СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Верность и дружба в жизни главных героев рассказа А.И. Куприна «Белый пудель».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родная (русская) литература       5 класс      

Тема урока: Верность и дружба в жизни главных героев рассказа А.И. Куприна «Белый пудель».

Планируемые результаты

Личностные:

формировать у учащихся желание быть сильными личностями: - стремление искать выход в трудных жизненных ситуациях; -мнение принимать верное решение, отстаивать свой выбор, -стремиться избавиться от таких человеческих качеств как эгоизм, капризность, вседозволенность.

Метапредметные: умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных

высказываниях,

-формулировать выводы;

- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

-умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные: умение находить основные темы художественного произведения на примере рассказа «Белый пудель» А.И. Куприна; умение анализировать текст художественного произведения; составлению характеристик художественных образов героев рассказа; определять особенности сюжета и композиции художественного произведения; пересказывать текст от лица героя произведения; повторение теории литературы: конфликт, портрет, художественная деталь.

Тип урока: открытия новых знаний

Оборудование: текст рассказа А.И. Куприна «Белый пудель», портрет А.И. Куприна, иллюстрации к рассказу, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Я рада нашему очередному сотрудничеству и уверена, что работа на уроке будет интересной и продуктивной.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Определение темы и постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Человек не может жить и существовать один. Все мы живем в обществе, среди людей. С одними мы учимся, с другими – отдыхаем, с третьими – встречаемся на секции, в кружке. То есть мы связаны совместной деятельностью, занятием. И если нас объединяют общие интересы, общее дело, симпатия друг к другу, то можно назвать нас товарищами. А высшей степенью товарищества является дружба.

  - А кто такой друг? Я предлагаю вам продолжить предложение

«Друг – это тот, кто…»,

Просмотр содержимого документа
«Верность и дружба в жизни главных героев рассказа А.И. Куприна «Белый пудель».»

Родная (русская) литература 5 класс

Тема урока: Верность и дружба в жизни главных героев рассказа «Белый пудель».

Планируемые результаты

Личностные:

формировать у учащихся желание быть сильными личностями: - стремление искать выход в трудных жизненных ситуациях; -мнение принимать верное решение, отстаивать свой выбор, -стремиться избавиться от таких человеческих качеств как эгоизм, капризность, вседозволенность.

Метапредметные: умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных

высказываниях,

-формулировать выводы;

- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

-умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные: умение находить основные темы художественного произведения на примере рассказа «Белый пудель» А.И. Куприна; умение анализировать текст художественного произведения; составлению характеристик художественных образов героев рассказа; определять особенности сюжета и композиции художественного произведения; пересказывать текст от лица героя произведения; повторение теории литературы: конфликт, портрет, художественная деталь.

Тип урока: открытия новых знаний

Оборудование: текст рассказа А.И. Куприна «Белый пудель», портрет А.И. Куприна, иллюстрации к рассказу, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Я рада нашему очередному сотрудничеству и уверена, что работа на уроке будет интересной и продуктивной.

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Определение темы и постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Человек не может жить и существовать один. Все мы живем в обществе, среди людей. С одними мы учимся, с другими – отдыхаем, с третьими – встречаемся на секции, в кружке. То есть мы связаны совместной деятельностью, занятием. И если нас объединяют общие интересы, общее дело, симпатия друг к другу, то можно назвать нас товарищами. А высшей степенью товарищества является дружба.

- А кто такой друг? Я предлагаю вам продолжить предложение

«Друг – это тот, кто…»,

- А какими качествами должен обладать настоящий друг?


Верность -преданность

Доброта

Честность

Порядочность

Смелость БОГАТСТВО

Доверие

Сострадание

Бескорыстность


Скажите, а кто в литературных произведениях, которые мы изучали, обладает такими качествами и, соответственно является настоящим другом? (Сережа, Мартын Лодыжкин и пудель Арто)


- Давайте вместе определим тему урока? (Верность и дружба в жизни главных героев рассказа «Белый пудель».)

2. Целеполагание поставим перед собой цели:

Сформулируйте цели урока? (Что мы сегодня должны узнать? Над чем будем работать?)

  1. Какими качествами должен обладать настоящий друг?

  2. Узнать, почему дружба дороже денег?

  3. Узнать, кого из литературных героев являются настоящими друзьями?

  1. Актуализация знаний, подготовка к изучению нового материала.

Кто написал рассказ «Белый пудель»?

Расскажите историю создания рассказа.

- Вы узнали героев рассказа?

Да, это бродячие артисты (труппа)

Как их зовут? Дедушка – Лодыжкин, мальчик – Сергей и пудель Арто, ещё щегол в клетке, обученный вытаскивать из ящика бумажки с предсказаниями будущего.

Тру́ппа (от нем. Truppe) — постоянно действующая творческая группа актёров, певцов, музыкантов.

Бродячей труппой называется группа актёров без постоянного здания, передвигающаяся с места на место и дающая выступления в разных городах.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

- Уже с первого абзаца мы знакомимся с главными героями рассказа.

Найдите глаголы, описывающие их движение? (Пудель «бежал»,

Сергей «шел»,

Лодыжкин «плелся».

- С какой целью автор использует разные глаголы движения? (Определенный глагол движения – емкая характеристика жизни героев: беззаботный пудель, мальчик, лишенный детства, и изнуренный нищетой и бродячим существованием дедушка.


Анализ образов героев произведения.

…. Мартын Лодыжкин с шарманкой на скрюченной спине.

- Что такое шарманка? (Шарманка — прибор для механического воспроизведения музыки, небольшой орган без клавиш.) Обратите внимание, что шарманка не является музыкальным инструментом, как гитара или фортепиано, а воспроизводит несколько уже имеющихся мелодий.

Шарманка играет непосредственную роль в труппе. Без нее выступления были неполными.

«Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем … Но Лодыжкин любил свою шарманку как можно любить живое, близкое,… родственное существо.»)


- Как Лодыжкин к своему инструменту ? (Лодыжкин относится к дорогому предмету, как к близкому человеку. В каком-то роде описанная шарманка повторяет судьбу самого героя.)


- Мы узнаем, что Лодыжкину предлагали продать шарманку в музей. Мог ли он это сделать? (Нет, потому что для героя продажа любимой вещи равносильна предательству.)

Лодыжкину дорог только инструмент? («Столько же, сколько шарманку, может быть даже немного больше, он любил своих младших спутников…»)


- Как происходит знакомство Лодыжкина и Сергея? («Мальчика он взял пять лет тому назад "напрокат" у забулдыги, вдового сапожника, обязавшись за это уплачивать по два рубля в месяц. Но сапожник вскоре умер, и Сергей остался навеки связанным с дедушкой и душою, и мелкими житейскими интересами»).

- Чем занимаются герои рассказа? Куда они держат путь? ( В путешествиях по Крыму доходили они до Одессы. Путь держат в Мисхор. По дороге зарабатывают на жизнь выступлениями перед богатыми людьми).



- Удачным ли выдался день для бродячих артистов? («День выдался для них неудачный. Из одних мест их прогоняли, едва завидев издали, в других, при первых же хриплых и гнусавых звуках шарманки, досадливо и нетерпеливо махали на них с балконов руками, в третьих прислуга заявляла, что "господа еще не приехамши". На двух дачах им, правда, заплатили за представление, но очень мало»).

Дачница «красивая, полная, с виду очень добрая дама» за выступление дала монету. Монета оказалась старым, стертым с обеих сторон и вдобавок дырявым гривенником.)


- Почему Лодыжкин выбрасывает монету? Ведь он мог воспользоваться ею ночью и не остаться без еды?

(Дедушка честный человек и не смог бы воспользоваться испорченной монетой.)


Вывод: Несмотря на скитания, голод и унижения, героям удаётся сохранить чувство собственного достоинства.

- Последняя дача на которую заходят герои называется «Дружба», посторонним вход строго воспрещается.

- Как вы думаете, почему автор назвал дачу," Дружба"?

(Возможно, чтобы показать, что там живут хорошие люди, добрые, отзывчивые, настоящие друзья).



Дедушка Лодыжкин говорит, что «дружба - это то самое настоящее слово».

Ребята, давайте же зайдем в калитку и что же мы увидим? На какой территории мы окажемся?

Ужасная картина.

- Как с Трилли обращаются взрослые? (Они ходят перед ним на цыпочках, готовы исполнить любую просьбу.)

- Мальчик хочет собаку. Зачем ему Арто? (Арто для него очередная игрушка. Чтоб собака развлекала его.)

- А будет ли Трилли любить Арто так, как Сергей и Лодыжкин?

-А может ли Трилли стать настоящим другом?

(Нет. Он не умеет дружить. Он никого не любит.)

Мать, конечно, готова купить для сына пуделя.

НО он всё равно не будет счастлив…. Очень важно всегда помнить народную мудрость «счастливым может быть только тот, кто отдаёт, а не тот, кто берёт»

Пока мы с вами наблюдали за сценой и возмущались поведением этого мальчика, ярче всех отношение к нему выразил не человек, а собака.

- В чем это проявилось? (растерявшийся Арто выронил изо рта шапку и вприпрыжку, с поджатым хвостом, боязливо оглядываясь назад, бросился к ногам своего хозяина.)

Виновник этого переполоха Арто становится предметом разговора между барыней и Лодыжкиным.

  1. Первичная проверка понимания.

Чтение по ролям эпизода «торга» (Барыня, автор, Лодыжкин.) (От: «Послушайте, старик…», до: «Арто, иди сюда!»)

- Как барыня относится к собаке? (Как к вещи.)

- Можно ли сказать, что Лодыжкин торгуется с барыней?

(Нет, он изначально тверд в своем решении.)

- Как это характеризует героя? (Как человека решительного, и знающего цену дружбе и верности.)

Труппа покидает дачу. Героев возмущает поведение мальчика, но сама история кажется забавной.

- Согласны ли вы с утверждением барыни, что нет вещи, которая бы не продавалась? Что, по вашему мнению, невозможно продать и купить? (Нет, не согласен (сна). Настоящие чувства нельзя купить и продать).

  1. Физкультминутка.

  2. Первичное закрепление.

- Как вы помните. Серёжа обладал навыками акробата и умел хорошо жонглировать. Сегодня мы потренируемся удерживать предметы. Правда, для начала один, ластик в различных положениях. Начинаем .. Положили ластик на голову. Медленно приседаем, плавно возвращаемся в исходное положение. Ещё раз. А теперь, не спеша идём в правую сторону. Возвращаемся в исходное положение. Теперь поворачиваемся в левую сторону. Положили ластик на правую ладонь. Выполняем круговые движения. Поднимаем максимально вверх. Опускаем. Аналогично с левой рукой. А теперь самый ответственный момент: Подбросим ластик не высоко вверх и попробуем его поймать обеими руками. Ещё раз, И ещё. Молодцы!

- После трудного дня, уставшие герои трапезничают.

- Как дедушка Лодыжкин разделил хлеб? «Потом он разломил краюху на три неровные части..»

«...одну, самую большую, он протянул Серёже, другую,

поменьше, оставил для пуделя, самую маленькую взял себе»

- Как характеризует Лодыжкина данный эпизод. (Он живет и трудится ради Сергея и Арто, для себя ему достаточно совсем малого.)

- О чём мечтает дедушка Лодыжкин? (Мечтает не о собственном благополучии, а о благополучии Сергея.)

- Можно ли назвать деда Мартына и Сергея счастливыми людьми? (Счастье не в количестве денег, а в состоянии души).

Но счастье нарушается. Арто украден. Для героев еще одно испытание.

- Показывает ли нам автор то, как происходит кража Арто? (Нет)

- О чем это говорит? (1. Что вор был крайне аккуратен.

2. Артисты были крайне утомлены)

- Как реагирует Лодыжкин на пропажу пуделя? (Растерян. «Широко раскрытые глаза дедушки вдруг наполнились крупными слезами и быстро замигали. Он закрыл их руками.» Лодыжкин подавлен, угнетен. Он только что потерял друга и последние крупинки веры в людей.)

(Что паспорт чужой. Ему нельзя обращаться ни в суд, ни куда-либо еще, поскольку его могут арестовать. По закону – он преступник, т.к. живет по чужим документам. Он беден, у него ничего нет, кроме свободного неба над головой и верных друзей).


- Что происходит с Сергеем? (На глазах мальчик взрослеет. Теперь в его руках жизнь дедушки. «…с его лица не сходило новое, упрямое и сосредоточенное выражение…», «Он шел вперед большими, твердыми шагами. Его глаза упорно смотрели вниз на дорогу, а тонкие брови сердито сдвинулись к переносью».)

-Почему Сережа решил выкрасть Арто? (Друзей в беде не бросают. Сам погибай, а товарища выручай. ) Своего друга должны вернуть сами

- Хотели ли бы вы, чтобы в вашей жизни был такой друг?

-А как бы вы поступили в такой ситуации? (Наверное, так же)

Вывод: Добро порождает добро. Сергей как бы является отражением Лодыжкина. Мальчик перенял от старика идеалы чистоты и добра, понимание того, что есть любовь и дружба, преданность и верность.

  1. Объяснение и запись домашнего задания.

Прочитать главы 5-6. Создать иллюстрации, кроссворды.

  1. Подведение итогов.

Давайте подведём итог того, о чём мы говорили на сегодняшнем уроке.

– Так о чем же это произведение? Какова его главная мысль? Что хотел донести до вас автор?

Дружба – это доверие, взаимопомощь, сопереживание, ответственность и огромный труд души, который надо беречь и ценить. Именно эти ценности в жизни становятся ключевыми для автора.

– Преданность, верность, дружба – это самое главное в жизни человека. Куприн учит читателей быть человечными, добрыми, благородными по отношению друг к другу и к животным, осуждает черствость и бездушие людей.

У каждого человека должны быть друзья, которые придут на помощь в трудную минуту

Без друзей человеку просто не прожить. Уважать старших, беречь близких.



  1. Рефлексия

Продолжите фразы: Сегодня я узнал... Было трудно… Я понял, что… Я научился… Я смог… Было интересно узнать, что… Меня удивило...




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!