СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Великий сын земли русской". Литературное творчество М.В.Ломоносова.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

О Ломоносове можно говорить бесконечно, пототму что это человек, которым мы ордимся, человек, у которого можно всю жизнь учиться. Учиться ценить время, отпущенное земным сроком. Учиться уважать науку и верно служить ей. Учиться любить родину. 

Просмотр содержимого документа
«"Великий сын земли русской". Литературное творчество М.В.Ломоносова.»

Тема урока: «Почему М.В. Ломоносова называют «Петром Великим русской литературы»?

Цели урока:

1. Формирование познавательного интереса к творчеству М.В. Ломоносова; представления о ценности его вклада в развитие русской литературы;

2.Создание условий для развития творческих способностей учащихся;

3. Воспитание ценности роли знаний, образования и культуры в жизни человека.

Эпиграфы к уроку:

Он создал первый университет. Он лучше сказать сам был первым нашим университетом. А. С. Пушкин.


«Нет, пожалуй, такой области знания – куда бы ни проник светлый ум Ломоносова» , «Достигнутое им одним в области физики, химии, астрономии, приборостроения, географии, языкознания, истории достаточно было бы для деятельности целой Академии». С. И. Вавилов



Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Имя Михаила Васильевича Ломоносова известно каждому образованному человеку. Он стоит у истоков российской науки, немало он сделал и для развития филологии. Его жизнь – достойный пример для многих.

Наш урок пройдет в форме конкурса. Участники – 4 команды. Дома вы подготовили творческие работы для первого состязания. Послушаем выступления ребят, работы которых вы признали лучшими в своей группе.

  1. Конкурс ораторского мастерства.

“Похвальное слова М.В. Ломоносову”.

  1. Конкурс знатоков.

Жизнь М.В. Ломоносова была наполнена знаменательными событиями, знакомствами, открытиями и свершениями. Давайте вспомним хотя бы некоторые из них. От каждой команды приглашается по одному знатоку для участия в викторине. Право ответа принадлежит тому, кто быстрее ответит на вопрос.

— Какие книги Ломоносов называл “вратами своей учёности”? («Арифметика» Магницкого и «Грамматика» Смотрицкого.)

— Как называлось учебное заведение, в котором Ломоносов прошёл курс трёх классов за один год? (Славяно-греко-латинская академия.)

— С какой целью в январе 1736 года Ломоносов приехал в Петербург? (В числе лучших двенадцати учащихся для изучения наук в Петербургской академии наук.)

— Какова цель поездки Ломоносова за границу в 1736 году? (Изучение горного дела и металлургии.)

— Какую науку Ломоносов называл своей любимой наукой? (Химию.)

— В каком году был основан Московский университет? Как он теперь называется? 

(В 1755 году. Московский государственный университет имени Ломоносова.)

3. Конкурс «М.В. Ломоносов – ученый – универсал».

- “Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец...” Кто так кратко и точно охарактеризовал Ломоносова? (А.С. Пушкин.)

Действительно, Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества. Его вклад в российскую науку и культуру трудно переоценить. И во всех своих изысканиях он выступал как государственный человек, мечтал объединить духовные и материальные ресурсы России, чтобы возвести русский народ на “величайшую степень величества, могущества и славы”.

- Что нового внёс Ломоносов в эти области знаний?

Каждая группа по очереди получает карточку с названием науки.

Химия — в XVIII веке была вспомогательной наукой. Ломоносов вывел её в ряд “первейших наук”, создал химическую лабораторию. Нашёл рецепты цветных стёкол, мозаичной массы — смальты, основал мозаичную фабрику.

Физика  1748 год — открытие закона сохранения материи и движения, теория теплоты, изучение атмосферного электричества.

Астрономия — Ломоносов открыл наличие атмосферы на Венере.

Метеорология — Ломоносов был пионером в этой науке, проводил систематические наблюдения погоды, создал различные варианты барометра.

География — Ломоносова считают одним из основоположников российской географии. Сделал попытку географического описания страны, обосновал целесообразность освоения Северного Ледовитого пути, руководил созданием «Российского атласа».

Минералогия — Ломоносов организовал повсеместный сбор образцов минералов и создал их каталог. Работал над «Всеобщей российской минералогией».

История — Ломоносов был не только естествоиспытателем, огромен его вклад в развитие гуманитарных наук. Он написал исторический труд «Древняя российская история».

Слово учителя.  Химия, физика, астрономия, география, метеорология и горное дело — все эти науки составляют лишь одну сторону многогранной деятельности Ломоносова. Рядом с естественными науками в его трудах обозначилось и другое направление — гуманитарное. Литература, русский язык, история — вот чему был отдан талант Ломоносова.

4.Конкурс – диспут.

Докажите справедливость слов критика В.Г. Белинского о значении творчества Ломоносова: “С Ломоносова начинается наша литература; он был её Петром Великим”.

(Состязание проходит в форме диспута, соперники подтверждают или опровергают доводы друг друга, приводят собственные аргументы, дополнения, примеры.)

Некоторые из приведённых аргументов, доказывающих правильность слов Белинского:

— Ломоносов создал «Российскую грамматику».

— Положил начало созданию литературного русского языка, создал “теорию трёх штилей”.

— Стал реформатором стихосложения («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739).

— Пропагандирует ямб как наиболее благородный стихотворный метр. (Поэтическое состязание в переложении «Псалма № 143» между Тредиаковским, Сумароковым и Ломоносовым в 1743 году.)

— Новаторство Ломоносова в области жанра. (Эволюция в его творчестве жанра оды, создание “поэзии мысли” — стихотворения и-“размышления”, традиция переложения псалмов.)

— Поэзию Ломоносова отличает глубокая проникновенность в духовный мир человека. Ломоносов в своём творчестве выразил основные духовные проблемы, которые впоследствии не смог обойти ни один большой писатель.

— XVIII век требовал неукоснительного следования “образцам”. По мнению Ломоносова, “неподражаемость” является залогом бессмертия для художника. Ломоносов привил русским поэтам вкус к самостоятельному, свободному мышлению.

Подведение итогов конкурса.

Анализ стихотворных произведений М.В.Ломоносова

Вклад Ломоносова в российскую культуру огромен. Но всё разнообразие творческих и человеческих устремлений Ломоносова наиболее полно отразилось в его поэзии.

“Бесспорных гениев с бесспорным «новым словом» во всей литературе нашей было всего только три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь”, — писал Ф.М. Достоевский.

Выразительное чтение стихотворения «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого Северного сияния”

Вопросы для анализа:
- Какую картину, изображённую поэтом, вы себе представили ?

- Как можно сформулировать ведущую тему произведения? (Единство в разнообразии природы.)
- Как соотносятся мир и человек в восприятии поэта? ( мир - «бездна», человек- «песчинка»)

- Какие вопросы волнуют людей при наблюдении за северным сиянием, этим чудом природы?

- Почему Ломоносова радует, что нет окончательной разгадки этого явления? (Разгаданная тайна теряет часть своей магической притягательности. Учёный и поэт спорят в душе Ломоносова, и поэт побеждает.)

- Что восхищает автора? 

6.Определите размер стиха, тип рифмы. Как ритмический рисунок влияет на общий тон стихотворения? (Строгий четырёхстопный ямб с мужской рифмой придают чеканную торжественность каждой строфе)
 Чтение стихотворения «Утреннее размышление о Божием величестве»

Вопросы для анализа:
- Что, с точки зрения Ломоносова, убедительнее всего говорит о величии Творца? (Великолепие его творения)

- Какая научная картина предстаёт перед нами?

- В чём видел Ломоносов просветительскую задачу поэта? (Поэт должен не только восхищаться прекрасным и необычным, но и стараться объяснить эти явления.)

- Прочтите заключительную строфу стихотворения. В чём её метафорический смысл? (Человек покрыт тьмой невежества, только с помощью  Господа он станет творцом великих дел и прекрасных  строк.)

- Найдите в «Размышлениях...» примеры нарушения лексической сочетаемости, трансформации смысла слов. К чему это приводит? (Создаётся более яркая, образная, впечатляющая картина.)

- Определите размер стиха, тип рифмы. Как ритмический рисунок влияет на общий тон стихотворения? 

Вывод: В «Утреннем размышлении...» Ломоносов образно передаёт теорию строения Солнца, предвосхищая те научные представления, которые сложились лишь к концу XIX века, после изобретения спектроскопа.
В «Вечернем размышлении...» с гениальной простотой выражается восхищение человека глубиной мироздания, неизмеримым множеством миров, бесконечностью вселенной. Художественное пространство поражает космизмом масштабов. 
VII. Итог урока.

- Какие новые грани личности М.В. Ломоносова открыло для вас знакомство с его творчеством? (ответить письменно)

Исследователи творчества Ломоносова отмечают: русские поэты (в том числе и сам Пушкин) учились у Ломоносова, вольно или невольно заимствуя его образы, интонации, речения, так или иначе развивались с оглядкой на грандиозный поэтический мир, им созданный. Его реформа стихосложения открыла колоссальные возможности русской поэзии, его реформирование русского литературного языка дало отечественной культуре мощное средство ее развития.

Гением Ломоносова была создана новая русская литература. Он определил общественную роль поэзии в жизни страны, открыл перед ней возможности плодотворного развития. Гражданские темы, публицистическая страстность, патриотическая любовь к своему отечеству, выразительный, богатый язык, звучные, сильные ямбы силлабо-тонического стиха — все эти особенности стихов Ломоносова высоко поднимали русскую поэзию.

VIII. Домашнее задание: читать «Оду на день восшествия …» Составить план оды.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!