Б М.И. Нестеров. Юность Сергия Радонежского ожественная благодать, говориться в житии, направляет отрока к устремлению в область духа. Братья Варфоломея женились, но он отказался от вступления в браки просил родителей отпустить его на путь отшельничества. Уже в то время он мечтал о тихой уединённой жизни монаха вдали от человеческой злобы и алчности. Однако Варфоломею пришлось ухаживать за стареющими родителями. Свой сыновий долг он выполнил до конца. Перед кончиной Кирилл и Мария приняли монашество в Хотьковском монастыре, что находился близ Радонежа. Теперь они почитаются как святые. 4. Уединенная жизнь инока Похоронив родителей, Варфоломей уступил брату Петру свою часть наследства, раздал имущество нищим и отправился в окрестные леса искать место для пустынного житья. Он нашел его на берегу реки Кончуры, и вскоре на холме Маковец была срублена маленькая церковь Пресвятой Троицы. В двадцать три года под ее бревенчатыми сводами Сергий принял постриг, в 1337году. Совершить этот церковный обряд ему помог посетивший церковь игумен Митрофан. Он же дал иноку новое, церковное имя. Так Варфоломей стал монахом Сергием. Более года Сергий провел в полном одиночестве, в непрестанных молитвах и трудах. Много удивительных историй рассказывали о его уединенной жизни в лесной чащобе. Как однажды явилась в сиянии света Сергию Пресвятая Дева Мария. Как приходил к его келье медведь, с которым будущий святой делил свою скудную пищу. Как носились в сумерках вокруг церкви бесы в островерхих литовских шапках и как Сергий укрощал эту нечисть своей молитвой. В Сергии, говорится в житии, «чудесно сочетались три основные способности человеческой природы: молитвенно- созерцательное устремление в область духа, неустанный труд и горячая деятельная любовь не только к людям, но и ко всему живому». 5.Образование Троице-Сергиева монастыря В Сергий Радонежский. Преподобный Сергий Радонежский скоре об отшельнике пошла людская молва и на Маковец потянулись монахи. Вначале их было лишь двенадцать - по числу первых учеников Христа. Сергий запрещал им принимать милостыню от людей и подавал пример своими трудами. Отдавая почти все ночное время молитвенным подвигам, св. Сергий целыми днями трудился на благоустройство обители: сам рубил деревья, таскал бревна, колол дрова, носил воду, пек просфоры, варил квас, катал для церкви восковые свечи, кроил и шил одежду и обувь. Прошли годы, и на Маковце образовалась обитель, которая в 1345 оформилась какТроице-Сергиевмонастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра). С большим трудом удалось братии уговорить Сергия стать его игуменом. Он исполнял эту обязанность, оставаясь таким же простым монахом, что и годы уединенной жизни. Рассказывают, как в монастырь пришел за советом селянин и отказался признать игумена в монахе, копающим грядки. Лишь когда к нему с поклоном обратился приехавший со свитой князь, мужичок понял, что перед ним действительно знаменитый Сергий Радонежский. А власть имущие стали часто наведываться к старцу. Меж князей нередко случались кровавые споры за власть. Сергий же своим тихим проникновенным словом и молитвой уговаривал враждующих и склонял их подчинится великому князю московскому. Так постепенно крепил он единство русичей, а оно было так им необходимо для борьбы с заклятыми врагами - монголо-татарами. Миротворческие труды Игумена земли русской увенчались успехом. Благодаря вмешательству подвижника в междоусобные конфликты многие жизни наших далеких предков были спасены. Преподобный обладал способностью «тихо и коротко настраивать душу человека и извлекать из не, как из хорошего инструмента, лучшее ее чувства» 6.Служение Сергия Радонежского С Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского перед Куликовской битвой вятой жил в непростое для Руси время-эпоху монголо-татарского ига. Это был период тяжелейшего разорения русских земель. Именно благодаря влиянию св. Сергия русские князья объединились перед Куликовской битвой, признав главенство Дмитрия Донского. Он осознавал ,что судьба русского народа, его духовное предназначение всецело зависит от сохранения единства Руси, и неоднократно выступал с миротворческой миссией. Перед знаменитой битвой с полчищем Мамая в монастырь к Сергию Радонежскому за благословением приезжал Дмитрий Донской. Вместе с князем на ратный подвиг из обители отправились два инока – Пересвет и Ослябя. Оба они пали в битве, которая закончилась славной победой. Говорят, что преподобный Сергий видел все сражение духовным взором и молился за павших, поминая каждого по имени. После битвы князь стал еще с большим благоговением относится к св. Сергию и в 1389 году пригласил его скрепить духовное завещание, узаконившее на Руси новый порядок престолонаследия – от отца к старшему сыну. Таким образом, в свою эпоху св. Сергий сыграл выдающуюся роль в важнейших событиях жизни Русской земли. Однажды Сергию после жаркой молитвы о своих духовных детях было видение. Среди ночи в лесу возник небесный свет и над обителью появились десятки удивительных птиц. В тишине раздался голос: «Как велико число этих птиц так умножится стадо твоих учеников, и после тебя они не оскудеют, но будут украшены разными добродетелями, если захотят последовать твоим стопам». Пророчество сбылось. Усилиями игумена Сергия и его сподвижников в стенах Троицкой обители была создана иноческая школа благочестия, ставшая для русского народа символом и началом духовно- нравственного возрождения. Здесь в будущей Лавре, обучались монахи - книжники и иконописцы, развивалось ремесленное дело. Отсюда, подобно птицам небесным, разлетелись по Руси ученики преподобного, распространявшие иночество и христианское просвещение по всеем русским землям. К Троице-Сергиева лавра роме Троице – Сергиева монастыря св. Сергий основал еще несколько обителей. По желанию великого князя Дмитрия Иоанновича Донского Сергий Радонежский основал три монастыря: первый в 1378 году- Дубенский на Стромыни с церковью Успения Пресвятой Богородицы, в30верстах на юго-восток от Троицкой лавры при речке Дубенке, впадающей в реку Дубна; второй после 1380 года, в благодарность Богу за победу над Мамаем - Дубенский на острову, также с церковью Успения Пресвятой Богородицы, в40 верстах к северо- западу от Троицкой лавры, при другой реке Дубенке; третий - Голутвинский, с храмом в честь Богоявления Господня, близ Коломны урочище Голутвине. Во все эти места преподобный Сергий сам ходил, по обычаю, пешком, чтобы благословить игуменами своих учеников. А его ученики учредили до 40 монастырей на Севере Руси. Влияние святого с особой силой сказалось на его многочисленных учениках, из которых многие сами прославились святою жизнью и явились духовными воспитателями окружающегося их общества. В «Патерике» Троице – Сергиевой лавры названо около 100 имен святых подвижников, так или иначе связанных узами с великим «игуменом всея Руси». Сергий Радонежский скончался 25 сентября 1392 года и через шестьдесят лет был причислен к лику святых. В первой четверти 15 века на территории монастыря было завершено строительство каменного Троицкого собора. В него внесли мощи преподобного Сергия; их не коснулось тление. 7.Наследие Сергия Радонежского Если попытаться охарактеризовать наследие преподобного Сергия одним словом, то наиболее подходящим будет «единение», «собирание»: он объединяет вокруг себя учеников, а затем соединяет всю разрозненную Русь. По славам историка Л. Н. Гумилева, «суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущих в разных городах». Защитив на Куликовом поле свое Отечество и Православную веру, наши предки осознали себя единым народом, но путь к победе был долгим и мучительно трудным: не одно десятилетие потребовалось для того, чтобы люди, сломленные бесконечными неурядицами, смогли поверить в себя, в свои скрытые силы и подняться на защиту Отечества; нужно было воспитать в воинах мужество, собрать их в одно ополчение, пробудить в народе чувство национального самоопределения, национального подъема. Этому великому делу духовного становления русской нации и посвятил себя преподобный Сергий Радонежский. То, что Россия на протяжении многих веков осталась по духу русской и православной – это и есть великое духовное наследие преподобного Сергия Радонежского. Игумен земли Русской противостоял разрушительному духу времени, он был и остается тем примером, который вдохновляет и укрепляет нас в ежедневных трудах во имя спасения собственной души и созидания земного Отечества. 8. Литература 1. Афонькин С.Ю.Монастыри России.-СПб.:»БКК», 2010. 2. Жизнь и труды преподобного Сергия Радонежского // Странник. 3. Научно-популярное издание. Православныйхрам.АСТ.Астрель.2004. 4. Никон (Рождественский). Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца. Сергиев Посад. 5. Религии России: пособие для учителя/В.А.Сомов.,Н.Новгород, 2006. |