиях!»

В этом стихотворении воспевается храбрость, неписанный кодекс чести дагестанца.

Это актуально и сегодня, так как наша родина как никогда нуждается в единстве духа, силы и храбрости народов Дагестана и России в борьбе связанными с событиями на Украине .

Расул Гамзатов говорил: стихи не возникают из мелочей, они начинают звучать в такт с чувствами, родившимися после глубоких потрясений. Я подумал о своих братьях, не вернувшихся с войны, о семидесяти односельчанах, о миллионах убитых соотечественников.

 Так, журавли из песни стали символом памяти о погибших в Великую Отечественную войну, например, Памятник «Журавли» в Саратове, в Ростовской области или мемориал «Журавли» в Санкт-Петербурге. Мать, любовь, дружба, честь, достоинство, патриотизм – разве эти слова могут быть не современны? Может быть, кто-то скажет, что это сейчас не модно, но ведь истинные ценности никогда не становятся модными, без них просто невозможно жить человеку из века в век. Это мое любимое стихотворение:

Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

  Во всем, что он пишет, будь то стихи или проза, поэт будто говорит с каждым из нас в отдельности. Ничего непонятного, высокопарного нет в его творчестве. Считаю, что Расул Гамзатов - поэт на все времена.





Заключение

Невозможно понять Дагестан, его историю, традиции, культуру, хаpaктер народа без знакомства с творчеством знаменитого поэта. Будучи глубоко национальным по духу, оно в то же время обращено к миру, где нет деления на малые и большие народы, более или менее достойные уважения ввиду древности исторических корней. Всё и всех Гамзатов призывал судить «по кодексу любви». Это главное мерило ценности и отдельной личности, и целой нации. В своём народе поэт высоко ценил умение дорожить дружбой, чтить традиции гостеприимства. Его личной болью стали развал СССР, кровопролитные войны на Кавказе. Завещание, оставленное поэтом в книгах «Берегите матерей»«Берегите друзей»«Берегите детей», вполне могло бы стать объединяющей идеей многонационального государства. Гамзатов является автором настоящего гимн Дагестана, который уже несколько десятилетий исполняется который знают и поют простые люди. Сам же поэт для своих соотечественников стал мостиком в мир русской литературы. Он долгие годы занимался переводами на родной язык произведений Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Есенина, Блока. Говорить о Расуле Гамзатове и его творчестве можно много и долго, поэтому мне бы хотелось закончить словами народного кабардинского поэта Алима Кешокова: «Живя чувствами и мыслями своего народа, всей страны, Расул Гамзатов горячо и убежденно утверждает в своих произведениях дружбу и братство всех народов мира, и поэтому значение его поэзии выходит далеко за пределы нашей страны Произведения выдающегося советского поэта, его понимание роли фольклора, осмысление им народных художественных традиций свидетельствует о том, что без опоры на национальную почву, которая питает своими живительными соками современное искусство, творчество обречено остаться безликим и бескровным

Поэзия Расула Гамзатова была для меня открытием: она расширила моё представление о мире

Он жив, пока живы герои его произведений Верный сын Дагестана, всей России, великий поэт, великий государственный деятель, международный общественный деятель, неустанный борец за мир и солидарность народов. Память великого поэта, патриота, человека с большой буквы Расула Гамзатовича Гамзатова навсегда останется в наших сердцах Любовь к родине, к своему народу, любовь к жизни,— эти чистые чувства пронизывают все стихи Гамзатова, он привил их своим читателям. Жизненный и творческий путь Расула Гамзатовича символизировал естественное стремление всех народов нашей Родины к единству. Пронзительный образ белых журавлей стал символом памяти миллионов людей, пламенным призывом к сохранению мира, спокойствия и толерантности на земле

8 сентября 2003 года, в день 80-летия особых заслуг поэта перед Российской Федерацией, Президент Владимир Путин вручил ему высшую награду страны — орден Святого Андрея Первозванного.

В Дагестане «Белые журавли» проходят каждый год в сентябре. Книги о жизни и творчестве народного поэта написаны и изданы известными литературными критиками: К. Султановым, В. Огневым, В. Дементьевым и другими. О нем написаны такие документальные и телевизионные картины, как «Мое сердце в горах», «Кавказец родом из Цады», «Белые журавли», «Расул Гамзатов и Грузия» и другие. Его работы были использованы в художественных фильмах «Горячая голова» и «История храброго Хохбара».

Этот факт на мой взгляд говорит о том что он был лучшим из лучших

После окончания университета в 1951 году Расул Гамзатов был избран председателем Союза писателей Дагестана, где проработал до самой смерти в ноябре 2003 года. Чудесный человек, поэт, великий сын и истинный патриот Дагестана. Расул Гамзатов всегда проповедовал любовь и доброту, уважение к наследию предков и преданность Родине.

 Его поэзия — это самое достоверное воспоминание, которое навсегда останется в сердцах его близких, друзей и всех почитателей его яркого и самобытного таланта» — Государственный секретарь Союза О.Р. Бородин.

Вывод: Использование традиций и обрядов в произведениях Расула Гамзатова– ещё один из художественных приёмов отражения быта и национального самосознания, раскрытия и поэтизации образа дагестанского народа.























Использованная литература

1.Абрамович, Г.Л. Введение в литературоведение [Текст]: учебник для студентов пед. институтов по спец./Г.Л. Абрамович - 7-изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 352 с.

2. Адухов, М.Д. Истоки духовных ценностей в Дагестане [Текст]/ М.Д. Адухов// Педагогика. - 2004 - № 9. - С. 89-95

3. Алиев, А. О, как нежней на склоне лет… [Текст]/ А. Алиев// Дагестанская правда. - 2003. - 19 июня. - С. 5

4. Ананичев, А. Поэт аула и Вселенной [Текст]/А. Ананичев// Литературная газета. - 2008. - 15-21 октябрь. - С. 1

5. Ахмедов, М. Кавказец родом из Цада [Текст]/ М. Ахмедов// Литературная газета. - 2008. - 10-16 сентябрь. - С. 7

6. Бартенева, М. Дагестан. Живая связь времен [Текст] / М. Бартенева // Народное творчество. - 2007. - № 2. - С. 59-64

+


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!